И С Тургенев Рассказ «Муму»: система образов. Образ Герасима

3
1
Материал опубликован 19 November

И С Тургенев Рассказ «Муму»: система образов. Образ Герасима

Ход урока

Организационный момент

Доброе утро. Посмотрите, пожалуйста, друг на друга и улыбнитесь. Вы рады видеть друг друга, я рада видеть вас всех. А когда мы все вместе, все у нас получится. Присаживайтесь. Откройте тетради и запишите сегодняшнее число и тему урока

II. Мотивация учебной деятельности.

- Сегодня на уроке мы с вами окунемся в мир художественных образов, будем учиться составлять характеристики этих героев. Но, чтобы продолжить работу нам нужно кое-что вспомнить из того, что вы уже выучили.

ІІІ. Актуализация опорных знаний

Клоус-текст

На сегодняшнем уроке мы с вами продолжаем изучение творчества И.С. Тургенева. Мы изучаем его рассказ «Муму», что же такое рассказ? в котором главный герой- это….., Кто он такой? он …. крестьянин. Назовите героев произведения …. .

Фронтальный опрос

Тест (самопроверка)

1.В каком городе происходит действие рассказа "Муму"?

А) Петербург Б) Москва В) Смоленск 

2. Как Герасим встретил Муму?

А) Он нашел ее в заброшенном сарае Б) Он спас ее из реки В) Он купил ее на базаре 

3. Кем служит Татьяна?

А) кухаркой Б) нянькой В) прачкой

4. Где Герасим прячет Муму, чтобы ее не увидели?

А) в барском сарае Б) в своей каморке В) в хозяйском погребе

5. Что Герасим дарит Татьяне, когда она уезжает из города?

А) варежки Б) шляпку В) платок 

Беседа:

Ответить на вопросы (устно):

1.Какими способностями обладает Герасим?

2.Что можно сказать о его психологическом состоянии, когда он попадает в город?

3. Он находится в смятении, тоскует, скучает.

4.Как меняется Герасим, полюбив Татьяну?

Он становится добрым, ласковым. Ему хочется о ней заботится.

5.Как переживал Герасим замужество Татьяны?

вновь остается один, отгораживается от людей, становится мрачным и угрюмым. Но он не затаил зла на Татьяну и Капитона.

5.В каком состоянии пребывал Герасим, когда у него появилась Муму?

Герасим очень любил Муму, он относился к ней, как мать к своему ребенку и то, что он решился лишить ее жизни, говорит о его мужестве. Принять такое решение может только очень мужественный человек.


IV. Творческая практическая деятельность

Давайте вспомним, кто такой Герасим, а поможет нам в этом портрет героя и кластер, найдите описание героя:

t1763512649aa.jpg

Признаки

Барыня

Герасим

Фото

t1763512649ab.jpg

t1763512649ac.jpg

Социальное

положение

Помещица

Крепостной, дворник

Возраст

Пожилая

Молодой

Где живёт

В своём доме

Сначала в деревне, потом в доме у

барыни

Семья

Вдова, есть сыновья, дочери, но

живёт одна

Есть братья, но живёт один

Портрет

Пожилая женщина (деталей портрета автор не даёт)

«одарённый                необычайной        силой, работал        за        четверых»;        «мужчина

двенадцати        вершков        роста,



сложенный богатырём и глухонемой от        рожденья»;        «огромными ладонями», «…как рычаг опускались и поднимались продолговатые и

твёрдые мышцы его плечей»

Отношение        других героев (челяди)

Все её боятся, обманывают

«они его побаивались», но уважали

Отношение        друг        к другу

«она его жаловала как верного и сильного сторожа»

«порядком её побаивался»

Черты характера

капризна, непредсказуема в своих решениях, зависит от настроения, не знает, чем занять

себя

Трудолюбив,        честен,        строг, ответственен, любит в деле порядок

Отношение автора к герою

Не нравится, автор выражает это через эпитеты: «скупая и скучающая старость», день её

нерадостный и ненастный», сравнение: «вечер чернее ночи»

Герасим нравится автору


Вывод: Сильный физически, трудолюбивый, самостоятельный, добрый. Несмотря на то, что очень сильный и все его побаивались из-за огромного роста он не смог противостоять слабой и пожилой барыне. Потому что крепостной и приучен покорности с детства. Он не смог защитить ни себя, ни собаку, ни Татьяну.


Проблемный вопрос: Кто же в этом виноват?

(Крепостное право- это социальное зло. Но после смерти Муму у героя ничего не остается и в душе его рождается протест. И он впервые без разрешения барыни уходит и возвращается в деревню)


V. Итоги урока. Обобщение изученного.

Графический диктант

(Самопроверка, ставим на каждый ответ +или -)

1. Тургенев является автором рассказа «Муму»

2. Сыновья барыни погибли

3. Муму -это любимая лошадь барыни

4. Герасим жил в каморке

5. Татьяну выдают замуж за Капитона

6. После смерти Муму Герасим застрелил барыню


А теперь, зная характеристику героев, предлагаю вам составить даймонд

Давайте вспомним, как мы его составляем ( дети называют правило составления даймонда)

Коллективное составление даймонда


Домашнее задание: подумайте и напишите, что бы сейчас искал в Гугл наш Герасим?






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо! урок выстроен логично, интересно.

1
19 November