Комплекс игр с элементами сказкотерапии с детьми дошкольного возраста (5-7 лет) с задержкой психического развития
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 123 «РАДУЖКА»
Методическая разработка по теме:
Комплекс игр с элементами сказкотерапии с детьми дошкольного возраста (5-7 лет) с задержкой психического развития.
Выполнила:
Тимохина Ирина Владимировна
учитель-дефектолог
МБДОУ детского сада № 123
г. Ульяновска
Комплекс игр с элементами сказкотерапии с детьми дошкольного возраста (5-7 лет) с задержкой психического развития.
Сказочный мир, наполненный чудесами, волшебством, тайнами, всегда привлекает детей. Ребенок с радостью погружается в воображаемый нереальный мир, активно действует в нем, творчески его преобразует. Ребенок воспринимает все происходящее в сказке как реальность. В этот момент запускается процесс компенсации речевых и психических функций. А это немаловажно, так как работаю с детьми с задержкой психического развития и системным недоразвитием речи. Включение элементов сказкотерапии в коррекционную работу оказывает воздействие на психоречевое развитие. У детей формируется лексико-грамматический строй речи, обогащается словарь, развивается память, внимание, мышление, позитивная социализация и индивидуализация.
Предлагаю игры с элементами сказкотерапии, которые изготовила специально для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. К ним относятся:
- «Сказочные бусы»;
- «Какие сказки спрятались за геометрическими фигурами?»;
- «Теремок»;
- «Удивительные палочки»;
- «Волшебные пробки».
Игра «Сказочные бусы» (для детей 5-7 лет).
Цель игры: Создать условия для развития логического мышления, творческого воображения.
Задачи игры:
- продолжать формировать умение детей последовательно передавать содержание литературного произведения;
- развивать творческое воображение, логическое мышление, внимание, память, познавательный интерес, мелкую моторику рук;
- развивать связную речь, упражнять детей в правильном использовании освоенных грамматических форм для точного выражения мыслей, в употреблении разных типов предложений в соответствии с содержанием своего высказывания;
- воспитывать любовь и интерес к художественной литературе, нравственно-эстетическое отношение к персонажам литературного произведения.
Материал: бусины(пластиковые пробки) с наклеенными сказочными героями, шнурки для нанизывания бусин, иллюстрации к сказкам «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка».
Ход игры: Детям предлагается собрать сказочные бусы из бусинок (пластиковых пробок) на шнурок по сказкам («Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка»). В каждой бусине (пробке) 2 отверстия в боковых гранях. Бусины нанизываются по одной. Объяснить, что бусы на шнурке должны располагаться по сюжету сказки. Например, в сказке «Колобок» ребенок нанизывает бусину с изображением дедушки, бабушки, колобка, затем зайца, волка, медведя и лисы. После того как ребенок соберет все бусы, предложить рассказать сказку, описать героев, рассказать свою сказку, изменив последовательность раскладывания героев. Аналогично собираются бусы по сказкам «Теремок»: мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь и «Заюшкина избушка»: заяц, лиса, собака, волк, медведь, петух (приложение №1).
Игра «Какие сказки спрятались за геометрическими фигурами?»
(для детей 6-7 лет).
Цель игры: Обобщать полученные ранее знания о сказочных персонажах, геометрических фигурах.
Задачи игры:
- способствовать развитию пространственных представлений, образного и логического мышления, творческого воображения;
- развивать умение соотносить количество и цвет геометрических фигур с определенным сказочным героем;
- воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.
Материал: иллюстрации к сказкам, карточки с разноцветными геометрическими фигурами.
Ход игры: На листе бумаги нарисованы разноцветные геометрические фигуры. За каждой фигурой спрятался определенный сказочный персонаж. Необходимо понять, кто спрятался, и сказать, как называется эта сказка, соотнося количество и цвет геометрических фигур с определенным сказочным героем. Например, один оранжевый треугольник – это лиса, а один серый прямоугольник – это журавль из сказки «Лиса и журавль». На карточках наклеены следующие фигуры:
- большой серый круг и семь маленьких треугольников («Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов»);
- три одинаковых прямоугольника разных размеров: большой, средний, маленький («Три медведя»);
- оранжевый треугольник и серый прямоугольник («Лиса и журавль», «Иван-царевич и серый волк»);
- 12 фигур одинаковой формы: 3 красных, 3 желтых, 3 голубых, 3 светло-зеленых круга («12 месяцев»);
- 7 кружков разного цвета («Цветик - семицветик») - (приложение №2).
Игра «Теремок» (для детей 5-7 лет).
Цель: Развивать речевую активность детей.
Задачи:
-совершенствовать грамматический строй речи: согласование существительных с прилагательными, глаголами и числительными;
-развивать связное речевое высказывание;
-развивать восприятие, внимание, мышление;
Материал: предметные картинки сказочных героев, изображение теремка, буквы, звуковые схемы.
Первый вариант игры «Вспомни сказку» (для детей 5-7 лет).
Цель: Развивать связную речь, упражнять в употреблении порядковых числительных.
Материал: предметные картинки сказочных героев, совпадающие с размером окошек теремка, изображение теремка.
Ход игры:
Педагог показывает предметные картинки героев сказки «Теремок».
- Угадай, из какой сказки пришли герои?
- Расставь героев сказки в теремке и расскажи эту сказку (самостоятельно или с помощью педагога). Дети накладывают на изображение теремка изображения сказочных героев.
- Кто первым нашёл теремок? Кто пришел вторым? Третьим? Четвертым? Пятым? Кто пришел последним и сломал теремок?
Второй вариант игры «Кто, где живет?» (для детей 5-7 лет).
Цель: Закрепить умение употреблять предлоги - над, под, между в речи.
Материал: предметные картинки сказочных героев, совпадающие с размером окошек теремка, изображение теремка.
Ход игры:
Педагог размещает зверей в окнах-кармашках теремка, предлагает внимательно посмотреть и отгадать, кто это?
- Этот зверь живет под волком. Это…
- Этот зверь живет над мышкой. Это…
- Этот зверь живет между медведем и лягушкой. Это…
Затем ребенок сам загадывает загадки, проговаривая предлоги: над, под, между.
Третий вариант игры «Посели жильцов» (для детей 6-7 лет).
Цель: Закрепить пространственные представления слева, справа, вверху, внизу.
Материал: предметные картинки сказочных героев, совпадающие с размером окошек теремка, изображение теремка.
Ход игры:
Педагог предлагает заселить зверей по квартирам теремка.
- Мышка будет жить на первом этаже слева.
- Лиса - на втором этаже справа.
- Медведь – на третьем этаже справа.
- Волк – на третьем этаже слева.
- Лягушка – на первом этаже справа.
- Заяц – на втором этаже слева.
Дети расставляют сказочных животных по квартирам теремка, проговаривая их пространственное расположение.
Четвертый вариант игры «Подбери картинки с заданным звуком»
(для детей 6-7 лет).
Цель: Развивать фонематический слух, умение выделять заданный звук в составе слова, автоматизировать звуки [Ш], [К], [Л], [М] в словах.
Материал: предметные картинки сказочных героев, изображение теремка, буквы: Ш, К, Л, М.
Ход игры:
Педагог ставит в верхнее окошко теремка букву, обозначающую звук [Ш] либо другой закрепляемый звук, предлагает ребенку найти картинки с этим звуком в начале, середине или конце слова (лягушка, мишка, мышка, чебурашка) и расставить их на теремке. При постановке буквы, обозначающей звук [К], ребенок выставляет волка, лисичку, лягушку, мышку, козу, кота, чебурашку, петушка, ёжика, мишка.
При постановке буквы, обозначающей звук [Л] – выставляются лиса, лягушка. При постановке буквы, обозначающий звук [М] – ребенок выставляет медведя, мышку.
Пятый вариант игры «Раздели на слоги» (для детей 5-7 лет).
Цель: Упражнять в делении слов на слоги.
Материал: предметные картинки сказочных героев, изображение теремка, звуковые схемы.
Ход игры:
Педагог размещает звуковые схемы в окна теремка с левой стороны (схему с одним кружком на первом этаже, схему с двумя кружками на втором этаже, схему с тремя кружками на третьем этаже), предлагает ребенку поселить жильцов с правой стороны в соответствии с количеством слогов.
- Назови каждого жильца. Определи количество слогов в каждом слове, и ты узнаешь, кто в какой квартире живет. Например: волк, мышь будут жить на первом этаже, так как имеют 1 слог; лиса, заяц - на втором этаже, так как имеют 2 слога; лягушка - на третьем этаже, так как имеет 3 слога (приложение №3).
Игра «Удивительные палочки» (для детей 6-7 лет).
Цель: Развивать умение соединять палочки для составления плоскостного предмета, опираясь на сюжет той или иной сказки.
Задачи игры:
- Развивать пространственное мышление, логику, воображение;
- Развивать концентрацию внимания, мелкую моторику, чувство цвета.
Материал: разноцветные деревянные палочки с наклеенной лентой-липучкой на концах, изображения сказочных героев.
Ход игры:
Ребенку предлагают выложить сказочные предметы или сказочных героев из деревянных разноцветных палочек с наклеенной контактной лентой (липучкой). Приклеенная лента помогает скрепить концы палочек в целостную фигуру. Примеры построения сказочных картинок: теремок, домики трех поросят, мельница из сказки «Кот в сапогах», репка, золотая рыбка, яблонька из сказки «Гуси-лебеди». Также из палочек можно выполнить:
- Построение лестниц, колодцев, железных дорог, дорожек с соблюдением ритма.
- Выкладывание из палочек первых и последних букв слов, обозначающих имена сказочных героев (приложение №4).
Игра «Волшебные пробки» (для детей 5-7 лет).
Цель: Развивать зрительно-моторную координацию, коммуникативные навыки, умение строить композицию по сюжету сказок («Теремок», «Аленький цветочек»).
Задачи игры:
-Развивать умение соотносить цвет предметов с цветом фона изображения;
- Формировать умение ориентироваться на плоскости листа;
- Закреплять навыки счета в пределах 10, 20;
- Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление.
Материал: разноцветные пластмассовые пробки с наклеенными изнутри цифрами, игральный кубик (2-3), карточки с изображениями цветка, теремка в цвете и с написанными цифрами.
С пластмассовыми крышками от бутылок можно устроить целую серию полезных и интересных математических игр с использованием сказочных сюжетов.
Первый вариант игры (для детей 5-6 лет).
Цель: Развивать умение соотносить цвет предметов с цветом фона изображения; формировать умение ориентироваться на плоскости листа.
Материал: разноцветные пластмассовые пробки с наклеенными изнутри цифрами, карточки с изображениями цветка, теремка в цвете и с написанными цифрами.
Ход игры:
Дети ставят разноцветные крышки на кружки с определенным цветом на карточках (теремок, аленький цветочек) или ставят крышки с цифрами на кружки с соответствующими цифрами на карточке (цветок, домик).
Второй вариант игры (для детей 6-7 лет).
Цель: формировать умение ориентироваться на плоскости листа; закреплять навыки счета в пределах 10, 20;
Материал: разноцветные пластмассовые пробки с наклеенными изнутри цифрами, игральный кубик (2-3), карточки с изображениями цветка, теремка в цвете и с написанными цифрами.
Ход игры:
Детям предлагается использовать один или два игральных кубика. Дети бросают кубик, считают количество выпавших точек, выбирают полученное число, ставят соответствующую крышку на кружок с цифрой. Игра продолжается, пока весь рисунок не будет заполнен крышками. С последними цифрами придется постараться, дожидаясь, пока они выпадут, но это и хорошо, пусть ребенок тренирует навыки простого счета и понимание, что одно число можно составить из разных цифр. Можно упростить игру, убрав один кубик, или, напротив, усложнить её, добавив третий (приложение №5).
Сказочная форма игр способствует речевому развитию детей, развивает мышление, фантазию, воображение, формирует нормы поведения и общения со сверстниками и старшими, близкими и малознакомыми людьми, развивает самосознание, способствует становлению собственной личности ребенка среди других людей, развивает социальные навыки в обращении с предметным миром.
Полученные результаты и предложенные игры могут быть использованы воспитателями, учителями-дефектологами, учителями-логопедами, родителями как средство развития психических и эмоциональных процессов у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.