Игра-викторина «Грибной калейдоскоп» (5–6 класс)
Пояснительная записка
Конкурс | Всероссийский конкурс для педагогов на лучший конспект мероприятия «Образовательная викторина» |
Автор | Трефилова Раиса Поликарповна, учитель биологии высшей квалификационной категории МБОУ «Карагайская СОШ № 2» |
Предметы | Биология, краеведение |
УМК | Любой |
Вид ресурса | Образовательная викторина |
Тема | "Грибы" |
Название мероприятия | Игра – викторина «Грибной калейдоскоп» |
Целевая аудитория | Обучающиеся 5-6 класса. |
Форма организации работы обучающихся | Возможно участие до 5 команд (4-5 человек в команде). |
Оборудование | Ноутбуки по числу команд, выход в интернет, листы учёта для жюри, материал для рефлексии |
Задействованные ресурсы | Интернет-ресурс – сайт https://learningapps.org/ |
Тип игры | Для викторины выбрана игра «Скачки», т.к она позволяет организовать одновременную работу нескольких команд. Команды отвечают на все вопросы, что позволяет судить об уровне усвоения темы, а также – об уровне кругозора обучающихся. Неправильный ответ команды не засчитывается, его изменить нельзя. Но правильный ответ командам высвечивается. В этом тоже преимущество игры «Скачки». |
Сложность элементов викторины | Всего в викторине 30 вопросов, 10 вопросов базового уровня, 10 среднего и 10 – повышенного уровня сложности. В содержание вопросов включен материал как из учебника, так и дополнительный материал для развития логического мышления, аналитических способностей и познавательного интереса к данной теме. |
Содержание | Викторина содержит вопросы как теоретического характера, так и практической значимости: о местах сбора грибов, размножении грибов, о фитофторе, паразитирующей на картофеле, о пеницилле, из которого получили первый антибиотик. Обращается внимание обучающихся на гриб, занесённый в Красную книгу Пермского края. |
Актуальность | Игра - викторина проводится после изучения темы «Грибы» по биологии и краеведению. Ребята изучили строение и образ жизни грибов, узнали о значении грибов в природе и жизни человека. Полученные в ходе игры новые знания послужат для расширения кругозора обучающихся, для формирования целостной системы представлений о грибах и их многообразии. |
Деятельность учителя | Учитель готовит необходимое оборудование (ноутбуки), обеспечивает выход в интернет, приглашает родителей для работы в жюри, готовит листы учёта для жюри и наградные документы для команд, материал для рефлексии, проводит рефлексию. |
Деятельность обучающихся | Учащиеся делятся на команды по 4-5 человек, придумывают название команд, выбирают капитана, который будет отмечать ответ команды. Поскольку вопросы в викторине разного уровня сложности, то при ответе на легкие вопросы создаётся ситуация успеха, при ответе на сложные вопросы необходимо анализировать информацию, обобщать и систематизировать известные сведения для получения верного ответа. Для успешной работы в команде обучающимся необходима сплочённость, организованность, координация действий при выборе ответа. |
Организаторы мероприятия | Учитель – ведущий мероприятия, приглашённые родители в составе 3 человек – жюри. |
Цель | Создание условий для развития интеллектуального потенциала и кругозора обучающихся, закрепления и систематизации материала по теме «Грибы». |
Задачи | - Образовательные: проверить и закрепить знания учащихся по биологии и краеведению, расширить кругозор обучающихся по теме «Грибы», содействовать активизации интеллектуальной деятельности, прочному усвоению биологической терминологии по изученной теме, применению полученных знаний в жизни. - Развивающие: развивать любознательность, внимание, интеллектуальные способности и логическое мышление обучающихся, способствовать развитию аналитических навыков при работе с различными источниками информации. - Воспитывающие: воспитание навыков работы с интернет-ресурсами, ответственности за самостоятельное принятие решений, навыков общения и сотрудничества при работе в командах. |
УУД | Познавательные УУД: Коммуникативные УУД: Регулятивные УУД: Личностные УУД: |
Ожидаемые результаты | В ходе активной образовательной деятельности произойдёт систематизация и закрепление знаний, расширение кругозора по теме «Грибы», организуется сотрудничество между членами команды. |
План мероприятия | 1. Оргмомент (2 мин.). 2. Приветствие команд, представление жюри (5 мин.). 3. Правила участия в викторине (2 мин.). 4. 1 тур - командам необходимо ответить на 15 вопросов, выбрав один верный ответ из 4-х предложенных (10 минут). 5. Жюри сообщает результаты команд в первом туре (2 мин.). 6. 2 тур – команды отвечают на 15 вопросов, используя иллюстрации. Для игроков даются небольшие подсказки (15 мин.). 7. Просмотр видеороликов о необычных грибах (7 мин.). 8. Сообщение жюри о результатах 2 тура и игры в целом. Поздравление победителей и участников игры (5 мин.). 9. Рефлексия (2 мин.). Продолжительность мероприятия не более 50 минут. |
Ход мероприятия
Оргмомент.
Проверка готовности оборудования к использованию. Рассаживание команд.
Учитель: Добрый день, участники игры – викторины «Грибной калейдоскоп»!
- Ребята, вы часто участвуете в различных викторинах, но знаете ли вы, как произошло название этой формы интеллектуальной деятельности?
- Оказывается, слово «викторина» появилось ещё в 20-х годах прошлого века. Его придумал известный советский журналист и писатель Михаил Кольцов для раздела газеты, в котором публиковались различные головоломки. Ответственным за этот раздел был сотрудник газеты Виктор Микулин. Именно от его имени и произошло название «Викторина». В викторине всегда есть победители, а имя Виктор переводится с латинского как «победитель», а Виктория – «победа».
- Тема игры «Грибной калейдоскоп». Викторина посвящена таинственному удивительному царству грибов. Раньше грибы причисляли к царству растений, но учёные доказали, что эти организмы обладают особыми свойствами и достойны отдельного царства, в котором более 250 тысяч видов! Некоторые учёные считают, что грибов на Земле может быть более 1 млн. видов.
Мир грибов очень разнообразен.
Может быть, этим он и хорош.
Это, будто бы красочный праздник,
С ним душой, как нигде отдохнёшь.
На знакомой опушке, под травкой
Сколько можно грибов повстречать!
В. Крякин
Учитель:
Сегодня вам предстоит показать знания о строении, развитии, размножении, многообразии и значении грибов.
- Ваши знания будут учитывать родители – члены жюри (представление членов жюри).
- А теперь мы познакомимся с участниками игры.
Участники встают, произносят название и девиз команды.
Команда «Грибник», девиз: «По лесу мы пройдём, грибов лукошко соберём!»
Команда «Боровик», девиз: «Боровикам мы будем рады, мухоморов нам не надо!»
Команда «Опята», девиз: «Опята – дружные ребята, знания и труд нас к победе приведут».
Жюри оценивают представление команд.
Учитель: познакомимся с правилами игры.
Игра проводится в 2 тура. Каждая команда работает за своим ноутбуком и в своём темпе.
В 1 туре командам необходимо ответить на 15 вопросов, выбрав один верный ответ из 4-х предложенных, на это даётся 10 мин. Во втором туре надо ответить на 15 вопросов по рисунку, используя подсказки. На второй тур даётся 15 минут. Жюри следит за временем.
Команды обсуждают вопрос, капитан отмечает ответ. Если ответ правильный, то он высвечивается зелёным цветом. Неправильный ответ показан красным цветом, и он не засчитывается команде. Исправить ответ нельзя, поэтому команда должна серьёзно относиться к выбору ответа.
За досрочное выполнение заданий жюри начисляет дополнительные баллы.
Итак, в добрый путь!
Сто грибов в лесу найдем,
Обойдем полянку.
В кузовок мы не возьмем
Бледную поганку.
Мы обшарим все дубы,
Елки и осинки
И хорошие грибы
Соберем в корзинки.
Н. Гладков
А мы с вами будем собирать правильные ответы на вопросы.
Команды приступают к игре.
Ссылка на игру: https://learningapps.org/watch?v=pu95h5ftv21
Команды открывают страницу с игрой, читают задание и отвечают на вопросы.
ВОПРОСЫ 1 ТУРА
Викторина 1 тур
DOCX / 13.63 Кб
Примеры некоторых вопросов и ответов в онлайн-игре.
Правильные и "быстрые" ответы выделяются зелёным цветом и "медалью".
После завершения 1 тура члены жюри подходят к командам, фиксируют число набранных баллов и объявляют их (лист учёта - приложение 3).
Учитель: Наши дружные, активные, весёлые и эрудированные команды приступают ко второму туру. Обращаю ваше внимание на то, что ответ нужно дать по иллюстрациям, к которым имеются подсказки. Будьте внимательны, обсуждайте вопросы и не забывайте, что на этот тур вам даётся 15 минут. Желаю всем удачи!
Команды работают во 2 туре.
ИГРА - ВИКТОРИНА "ГРИБНОЙ КАЛЕЙДОСКОП", часть 2
Во второй части необходимо ответить на вопросы, используя иллюстрации.
Ссылка на викторину https://learningapps.org/watch?v=ps43cdnj321
ВОПРОСЫ 2 ТУРА
Вопросы 2 тура
DOCX / 14.12 Кб
Примеры некоторых вопросов и ответов в онлайн-игре, 2 тур.
2 тур завершается. Пока жюри подводит итоги викторины, ребята смотрят видеоролики о необычных грибах (приложение 1, 2).
Жюри объявляет итоги игры, награждает команду-победительницу, всем участникам родители вручают сладкие призы – конфеты «Трюфели».
Рефлексия.
На столах у команд имеются вырезанные силуэты грибов: белый гриб и мухомор. На белом грибе ребята пишут о том, что понравилось в игре, что узнали нового, чему научились. На мухоморе пишут замечания к игре и что не понравилось (приложение 4).
"Грибы" складывают в маленькие детские корзинки: боровики - в одну корзинку, мухоморы - в другую. По желанию детей можно заслушать некоторые ответы.
Учитель: Вот и закончилась наша викторина! Я благодарю участников игры за знания, смекалку, эрудицию и сотрудничество! Желаю всем успехов в изучении мира грибов и открытия удивительных тайн природы!
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Гриб Сетконоска выпускает вуаль
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Лист учета для жюри
лист учета для жюри
DOCX / 14.02 Кб
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
DOCX / 130.4 Кб
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Сценарий викторины
DOCX / 28.52 Кб
ИСТОЧНИКИ
DOCX / 16.15 Кб
Литература для составления вопросов (указана в файле "Источники").
Проверка авторского текста вопросов викторины на уникальность
Потамошнева Наталья Алексеевна
Трефилова Раиса Поликарповна
Соколова Елена Борисовна
Трефилова Раиса Поликарповна
Колышкина Елена Владимировна
Трефилова Раиса Поликарповна
Аладышева Татьяна Петровна
Трефилова Раиса Поликарповна
Семяшкина Ирина Васильевна
Аладышева Татьяна Петровна
Трефилова Раиса Поликарповна
Артеменко Елена Николаевна
Трефилова Раиса Поликарповна
Аладышева Татьяна Петровна
Трефилова Раиса Поликарповна
Журавлева Татьяна Анатольевна
Трефилова Раиса Поликарповна
Данилова Надежда Георгиевна
Трефилова Раиса Поликарповна
Колышкина Елена Владимировна