Статья на тему «Игра как средство социализации и коммуникации дошкольников»

5
0
Материал опубликован 12 September 2022



                                                            Выполнила:Посадскова Анна Валерьевна

                                            воспитатель детский сад №94

                                             г. Рыбинск, Ярославская обл.

Статья на тему: «Игра как средство социализации

и коммуникации дошкольников».

Отечественной педагогикой и психологией признано, что сферой социального творчества ребенка, где закладываются основы его полноценного социального общения, является совместная игра с другими детьми. В данном случае речь идет о коммуникати-вных играх.

Коммуникативная игра - это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга.

Игра – сильнейшее средство социализации ребёнка , включающее в себя как социально контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и стихийные, спонтанные процессы , влияющие на личностное развитие. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.

Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые бы учили   детей   культуре   общения, формировать  у   них чуткое, доброжелательное отношение к сверстникам, благополучно   выходить   из   конфликтных ситуаций и находить компромиссное решение.

Развивать   личностно­эмоциональное   отношение и  способствовать   применению   знаний   в   проявлении коммуникативности в игровых ситуациях. Обучать   проявлению   коммуникативности   в   различных   сюжетах посредством   обыгрывания   специальных   игровых   ситуаций   в   совместных взросло­детских играх. Способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости , взаимной ответственности .

В дошкольном возрасте общение тесно связано с игрой и является одним из ведущих видов деятельности. Главным содержанием игр в дошкольном возрасте, становится передача отношений между людьми и подчинение определенным правилам. Работа по развитию у детей навыков общения, социальных эмоций должна быть последовательной, так чтобы дети научились взаимодействовать друг с другом, оценивать собственное поведение, поступки сверстников, понимать эмоциональные переживания друг друга и адекватно реагировать на них. И в этом я вижу одну из задач педагога научить с помощью игры развивать умение действовать совместно , осуществлять само -и взаимоконтроль за деятельностью, учить доверять и помогать тем с кем общаешься.

Например с помощью «Игрового упражнение « Змея» Цель которого: Развивать навыки группового взаимодействия. В этом игровом упражнении ( голова и хвост змеи должны «Договориться» и двигаться в одном направлении ) Поэтому дети учатся дружески договариваться и взаимодействовать друг с другом. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего сущего. На выражение различных эмоциональных состояний в своей работе с детьми я использую этюды «Поссорились, помирились», «Мое настроение» и игровые упражнения « Руки знакомятся, руки Ссорятся, руки мирятся» с помощью их ребенок учится выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.

В разрешении детских конфликтов у нас в группе есть « волшебный коврик», и уголок «Мирилки» С помощью этих игровых форм дети учатся благополучно выходить  из   конфликтных ситуаций, находить компромиссное решение. Так же для создания в группе дружеских и доброжелательных взаимоотношений в детском коллективе я использую        « минуты вхождения в день»- «Подари улыбку другу», « Комплименты», « Розовые очки» , « Зеркало» и др. С помощью их создаются радостное настроении у детей формируются дружелюбные отношения друг к другу, умение общаться в коллективе; снимается эмоциональное и психофизическое напряжение. Игровая деятельность является важным источником выражения ребенком своих эмоций, чувств, элементарного самоощущения.

С помощью сюжетной игры «Наш детский сад» , « Семья» « Больница» и др. дети учатся проявлению   коммуникативности   в   различных   сюжетах посредством   обыгрывания   специальных   игровых   ситуаций   в   совместных  играх.Воспитатель может предложить детям поиграть самостоятельно, если же   у   детей   еще   не   возникло   должного   интереса   к   игре,   педагог   может
выступить   в   игре   как   равноправный   партнер,   выполняя   главную   или
второстепенную роль, косвенно влияя на изменение игровой среды, он может
вести коррекцию игровых отношений.
К   примеру,   он   может   предложить   детям   следующие   роли:  «врач»,«медицинская   сестра», «музыкальный работник», «няня»,«повар».   Когда   все   роли   будут
распределены, педагог побуждает детей к игре: «Сейчас нужно провести зарядку с куклами, потом посадить завтракать».«Няне нужно быстро сходить на кухню и принести завтрак» «После завтрака надо идти на осмотр к врачу» . По ходу игры воспитатель следит  за   правильным  развитием сюжета, сглаживает  возникающие   конфликты,  советует,  что   можно   придумать еще, при желании детей вводит новые роли.
Моя роль заключается в том, чтобы организовать с детьми совместную игру, участвовать в ней в качестве игрового партнера и чтобы воспитанники чувствовали, что мне так же интересно играть с ними, как им самим.

В игре дети часто нарушают правила вежливого обращения к партнеру по совместной деятельности, редко используют в речи "волшебные" слова. В процессе диалога дети часто показывают неумение слушать собеседника, нередко допускают грубость по отношению друг к другу. На примере дидактической игры «Как Буратино стал вежливым» дети учатся вежливому общению друг с другом, использованию вежливых слов во время игры и чуткому доброжелательному отношению к сверстникам.

Коллективные дидактические игры являются эффективным средством развития коммуникативных способностей детей. Сутью совместной деятельности в такой игре является ориентация ребенка на объект деятельности, а на координацию своих действий с играющими. В коллективной дидактической игре ребенок приобретает видение в сверстнике равноправного партнера, с которым можно достигать взаимопонимания, а также отношение к себе как к равному партнеру.

Игры и упражнения на двигательное раскрепощение  ребенка направлены на преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей. Это важно, т.к. только физически свободно чувствующий себя ребенок спокоен и психологически защищен.Игры «Путаница», «Веселая зарядка», «Насос и мяч» и др. способствуют снятию мышечного напряжения, стимулированию активности и развитию навыков совместных действий, эмоционального раскрепощения детей. При проведении таких игр желательно использовать музыкальное сопровождение, которое способствует созданию и поддержанию эмоционального фона.

Для преодоления застенчивости детей, в своей работе использую игры-пантомимы. Такие игры способствуют  сближению воспитанников и устанавливают благоприятный эмоциональный контакт игроков. Это всем известные игры «Где мы были, не скажем – а что делали, покажем»,  «Ласковый мелок», «Изобрази сказку».

Надо отметить, что почти все дети с большим желанием участвуют в играх. Результат не заставляет долго ждать. После такой совместной деятельности у них повышается настроение, что стимулирует их на совместную организацию последующих действий «вместе». Отмечается уменьшение ссор между воспитанниками

Таким образом можно сделать вывод, что ценность и польза коммуникативных игр очевидна.  Для детей игры имеют мощный воспитательный и обучающий эффект. Они позволяют детям сблизиться и лучше узнать друг друга, учат проявлять заботу, внимание, сочувствие к сверстникам, продуктивно общаться, создать эмоционально -положительный  микроклимат в группе.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации