Методическая разработка занятия по возрастной психологии

10
0
Материал опубликован 4 April 2023 в группе

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ПО ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Тема урока: Возрастная периодизация

Продолжительность урока: 1,5 часа

Цель урока: познакомить студентов с понятием возрастной периодизации и ее ролью в развитии личности.

Задачи:

Рассмотреть основные этапы возрастной периодизации и их влияние на психологическое развитие личности.

Сформировать понимание важности знания возрастной периодизации для понимания проявления эмоций, поведения, а также для эффективного общения с людьми разных возрастных групп.

Ход урока:

I. Организационный момент (5 минут)

Приветствие студентов.

Проверка готовности аудитории к уроку.

Предложить определение понятия "возрастная периодизация".

Возрастная периодизация — это процесс разделения жизненного пути человека на определенные возрастные этапы, на каждом из которых происходят характерные изменения в различных сферах жизни, таких как физическое, психологическое, социальное и когнитивное развитие. Каждый возрастной период имеет свои особенности, которые влияют на поведение, эмоции и отношения человека. Знание возрастной периодизации помогает понимать происходящие изменения и прогнозировать их, что может быть полезно для успешного взаимодействия с людьми разных возрастов и в различных сферах жизни.

Обсудить, какие этапы развития человека наиболее значимы в плане возрастной периодизации.

Каждый возрастной период имеет свои уникальные особенности и важен в плане развития человека, но есть несколько этапов, которые считаются наиболее значимыми в возрастной периодизации.

Младенчество — это первый возрастной период развития человека, который начинается с момента рождения и продолжается до 1года. На этом этапе происходит интенсивный физический и психологический рост и развитие, а также формирование основных навыков, которые станут фундаментом для дальнейшего развития ребенка.

Раннее детство (года до 3 лет) — это период интенсивного развития физических, психологических и социальных навыков. На этом этапе происходит формирование основных навыков, таких как ходьба, речь, социальное поведение и самостоятельность.

Дошкольный возраст (3-6 лет) — это период, когда дети активно учатся и развиваются в социальной и когнитивной сферах. На этом этапе дети улучшают свои навыки восприятия, речи, мышления и самоконтроля.

Подростковый возраст (12-18 лет) — это период значительных изменений в психологическом и социальном развитии. На этом этапе происходит формирование личности и социальной идентичности, а также осознание своих чувств и эмоций.

Юношеский возраст (18-25 лет) — это период, когда молодые люди ищут свое место в жизни и начинают строить карьеру. На этом этапе происходит развитие личности, включая формирование жизненных целей, установление межличностных отношений и профессиональную самоопределение.

Зрелый возраст (25-60 лет) — это период, когда люди становятся более устойчивыми и независимыми. На этом этапе происходит развитие личности, включая профессиональную карьеру, укрепление социальных связей и формирование новых отношений.

Старческий возраст (60 лет и старше) — это период, когда люди вступают в пожилой возраст и начинают сталкиваться с различными изменениями в физическом и психологическом развитии. На этом этапе происходит подготовка к старости и установление новых отношений в семье и обществе.

Важно понимать, что каждый возрастной период имеет свои особенности и влияет на личностное развитие человека. Знание возрастной периодизации помогает лучше понимать особенности каждого возраста и подстраиваться к ним, что важно как для самого человека, так и для взаимодействия с другими людьми разных возрастных групп. Например, знание возрастных особенностей детей позволяет лучше понимать их поведение и уметь работать с ними, а знание возрастных особенностей старших людей помогает лучше понимать их потребности и установление более глубоких отношений с ними.

Предложить студентам открыть учебники и найти информацию о возрастных периодах.

III. Основная часть урока (45 минут)

Рассмотреть возрастные периоды развития личности: младенчество, раннее детство, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношеский возраст, зрелый возраст и старческий возраст

t1680561345aa.png

Описать основные изменения в психологическом развитии личности на каждом этапе: когнитивные, эмоциональные и социальные.

Рассмотрим основные изменения в психологическом развитии личности на каждом возрастном этапе:

Возраст от рождения до года является первым и наиболее интенсивным этапом психологического развития личности. На этом этапе происходят значительные изменения в когнитивной, эмоциональной и социальной сферах.

Когнитивные изменения: Формирование базовых когнитивных процессов, таких как восприятие, память, внимание и мышление. Формирование первоначального представления о мире и объектах. Развитие сенсомоторного интеллекта: ребенок связывает восприятие с движением, постепенно осваивает свое тело и движения, а также начинает различать объекты и их свойства.

Эмоциональные изменения: Формирование первичных эмоций, таких как радость, грусть, страх и любопытство. Выражение эмоций через мимику, голос и жесты. Установление эмоциональной связи с родителями и близкими людьми.

Социальные изменения: Формирование первичных социальных навыков, таких как коммуникативные навыки, умение устанавливать контакты с другими людьми, понимание социальных норм и правил.

Установление первичной социальной связи с близкими людьми, в основном с родителями и другими родственниками.

Обучение социальным ролям и социальным ожиданиям, которые принимаются в данной культуре.

На этом этапе ребенок полностью зависит от окружающих его людей, в первую очередь от своих родителей. Поэтому качество заботы и воспитания, которое он получает, существенно влияет на его дальнейшее психологическое развитие. Важно, чтобы родители обеспечивали ребенку комфортную и безопасную среду, обучали его базовым социальным навыкам и умениям, а также выражали свою любовь и заботу.

Раннее детство (от 1 до 3 лет):

Когнитивные изменения: на этом этапе происходит формирование базовых когнитивных процессов, таких как восприятие, память, внимание и мышление. Ребенок начинает узнавать предметы и людей, различать цвета, формы и размеры, а также познавать мир с помощью различных сенсорных опытов.

Эмоциональные изменения: на этом этапе происходит формирование первичных эмоций, таких как радость, грусть, страх и любопытство. Ребенок начинает выражать свои эмоции и устанавливать первые социальные контакты.

Социальные изменения: на этом этапе происходит формирование социальных навыков, таких как коммуникативные навыки, умение устанавливать контакты с другими людьми, понимание социальных норм и правил.

Дошкольный возраст (3-6 лет):

Когнитивные изменения: на этом этапе происходит улучшение когнитивных процессов, таких как внимание, память, мышление и речь. Ребенок начинает познавать мир с помощью слов и языка, формулируя свои мысли и выражая свои потребности и желания.

Эмоциональные изменения: на этом этапе происходит улучшение эмоциональной регуляции и формирование более сложных эмоций, таких как удивление, восхищение, разочарование и зависть. Ребенок начинает лучше понимать свои эмоции и чувства, а также эмоции других людей.

Социальные изменения: на этом этапе происходит улучшение социальных навыков и умений, таких как совместная деятельность, совместная игра и уважение к другим людям.

Подростковый возраст (12-18 лет):

Когнитивные изменения: на этом этапе происходит формирование абстрактного мышления, улучшение способности к анализу и критическому мышлению. Подросток начинает рассуждать о своей жизни и принимать более взвешенные решения, основываясь на своих собственных опыте и знаниях.

Эмоциональные изменения: на этом этапе происходит усиление эмоций, таких как возможность испытывать глубокие чувства любви, дружбы, ненависти и т.д. Подросток начинает формировать свою личность и социальную идентичность, что может приводить к эмоциональному напряжению и конфликтам.

Социальные изменения: на этом этапе происходит формирование межличностных отношений, начинается установление более взрослых социальных связей, формируется социальный круг общения и происходит поиск места в обществе.

Юношеский возраст (18-25 лет):

Когнитивные изменения: на этом этапе происходит дальнейшее развитие абстрактного мышления, формирование креативности, гибкости мышления и способности к решению проблем. Юноша начинает укреплять свои профессиональные навыки и начинает строить карьеру.

Эмоциональные изменения: на этом этапе происходит дальнейшее развитие эмоциональной стабильности и умения контролировать свои эмоции. Юноша начинает формировать свои личностные ценности, что может приводить к эмоциональным колебаниям и поиску смысла жизни.

Социальные изменения: на этом этапе происходит установление более глубоких социальных связей, формирование семьи и участие в социальных процессах, таких как работа, политика и общественная жизнь.

Зрелый возраст (25-60 лет):

Когнитивные изменения: на этом этапе происходит устойчивое улучшение когнитивных процессов, углубление знаний и опыта. Зрелый человек обладает способностью принимать сложные решения и решать сложные проблемы.

Эмоциональные изменения: на этом этапе происходит установление стабильности эмоций, укрепление личностной уверенности и самооценки. Зрелый человек способен эмоционально адаптироваться к жизненным изменениям и кризисам.

Социальные изменения: на этом этапе происходит установление карьеры, образования и стабильных социальных связей, включая семейные отношения, дружбу и профессиональные связи.

Пожилой возраст (60-75 лет и старше):

Когнитивные изменения: на этом этапе происходит уменьшение когнитивных способностей, особенно в сфере скорости реакции и рабочей памяти. Однако знания и опыт, накопленные за жизнь, могут компенсировать эти изменения.

Эмоциональные изменения: на этом этапе происходит углубление эмоций, установление более глубоких отношений с близкими людьми, а также осознание своей смертности и поиск смысла жизни.

Социальные изменения: на этом этапе происходит углубление семейных отношений и дружбы, а также участие в социальной жизни общества в качестве мудрых и опытных советчиков.

Важно понимать, что каждый человек уникален и может проживать каждый возрастной этап по-своему, с разной скоростью и с разными характеристиками. Однако знание возрастной периодизации помогает лучше понимать особенности каждого этапа и адаптироваться к ним в социальной, психологической и культурной сферах.

Предложить студентам составить схему возрастной периодизации, включающую все периоды.

Схема возрастной периодизации, включающая все периоды:

Младенчество (от рождения до 1 года)

Раннее детство (1-3 года)

Дошкольный возраст (3-6 лет)

Младший школьный возраст (6-10 лет)

Подростковый возраст (10-18 лет)

Юношеский возраст (18-25 лет)

Зрелый возраст (25-60 лет)

Пожилой возраст (60-75 лет и старше)

В данную схему добавить ведущую деятельность каждого возрастного периода и новообразования.

Схема возрастной периодизации может быть полезным инструментом для понимания и изучения особенностей каждого возрастного периода, а также для планирования личностного и профессионального развития.

Обсудить, как возрастная периодизация может влиять на профессиональную деятельность.

Возрастная периодизация может существенно влиять на профессиональную деятельность, как с точки зрения развития личности, так и с точки зрения карьерного роста.

С младенческого возраста до юношеского возраста, человек формирует свой когнитивный, эмоциональный и социальный опыт, который влияет на выбор профессии в будущем. Например, увлечение научной деятельностью в детстве может привести к выбору научной профессии в будущем. В этом возрасте также формируются базовые навыки и качества, необходимые для успешной карьеры, такие как умение общаться, работать в команде, принимать решения и т.д.

В юношеском возрасте начинается активный поиск профессиональной самоидентификации и определения своего места в жизни. Это может привести к выбору профессии, которая соответствует своим интересам и ценностям. Однако на этом этапе личностное развитие еще не завершено, поэтому возможны изменения в профессиональном выборе в будущем.

В зрелом возрасте, когда личность уже достаточно сформирована, человек может делать осознанный выбор профессии, опираясь на свой опыт и знания. Зрелый человек уже обладает профессиональным опытом и может достигать успеха в своей карьере, развиваясь и реализуя свой потенциал.

Однако пожилой возраст может стать вызовом для профессиональной деятельности, так как в этом возрасте уменьшается физическая и психическая активность, а также возможность усвоения новых знаний. Это может привести к необходимости пересмотра профессиональных целей и планов и, возможно, перехода на более легкую или менее интенсивную работу.

Таким образом, возрастная периодизация может оказывать влияние на профессиональную деятельность, определяя выбор профессии, особенности профессионального развития и перспективы карьерного роста. Однако каждый человек уникален и может проживать каждый возрастной этап по-своему, поэтому возрастная периодизация является только одним из многих факторов, влияющих на профессиональную деятельность. Кроме того, важно учитывать индивидуальные особенности каждого человека, такие как личностные качества, образование, опыт и т.д. при выборе профессии и планировании карьеры.

Кроме того, возрастная периодизация может влиять на межличностные отношения в рабочей среде. Например, молодые работники могут испытывать трудности в установлении отношений с более старшими коллегами, а также восприниматься как недостаточно опытные и незрелые. С другой стороны, пожилые работники могут столкнуться с возрастной дискриминацией и ощущать себя менее значимыми и полезными в рабочей среде. Эти проблемы могут оказывать отрицательное влияние на работу, мотивацию и эффективность в команде.

Таким образом, возрастная периодизация является важным фактором, влияющим на профессиональную деятельность и межличностные отношения в рабочей среде. Однако она не является единственным фактором, и при выборе профессии и планировании карьеры необходимо учитывать и другие факторы, такие как личностные качества, образование, опыт и т.д.

IV. Практическая часть (40 минут)

Предложить студентам выполнить задание, направленное на анализ своего собственного возрастного периода и связанных с ним эмоций и поведения.

Определите свой текущий возрастной период из схемы возрастной периодизации, предложенной выше.

Опишите свои эмоции, связанные с вашим возрастным периодом. Какие эмоции наиболее ярко проявляются у вас сейчас? Что вызывает эти эмоции?

Опишите свое поведение, связанное с вашим возрастным периодом. Какие привычки и поведенческие паттерны наиболее характерны для вас в настоящее время? Какое поведение характеризует ваш возрастной период в обществе?

Рассмотрите свои сильные стороны и слабости в текущем возрастном периоде. Какие навыки и качества вы уже развили, и какие нужно еще развить?

Размышляйте о том, как вы можете использовать свой текущий возрастной период для личностного и профессионального роста. Какие возможности и вызовы предлагает ваш текущий возраст?

Определите, какие изменения вы хотели бы внести в свою жизнь, чтобы улучшить свой текущий возрастной период. Какие шаги нужно предпринять, чтобы достичь этих изменений?

Анализ своего собственного возрастного периода и связанных с ним эмоций и поведений может помочь студентам лучше понять себя, свои потребности и цели, а также определить пути личностного и профессионального развития.

Попросить студентов выполнить задание, суть которого состоит в разгадывании ребусов, в которых зашифрованы термины предмета «Возрастная психология».

t1680561345ab.png


t1680561345ac.png




t1680561345ad.png

t1680561345ae.png



t1680561345af.png





t1680561345ag.png



t1680561345ah.png

t1680561345ai.png

t1680561345aj.png

t1680561345ak.png

t1680561345al.png



t1680561345am.png



t1680561345an.png



Ответы:

1.Школьник

2.Деятельность

3.Игра

4.Дошкольник

5.Младенчество

6.Память

7.Наблюдение.

8.Мышление

9.Детство

10.Эмоция

11.Переодизация

12. Мотивация

13. Интеллект

Заключить практическую часть обсуждением того, как понимание своего возрастного периода может помочь в личностном развитии и достижении успеха в различных областях жизни, включая личную, профессиональную, социальную и духовную сферы. Кроме того, понимание возрастной периодизации помогает развивать эмпатию и понимание других людей, особенно в разных возрастных группах, и лучше взаимодействовать с ними. Это также помогает уважать индивидуальные различия каждого человека и находить общий язык с разными людьми в разных возрастных группах.

Понимание своего возрастного периода может существенно помочь в личностном развитии и достижении успеха в различных областях жизни. Каждый возрастной период имеет свои уникальные характеристики и задачи, которые необходимо выполнить для успешного развития. Например, в раннем детстве основная задача заключается в формировании базовых навыков и умений, таких как говорение, чтение, письмо, социальное взаимодействие. В подростковом возрасте задача заключается в поиске своего места в обществе, формировании своей личности и установлении отношений с окружающими людьми.

Взрослая жизнь связана с профессиональным развитием, созданием семьи и управлением своими финансами. Понимание этих задач помогает в принятии правильных решений и достижении личных и профессиональных целей.

В социальной сфере понимание своего возрастного периода помогает лучше понимать других людей в разных возрастных группах и лучше взаимодействовать с ними. Например, понимание, что родители подростка сталкиваются со своими уникальными вызовами и задачами, может помочь подростку лучше понять их и наладить более гармоничные отношения.

Понимание возрастной периодизации также помогает уважать индивидуальные различия каждого человека и находить общий язык с разными людьми в разных возрастных группах. Это особенно важно в культурном контексте, где возрастные различия могут играть важную роль в поведении и ожиданиях.

В целом, понимание своего возрастного периода помогает в личностном развитии и достижении успеха в различных областях жизни. Это также помогает развивать эмпатию и понимание других людей, особенно в разных возрастных группах, и лучше взаимодействовать с ними.

V. Рефлексия. Домашнее задание (5 минут)

Повторение основных понятий возрастной периодизации.

Повторение и закрепление знаний о когнитивных, эмоциональных и социальных изменениях, характерных для каждого возрастного периода.

Рефлексия на тему того, как понимание своего возрастного периода может помочь в личностном и профессиональном развитии.

Попросить учащихся найти информацию о научных исследованиях, проводимых в области возрастной периодизации.

Предложить написать эссе о том, как знание возрастной периодизации помогает лучше понимать себя и окружающих.



Использованный ресурс при подготовке занятия.

http://kvestodel.ru/generator-rebusov

Таблица психологической активности на различных возрастных этапах Сапоровская; Травин:

https://studfile.net/preview/1763908/

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.