Игры для развития фонематического восприятия обучающихся

0
0
Материал опубликован 16 October

Аношенко Лариса Геннадьевна

Учитель-логопед ГКОУ С(К)Ш

г. Выкса, Нижегородской области


Игры для развития фонематического восприятия обучающихся

Фонематическое восприятие — это основа успешного обучения чтению, письму и правильной речи.

На каждом возрастном этапе стоят свои задачи по формированию фонематических умений: сначала нужно научиться различать речевые и неречевые звуки, потом гласные и согласные, а еще позже – определять количество и последовательность звуков в слове.

Специалистам и родителям на всех этапах развития речи ребёнка важна системная работа во избежание проблем с формированием фонематического восприятия.


Игры для формирования умения выделять звуки в слове

Игра «Составь слово по первым звукам»

Ход игры. Взрослый называет звуки, например: О, К, Т Ребенок должен из них составить слово. Если трудно на слух, то можно писать буквы и потом составлять слова.

Игра «Подбери рифму»

кошка – крошка - мошка – картошка ….

Петрушка – ватрушка - погремушка …

свет - бред - вред – след ….

петушок- гребешок - малышок ……

Игра «Наоборот»

Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке (сон – нос, кот – ток, хам – мах …..)


Игра «Что перепутал художник»?

(Развитие умения проводить сравнительный звукобуквенный анализ)

Оборудование: карточки со словами и предметные картинки.

Слова: Картинки:

Булка белка

Кот кит

Мышка мишка

Горка корка

Лужи лыжи

Ворота ворона






Игра «Сколько точек, столько звуков»

(Активизация мыслительной деятельности на уровне звукового состава слова, воспроизведение нужных слов)

Оборудование: кубик с точками на гранях. Бросают кубик – называют слово с тем же количеством звуков, сколько точек на грани кубика. (Можно подбирать слова с помощью картинок).


Игра «Сколько звуков в слове» (Развитие фонетического анализа)

Ведущий называет слово быстро, один раз. Игроки должны произнести негромко, растянуто. Сосчитать количество звуков в слове (мак, вата, друг, аист, Ира, арбуз, танк, машина, мороз, голова, труд, Антон, панама ….).

Игра «Чем похожи»

Найти общий звук в словах (луна – стол, кино игла, окна дом ….).

Игра «Шифровальщики»

Ход игры. Играют несколько человек. Задание - в тексте буквы «С» и «З» заменить символами (например, «С» -символ наушники. «З» - звоночек)


Русская зима

Хороши, чисты русские снежные зимы. Глубокие сверкают на солнце сугробы. Скрылись подо льдом большие и малые реки. В морозное тихое утро над крышами деревенских домов столбами поднимается в небо дым.

Под снежной шубой, набирая силу, отдыхает земля. Тихи и светлы зимние ночи. Обливая снега тонким светом, сияет луна.

В лунном свете мерцают поля, вершины деревьев. Хорошо видна накатанная зимняя дорога. Темны тени в лесу. Крепок зимний ночной мороз, потрескивают в лесу стволы деревьев. Высокие звезды рассыпаны по небу. Ярко светит Большая Медведица с ясной Полярной звездою, указывающей на север. От края до края протянулся по небу Млечный Путь – загадочная небесная дорога. В Млечном Пути распростер свои крылья Лебедь – большое созвездие.

(И. Соколов-Микитин. Сборник «На тёплой земле»)


Игры для формирования умения делить слова на слоги

Игра «Отстучи правильно»

Ход игры. Ребёнок стучит или хлопает в ладоши столько раз, сколько слогов в названном слове.

Игра «Где спрятался слог?»

Ход игры. Дети находят картинки, в названии которых есть слог, например -РО

Картинки: ворона, ворота, сорока, дорога, роза, рыба, рысь, самолет.

Игра «Собери слова» (Работа над слоговой структурой слова, активизация словаря)

Оборудование: карточки со слогами

На игровом поле слоги: тра - , дро - , - та, - за, - гон, со -, сла -, бук -, тык -, спра -, и -, хал -, клюк-……

Водящий прикладывает к каждому слогу на игровом поле слог -ва-, читает слово.

Игра «Начни со слога»

Ход игры. Дети находят последний слог в слове. И называют слово, которое начинается с этого слога.

Например: насос— соска каша шапка карандаш…

Игра «Путаница»

Ход игры. Дети составляют слово из разрозненных слогов, например: РУ, КА, БАШ — рубашка, КА, КОШ – кошка, ВЕР, ЛЁТ, ТО – вертолёт….

Литература:

Р.И. Лалаева Логопедическая работа в коррекционных классах. Москва. Владос. 2001

Л.Н. Ефименкова Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Москва. Владос. 2001

Т.А. Ткаченко Развитие фонематического слуха. Ростов н/Д: Феникс 2024

Т.А. Ткаченко Фонематический слух и звуковой анализ. Ростов н/Д: Феникс 2022


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.