Игра «Зарница» как способ формирования мотивационно-ценностного отношения к службе в армии
Игра «Зарница» как способ формирования мотивационно-ценностного отношения к службе в армии
Автор статьи: педагог дополнительного
образования Попов Роман Юрьевич,
МАУ ДО ДЮЦ «Каскад, г. Березники
Сегодня как никогда остро встает вопрос патриотического воспитания подрастающего поколения и формирования готовности юношей и девушек к военной службе, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
У современной молодежи наблюдается снижение интереса к службе в рядах Вооруженных Сил. Военно-спортивные игры способствуют подготовке учащихся к службе в армии и развивают чувство патриотизма.
В Березниках уже стало традиционным проведение таких военно-спортивных игр как:
- Военно-патриотическая игра (далее – ВПИ) «Зарница» (муниципальный этап и отборочный тур краевой военно-спортивной игры «Зарница Прикамья», регионального этапа игры «Зарница Поволжья»);
- ВПИ «Зарничка» для воспитанников детских садов;
- ВПИ «Орленок» для воспитанников лагерей с дневным пребыванием и лагерей досуга и отдыха.
Испытания военно-прикладного характера встречаются и в других городских мероприятиях.
Детям нравится участвовать в Военно-патриотической игре, ведь ей присущи черты обыкновенной детской игры, спортивного состязания. Играя, дети узнают новое и познают мир, игра имеет свою цель, которая мотивирует детей к активным действиям, игра позволяет сплотить коллектив участников, игра – это отлично проведенное время.
Но вместе с тем военно-сатирическая игра имеет свои характерные признаки и особенности. К ним следует, прежде всего, отнести:
- наличие армейской романтики и боевого духа;
- военно-прикладной характер игры, демонстрация армейских знаний и действий: передвижение в строю, ориентирование на местности, сборка-разборка автомата, медицинское дело, одевание ОЗК, стрельба из винтовки, преодоление полосы препятствий, бег, плавание;
- особая среда, способствующая погружению в армейскую реальность: использование понятий и терминов, системы приказов, используемых в военно-профессиональном общении; применение воинской атрибутики и экипировки, обращение с оружием;
- возможность продемонстрировать физические качества, солдатскую смекалку, командную взаимовыручку, эмоциональную устойчивость, командирскую настойчивость, волевые качества;
- военно-спортивные игры способствуют эстетическому воспитанию: ровный строй, чеканный шаг, военная форма одежды, почитание знамени, порядок и дисциплинированность, желание достойно выглядеть во всех ситуациях;
- интеллектуальные конкурсы на знание военной истории Древней Руси и Российского государства; сражений Великой Отечественной войны, основных событий локальных войн, помогают ребятам более глубоко осмыслять героические страницы нашей Родины.
В военно-патриотических играх принимают участие обучающиеся почти всех образовательных учреждений города, включая кадетов, лицеистов, представителей вечерней школы, профессиональных учебных заведений, школ сельских поселений. Среди них есть дети, относящиеся к «группе риска» и находящиеся в социально-опасном положении. Для них это возможность получить новый социальный опыт, преодолеть трудности во взаимопонимании со сверстниками, повысит самооценку, усвоить новые нормы поведения в обществе.
В городе действует отлаженная системы подготовки к ВПИ в таких испытаниях как разборка-сборка автомата, строевая подготовка, стрельба из пневматической винтовки, одевание общевойскового защитного комплекта, первая доврачебная помощь, туристическая подготовка.
Как педагог дополнительного образования «Детско-юношеского Центра «Каскад» я принимаю активное участие в подготовке школьников к военно-прикладным испытаниям ВПИ. Эта работа ведется в рамках реализации таких дополнительных общеразвивающих программ как: «Основы военной службы», «Юнармия» и «Юный патриот». Ежегодно по этим программам занимаются ребята из центра «Каскад», школы № 2 с кадетским уклоном, школы № 8 и гимназии № 9. Команды этих учреждений всегда занимают призовые места в ВПИ «Зарница».
Победителям муниципального этапа игры предоставляется возможность защищать честь города на краевом этапе. И если участие в городских мероприятиях было захватывающей игрой, то подготовка к краевому этапу становится ответственной работой. Ребята меняются на глазах, сами предлагают дополнительные темы занятий, назначают спортивные тренировки, активно занимаются самоподготовкой.
Уровень подготовки участников краевого и Всероссийского этапов Зарницы очень высок, не легко одержать победу в общекомандном зачете, но участвовать стоит хотя бы ради того, чтобы видеть неподдельные детские эмоции, радость ребят, которые смогли пройти путь от школьных этапов до краевого финала.
Краевая «Зарница» не только укрепляет патриотический дух, но и помогает молодым людям развить важные жизненные навыки, такие как командная работа, лидерство и готовность к защите Родины. Игра объединяет ребят вокруг традиционных ценностей, способствуют развитию созидательного патриотизма.
На своем опыте вижу, что ребята, получившие опыт участия в военных играх, желают проявить себя в других патриотических мероприятиях, акциях и конкурсах, участвуют в работе знаменных групп, в Вахтах Памяти, стоят на Посту № 1. Многие вступают в ряды юнармейского движения. А самое главное то, что многие после «Зарницы» определяются с дальнейшим профессиональным путем, выбирая путь, связанный с военной службой.