Методическая разработка урока русского языка «И это все о нём… Причастие» (7 класс)
Методическая разработка
урока русского языка
Тема: « И это все о нем… Причастие»
(Обобщение и повторение по теме «Причастие»)
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Тема урока: «Обобщение и повторение по теме « Причастие»».
Класс: 7 класс.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Цель урока: повторить и обобщить знания, полученные о причастии, формировать умение находить причастие и определять его грамматические признаки; вырабатывать практические умения находить и выделять запятыми причастный оборот.
Задачи урока:
Образовательные УУД:
- повторение и обобщение сведений о морфологических особенностях причастия, его синтаксической роли;
- совершенствование пунктуационных навыков при причастном обороте;
- повторение правописания суффиксов причастий;
- орфографический повтор написания причастий;
- закрепление умения работать с текстом.
Развивающие УУД:
Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, цель урока. Искать пути её решения. Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы.
Познавательные: выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий. Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям.
Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения.Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения
Виды деятельности:
- устная и письменная
- индивидуальная и коллективная
-мыслительная деятельность; продуктивная и репродуктивная;
-речевая: учебная
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы работы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый
Оборудование и материалы к уроку:
- текст для анализа «Хризантема» (источник: https://culture.wikireading.ru/4388;
- учебник: Русский язык. 6 класс учеб. для общеобразовательных учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова,
В.И.Капинос и др.; под ред. М. М.Разумовской, П.А. Леканта. – М.:Дрофа,2019;
- рабочая тетрадь;
- листы бумаги А4, цветные маркеры;
- интерактивная презентация к уроку средствами SMART Notebook.
Этап урока | Технологии, методы, формы обучения | Содержание урока | Деятельность учителя ( обоснование деятельности) | Деятельность обучающихся (ожидаемый результат) |
Организационный этап. Актуали-зация, целепола-ание, мотивация. . Актуализация опорных знаний и умений по теме Обобще -ние и повторе- ние. Контроль и самопроверка знаний Домашнее задание. | | - На протяжении нескольких уроков вы изучали тему «Причастие». В заключении нам необходимо подвести итоги. Как это сделать, мы решим вместе (повторить все то, что мы знаем о причастии, обобщить знания об этой части речи и применить их на практике). - Запишите число и тему урока в рабочую тетрадь. СЛАЙД 1. - Скажите, а что значит «обобщить»? (показать общие результаты работы, систематизировать полученные знания). - Это нелегкая задача – охватить и систематизировать сразу весь основной материал. Каковы ваши предложения по решению данной проблемы? (составить план действий). « Мозговой штурм». - Что будет из себя представлять наш план? (распределение знаний о причастии по темам, изученным ранее): СЛАЙД 2.( цветы выдвигаются) 1. Признаки прилагательного и причастия. 2. Действительные и страдательные причастия. 3. Причастный оборот. 4. Причастия полные и краткие. 5. Н и НН в страдательных причастиях. 6. НЕ с причастиями. 7. синтаксическая роль причастий. - Так как работа предстоит большая, то я предлагаю разделиться на группы в соответствии с нашим планом, где каждая группа продемонстрирует нам свои знания о причастии. (6 групп по 4 человека(2 парты), в которую входят обучающиеся с разным уровнем обученности). Каждый из вас несет ответственность за всю команду, но вы молодцы, и все у вас получится! - Скоро весна, а значит, наступит День 8 Марта! Как приятно получить в подарок от родных и близких букет цветов! Не обязательно ждать розы. Я, например, люблю хризантемы. - Что это за цветы? - К сожалению, мы очень мало знаем про этот нежный и красивый цветок. Но я вам помогу. Информацию о хризантеме можно найти в Интернете. По ходу чтения можно отмечать встретившиеся причастия: выделять маркером или подчеркивать ручкой. СЛАЙДЫ 3,4,5,6. (чтение текста « Хризантема», который раздается каждому). ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Одновременное выполнение заданий. Задание 1 (общее). Выпишите причастия из текста на лист бумаги, а также выделите их маркером в тексте для быстрой ориентировки. После выполнения задания примените метод « Синтез идей» (обмен листами с выполненным заданием с другой группой. Ошибки или недостаточное количество причастий в работе «соседей» исправляются или дописываются и возвращается обратно). СЛАЙД 7(«Шторка», сверху вниз) Задание 2 для «делегатов» (по 1 от каждой команды. Приглашаются учащиеся с низким уровнем обученности) свериться с интерактивной таблицей. СЛАЙД 8(признаки распределяются по столбцам, выдвигаются). Определить и записать на доске признаки прилагательного и причастия.(Любой желающий). Задание выполняется одновременно с работой в группах Задания по группам. ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Работа групп, их ответы в качестве сопровождения демонстрируются на слайдах презентации. 1 ГРУППА 1. Что вы знаете о действительных и страдательных причастиях? 2. Распределить причастия на 2 группы, указывая их суффиксы. СЛАЙДЫ 10, 11. 2 ГРУППА 1. Что вы знаете о полной и краткой форме причастий? 2. Определить форму страдательных причастий, доказать и образовать соответствующую полную или краткую. Суффиксы причастий выделите. СЛАЙД 10.(работа с маркером) 3 ГРУППА 1. Что вы знаете о причастном обороте? 2. Укажите предложения с причастными оборотами в Легенде о хризантеме. Обозначьте и объясните знаки препинания. СЛАЙД 11. 4 ГРУППА 1. Что вы знаете о Н и НН в причастиях? 2. Выпишите причастия с Н и НН. Объясните написание Н и НН. СЛАЙД 12. 5 ГРУППА 1. Что вы знаете о написании НЕ с причастиями? 2. Докажите примерами из текста различное написание НЕ с причастиями. СЛАЙД 13. 6 ГРУППА 1. Что вы знаете о синтаксической роли причастий. СЛАЙД 10.(работа с маркером) - Итак, мы завершаем разговор о причастии. В заключении я предлагаю вам устроить «Интервью» на тему «Все о причастии» (принцип работы заключается в диалоге двух учащихся по схеме : вопрос- ответ). В качестве корреспондента и приглашается желающий из каждой группы. «Микрофон». Скажите, наша цель, поставленная в начале урока, достигнута? В качестве домашнего задания предлагаю составить кластер «Причастие», тест по теме «Причастие» (презентация или текстовый документ) или выполнить задания к тексту. ( по выбору)
| Приветствует учащихся, создает доброжелательную рабочую атмосферу в классе, задает тон урока проверяет готовность рабочего места ученика, формирует навыки правильной организации труда. Концентрирует внимание и подготавливает к работе; Мотивирует к учебной деятельности, обеспечивает понимание учащимися их деятельности, чего они должны достигнуть в результате урока, что их ожидает, способствует решению проблемной ситуации и применение ситуации выбора, активизирует логическое мышление, повышает речевую активность, увеличивает степень самостоятельности и ответственности в принятии решений в работе, Формирует способность к самостоятельному умозаключению. Положительно подкрепляет учащихся, дает оптимистический настрой для дальнейшей работы, обеспечивает благоприятный психологический фон, стимулирует познавательную активность, способствует созданию ситуации успеха, вовлекая каждого обучающегося в процесс урока. Предотвращает усталость и утомляемость, реализует межпредметные связи, повышает интерес и активность на уроке, осуществляет практическую деятельность, активизирует зрительное и слуховое восприятие, меняет речевую деятельность, формирует навык устной монологической речи. концентрирует внимание, активизирует мыслительные процессы. Развитие критического мышления; развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих задач; формирует навык самоконтроля, совершенствует наблюдательность, активизирует навык анализа текста. Учет индивидуальных особенностей обучающихся и дифференцированный подход. Активизирует произвольное внимание, осуществляет положительное эмоциональное подкрепление. Формирует самостоятельность мышления, способность к самостоятельному умозаключению. Повышает интерес к работе, формирует навыки диалогического общения. Развивает регулирующий компонент учебной деятельности. Учит задавать друг другу вопросы в рамках, обозначенных темой урока и изучаемого раздела. | Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу Предлагают разные варианты приходят к общему выводу. Записывают в рабочую тетрадь число и тему урока. Определяют значение слова. Предлагают варианты систематизации, выслушивают мнения одноклассников, доказывают свою точку зрения и совместно определяют план дальнейших действий. Объединяются в группы, настраиваются на работу. Принимают похвалу. Включаются в беседу, показывают знания из другой области, свое общее развитие. Читают текст, отмечают или выделяют встретившиеся причастия. Работая в группе, выполняют задания. Работая в группе, выполняют задания. Проверяют выполненные задания и сверяют с материалом на интерактивной доске. Выполняют задания, озвучивают результаты и сверяют с доской, принимают помощь в случае затруднений или ошибок. Каждая группа работает над своим индивидуальным заданием и демонстрирует его выполнение. Весь класс слушает высказывания, в случае затруднения, помогает группе Каждая группа работает над своим индивидуальным заданием и демонстрирует его выполнение. Весь класс слушает высказывания, в случае затруднения, помогает группе Выбирают корреспондента из желающих, принимают участие в интервью, отвечают на заданные вопросы по теме. Соглашаются с выполнением поставленной задачи. Записывают задания на дом, уточняют правила выполнения. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
ХРИЗАНТЕМА.
Хризантема. Этот осенний цветок поистине царского происхождения. На Востоке в его честь устраивают роскошные пиры, изображение хризантемы служит символом знатности, счастья и считается священным. Вряд ли можно назвать другой цветок, так часто встречающийся в волшебных строчках поэзии Японии. Слова Еса Бусона отражают чувства, видимые сердцами только истинных ценителей прекрасного:
«Любитель цветов!
Ты стал неприметно
Рабом хризантем,
Воспетых тобою!».
Его солнцеподобная форма позволила древним японцам сравнить красоту цветка ярко - желтого цвета, с сиянием солнца. Хризантема по-японски так и называется — «кику» («солнце»), и эти два понятия обозначаются одним и тем же иероглифом.
Существует много легенд об этом цветке. Одна из них связана с происхождением самой Страны восходящего солнца –Японии.
«Много веков назад правил в Китае император, мечтавший о бессмертии. Это позволило бы ему навечно сохранить власть в своих руках. Ощутив приближение старости, император призвал своего главного лекаря и приказал приготовить снадобье, которое продлило бы его молодость.
«О, могучий повелитель, — промолвил нерастерявшийся подданный. — Я мог бы приготовить такой эликсир. Для него нужны чудесные цветы, растущие на востоке, на далеких островах. А прикоснуться или сорвать их может только человек с добрым сердцем. И тогда растение отдаст свою нерастраченную силу».
Задумался император: ни он сам, ни его придворные явно не годились для того, чтобы выполнить это условие. И тогда решил он отправить на острова 300 юношей и 300 девушек. Наверное, среди них найдется хотя бы один человек, не имеющий дурных мыслей и не желающий никому зла.
Снарядили в путь множество кораблей к островам — туда, где теперь находится Япония. В этих землях действительно рос прекрасный, еще не тронутый руками человека цветок — хризантема. Мудрый лекарь хорошо знал нрав своего императора, негодовавшего в своем дворце. Он принял решение не возвращаться обратно. Приплывшие на кораблях молодые люди остались жить на островах и основали там новое государство. Неизвестно, удалось лекарю создать излечивающий от всех болезней эликсир или нет, но хризантема стала символом этой новой прекрасной страны».
В Японии цветок изображен на государственном гербе страны. А 9-й день 9-ого месяца по лунному календарю празднуют День хризантем. Считается, что цветы, сорванные или купленные в этот день, наделены магической силой. Если дом японца не украшен икебанами, гирляндами из хризантем, счастье и здоровье покинет его.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ГРУПП.
1 ГРУППА
1. Что вы знаете о действительных и страдательных причастиях?
2. Распределить причастия на 2 группы, указывая их суффиксы.
2 ГРУППА
1. Что вы знаете о полной и краткой форме причастий?
2. Определить форму страдательных причастий, доказать и образовать соответствующую полную или краткую. Суффиксы причастий выделите.
3 ГРУППА
1. Что вы знаете о причастном обороте?
2. Укажите предложения с причастными оборотами в Легенде о хризантеме. Объясните знаки препинания.
4 ГРУППА
1. Что вы знаете о Н и НН в причастиях?
2. Выпишите причастия с Н и НН. Объясните написание Н и НН.
5 ГРУППА
1. Что вы знаете о написании НЕ с причастиями?
2. Докажите примерами из текста различное написание НЕ с причастиями.
6 ГРУППА
1. Что вы знаете о синтаксической роли причастий.
2. Найдите примеры в тексте, подтверждающие ваши знания.
ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ
ЛИТЕРАТУРА
1. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 6 кл.»/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов. – М.: Дрофа, 2010.
2. Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл./ сост. Е.И.Харитонова. – 3-изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.
3. Психологический справочник учителя / Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина. – М.: Просвещение, 1991.
4. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. И. Заир-Бек, В.И.Муштавинская. – 2-е изд.,дораб. – М.: Просвещение, 2011.
5. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык. 6 класс/ под ред. М. М.Разумовской, П.А.Леканта. - М., изд. «Дрофа», 2007.
6. Система работы с одаренными детьми: современные технологии, рекомендации, мероприятия / авт.-сост. О.А.Касперская. – Волгоград : Учитель, 2011.
7.https://culture.wikireading.ru/4388