Статья «Игра как средство формирования положительной мотивации к познавательной деятельности у обучающихся с интеллектуальными нарушениями»
Использование игр способствует изменению мотивов поведения, раскрытию новых источников развития познавательных сил, повышению самооценки, развитию воображения. Мотивация – это способ быстрого достижения цели, основанный на психофизиологическом процессе, который направляет поведение человека, способствует его активности и работоспособности. В игре осуществляется эмоционально-волевое развитие, развивается потребность усваивать нормы поведения. Развиваются личностные качества. от которых в дальнейшем будет зависеть успешность в учебной трудовой деятельности.
Игра - эффективное средство формирования положительной мотивации к познавательной деятельности у обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Преимущества такого метода:
- игровая обстановка способствует развитию познавательных интересов
- игра дает возможность многократно повторять один и тот же материал без монотонности
- игра повышает получение знаний
( способствует созданию у школьников положительного эмоционального настроя, улучшает общую работоспособность )
- в процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, проявлять инициативу
Благодаря игре удается преодолеть неуверенность, пассивность.
Игра возможна на всех этапах урока при проверке и закреплении знаний учащегося при изучении нового материала.
Система игр для формирования положительной мотивации к познавательной деятельности у обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Понятие " игровые технологии " включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных игр : такие игры обладают существенным признаком - четко поставленной целью обучения соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы и выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Обучая ребенка с интеллектуальными нарушениями, невозможно достигнуть быстро высоких результатов . Такие дети нуждаются в особом индивидуальном подходе и организации обучения и воспитания.
Игре принадлежит одно из главных мест в осуществлении задач коррекции и компенсации дефектов поведения таких детей. Основной формой воздействия на ребенка являются организованные занятия. Содержание занятий определяется индивидуальной программой.
В игре создаются такие условия , в которых ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами. При этом он приобретает действенный и чувственный опыт. У детей с интеллектуальными нарушениями опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован, не обобщен. Ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов для понимания того или иного действия требуются многократные повторения.
Именно игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале.
Для ребенка эмоциональная сторона организации игры важное условие.
Использования игр в обучении - это соблюдение последовательности в правильном подборе игр.
Обязательно должны учитываться следующие дидактические принципы
- доступность
- повторяемость
- постепенность выполнения заданий
У детей с нарушением интеллекта мотивация к учебной деятельности развивается медленно и с определенными трудностями. Отношение детей с интеллектуальными нарушениями характеризуется неустойчивостью, изменяется под влиянием ситуации, степени контроля со стороны учителя.
Игровые занятия ставят ребенка в центр обучающегося процесса. Использование в учебном процессе игр и разных заданий , создание на уроке игровой ситуации приводит к тому, что ребенок незаметно для себя и без особого напряжения приобретает определенные знания, умения и навыки. Небольшая продолжительность каждой игры и частые переключения с одного вида деятельности на другой делают игру динамичной. На свих уроках при подборе игр ориентируюсь на индивидуальные способности ребенка, задерживаясь на каждом этапе освоения знаний столько, сколько необходимо ребенку, поощряя его . Использование игровых технологий помогает в преодолении трудностей в усвоении знаний, повышении мотивации и познавательного интереса к предмету, активизации познавательных процессов, развитии коммуникационных процессов.
Главный же принцип с детьми с интеллектуальными нарушениями в развитии - ее практическая направленность. Предлагаемый материал они усваивают после долгих кропотливых занятий.
Виды игр:
. дидактические ( расширение кругозора, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности )
. воспитывающие ( воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов )
. социализирующие ( приобщение к нормам и ценностям общества, адаптации к условиям среды, стрессовый контроль, обучение общению ).
. развивающие ( развитие внимания, памяти, мышления, речи, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии ).
По мере овладения учащимися новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: они упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предмет по этому признаку, что очень важно для развития отвлеченного логического мышления.
У детей с интеллектуальными нарушениями игровые действия без специального обучения не возникают. Поэтому, прежде чем осуществлять какое-либо действие, педагог должен научить ребенка выполнять необходимые действия.
При отборе игры для того или иного занятия необходимо опираться на следующие принципы:
- доступность содержания
- познавательная значимость игры
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Опыт работы убежджает в том, что занимательный материал оказывает большую помощь в привитии интереса к математике. Занимательный материал на уроках математики не только увлекает, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу и волевые усилия. Положительные эмоции, которые возникают во время игры, активизируют деятельность ученика.
Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества и качества учебного процесса является активизация учения учащимися с интеллектуальными нарушениями.
Для решения этой проблемы использую дидактические игры и материалы на уроках
Они позволяют создать мотивацию к обучению и повышению активности ребенка.
Дидактические игры и пособия являются сильным мотивирующим фактором.
Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера – обучающей задачи.
На уроках окружающего мира использую игры: « Собери корзину ». Из предложенных карточек выбрать только карточки по выбранной теме. Игры « Времена года » направлены на формирование и закрепление знаний о последовательной смене сезонов.
В данных играх обучающемуся предлагаю подобрать картинки и предметы ( по временам года ). Игра « Наведи порядок » ( подбор нужных картинок и табличек ).
В альбоме « Мой дом » обучающийся с интеллектуальными нарушениями закрепляет знания о предметах мебели, о назначении комнат и т.д.
Дидактическая игра « Профессии ». Ученику нужно выбрать карточку с предметом, подходящую к той или иной профессии.
На уроках математики в процессе изучения геометрического материала использую в работе игры и пособия: « Измерь длину » , «Геометрические фигуры », « Соедини точки отрезками », « Запиши нужное число » .
В своей практике использую игру, которую называю "Математическое лото". Для проведения данной игры необходимы карточки двух видов: одна с примерами, другая с набором чисел. Задача ребенка решить предложенные примеры, а затем найти данные ответы на второй карточке и соединить их последовательно.
На уроках русского языка применяю упражнения " Подбери слова к схемам ", "Запиши" (карточка №1).
По развитию речи упражнения "Что лишнее?", "Чего не хватает?", "Сравни предметы" (карточка №7) и др.
Дидактическая игра является ценным средством развития учебно-познавательной деятельности, она активизирует психические процессы, вызывает у детей живой интерес к процессу познания.
Игры и упражнения направлены на совершенствование познавательных способностей ученика, является хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях.
Обязательный элемент игры - ее эмоциональность, игра должна вызывать удовольствие, быть доступной должна быть построенной на интересе; цель игры - достижимой, а оформление красочным и разнообразным.
Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, формирует учебно-познавательную мотивацию. Стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения.
Литература:
Петрова О.В. Применение игровых технологий на уроках, как средство коррекции интеллектуальных нарушений у детей. - г. Уфа.
Гуровец Г.В . , Ленок Я.Я. Коррекционно-развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике. //Обучение и воспитание детей с нарушениями в развитии. - 2022- №1.