Методическая разработка «Игры для дошкольников на занятиях по психологии»
Методическая разработка.
Игры для дошкольников на занятиях по психологии.
Автор: Людмила Геннадьевна Куликова,
педагог-психолог
МАОУ ДО «Центр детского творчества»
г. Лабытнанги
Авторские игры для дошкольников, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы, формирование коммуникативных навыков, а также развитие фантазии и творческого мышления. Данные игры способствуют закреплению знаний, полученных на занятиях по психологии, могут быть использованы и другими педагогами в качестве физкультминуток, развлечений, релаксации.
1.Игра «Море волнуется» (новый вариант).
Цель игры – знакомство с понятием «эмоции», эмоционально-физическое раскрепощение, формирование умения понимать выражение эмоций по мимическим и пантомимическим проявлениям.
Дети стоят по кругу. По команде начинают движение руками, напоминающее движение волн: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три…. ГРУСТНАЯ фигура замри!» Дети должны замереть в позе, характеризующей грустное настроение. Игра повторяется несколько раз с использованием других эмоциональных состояний: СЕРДИТАЯ фигура, ИСПУГАННАЯ фигура. УДИВЛЁННАЯ фигура, ВЕСЁЛАЯ фигура и т.д.
В ходе игры педагог обращает внимание детей на наиболее удачные изображения эмоциональных состояний.
2. Ира «Живой пластилин».
Цель игры – знакомство с понятием «эмоции», эмоционально-физическое раскрепощение, формирование умения понимать выражение эмоций по мимическим и пантомимическим проявлениям.
Игра формирует умение работать в парах, взаимодействовать.
Дети делятся на пары, встают в паре друг за другом. Тот, кто впереди - «пластилин», тот, кто сзади – «скульптор». «Скульптор» кладёт руки на плечи «пластилину» и слегка раскачивает его. Педагог объясняет: «Это необходимо, чтобы «пластилин» стал мягким, послушным в руках «скульптора». Теперь слепите из своего «пластилина» разные «настроения»: грустное, сердитое, весёлое и др.»
«Пластилин» должен во всём слушаться «скульптора». По команде педагога участники в паре меняются ролями.
3. Игра «Походка и настроение».
Цель игры – знакомство с понятием «эмоции», эмоционально-физическое раскрепощение, формирование умения понимать выражение эмоций по мимическим и пантомимическим проявлениям.
Дети делятся на 2 команды, выстраиваются в две шеренги в противоположных сторонах помещения. Педагог «по секрету» называет участникам одной из команд настроение, с каким они должны идти на встречу к другой команде. Участники другой команды должны назвать это настроение и объяснить, почему они так считают. (Например: идут медленно, с опущенной головой – грустное настроение, идут быстро, решительно топая ногами – сердитое настроение).
4.Игра «Водитель и автомобиль».
Цель игры – знакомство с понятиями «ответственность», «забота». Воспитание чувства ответственности за другого человека, формирование умения взаимодействовать.
В помещении для игры необходимо расставить любые препятствия: стулья, игрушки, большие мячи и другие предметы.
Дети делятся на пары, встают в паре лицом друг к другу, держась за руки ладошками. Один человек в паре – «водитель», другой – «автомобиль». «Автомобиль» не может сам видеть дорогу, поэтому движется спиной вперёд, «водитель» видит дорогу и руководит движением, поэтому движется лицом вперёд, управляя «автомобилем».
Задача «автомобиля» - подчиняться действиям «водителя». Задача «водителя» - вести «автомобиль» аккуратно, не задевая препятствия, не сталкиваясь с другими «автомобилями». Любое столкновение расценивается как «авария». Педагог в данной игре выступает в роли «инспектора движения». Он может сделать замечание, отметить нарушение, зафиксировать аварию. По сигналу «инспектора» участники игры меняются ролями.
Как вариант, игра не в парах, а в тройках: автомобиль, водитель, пассажир. «Пассажир» держит «водителя» сзади руками и движется за ним.
После игры полезно провести рефлексию. Обсудить с детьми вопросы: кому понравилось быть автомобилем, водителем, почему? Кто виноват в нарушениях и авариях, почему? Что значит «заботиться о другом человеке? Что значит «ответственность» за другого человека?
5.Игра «Найди цвет»
Цель игры – развитие внимания, закрепление знаний о цветах и их оттенках.
Игру можно проводить и в качестве физкультминутки.
Дети выстраиваются в линию на некотором расстоянии от педагога. Педагог даёт инструкцию: «Я назову цвет. Если в вашей одежде, обуви этот цвет есть, вы прибегаете ко мне и показываете, если его нет – остаётесь на месте».
6.Игра «Цветные загадки»
Цель игры – развитие внимания, закрепление знаний о цветах и их оттенках, развитие ассоциативного мышления.
Игру можно проводить и в качестве физкультминутки.
Дети выстраиваются в линию на некотором расстоянии от педагога. Педагог даёт инструкцию: «Я загадаю цвет. Если в вашей одежде, обуви этот цвет есть, вы прибегаете ко мне и показываете, если его нет – остаётесь на месте». (Например: «цвет апельсина», «цвет спелой клубники», «цвет молодой травы», «цвет цыплёнка» и т.д.)
7. Игра «В гостях у синего цвета»
Цель игры – развитие цветового восприятия, ассоциативного мышления, фантазии.
Инвентарь: магнитная доска, большой кусок бумаги или ткани тёмно-синего цвета, много круглых магнитиков разных цветов, фотография вечернего пейзажа в тёмно-синих тонах.
Бумага или ткань закреплены на доске.
Педагог: «Жил на свете тёмно-синий цвет. Был он очень грустным. Не было у него друзей среди других цветов. Потому что когда он приходил, наступал тёмный вечер, солнышко уходило за горизонт, и все предметы становились тёмно-синими, или чёрными, или тёмно-коричневыми. (Педагог показывает фотографию вечернего пейзажа). И ему становилось ещё грустней. Давайте попробуем его развеселить. Как это можно сделать? (Дети предлагают варианты). Педагог: «Пусть в гости к грустному синему цвету придут весёлые цвета! Возьмите магнитики самых весёлых цветов и прикрепите на доску. (Дети выбирают магнитики и крепят поверх тёмно-синего цвета.) Какие цвета пришли в гости? (Дети называют). Веселее стало тёмно-синему цвету? Как он сейчас выглядит? Почему?
8. Игра «Расколдуем»
Цель игры – научиться говорить комплименты, находить друг для друга приятные слова. Игра способствует улучшению взаимоотношений в группе, повышению самооценки каждого ребёнка.
Инвентарь – большой платок или кусок ткани.
Дети встают в круг. Педагог просит всех закрыть глаза и говорит «Прилетела колдунья и заколдовала одного из нас!» (с этими словами педагог накрывает одного из детей платком).Дети открывают глаза. Педагог: «А расколдовать его могут только приятные слова, которые мы можем сказать о (имя заколдованного)!» Когда все дети по кругу скажут комплименты, хвалебные слова в адрес «заколдованного», педагог снимает с него платок.
9. Игра «Зёрнышки-цветочки».
Цель игры – эмоционально-физическое раскрепощение, развитие фантазии, формирование позитивной самооценки.
В качестве музыкального сопровождения можно использовать «Вальс цветов» П.Чайковского.
Дети встают в круг, звучит музыка. Педагог: «Представьте себе, что вы маленькие-маленькие зёрнышки. Наступила весна, и зёрнышки бросили в землю (дети садятся на корточки, опускают голову). Становиться теплее, солнышко светит всё сильнее, и зёрнышки проклюнулись (дети поднимают голову). Стало ещё теплее, появились росточки (дети складывают руки лодочкой и тянут вверх). Стало совсем тепло, и стебельки начали тянуться вверх (дети поднимаются в полный рост, тянут руки вверх, сложив ладони лодочкой). На стебельках появились бутоны (дети слегка раскрывают ладони). И, наконец, цветы полностью раскрылись (дети раскрывают руки в стороны и кружатся, музыка становиться громче). Какие красивые цветы выросли у нас на поляне! Прилетела бабочка и захотела сесть на самый красивый цветок и не может выбрать (педагог в роли бабочки). Все цветы очень красивые! А давайте узнаем, какие цветы выросли у нас на полянке!» Педагог спрашивает у каждого ребёнка, как называется его цветок.
Игру можно проводить в качестве релаксации.
10. Игра «Восход солнца»
Цель игры – эмоционально-физическое раскрепощение, развитие фантазии, формирование позитивного отношения к миру.
В качестве музыкального сопровождения любая мелодия, вначале спокойная, затем с нарастанием экспрессии, можно со звуками природы.
Дети стоят в свободном порядке. Педагог: « Вы видели когда-нибудь восход Солнца? Сейчас каждый из вас станет самым настоящим Солнцем. Ночь, Солнце спит (дети садятся на корточки, опускают голову, музыка звучит спокойно, тихо). Наступает раннее утро, Солнце начинает медленно подниматься над горизонтом (дети поднимают голову, очень медленно встают, музыка постепенно становится громче). Уже проснулись первые птицы, просыпаются цветы, бабочки, звери! Солнце поднимается выше и выше и, наконец, распрямляет все свои лучи! (Дети встают в полный рост, раскрывают руки и кружатся, музыка звучит сильнее, ярче). Солнце заглядывает в каждый дом, под каждое дерево, освещает каждую травинку (дети активно перемещаются по комнате, прикасаясь руками к разным предметам). И наступил тёплый солнечный день!»
Игру можно проводить в качестве релаксации.
11. Игра-драматизация «Комплимент Бабе-яге»
Цель игры – научиться говорить комплименты, приятные слова, научиться находить положительные качества в отрицательном персонаже. Игра способствует развитию коммуникативных способностей и гибкости мышления.
Инвентарь: два портрета Бабы-яги. На первом портрете Баба-яга со злым выражением лица, чумазая, лохматая, в грязном платке. На втором портрете Баба-яга улыбается, чистая, причёсанная, с украшениями.
Педагог: «Дети, мы с вами отправляемся в лес, собирать грибы и ягоды (дети действиями показывают сбор грибов и ягод). И мы заблудились в лесу! (Дети кричат «Ау!») И вдруг перед нами избушка на курьих ножках! Из неё выходит Баба-яга! (педагог показывает детям первый портрет с изображением злой Бабы-яги) Давайте попросим Бабу-ягу показать нам дорогу».
Дети:- Баба-яга, покажи нам дорогу!
Баба-яга:- Покажу, если вы мне расскажете, какая я!
Дети:- Ты злая, чумазая, старая, беззубая, ты всех обижаешь, ты детей кушаешь! (Как правило, дети перечисляют все отрицательные качества Бабы-яги, о которых они знают из сказок).
Баба-яга:- Ну, вот теперь я и вас съем!
Педагог:- Дети, мы разозлили Бабу-ягу, сказали ей неприятные, грубые слова, что же теперь делать?
Дети:- Не знаем!
Педагог:- А давайте будем не ругать Бабу-ягу, а хвалить! Давайте вспомним, что она умеет делать лучше всех?
Дети (используя подсказки педагога):- Баба-яга, ты лучше всех летаешь в ступе, ты замечательно колдуешь, ты очень стройная, ты быстро двигаешься, несмотря на возраст, у тебя очень красивый зуб и т.д.
Баба-яга:- Ой, спасибо! Как приятно это слышать! Минуточку! (в это время педагог меняет первый портрет на второй)
Педагог:- Ребята! Посмотрите, что стало с Бабой-ягой?
Дети:- Она умылась, нарядилась, стала красивая! Улыбается! Добрая!
Педагог:- А почему она так похорошела?
Дети:- Потому, что мы её похвалили, сказали ей приятные слова!
Баба-яга:- Да! Мне очень приятно слышать такие слова, я обязательно покажу вам дорогу! А ещё попрошу вас нарисовать мой портрет, раз я теперь красивая!
Педагог «Ну вот, мы благополучно вернулись домой. Давайте нарисуем портрет улыбающейся Бабы-яги, и подумаем, почему приятные слова делают человека добрее и красивее».
12. Игра-драматизация «Приход весны»
Цель игры - эмоционально-физическое раскрепощение, развитие фантазии, ассоциативного и творческого мышления.
Инвентарь: цветочный венок или букетик цветов, колокольчик.
В качестве музыкального сопровождения можно использовать песню А.Суханова «Зелёная карета».
Педагог: «Дети, скоро придёт Весна! Интересно, как она выглядит?» Дети обсуждают, как на их взгляд выглядит весна, и, с помощью педагога, приходят к мнению: если бы Весну можно было увидеть, она была бы похожа на красивую девушку в цветочном венке, приехавшую на зелёной карете.
Распределение ролей:
Весна: она едет в карете в цветочном венке.
Зима: она не хочет пускать весну в город.
Помощники Зимы:
Мороз «трещит», Снег «падает», Лёд «замораживает», Вьюга, Пурга и Метель «завывают» и «кружат».
Солнышко: оно помогает людям бороться с Зимой.
Выбирая роли, дети пробуют движения и звуки, характерные для их героев. Роли можно варьировать. Если детей в группе много, часть из них могут сыграть роль жителей города.
Педагог рассказывает историю, дети играют.
«В одном северном городе долго царствовала Зима. Люди устали от холода и с нетерпением ждали прихода Весны. Вдруг они услышали вдали звук колокольчика. Это Весна едет в зелёной карете!» - обрадовались люди. Но Зима тоже услышала звон колокольчика. Она очень рассердилась.
Зима: «Эй, помощники, все ко мне! Мороз, трещи громче! Лёд, заморозь все тропинки! Снег, падай сильнее! Вьюга, Пурга и Метель, завывайте, кружите! Не пустим Весну в город!»
(Помощники начинают действовать, выполнять движения).
Педагог: «Видят люди, что Зима не собирается сдаваться. И решили они обратиться за помощью к Солнышку: «Солнышко! Помоги нам прогнать Зиму!». Вышло солнышко на небо и расправило свои лучи!»
Солнышко: (встаёт на стул, раскрывает руки) «Первый луч – Морозу, чтоб не трещал!» (Мороз начинает замедлять движения и ложится на ковёр).
Солнышко: «Второй луч – Снегу, чтоб не падал больше!» (Снег ложится на ковёр).
Солнышко: «Третий луч – Льду, чтоб быстрей растаял!» (Лёд ложится на ковёр).
Солнышко: «Чётвёртый луч – Вьюге, Пурге и Метели, чтобы перестали кружить и завывать. (Вьюга, Пурга и Метель ложатся на ковёр).
Педагог: «Увидела Зима, что не осталось у неё помощников, и решила убежать на север!» (Зима убегает, звучит песня «Зелёная карета»). Педагог: «Проснувшись утром, люди увидели красивую зелёную карету. Из кареты вышла Весна и пошла по всем улицам северного города, заглянула в каждый двор, в каждый переулок. И везде, где Весна проходила, расцветали первые весенние цветы!».