Методическая разработка контрольного урока русского языка «Причастие как особая форма глагола» (6–7 классы)

0
1
Материал опубликован 4 October 2016

Разработала учитель Капитанова О.М.

Тема: «Удивительные слова-гибриды» (обобщающее повторение по теме "Причастие как особая форма глагола").

Цели урока: систематизация знаний о причастии; формирование умения находить причастие и определять его грамматические признаки, находить и правильно писать орфограммы в причастии, выделять запятыми причастный оборот.

Задачи:

  • закрепление умения находить причастия в тексте;определять его грамматические признаки;
  • находить и правильно писать орфограммы в причастии;выделять запятыми причастный оборот;
  • правильно употреблять причастия и причастные обороты.

Форма урока: урок-соревнование

Оборудование: презентация, перфокарты, тест.

Ход урока

Орг.момент

I. Беседа с классом. Определение темы урока, постановка целей и задач.

Урок начинается с того, что учитель читает строки:

Мама - Прилагательное,

Папа - сам Глагол,

Их сыночек родненький

В них двоих пошел

И признаки по действию

Предметам раздает.

Вот свойство обязательное:

Склоняется, как прилагательное.
На все вопросы его отвечает.

Глагол по значению напоминает.

- О чём эта загадка? (о причастии) - Отгадав загадку, догадайтесь, о чем мы будем беседовать на уроке?

Определив тему, поставьте цель и задачи, которые нужно будет достигнуть на уроке.

- Что говорят о причастии великие учёные В.И.Даль, М.В.Ломоносов?

Ученик: «Часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного» В.И.Даль.

«Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и

глагола силу». М.В. Ломоносов.

Учитель:- Что значит “причастный”? Заглянем в толковый словарь.Ученик находит в словаре определение: «имеющий непосредственное отношение, касательство к чему-нибудь».

Учитель:- А какое правило вы знаете о причастии? (определение правила)

 

II. Сообщение цели урока.

Учитель: Тема сегодняшнего урока "Причастие как особая форма глагола", это последнее занятие, посвященное данной теме. Как вы думаете, ребята, какая будет цель нашего урока?

(повторить все сведения о причастии: вы должны показать своё умение в нахождении причастий,

в определении их грамматических признаков, в определении орфограмм и правильном их написании).

 

III. Словарная работа.

Учитель:- Эскиз. Ударение падает на 2 слог, на гласную букву и, опасные буквы э и з.

Учитель:- Запишите это слово и выделите буквы, которые опасны, найдите в словаре значение этого слова. (ЭСКИЗ, -а, м.. Предварительный, неоконченный рисунок, набросок. Выставка эскизов. Э. к картине. Э. декораций, костюмов (рисунок, по к-рому будут выполнены декорации, костюмы). Э. конструкции моста. || прил. эскизный, -ая, -ое.)

 

IV. Закрепление материала .

А) Работа с текстом.

Задание: прочитать текст, выделить причастия, обосновав ответ, определить: действительное причастие или страдательное.

Учитель: - Озвучьте еще раз, что такое причастие?Как разграничить действительные и страдательные причастия? Прочтите текст, укажите причастия, определите - действительные или страдательные данные примеры причастий?

Наш город, возникший в 1957 году на берегу реки Тобол в связи с освоением железорудного месторождения и строительством Соколовско-Сарбайского горно-обогатительного комбината, свое название менял несколько раз. Предлагалось несколько эскизов названия для новой Магнитки. Первоначально «Рудный» — название посёлка строителей треста «Соколоврудстрой», позже названный горняками Рудногорском. После построения палаточного городка было предложено название Семидесятипалатинск, неприжившееся среди жителей из-за своего

неблагозвучия. В 1955 году в журнале «Огонёк» была опубликована статья В.М.Полынина, называвшаяся «Новоселы Рудного». Вот так – с легкой руки Полынина город обрел своё имя - Рудный.

Б) Работа с перфокартами.

Задание: вспомнить написание частицы НЕ с причастиями; условия написания Н и НН в суффиксах причастий; проанализировать перфокарту.

поляна освеще..ая маринова..ые огурцы размешан..ые краски фигуры изображе..ы посаже…ая яблоня

/не/выясненные обстоятельства /не/выслушанный ответ /не/прочитанная книга /не/полыхающее, а затухающее пламя

В) Синтаксический разбор предложения.

Учитель:- Запишите предложение (под диктовку): Я в твоих глазах увидел огромное море, |полыхающее голубым огнем. (С. Есенин).

Задание: выполнить синтаксический разбор предложения, поставить знак препинания, для этого вспомнить, что называют причастным оборотом, правило обособления причастного оборота.

(прост., повест., невоскл., распр., осложн. обособ. опред., выраж. прич. оборотом, стоящим после опред. слова).

 

V. Выполнение тестового задания.

Учитель:- А сейчас проверим ваши знания, выполнив тест в программе MyTest. 

 

VII. Резерв.

Задание: Перед нами автобиография одного из причастий. Заполните пропуски. Не забудьте о морфологических значениях причастия.

Автобиография причастия летящий.

Я, причастие летящий, происхожу из семьи … Мой отец оставил мне значение … время, …вид. От матери я унаследовало вопрос …, свою синтаксическую роль …, умение изменяться по родам, числам и падежам. Вот сейчас я стою в форме … рода, …числа и …падежа. Кроме названных, имею собственное, присущее только мне свойство ….

 

VI. Подведение итогов.

Учитель: - Как назывался наш урок? Почему причастия называют словами-гибридами?

- В начале урока вы поставили перед собою цель, как вы считаете, вы ее достигли?

-Довольны ли вы своей работой на уроке?

Оценивание учителем работы учащихся.

Домашнее задание составить автобиографии причастий смотрящая, асфальтированная, взорванный.

Комментарии

Не поняла - где контрольные задания (нет об этом предупреждения - что сдать для оценивания)?. Есть указание на тест - а где сам тест?

27 November 2016

Похожие публикации