Эссе «Идти в ногу со временем — таков девиз педагога XXI века»

6
0
Материал опубликован 5 February 2023

Всероссийский конкурс педагогического мастерства

на лучшее эссе «Педагог XXI века»


 

«Идти в ногу со временем», – таков девиз педагога XXI века.

 

Я учитель, и опыт моей педагогической деятельности насчитывает почти три десятилетия. Сказать, что сейчас многое изменилось в образовании по сравнению с тем далеким 1994 годом, годом моего профессионального старта, ничего не сказать. Время не стоит на месте, и мы тоже развиваемся и растем вместе с ним. Учитель должен идти всегда вперед, чтобы понимать детей, находить общий язык с родителями и быть интересным и готовым к сотрудничеству. Теперь я педагог XXI века.

Современный мир полон, казалось бы, неразрешимых проблем и противоречий. И вместе с тем, современное образование мобильно. Ребенок, выходя из стен школы, прежде всего, должен овладеть инструментами получения знаний, обрести универсальные учебные действия, научиться не бояться быстро меняющегося окружающего мира и найти в нем место для себя и своих интересов. В этом и помогает ему учитель. Выбирая тему будущего проекта с ребенком, стараюсь отталкиваться от его предпочтений. Например, в прошлом учебном году так родились темы трех проектов: один связан с живописью, потому что его автор любит рисовать и мечтает о поступлении в архитектурную академию, другой – был связан с современной поэзией, так как его автор пробует писать стихи, а третий – с журналистикой, будущей профессией обучающегося. В этом, по-моему, залог успеха проектной деятельности и интереса к моим предметам: русскому языку и литературе.

Я учитель, и это ко многому обязывает. В глазах своих учеников ты должен быть человеком с активной гражданской позицией, воплощением лучших душевных качеств. Это трудно. Значит, дети нас делают лучше. Мы знаем, каков идеал и стремимся к нему. Уроки литературы – это уроки человековедения, поэтому каждый урок позволяет пропустить через себя судьбу персонажа и преобразиться внутренне. Отрадно, когда находишь отклик в глазах ребят, тогда понимаешь, что ты на своем месте. Ты учитель.

Стремительность изменений в образовании нельзя не чувствовать, ей нужно соответствовать. Современные запросы таковы, что государство ждет от школы воспитания будущего гражданина, патриота своей страны, именно этому посвящен курс «Разговоры о важном», который я осваиваю вместе со своими шестиклассниками. По-моему, они идут на это занятие охотно и гимн воспринимают торжественно, понимают его значимость.

Я учитель, готовый к поиску новых форм и приемов. Моему педагогическому кредо близки слова Конфуция: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем». Не скрою, очень многое уже выработано за годы педагогической деятельности, но многое и познается вновь. В вынужденные дни и недели дистанта я, как и все учителя, осваивала новые формы работы: интерактивная тетрадь Skysmart, программа для проведения видеоконференций, а также создавала тесты в Google-форме, вела индивидуальную проверку домашнего задания сначала в ВКонтакте, потом через Дневник.ру. Сейчас легко и просто работаю электронном дневнике, не скучая по бумажному носителю. За этот период мои ИКТ-компетенции выросли многократно.

Я учитель, и на мне лежит груз ответственности за освоение знаний по русскому языку и литературе моими учениками. Использование разных форм работы, современных и проверенных временем технологий позволяет добиться результата. В моей педагогической практике, к счастью, не было ни одного ученика, провалившегося на государственной итоговой аттестации, зато была выпускница, набравшая на ЕГЭ по русскому языку заветные 100 баллов.

Я учитель, поэтому радуюсь успехам своих учеников. Они участвуют в конкурсах чтецов, во всероссийском конкурсе сочинений, в защите исследовательских проектов, вовлечены в олимпиадное движение. Даже дети с ОВЗ могут раскрыть себя в олимпиадах дистанционного уровня, такой опыт у меня был в этом учебном году. Среди моих выпускниц есть те, кто выбрал профессию журналиста, педагога. Это ли не награда за долгие 28 лет педагогической деятельности?

Я учитель, поэтому должна быть интересна своим ученикам. В течение некоторого времени выписывала журнал «Дворцы и усадьбы», так возник интерес к литературным местам России, с которыми связаны имена великих писателей. Мне посчастливилось побывать в Ясной Поляне и в Спасском-Лутовино, в Тарханах и в Болдино, в Елабуге и Орле, в Мелехово и Константиново. Эту заинтересованность я стараюсь передать своим ученикам.

Но не только путешествиями наполнена жизнь учителя литературы, но и чтением хороших книг. Разобраться в книжных новинках мне помогает журнал-навигатор в мире книг «Читаем вместе». Так, передо мной открываются современные авторы, лауреаты премий «Большая книга»: Людмила Улицкая*, Гузель Яхина, Михаил Шишкин, Евгений Водолазкин и Анна Матвеева. Любовь к книге пытаюсь привить ученикам: организовывала акцию «Книга в подарок», победителей конкурса тоже награждаю книгами. Если ученики читают книги, значит, ты состоявшийся учитель. Заинтересованных и увлеченных читателей не так много, но они есть, и это очень ценно.

Я учитель, и это звучит гордо. Каково бы ни было отношение общества к педагогу, надо достойно отвечать на вызовы, быть выше мелких нападок и непонимания, вести за собой, потому что ты учитель, педагог XXI века.

 

Физическое лицо, выполняющее функции иноагента

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.