Статья на тему «Игра как средство социализации и коммуникации дошкольников»
Выполнила:Посадскова Анна Валерьевна
воспитатель детский сад №94
г. Рыбинск, Ярославская обл.
Статья на тему: «Игра как средство социализации
и коммуникации дошкольников».
Отечественной педагогикой и психологией признано, что сферой социального творчества ребенка, где закладываются основы его полноценного социального общения, является совместная игра с другими детьми. В данном случае речь идет о коммуникати-вных играх.
Коммуникативная игра - это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга.
Игра – сильнейшее средство социализации ребёнка , включающее в себя как социально контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и стихийные, спонтанные процессы , влияющие на личностное развитие. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.
Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые бы учили детей культуре общения, формировать у них чуткое, доброжелательное отношение к сверстникам, благополучно выходить из конфликтных ситуаций и находить компромиссное решение.
Развивать личностноэмоциональное отношение и способствовать применению знаний в проявлении коммуникативности в игровых ситуациях. Обучать проявлению коммуникативности в различных сюжетах посредством обыгрывания специальных игровых ситуаций в совместных взрослодетских играх. Способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости , взаимной ответственности .
В дошкольном возрасте общение тесно связано с игрой и является одним из ведущих видов деятельности. Главным содержанием игр в дошкольном возрасте, становится передача отношений между людьми и подчинение определенным правилам. Работа по развитию у детей навыков общения, социальных эмоций должна быть последовательной, так чтобы дети научились взаимодействовать друг с другом, оценивать собственное поведение, поступки сверстников, понимать эмоциональные переживания друг друга и адекватно реагировать на них. И в этом я вижу одну из задач педагога научить с помощью игры развивать умение действовать совместно , осуществлять само -и взаимоконтроль за деятельностью, учить доверять и помогать тем с кем общаешься.
Например с помощью «Игрового упражнение « Змея» Цель которого: Развивать навыки группового взаимодействия. В этом игровом упражнении ( голова и хвост змеи должны «Договориться» и двигаться в одном направлении ) Поэтому дети учатся дружески договариваться и взаимодействовать друг с другом. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего сущего. На выражение различных эмоциональных состояний в своей работе с детьми я использую этюды «Поссорились, помирились», «Мое настроение» и игровые упражнения « Руки знакомятся, руки Ссорятся, руки мирятся» с помощью их ребенок учится выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.
В разрешении детских конфликтов у нас в группе есть « волшебный коврик», и уголок «Мирилки» С помощью этих игровых форм дети учатся благополучно выходить из конфликтных ситуаций, находить компромиссное решение. Так же для создания в группе дружеских и доброжелательных взаимоотношений в детском коллективе я использую « минуты вхождения в день»- «Подари улыбку другу», « Комплименты», « Розовые очки» , « Зеркало» и др. С помощью их создаются радостное настроении у детей формируются дружелюбные отношения друг к другу, умение общаться в коллективе; снимается эмоциональное и психофизическое напряжение. Игровая деятельность является важным источником выражения ребенком своих эмоций, чувств, элементарного самоощущения.
С помощью сюжетной игры «Наш детский сад» , « Семья» « Больница» и др. дети учатся проявлению коммуникативности в различных сюжетах посредством обыгрывания специальных игровых ситуаций в совместных играх.Воспитатель может предложить детям поиграть самостоятельно, если же у детей еще не возникло должного интереса к игре, педагог может
выступить в игре как равноправный партнер, выполняя главную или
второстепенную роль, косвенно влияя на изменение игровой среды, он может
вести коррекцию игровых отношений.
К примеру, он может предложить детям следующие роли: «врач»,«медицинская сестра», «музыкальный работник», «няня»,«повар». Когда все роли будутраспределены, педагог побуждает детей к игре: «Сейчас нужно провести зарядку с куклами, потом посадить завтракать».«Няне нужно быстро сходить на кухню и принести завтрак» «После завтрака надо идти на осмотр к врачу» . По ходу игры воспитатель следит за правильным развитием сюжета, сглаживает возникающие конфликты, советует, что можно придумать еще, при желании детей вводит новые роли.
Моя роль заключается в том, чтобы организовать с детьми совместную игру, участвовать в ней в качестве игрового партнера и чтобы воспитанники чувствовали, что мне так же интересно играть с ними, как им самим.
В игре дети часто нарушают правила вежливого обращения к партнеру по совместной деятельности, редко используют в речи "волшебные" слова. В процессе диалога дети часто показывают неумение слушать собеседника, нередко допускают грубость по отношению друг к другу. На примере дидактической игры «Как Буратино стал вежливым» дети учатся вежливому общению друг с другом, использованию вежливых слов во время игры и чуткому доброжелательному отношению к сверстникам.
Коллективные дидактические игры являются эффективным средством развития коммуникативных способностей детей. Сутью совместной деятельности в такой игре является ориентация ребенка на объект деятельности, а на координацию своих действий с играющими. В коллективной дидактической игре ребенок приобретает видение в сверстнике равноправного партнера, с которым можно достигать взаимопонимания, а также отношение к себе как к равному партнеру.
Игры и упражнения на двигательное раскрепощение ребенка направлены на преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей. Это важно, т.к. только физически свободно чувствующий себя ребенок спокоен и психологически защищен.Игры «Путаница», «Веселая зарядка», «Насос и мяч» и др. способствуют снятию мышечного напряжения, стимулированию активности и развитию навыков совместных действий, эмоционального раскрепощения детей. При проведении таких игр желательно использовать музыкальное сопровождение, которое способствует созданию и поддержанию эмоционального фона.
Для преодоления застенчивости детей, в своей работе использую игры-пантомимы. Такие игры способствуют сближению воспитанников и устанавливают благоприятный эмоциональный контакт игроков. Это всем известные игры «Где мы были, не скажем – а что делали, покажем», «Ласковый мелок», «Изобрази сказку».
Надо отметить, что почти все дети с большим желанием участвуют в играх. Результат не заставляет долго ждать. После такой совместной деятельности у них повышается настроение, что стимулирует их на совместную организацию последующих действий «вместе». Отмечается уменьшение ссор между воспитанниками
Таким образом можно сделать вывод, что ценность и польза коммуникативных игр очевидна. Для детей игры имеют мощный воспитательный и обучающий эффект. Они позволяют детям сблизиться и лучше узнать друг друга, учат проявлять заботу, внимание, сочувствие к сверстникам, продуктивно общаться, создать эмоционально -положительный микроклимат в группе.