Комплекс игр с элементами сказкотерапии с детьми дошкольного возраста (5-7 лет) с задержкой психического развития

0
0
Материал опубликован 8 April 2019

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 123 «РАДУЖКА»

Методическая разработка по теме:

Комплекс игр с элементами сказкотерапии с детьми дошкольного возраста (5-7 лет) с задержкой психического развития.

                                                                                             Выполнила:

                                                                                             Тимохина Ирина Владимировна

                                                                                             учитель-дефектолог

                                                                                             МБДОУ детского сада № 123

                                                                                            г. Ульяновска

 

Комплекс игр с элементами сказкотерапии с детьми дошкольного возраста (5-7 лет) с задержкой психического развития.

Сказочный мир, наполненный чудесами, волшебством, тайнами, всегда привлекает детей. Ребенок с радостью погружается в воображаемый нереальный мир, активно действует в нем, творчески его преобразует. Ребенок воспринимает все происходящее в сказке как реальность. В этот момент запускается процесс компенсации речевых и психических функций. А это немаловажно, так как работаю с детьми с задержкой психического развития и системным недоразвитием речи. Включение элементов сказкотерапии в коррекционную работу оказывает воздействие на психоречевое развитие. У детей формируется лексико-грамматический строй речи, обогащается словарь, развивается память, внимание, мышление, позитивная социализация и индивидуализация.

Предлагаю игры с элементами сказкотерапии, которые изготовила специально для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. К ним относятся:

- «Сказочные бусы»;

- «Какие сказки спрятались за геометрическими фигурами?»;

- «Теремок»;

- «Удивительные палочки»;

- «Волшебные пробки».

 

Игра «Сказочные бусы» (для детей 5-7 лет).

 

Цель игры: Создать условия для развития логического мышления, творческого воображения.

 

Задачи игры:

- продолжать формировать умение детей последовательно передавать содержание литературного произведения;

- развивать творческое воображение, логическое мышление, внимание, память, познавательный интерес, мелкую моторику рук;

- развивать связную речь, упражнять детей в правильном использовании освоенных грамматических форм для точного выражения мыслей, в употреблении разных типов предложений в соответствии с содержанием своего высказывания;

- воспитывать любовь и интерес к художественной литературе, нравственно-эстетическое отношение к персонажам литературного произведения.

 

Материал: бусины(пластиковые пробки) с наклеенными сказочными героями, шнурки для нанизывания бусин, иллюстрации к сказкам «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка».

Ход игры: Детям предлагается собрать сказочные бусы из бусинок (пластиковых пробок) на шнурок по сказкам («Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка»). В каждой бусине (пробке) 2 отверстия в боковых гранях. Бусины нанизываются по одной. Объяснить, что бусы на шнурке должны располагаться по сюжету сказки. Например, в сказке «Колобок» ребенок нанизывает бусину с изображением дедушки, бабушки, колобка, затем зайца, волка, медведя и лисы. После того как ребенок соберет все бусы, предложить рассказать сказку, описать героев, рассказать свою сказку, изменив последовательность раскладывания героев. Аналогично собираются бусы по сказкам «Теремок»: мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь и «Заюшкина избушка»: заяц, лиса, собака, волк, медведь, петух (приложение №1).

 

Игра «Какие сказки спрятались за геометрическими фигурами?»

(для детей 6-7 лет).

 

Цель игры: Обобщать полученные ранее знания о сказочных персонажах, геометрических фигурах.

 

Задачи игры:

- способствовать развитию пространственных представлений, образного и логического мышления, творческого воображения;

- развивать умение соотносить количество и цвет геометрических фигур с определенным сказочным героем;

- воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.

 

Материал: иллюстрации к сказкам, карточки с разноцветными геометрическими фигурами.

 

Ход игры: На листе бумаги нарисованы разноцветные геометрические фигуры. За каждой фигурой спрятался определенный сказочный персонаж. Необходимо понять, кто спрятался, и сказать, как называется эта сказка, соотнося количество и цвет геометрических фигур с определенным сказочным героем. Например, один оранжевый треугольник – это лиса, а один серый прямоугольник – это журавль из сказки «Лиса и журавль». На карточках наклеены следующие фигуры:

- большой серый круг и семь маленьких треугольников («Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов»);

- три одинаковых прямоугольника разных размеров: большой, средний, маленький («Три медведя»);

- оранжевый треугольник и серый прямоугольник («Лиса и журавль», «Иван-царевич и серый волк»);

- 12 фигур одинаковой формы: 3 красных, 3 желтых, 3 голубых, 3 светло-зеленых круга («12 месяцев»);

- 7 кружков разного цвета («Цветик - семицветик») - (приложение №2).

Игра «Теремок» (для детей 5-7 лет).

 

Цель: Развивать речевую активность детей.

 

Задачи:

-совершенствовать грамматический строй речи: согласование существительных с прилагательными, глаголами и числительными;

-развивать связное речевое высказывание;

-развивать восприятие, внимание, мышление;

 

Материал: предметные картинки сказочных героев, изображение теремка, буквы, звуковые схемы.

 

Первый вариант игры «Вспомни сказку» (для детей 5-7 лет).

 

Цель: Развивать связную речь, упражнять в употреблении порядковых числительных.

 

Материал: предметные картинки сказочных героев, совпадающие с размером окошек теремка, изображение теремка.

 

Ход игры:

Педагог показывает предметные картинки героев сказки «Теремок».

- Угадай, из какой сказки пришли герои?

- Расставь героев сказки в теремке и расскажи эту сказку (самостоятельно или с помощью педагога). Дети накладывают на изображение теремка изображения сказочных героев.

- Кто первым нашёл теремок? Кто пришел вторым? Третьим? Четвертым? Пятым? Кто пришел последним и сломал теремок?

 

Второй вариант игры «Кто, где живет?» (для детей 5-7 лет).

 

Цель: Закрепить умение употреблять предлоги - над, под, между в речи.

 

Материал: предметные картинки сказочных героев, совпадающие с размером окошек теремка, изображение теремка.

 

Ход игры:

Педагог размещает зверей в окнах-кармашках теремка, предлагает внимательно посмотреть и отгадать, кто это?

- Этот зверь живет под волком. Это…

- Этот зверь живет над мышкой. Это…

- Этот зверь живет между медведем и лягушкой. Это…

Затем ребенок сам загадывает загадки, проговаривая предлоги: над, под, между.

 

Третий вариант игры «Посели жильцов» (для детей 6-7 лет).

 

Цель: Закрепить пространственные представления слева, справа, вверху, внизу.

 

Материал: предметные картинки сказочных героев, совпадающие с размером окошек теремка, изображение теремка.

 

Ход игры:

Педагог предлагает заселить зверей по квартирам теремка.

- Мышка будет жить на первом этаже слева.

- Лиса - на втором этаже справа.

- Медведь – на третьем этаже справа.

- Волк – на третьем этаже слева.

- Лягушка – на первом этаже справа.

- Заяц – на втором этаже слева.

Дети расставляют сказочных животных по квартирам теремка, проговаривая их пространственное расположение.

 

Четвертый вариант игры «Подбери картинки с заданным звуком»

(для детей 6-7 лет).

 

Цель: Развивать фонематический слух, умение выделять заданный звук в составе слова, автоматизировать звуки [Ш], [К], [Л], [М] в словах.

 

Материал: предметные картинки сказочных героев, изображение теремка, буквы: Ш, К, Л, М.

 

Ход игры:

Педагог ставит в верхнее окошко теремка букву, обозначающую звук [Ш] либо другой закрепляемый звук, предлагает ребенку найти картинки с этим звуком в начале, середине или конце слова (лягушка, мишка, мышка, чебурашка) и расставить их на теремке. При постановке буквы, обозначающей звук [К], ребенок выставляет волка, лисичку, лягушку, мышку, козу, кота, чебурашку, петушка, ёжика, мишка.

При постановке буквы, обозначающей звук [Л] – выставляются лиса, лягушка. При постановке буквы, обозначающий звук [М] – ребенок выставляет медведя, мышку.

 

Пятый вариант игры «Раздели на слоги» (для детей 5-7 лет).

 

Цель: Упражнять в делении слов на слоги.

Материал: предметные картинки сказочных героев, изображение теремка, звуковые схемы.

 

Ход игры:

Педагог размещает звуковые схемы в окна теремка с левой стороны (схему с одним кружком на первом этаже, схему с двумя кружками на втором этаже, схему с тремя кружками на третьем этаже), предлагает ребенку поселить жильцов с правой стороны в соответствии с количеством слогов.

- Назови каждого жильца. Определи количество слогов в каждом слове, и ты узнаешь, кто в какой квартире живет. Например: волк, мышь будут жить на первом этаже, так как имеют 1 слог; лиса, заяц - на втором этаже, так как имеют 2 слога; лягушка - на третьем этаже, так как имеет 3 слога (приложение №3).

 

Игра «Удивительные палочки» (для детей 6-7 лет).

 

Цель: Развивать умение соединять палочки для составления плоскостного предмета, опираясь на сюжет той или иной сказки.

 

Задачи игры:

- Развивать пространственное мышление, логику, воображение;

- Развивать концентрацию внимания, мелкую моторику, чувство цвета.

 

Материал: разноцветные деревянные палочки с наклеенной лентой-липучкой на концах, изображения сказочных героев.

 

Ход игры:

Ребенку предлагают выложить сказочные предметы или сказочных героев из деревянных разноцветных палочек с наклеенной контактной лентой (липучкой). Приклеенная лента помогает скрепить концы палочек в целостную фигуру. Примеры построения сказочных картинок: теремок, домики трех поросят, мельница из сказки «Кот в сапогах», репка, золотая рыбка, яблонька из сказки «Гуси-лебеди». Также из палочек можно выполнить:

- Построение лестниц, колодцев, железных дорог, дорожек с соблюдением ритма.

- Выкладывание из палочек первых и последних букв слов, обозначающих имена сказочных героев (приложение №4).

 

 

Игра «Волшебные пробки» (для детей 5-7 лет).

 

Цель: Развивать зрительно-моторную координацию, коммуникативные навыки, умение строить композицию по сюжету сказок («Теремок», «Аленький цветочек»).

Задачи игры:

-Развивать умение соотносить цвет предметов с цветом фона изображения;

- Формировать умение ориентироваться на плоскости листа;

- Закреплять навыки счета в пределах 10, 20;

- Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление.

Материал: разноцветные пластмассовые пробки с наклеенными изнутри цифрами, игральный кубик (2-3), карточки с изображениями цветка, теремка в цвете и с написанными цифрами.

С пластмассовыми крышками от бутылок можно устроить целую серию полезных и интересных математических игр с использованием сказочных сюжетов.

Первый вариант игры (для детей 5-6 лет).

Цель: Развивать умение соотносить цвет предметов с цветом фона изображения; формировать умение ориентироваться на плоскости листа.

Материал: разноцветные пластмассовые пробки с наклеенными изнутри цифрами, карточки с изображениями цветка, теремка в цвете и с написанными цифрами.

Ход игры:

Дети ставят разноцветные крышки на кружки с определенным цветом на карточках (теремок, аленький цветочек) или ставят крышки с цифрами на кружки с соответствующими цифрами на карточке (цветок, домик).

 

Второй вариант игры (для детей 6-7 лет).

Цель: формировать умение ориентироваться на плоскости листа; закреплять навыки счета в пределах 10, 20;

Материал: разноцветные пластмассовые пробки с наклеенными изнутри цифрами, игральный кубик (2-3), карточки с изображениями цветка, теремка в цвете и с написанными цифрами.

Ход игры:

Детям предлагается использовать один или два игральных кубика. Дети бросают кубик, считают количество выпавших точек, выбирают полученное число, ставят соответствующую крышку на кружок с цифрой. Игра продолжается, пока весь рисунок не будет заполнен крышками. С последними цифрами придется постараться, дожидаясь, пока они выпадут, но это и хорошо, пусть ребенок тренирует навыки простого счета и понимание, что одно число можно составить из разных цифр. Можно упростить игру, убрав один кубик, или, напротив, усложнить её, добавив третий (приложение №5).

Сказочная форма игр способствует речевому развитию детей, развивает мышление, фантазию, воображение, формирует нормы поведения и общения со сверстниками и старшими, близкими и малознакомыми людьми, развивает самосознание, способствует становлению собственной личности ребенка среди других людей, развивает социальные навыки в обращении с предметным миром.

Полученные результаты и предложенные игры могут быть использованы воспитателями, учителями-дефектологами, учителями-логопедами, родителями как средство развития психических и эмоциональных процессов у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

                                                                                         

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации