12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
ФЕДОРОВА ЛЮДМИЛА АНАТОЛЬЕВНА2367
мечтатель
Россия, Чувашская респ., Чебоксары

Игра как метод социализации и коммуникации.

В настоящее время развитие качественного уровня дошкольного образования рассматривается на основе повышения его практической деятельности, направленной на поиск самостоятельного решения дошкольниками в совместном с педагогами познавательном процессе, нахождение ответов на вопросы, затрагивающие важные стороны жизни. Принятый ФГОС, использующий главные принципы дошкольного образования, рассматривает формирование познавательных интересов и умственных способностей детей в различных видах деятельности важнейшим аспектом образовательной деятельности в детском саду и направлен на развитие интеллекта дошкольников.

Игра - это ведущий вид деятельности в ДОУ, наиболее эффективная форма социализации ребёнка. Именно в игре закладываются основы будущей гармонично развитой личности. Играя вместе, дети начинают строить свои взаимоотношения, учатся налаживать различные формы общения. В процессе совместных игр со сверстниками у детей формируются важнейшие коммуникативные качества, необходимые им в сфере общения и межличностного взаимодействия как с единомышленниками, так и с теми, кто имеет другую точку зрения.

Ребенок старшего дошкольного возраста отличается активностью в познании окружающего мира, поэтому кругозор ребенка отражает накопленный личный опыт и расширяется на основе словесных образов, представлений по рассказам, с помощью воображения в игре, практического раскрытия того или иного взгляда.

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»- так высказывался об игре В.А.Сухомлинский.

Современный дошкольник –очень любознательный, пытливый исследователь, реализующийся в творческой деятельности, идущий вперед к новым победам, открытиям. Он со своим видением решения той или иной проблемной ситуации, искатель нового и удивительного... Этот активный "любознайка" и "почемучка" очень многим интересуется, отлично владеет многими техническими средствами, вплоть до телефона и компьютера, о многом рассуждает, высказывает свою точку зрения, логически объясняя свою позицию при поиске ответов. Он позитивно настроен, мобилен технически и творчески свободен, любит играть, сочинять, фантазировать, мечтать, перевоплощаться, чудить и создавать вокруг себя мир, непохожий на другие миры… А как иначе еще можно открыть двери в удивительный мир окружающей природы, наполненный яркими красками и еще неизведанными тайнами и загадочными явлениями?

Игровая форма занятий создается на занятиях при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования дошкольников к познавательной деятельности.

Игра- это самый простой и доступный для детей способ познания мира, отношений, а, значит, многое зависит от ее качества, содержания. Насколько грамотно она будет организована, значит, настолько полно будет воспринята та или иная новая информация ребенком. Благодаря игре дошкольник открывает ворота в мир познавательной деятельности, где осуществляется формирование познавательных действий, становление сознания, развитие любознательности и познавательной мотивации, воображения и творческой активности.

В детском саду формируется особая жизнедеятельность всех участников образовательного процесса, поэтому руководить работой по формированию правильных взаимодействий между детьми в детском саду, конечно же, должен воспитатель. Воспитатель становится своеобразным путеводителем в мире детских, дружеских взаимоотношений, т. к. в детском саду закладываются основы всей дальнейшей жизни ребенка, его характер, стиль общения, взгляды и ощущения. Важно, что уже в дошкольный период он учится ценить дружбу, товарищество, находит возможность для умения соглашаться с наиболее оптимальными решениями, признавать себя правым или иметь право на ошибку, быть справедливым и бороться с несправедливостью. Играя, дошкольники учатся правильно оценивать собственные результаты и результаты своих друзей, товарищей, партнеров по игре. Через игру они знакомятся с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, родителей, которые становятся образцовым примером для их собственного поведения. Благодаря интересно организованной игре ребята находят свои пути выхода из создавшейся ситуации, опираясь на приобретенный опыт и знания в ходе взаимодействия друг с другом. Игра, способствующая соподчинению игроков правилам, содержащимся во взятых на себя ролях, формирует личностные эмоции и чувства, что ведет к развитию волевой регуляции поведения.

Одной из наиболее значимой и увлекательной формой игровых занятий для детей старшего дошкольного возраста являются сюжетно –ролевая игра, среди которой особым интересом пользуется, например, игра-путешествие. Она отражает чаще реальные факты или события, понятные детям. Выполнение определенных заданий ребята воспринимают эмоционально, легко, непринужденно, поэтому содержание усваивается лучше. Ребята на таких занятиях принимают активное участие в развитии сюжетной линии, обогащении игровых действий, используют атрибуты, предметы- заместители, а, значит, достигают наибольшего результата и приобретают новые знания для дальнейшей социализации.

Добрые отношения к сверстникам помогают воспитывать сюжетно-ролевые игры, где ведущую роль выполняют сами дети. Например, игра «Огородники», «Приходите к нам на чай», «Семья», «В гостях у бабушки», «Праздничный обед», «Угощения для друзей», «Дочки –матери», «Папины помощники» воспитывают гуманные чувства, учат детей быть вежливыми, доброжелательными и приветливыми. В финале игры следует положительно оценить поступки детей, кто проявил выдержку и взаимопомощь, учитывал мнение других игроков и прислушивался, при этом высказывал свои умозаключения, не боясь ошибиться, где в итоге и проявляются коммуникативные навыки в общении игроков.

Осуществляя педагогическую деятельность в ДОУ, ежедневно взаимодействуя с детьми и проигрывая различные жизненные ситуации, всегда нужно подчеркивать доброжелательное отношение к партнерам независимо от их успехов- неудач в игре, воспитывая у детей эмоционально сдержанную реакцию на проигрыш или выигрыш. Важно учить детей анализировать свои поступки и реакцию окружающих, находить причину конфликта и переводить решение в положительное русло. Способствовать усвоению детьми игровых навыков и умений можно путем применения различных педагогических ситуаций, направленных на функционирование в игровой форме познавательных, коммуникативных и воспитательных моментов учебно- образовательного процесса.

Свобода выбора в игре как основное условие ее содержания способствует качественным преобразованиям в развитии мышления детей и формирования их эмоциональной сферы. Приемы мозгового штурма, интеллектуальная разминка, «корзина идей» обогащает игровые представления детей об индивидуальных возможностях каждого из участников игрового пространства, совершенствуя навыки коммуникации и дальнейшей их социализации. Самостоятельный поиск знаний дошкольников для решения проблемной задачи происходит путем создания педагогом проблемных ситуаций, в итоге активизируется самостоятельная деятельность дошкольника по решению данной проблемы.

Развиваясь в игре, дошкольники приобретают способность управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, легче переносить запреты, становятся более гибкими в общении и менее застенчивыми, легче вступают во взаимодействие и сотрудничество. Очень важно, чтобы игры оставались интересными, увлекательными, оригинальными, предоставляли каждому ребенку возможность творчески самовыражаться и раскрывать свой внутренний потенциал.

Воспитателю ДОУ важно помнить о том, что игровые методы и приёмы не должны превращать занятие в развлечения. Нельзя достигнуть хороших результатов, не имея единомышленников, то есть, нужна система взаимодействия всех, кто соприкасается с детьми. Главная роль в развитии социально- коммуникативных навыков у ребенка всё же принадлежит родителям, поэтому необходимо сотрудничать с ними напрямую. Всегда нужно учитывать пожелания и предложения родителей, считаться с их мнением, высоко ценить их участие в жизни группы, проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт, находя точки для соприкосновения в спорных вопросах и вести работу по улучшению воспитательно- образовательного процесса.

Детская  игра- важнейшее средство социализации и развития коммуникативных способностей у детей. Дошкольники более ярко, , многогранно, полно и непосредственно выражают себя в спонтанной, придуманной самостоятельно собственной сюжетной игре, чем в словах, поскольку в игре они чувствуют себя удобнее, раскрепощаются и проявляют искренние чувства и желания. Для детей очень важно чувствовать свою значимость, обогащая при этом социальный опыт и развивая коммуникативную сферу межличностного общения. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных ситуациях, а, значит, спокойнее адаптируются к окружающему миру и жизни в социуме, вырастая полноценными, ответственными и инициативными. 




Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.