Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 32 г.Пензы
Открытый урок
ИГРА – ПУТЕШЕСТВИЕ
8 КЛАСС
Тема урока: «Назад в будущее»
Подготовил:
Учитель химии
Степахина Н.Ф.
Пенза, 2020
Аннотация
Нестандартный урок – игра – путешествие. Данная форма позволяет моделировать все этапы химического исследования при изучении конкретной темы.
На данном уроке гармонично сочетаются проблемный метод и химический эксперимент, служащий средством доказательства или опровержения выдвинутых гипотез.
Ведущая форма деятельности на уроке – самостоятельная работа обучающихся, выполняющих одинаковые или разные задания, направленные на получение более широкого круга информации.
Триединая дидактическая цель урока:
Предметная: актуализация знаний обучающихся о классификации веществ, типах химических реакций.
Методологическая: развитие научного мышления обучающихся через установление причинно-следственных связей, эксперимент и анализ эмпирических данных.
Метапредметная: формирование исследовательской компетенции обучающихся при изучении химических реакций.
Задачи:
Образовательные: систематизировать знания обучающихся о классификации веществ, типах химических реакций, продолжить формирование умений наблюдать, записывать уравнения и предвидеть продукты химических реакций,
Развивающие: совершенствовать умения школьников при составлении химических уравнений, при выполнении лабораторных опытов; совершенствовать умения обучающихся сравнивать и обобщать; развивать память, устойчивое внимание, самостоятельное мышление, умение слушать и слышать другого человека; развивать аналитическое мышление.
Воспитательные: патриотическое воспитание.
Планируемые результаты:
урок должен помочь обучающимся восьмого класса сформировать следующие универсальные учебные действия:
1)Личностные УУД: определиться в выборе индивидуальных образовательных потребностей; научиться общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения в процессе беседы, показывать свою убежденность в вопросах значения химических знаний в повседневной жизни; оценивать жизненные ситуации и поступки с точки зрения общечеловеческих норм.
2)Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель и составлять план выполнения задания; развивать практические навыки и умения при решении повседневных проблем связанных с химией; использовать в своей деятельности оборудование и реактивы.
3)Познавательные УУД: научиться выполнять творческие задания для самостоятельного получения и применения знаний; устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезы и обосновывать их; формулировать проблемы.
4)Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; сотрудничать с одноклассниками в поиске и сборе информации; принимать решения и реализовывать их; точно выражать свои мысли.
Форма учебного процесса: классный урок.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний обучающихся.
Вид урока: урок игра – путешествие.
Оборудование: изображение горы на доске, таблички с названиями этапов. мультимедийный проектор, электронная презентация, экран.
На столах обучающихся: ящики с лабораторным оборудованием ящики с лабораторным оборудованием, карта ориентировочной основы действий (ООД), условные знаки поездов (красный кружок и зеленый треугольник); шифровка № 1, № 2, анкеты для обучающихся.
Список используемой литературы:
1.Учебник по химии (базовый уровень) для общеобразовательных учреждений /О.С.Габриелян.М.:Дрофа,2018-2019.,Химия- 8 класс .
2.«Рабочая тетрадь к учебнику 8 класса». О.С.Габриелян, А. В. Яшукова– М.: Дрофа, 2010 год.
3.Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. Химия. 8 кл.: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2010.
4. Химия. 8 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8» / О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. - М.: Дрофа, 2010.
5. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Изучаем химию в 8 кл.: Дидактические материалы. М.: Блик плюс, 2010.
№ | Направ-ленность общения | Этап урока | Содержание этапа | Примечания |
1 | Учитель ученикам | 1.Организационный момент
| Учитель. Добрый день, ребята! Сегодня урок проведу я. Зовут меня Наиля Фаилевна. Скажите: а чем связаны две даты – 1945 и 2020 год? -ответы детей (75 лет со дня окончания ВОВ) -правильно,75-летие окончание ВОВ Я предлагаю Вам стать маленькими отрядами, и пройти путь обычного солдата тех лет. А ведь в каждом отряде есть: командир, радист, разведчик, шифровщик. Распределить себе роли. Проводит демонстрационный опыт «Взаимодействие цинка с кислотой». -Ребята, что вы видите на демонстрационном столе? -ответы детей (опыт, химическую реакцию) -правильно, молодцы -какая же тема сегодняшнего урока? -ответы детей(химические реакции) -правильно «химические реакции», но необычные, а «назад в будущее» А как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? - ответы детей (проводить химические реакции) -Чтобы провести химическую реакцию, что необходимо знать? Цель нашего урока: повторить классификацию веществ, типы химических реакций и признак их классификации, научиться применять полученные знания о типах химических реакций на практике – составлять уравнения химических реакций, определять типы химических реакций. | Участникам команд учитель выдаёт карты маршрутов и маршрутные листы. |
2. | Учитель ученикам | 2.Вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы, сообщает цель и план урока.
| Учитель. Сегодня наш урок пройдет в необычной форме. Вы распределили роли. А теперь я прошу вас обратить внимание на маршрутные листы, которые находятся на ваших столах. 1)Собери рюкзак. 2)Химическая железная дорога (Всеобщая мобилизация) 3)Взятие высоты 4)Шифровка 5)Переправа 6) Привал. 7)Решающее наступление. 8)Дорога домой. 9)Путевые заметки. | Представление презентации в Power Point. Обучающиеся знакомятся с маршрутными листами и картой маршрута.на столе учителя карточки в виде компаса, спичек и т.д. |
3. | Выполнение заданий маршрутов обучающимися | 3.Выполнение обучающимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирую-щего характера, вырабатывающих обобщенные умения, формирующих обобщенно - понятийные знания, на основе обобщения фактов, явлений.
| Учитель. Перед тем как отправиться в путь мы должны собрать рюкзак. В него мы положим знания, которые нам пригодятся в пути. 1этап. СОБЕРИ РЮКЗАК. Какие бывают явления? Дайте определение химическим явлениям. Простые и сложные вещества – это… Дайте определение реакциям соединения. Дайте определение реакциям разложения. Дайте определение реакциям замещения. Дайте определение реакциям обмена.
2этап. ХИМИЧЕСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА. (Всеобщая мобилизация) Индивидуальное задания. Учитель. Мы с вами собрали рюкзак, теперь мы должны занять свои места в вагонах, и вещества должны занять «свои вагоны».На это дается 3 мин. Запишите формулы веществ в соответствующие столбцы таблицы. H2, Na2S, Al, CuCl2, Mg, KI, S8, Ca(OH)2, O3, FeBr3
Простые вещества | Сложные вещества |
|
|
Молодцы все заняли свои места.
3этап. Взятие высоты (групповое) Учитель. На данном этапе всегда ценилась смелость, находчивость, не каждый солдат мог идти на взятие высоты, только лучшие. В своих отрядах вы выбрали командиров. Вот именно они по вашему мнению являются лучшими. Они должны установить соответствие между уравнением реакции и типом реакции. Остальные участники отгадывают зашифрованное слово в маршрутном листе.
| Уравнение реакции | Тип химических реакций | соединение | разложение | замещение | обмена | 1. | 2Cu+O2=2CuO | п | м | а | б | 2. | 2SO2+O2=2SO3 | о | г | з | о | 3. | CaCO3=CaO+CO2 | в | б | п | р | 4. | Fe+ CuSO4=Cu+FeSO4 | н | ц | е | х | 5. | 2KBr+Cl2=Br2+2KCl | у | и | д | ф | 6. | HNO3+KOH=KNO3+H2O | ж | д | с | а |
Какой же отряд справится лучше с этим заданием? Какое слово у вас получилось? - ответы детей (Победа) 4этап. Шифровка Учитель. Сейчас мы на гористой местности и перед нами четыре горы и на каждой свой рисунок. Ваша задача разгадать эти надписи приглашаются по одному участнику от команд.Шифровка № 1.
Ba + O2 → BaO
Fe(OH)3 + HCl → FeCl3 + H2O
Na + S → Na2S
Fe + O2 → Fe3O4 |
| |
Шифровка № 2.
C + O2 → CO2
CH4 → C2H2 + H2
Ca + HCl → CaCl2 + H2
K + S → K2S |
| |
5этап. Переправа. Учитель. Теперь нам предстоит переправиться через реку химических реакций. Составьте уравнения реакций и назовите продукты реакций 1) NaOH+CuCl2 -> 2) FeCl2+NaOH-> 3) C+O2-> 6 этап. ПРИВАЛ. Лабораторная работа« Признаки химических реакций». Учитель. Рассмотрим признаки химических реакций и выполним лабораторную работу. Вспомните правила техники безопасности. Будьте внимательны и осторожны. 1) Лабораторный опыт №1 «Выпадение осадка» Na2SO4+BaCl2->….. Наблюдаем……… 2) Лабораторный опыт №2 «Выделение газа» Na2CO3+HCl->…….. Наблюдаем………. 3)Лабораторный опыт №3 «Изменение цвета» NaOH+ фенолфталеин + HCl -> Наблюдаем….. 4)Лабораторный опыт №4 «Выделение запаха» Подожгите и потушите лучину. Наблюдаем….. Вывод:
|
За правильное заполнение таблицы команды получают по одному баллу
На столе находятся карточки с уравнениями реакций. См.Презентация ,слайд №10 За правильные ответы игроки команд получают один балл.
См.Презентация ,слайд №12
За правильные выводы по лабораторной работе каждой команде присуждается о1до 5 баллов. За правильные ответы игроки команд получают один балл. |
4 | Ученики
| Формирование выводов по материалу
| 7.этап. ПУТЬ ДОМОЙ. Учитель. Наше путешествие подошло к концу. Нам пора возвращаться домой. Давайте же подведём итог и для этого вам необходимо составить путевые заметки.
Реакции, протекающие с поглощением теплоты, называются: а) эндотермическими; б) термическими; в) экзотермическими. Из нескольких простых или сложных веществ образуется одно более сложное вещество в реакции: а) замещения; б) соединения; в) разложения. Уравнение реакции обмена: а) СаО + SiC2 — CaSiO3; б) 2КС103 = 2КС1 + 302; в) FeS + 2НС1 = FeCl2 + H2S. Сумма всех коэффициентов в уравнении реакции, схема которой А1 + С12 —► A1C13, равна:
Итак, вы выполнили задание, теперь поменяйтесь ответами со своим соседом. Давайте проверим ваши задания и вы поставите друг другу оценки. Молодцы! Все справились со своей задачей. Сегодня на уроке отличились буквально все! -Скажите, ребята, чем же мы занимались с вами на уроке. А как вы охарактеризуете уровень полученных вами знаний? |
Обучающиеся выполняют задания. Приложение 2.
Каждому ученику выдаётся тест по повторенной теме (по количеству членов команды дается 6 вариантов тестов). Жюри подводит итоги, подсчитывает баллы.
|
5. | Учитель - ученикам | Оценка результатов урока.
| Учитель. В начале урока я показала вам две даты. Какой дате посвящено наше путешествие на уроке? Я хочу подарит вам на память гильзу. Такие гильзы использовались в военные годы, но мы их не оставим пустыми. Я начну предложение, а вы его закончите на зеленых листочках, которое вы откроете на своем выпускном балу, и вспомните наш урок. Метод неоконченного предложения. Например: Сегодня я понял, что..., Теперь я… Хочу, чтобы ... | Учитель объявляет команду победителя и выставляет оценки за урок. Учащиеся оценивают уровень полученных ими знаний |
6. | Учитель - ученикам | Задание на дом
| Домашнее задание у вас на столах. Обратите внимание на разноцветные листочки: каждому цвету свой уровень заданий. На голубых листочках задание на оценку «3», на зеленых -«4», на красных на «5». Задание на «3» желтые листочки
Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций, укажите типы химических реакций. ^ Уравнение реакции | Тип химической реакции | а) Al + O2 → Al2O3 | реакция | б) MnO2 + H2 → Mn + H2O | реакция | в) H2O2 → H2 + O2 | реакция | г) HNO3 + Fe(OH)3 → Fe(NO3)3 + H2O | реакция |
Задание на «4»
Допишите уравнения реакций, расставьте коэффициенты, укажите типы химических реакций. ^ Уравнение реакции | Тип химической реакции | а) AgI → | реакция | б) MgO + H2SO4 → | реакция | в) Al + HCl → | реакция | г) Na + Cl2 → | реакция |
Задание на «5»
Допишите практически осуществимые уравнения реакций, расставьте коэффициенты, укажите типы химических реакций. ^ Уравнение реакции | Тип химической реакции | а) HNO3 + Mg(OH)2 → | реакция | б) FeCl3 + Zn → | реакция | в) CH4 → | реакция | г) KOH + Ca(OH)2 → | реакция | д) Ba + O2 → | реакция |
| Учитель проводит инструктаж по домашнему заданию. |