Игра-викторина "Что за прелесть эти сказки!.."
ГБОУ РФМЛИ
Игра –викторина
по сказкам А.С.Пушкина
«Что за прелесть эти сказки!..»
Учитель: Кривко О.Ю.
г. Владикавказ 2024г.
Цель: формировать у обучающихся устойчивый интерес и любовь к чтению, книге.
Задачи:
Личностные УУД:
- воспитывать эстетическое восприятие окружающего;
- проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов;
- анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;
- оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;
- проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь.
Познавательные УУД:
- познакомить с героями русских народных сказок, сказок великих писателей;
- развивать творческое воображение, логику мышления и память;
- самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- уметь самостоятельно осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников.
Регулятивные УУД:
- осуществлять пошаговый контроль по результатам работы, под руководством педагога;
- анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности;
-оценивать результаты своей деятельности.
Коммуникативные УУД:
- Допускать существование различных точек зрения;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
- формировать вербальных и невербальных способов коммуникации;
- уметь интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Ход мероприятия
-Добрый день, дорогие гости, участники викторины и болельщики. Сегодня у нас не просто викторина, а целое путешествие в волшебную страну . а вот в какую, вы сейчас узнаете.
Сослан Гудиев «У Лукоморья». (слайд)
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
-Кто автор этих строк?
-Ну конечно, же всем известный Александр Сергеевич Пушкин.(слайд)
-Величие Пушкина - в его удивительной простоте и Духовном богатстве. В нем говорит русская природа, русская Душа, русское творчество, сама русская стихия. Мы дышим Пушкиным, носим его в себе, он живет в нас. Уже с раннего детства произведения Пушкина входят в наш дом, являясь источником радости и мудрости. Особенно любимы пушкинские сказки.
1-й ученик. Строчки стихов Александра Сергеевича Пушкина, словно тропинки, ведут тебя в страну его поэзии.
2-й ученик. Кого только не встретишь на этих неведомых дорожках! И гордого Гвидона, и прекрасную царевну Лебедь, и чародея Черномора, и славного Руслана.
3-й ученик. Он расскажет про громкие битвы и тихие таинственные дубравы, про Медного всадника и каменного Командора.
4-й ученик. Улыбнется тебе, своему потомку:
- Здравствуй, племя молодое, незнакомое!
- Здравствуй, Пушкин! – говорим сегодня мы.
-Гадзаонов Дамир сейчас расскажет нам о жизни поэта
Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве в 1799 году, в очень образованной, культурной дворянской семье.
С детства мальчик получил хорошее образование, умел говорить на французском и русском языке. Даже свое первое стихотворение он написал на французском, за что получил в лицее прозвище «француз».
Благодаря няне, Арине Родионовне, Пушкин узнал, насколько красив и богат русский язык и как прекрасны русские сказки.
В 12 лет юного поэта отдали на обучение в Царскосельский лицей. Там начинается его поэтическая жизнь: он пишет и публикует свои стихи . После окончания лицея Александр Сергеевич едет в Петербург и поступает на службу. Но писать стихи не перестает.
Его стихи часто носили негативный характер: в них поэт позволял себе ругать императора, власть и религию. За это Александр I отправил Пушкина в ссылку на юг России.
В ссылке написано много произведений в стихах и прозе. Когда ссылка подошла к концу, начальство узнало, что в письме Пушкин плохо говорил о религии. За это его снова сослали, но в Михайловское, в имение родителей.
В Михайловском поэт чувствовал себя одиноким и угнетенным. Если бы не творчество и верные друзья, которые приехали его поддержать, поэту пришлось бы совсем трудно.
В 1837 году состоялась дуэль Пушкина после ссоры с Ж. Дантесом. Спустя несколько дней после дуэли поэт Александр Сергеевич Пушкин умер.
Он был и остается самым любимым писателем всех русских людей, его творчество — огромный вклад в русскую литературу.
«Солнце русской поэзии!»- так всегда называли Пушкина, Так называем его и мы!
(слайд)
- Любовь к родному языку маленькому Пушкину привили бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, превосходно говорившая и писавшая по-русски, и няня Арина Родионовна.
Морозов Денис (слайд)
Арина Родионовна – няня семьи Пушкиных. Александр Сергеевич был привязан к ней всю свою жизнь. Он часами беседовал с ней. Весь сказочный мир был ей известен, как нельзя лучше и передавала она его весьма оригинально. Поговорки, пословицы, присказки не сходили у неё с языка. Большую часть народных былин и песен, которых Пушкин так много знал, слышал он от Арины Родионовны. Няня умерла в 1825 году, в возрасте 70и лет.
Бериев Алан Люблю я Пушкина творенья,
(Слайд) И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было и нет!
С мальства его читаем сказки,
В них жар души, природы краски,
Добро цветёт в них, злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет!
То были чудные мгновенья,
Когда стихи его читал.
«У лукоморья дуб зелёный» –
Я с упоеньем повторял.
Шабашова София Передо мною кот учёный
Ходил усатый и крутой.
Русалки на ветвях сидели,
Одна красивее другой.
С Гвидоном вместе плыл я в бочке
И дно из бочки выбивал,
И злого коршуна у моря
Рукой Гвидона убивал.
И деда-рыбака у моря
В походах к рыбке узнавал,
И злую, жадную старуху
Всем детским сердцем презирал.
-Вы узнали о каких сказках идет речь в стихотворении?(слайд) Назовите их. (слайд)
- А теперь настало время объявить наш первый конкурс «Визитная карточка» (название команд, девиз и пожелание соперникам)
Первая команда «Лукоморье»
Девиз команды: Мы едины, мы непобедимы,
Книжки мы читаем,
Сказок много знаем!
Вторая команда «Золотая рыбка»
Девиз команды: Мы «золотые рыбки»
Мы весело живем!
Всегда вперед плывем мы
И никогда не отстаем!
Третья команда «Золотой петушок»
Девиз команды: Мы отличная команда,
Очень скоро победим!
В этом Пушкин нам поможет,
Ведь читаем сказки мы!
А теперь 2 конкурс - разминка «Пушкинские сказки»
1. Сколько лет вместе прожили старик со старухой в произведении «Сказка о рыбаке и рыбке»? (33 года.)
2. Как звали царей в сказках А.С. Пушкина? (Дадон и Салтан.)
3. Что могло делать зеркало в произведении «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»? («Свойство зеркальце имело: Говорить оно умело».)
4. Из какой сказки эта фраза:
«Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелчка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу»? («Сказка о попе и о работнике его Балде».)
5. Какие три дива было у князя Гвидона? (Белка с золотыми орешками, 33 богатыря и Царевна Лебедь.)
6. В кого превращался князь Гвидон, посещая царя Салтана? (В комара, муху, шмеля.)
7. Каковы были ядрышки золотых орехов? («Ядра - чистый изумруд».)
8. С какими словами обращалась царица к волшебному зеркальцу?
(«Свет мой зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»)
9. Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»? («Жил старик со своею старухою У самого синего моря».)
10. Сколько раз закидывал в море старик свой невод? (Три.)
11. С какими словами обращался старик к рыбке? («Смилуйся, государыня рыбка!»)
12. Кого расспрашивал о своей невесте королевич Елисей? (Солнце, месяц, ветер.)
3 конкурс – «Бюро находок». – слайды
4 конкурс «Назови сказку»- слайды
5 конкурс «Телеграмма»
-В адрес нашего класса пришли телеграммы. Задача команд – определить их авторов.
1-я телеграмма: «Дорогие ребята! Поздравляю вас и всех присутствующих со поэтическим турниром . Желаю успехов, удач, взаимопонимания, победы. Очень занят: чиню невод и жду ясной погоды у самого синего моря». (Старик-рыбак).
2-я телеграмма: «Поздравляю с турниром! успехов вам, удачи в конкурсах! Прибыть на праздник не могу: чищу цепь, учу песни, сочиняю сказки». (кот ученый).
3-я телеграмма: «Дорогие ребята! Пусть сопутствует вам удача! Сбор оброка близится к концу. Приеду после расчета за работу. До встречи!» (Балда).
6 конкурс «Назови героя». - слайды
7 конкурс «Литературная эстафета».
-У каждой команды на столе лежит листок и ручка, записывают имена героев сказок А.С.пушкина . Учитывается скорость выполнения.
-Наша игра- викторина подошла к концу. Имя Александра Сергеевича Пушкина всегда с нами, трудно найти человека, который бы не знал этого поэта. Еще при жизни его называли «незаходящим солнцем русской земли», так мы будем назывть его и сейчас!
-Пока наше жюри подводит итоги, ребята читают стихи А.С.Пушкина.
Подведение итогов.
Награждение.