12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Щенкина Ольга Владимировна27


Методическая разработка

урока русского языка


Тема: « И это все о нем… Причастие»

(Обобщение и повторение по теме «Причастие»)



ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ


Тема урока: «Обобщение и повторение по теме « Причастие»».


Класс: 7 класс.


Тип урока: повторительно-обобщающий.


Цель урока: повторить и обобщить знания, полученные о причастии, формировать умение находить причастие и определять его грамматические признаки; вырабатывать практические умения находить и выделять запятыми причастный оборот.


Задачи урока:

Образовательные УУД:

- повторение и обобщение сведений о морфологических особенностях причастия, его синтаксической роли;

- совершенствование пунктуационных навыков при причастном обороте;

- повторение правописания суффиксов причастий;

- орфографический повтор написания причастий;

- закрепление умения работать с текстом.


Развивающие УУД:

Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, цель урока. Искать пути её решения. Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы.

Познавательные: выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий. Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям.


Воспитательные УУД:

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения.Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения


Виды деятельности:

- устная и письменная

- индивидуальная и коллективная

-мыслительная деятельность; продуктивная и репродуктивная;

-речевая: учебная


Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.


Методы работы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый


Оборудование и материалы к уроку:

- текст для анализа «Хризантема» (источник: https://culture.wikireading.ru/4388 ;

- учебник: Русский язык. 6 класс учеб. для общеобразовательных учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова,

В.И.Капинос и др.; под ред. М. М.Разумовской, П.А. Леканта. – М.:Дрофа,2019;

- рабочая тетрадь;

- листы бумаги А4, цветные маркеры;

- интерактивная презентация к уроку средствами SMART Notebook.










Этап урока



Технологии,

методы, формы

обучения


Содержание

урока



Деятельность учителя

( обоснование деятельности)


Деятельность обучающихся

(ожидаемый результат)


Организационный

этап.








Актуали-зация, целепола-ание, мотивация.



































.






Актуализация опорных знаний и умений по теме



























Обобще -ние

и повторе-

ние.

















































































































Контроль и самопроверка знаний















Домашнее

задание.













- На протяжении нескольких уроков вы изучали тему «Причастие». В заключении нам необходимо подвести итоги. Как это сделать, мы решим вместе (повторить все то, что мы знаем о причастии, обобщить знания об этой части речи и применить их на практике).

- Запишите число и тему урока в рабочую тетрадь.




СЛАЙД 1.


- Скажите, а что значит «обобщить»? (показать общие результаты работы, систематизировать полученные знания).

- Это нелегкая задача – охватить и систематизировать сразу весь основной материал. Каковы ваши предложения по решению данной проблемы? (составить план действий).

« Мозговой штурм».


- Что будет из себя представлять наш план? (распределение знаний о причастии по темам, изученным ранее):


СЛАЙД 2.( цветы выдвигаются)

1. Признаки прилагательного и причастия.

2. Действительные и страдательные причастия.

3. Причастный оборот.

4. Причастия полные и краткие.

5. Н и НН в страдательных причастиях.

6. НЕ с причастиями.

7. синтаксическая роль причастий.


- Так как работа предстоит большая, то я предлагаю разделиться на группы в соответствии с нашим планом, где каждая группа продемонстрирует нам свои знания о причастии. (6 групп по 4 человека(2 парты), в которую входят обучающиеся с разным уровнем обученности). Каждый из вас несет ответственность за всю команду, но вы молодцы, и все у вас получится!




- Скоро весна, а значит, наступит День 8 Марта! Как приятно получить в подарок от родных и близких букет цветов! Не обязательно ждать розы. Я, например, люблю хризантемы.

- Что это за цветы?

- К сожалению, мы очень мало знаем про этот нежный и красивый цветок. Но я вам помогу. Информацию о хризантеме можно найти в Интернете.

По ходу чтения можно отмечать встретившиеся причастия: выделять маркером или подчеркивать ручкой.


СЛАЙДЫ 3,4,5,6.

(чтение текста « Хризантема», который раздается каждому).


ПРИЛОЖЕНИЕ 1.




Одновременное выполнение заданий.

Задание 1 (общее).

Выпишите причастия из текста на лист бумаги, а также выделите их маркером в тексте для быстрой ориентировки. После выполнения задания примените метод « Синтез идей» (обмен листами с выполненным заданием с другой группой. Ошибки или недостаточное количество причастий в работе «соседей» исправляются или дописываются и возвращается обратно).


СЛАЙД 7(«Шторка», сверху вниз)


Задание 2 для «делегатов» (по 1 от каждой команды. Приглашаются учащиеся с низким уровнем обученности)

свериться с интерактивной таблицей.


СЛАЙД 8(признаки распределяются по столбцам, выдвигаются).


Определить и записать на доске признаки прилагательного и причастия.(Любой желающий).

Задание выполняется одновременно с работой в группах






Задания по группам.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2.


Работа групп, их ответы в качестве сопровождения демонстрируются на слайдах презентации.


1 ГРУППА

1. Что вы знаете о действительных и страдательных причастиях?

2. Распределить причастия на 2 группы, указывая их суффиксы.


СЛАЙДЫ 10, 11.


2 ГРУППА

1. Что вы знаете о полной и краткой форме причастий?

2. Определить форму страдательных причастий, доказать и образовать соответствующую полную или краткую. Суффиксы причастий выделите.


СЛАЙД 10.(работа с маркером)


3 ГРУППА

1. Что вы знаете о причастном обороте?

2. Укажите предложения с причастными оборотами в Легенде о хризантеме. Обозначьте и объясните знаки препинания.

СЛАЙД 11.



4 ГРУППА

1. Что вы знаете о Н и НН в причастиях?

2. Выпишите причастия с Н и НН. Объясните написание Н и НН.


СЛАЙД 12.



5 ГРУППА

1. Что вы знаете о написании НЕ с причастиями?

2. Докажите примерами из текста различное написание НЕ с причастиями.


СЛАЙД 13.


6 ГРУППА

1. Что вы знаете о синтаксической роли причастий.


СЛАЙД 10.(работа с маркером)


- Итак, мы завершаем разговор о причастии. В заключении я предлагаю вам устроить «Интервью» на тему «Все о причастии» (принцип работы заключается в диалоге двух учащихся по схеме : вопрос- ответ). В качестве корреспондента и приглашается желающий из каждой группы.

«Микрофон».


Скажите, наша цель, поставленная в начале урока, достигнута?



В качестве домашнего задания предлагаю составить кластер

«Причастие», тест по теме «Причастие» (презентация или текстовый документ) или выполнить задания к тексту.

( по выбору)



Приветствует учащихся, создает доброжелательную рабочую атмосферу в классе, задает тон урока проверяет готовность рабочего места ученика, формирует навыки правильной организации труда.


Концентрирует внимание и подготавливает к работе; Мотивирует к учебной деятельности, обеспечивает понимание учащимися их деятельности, чего они должны достигнуть в результате урока, что их ожидает, способствует решению проблемной ситуации и применение ситуации выбора, активизирует логическое мышление, повышает речевую активность, увеличивает степень самостоятельности и ответственности в принятии решений в работе,

Формирует способность к самостоятельному умозаключению.





















Положительно подкрепляет учащихся, дает оптимистический настрой для дальнейшей работы, обеспечивает благоприятный психологический фон, стимулирует познавательную активность, способствует созданию ситуации успеха, вовлекая каждого обучающегося в процесс урока.




Предотвращает усталость и утомляемость, реализует межпредметные связи, повышает интерес и активность на уроке, осуществляет практическую деятельность, активизирует зрительное и слуховое восприятие, меняет речевую деятельность, формирует навык устной монологической речи. концентрирует внимание, активизирует мыслительные

процессы.












Развитие критического мышления;

развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих задач; формирует навык самоконтроля, совершенствует наблюдательность, активизирует навык анализа текста.










Учет индивидуальных особенностей обучающихся и дифференцированный подход.






















Активизирует произвольное внимание, осуществляет положительное эмоциональное подкрепление.








Формирует самостоятельность мышления, способность к самостоятельному умозаключению. Повышает интерес к работе, формирует навыки диалогического общения. Развивает регулирующий компонент учебной деятельности.








































































Учит задавать друг другу вопросы в рамках, обозначенных темой урока и изучаемого раздела.


























Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу











Предлагают разные варианты приходят к общему выводу.



Записывают в рабочую тетрадь число и тему урока.




Определяют значение слова.




Предлагают варианты систематизации,

выслушивают мнения одноклассников, доказывают свою точку зрения и совместно определяют план дальнейших действий.















Объединяются в группы, настраиваются на работу.





Принимают похвалу.






Включаются в беседу, показывают знания из другой области, свое общее развитие.














Читают текст, отмечают или выделяют встретившиеся причастия.







Работая в группе, выполняют задания.







Работая в группе, выполняют задания.






Проверяют выполненные задания и сверяют с материалом на интерактивной доске.





Выполняют задания, озвучивают результаты и сверяют с доской, принимают помощь в случае затруднений или ошибок.








Каждая группа работает над своим индивидуальным заданием и

демонстрирует его выполнение. Весь класс слушает высказывания, в случае затруднения, помогает группе























Каждая группа работает над своим индивидуальным заданием и

демонстрирует его выполнение. Весь класс слушает высказывания, в случае затруднения, помогает группе



















Выбирают корреспондента из желающих, принимают участие в интервью, отвечают на заданные вопросы по теме.





Соглашаются с выполнением поставленной задачи.

Записывают задания на дом, уточняют правила выполнения.

















ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ХРИЗАНТЕМА.

Хризантема. Этот осенний цветок поистине царского происхождения. На Востоке в его честь устраивают роскошные пиры, изображение хризантемы служит символом знатности, счастья и считается священным. Вряд ли можно назвать другой цветок, так часто встречающийся в волшебных строчках поэзии Японии. Слова Еса Бусона отражают чувства, видимые сердцами только истинных ценителей прекрасного:
«Любитель цветов!

Ты стал неприметно

Рабом хризантем,

Воспетых тобою!».

Его солнцеподобная форма позволила древним японцам сравнить красоту цветка ярко - желтого цвета, с сиянием солнца. Хризантема по-японски так и называется — «кику» («солнце»), и эти два понятия обозначаются одним и тем же иероглифом.
Существует много легенд об этом цветке. Одна из них связана с происхождением самой Страны восходящего солнца –Японии.
«Много веков назад правил в Китае император, мечтавший о бессмертии. Это позволило бы ему навечно сохранить власть в своих руках. Ощутив приближение старости, император призвал своего главного лекаря и приказал приготовить снадобье, которое продлило бы его молодость.
«О, могучий повелитель, — промолвил нерастерявшийся подданный. — Я мог бы приготовить такой эликсир. Для него нужны чудесные цветы, растущие на востоке, на далеких островах. А прикоснуться или сорвать их может только человек с добрым сердцем. И тогда растение отдаст свою нерастраченную силу».
Задумался император: ни он сам, ни его придворные явно не годились для того, чтобы выполнить это условие. И тогда решил он отправить на острова 300 юношей и 300 девушек. Наверное, среди них найдется хотя бы один человек, не имеющий дурных мыслей и не желающий никому зла.
Снарядили в путь множество кораблей к островам — туда, где теперь находится Япония. В этих землях действительно рос прекрасный, еще не тронутый руками человека цветок — хризантема. Мудрый лекарь хорошо знал нрав своего императора, негодовавшего в своем дворце. Он принял решение не возвращаться обратно. Приплывшие на кораблях молодые люди остались жить на островах и основали там новое государство. Неизвестно, удалось лекарю создать излечивающий от всех болезней эликсир или нет, но хризантема стала символом этой новой прекрасной страны».

В Японии цветок изображен на государственном гербе страны. А 9-й день 9-ого месяца по лунному календарю празднуют День хризантем. Считается, что цветы, сорванные или купленные в этот день, наделены магической силой. Если дом японца не украшен икебанами, гирляндами из хризантем, счастье и здоровье покинет его.










ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ГРУПП.

1 ГРУППА

1. Что вы знаете о действительных и страдательных причастиях?

2. Распределить причастия на 2 группы, указывая их суффиксы.

2 ГРУППА

1. Что вы знаете о полной и краткой форме причастий?

2. Определить форму страдательных причастий, доказать и образовать соответствующую полную или краткую. Суффиксы причастий выделите.

3 ГРУППА

1. Что вы знаете о причастном обороте?

2. Укажите предложения с причастными оборотами в Легенде о хризантеме. Объясните знаки препинания.

4 ГРУППА

1. Что вы знаете о Н и НН в причастиях?

2. Выпишите причастия с Н и НН. Объясните написание Н и НН.

5 ГРУППА

1. Что вы знаете о написании НЕ с причастиями?

2. Докажите примерами из текста различное написание НЕ с причастиями.

6 ГРУППА

1. Что вы знаете о синтаксической роли причастий.

2. Найдите примеры в тексте, подтверждающие ваши знания.

ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ

t1671043740aa.jpg


t1671043740ab.jpg

ЛИТЕРАТУРА

1. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 6 кл.»/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов. – М.: Дрофа, 2010.

2. Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл./ сост. Е.И.Харитонова. – 3-изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.

3. Психологический справочник учителя / Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина. – М.: Просвещение, 1991.

4. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. И. Заир-Бек, В.И.Муштавинская. – 2-е изд.,дораб. – М.: Просвещение, 2011.

5. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык. 6 класс/ под ред. М. М.Разумовской, П.А.Леканта. - М., изд. «Дрофа», 2007.

6. Система работы с одаренными детьми: современные технологии, рекомендации, мероприятия / авт.-сост. О.А.Касперская. – Волгоград : Учитель, 2011.

7.https://culture.wikireading.ru/4388

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.