12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ольга142
учитель-логопед территориальной психолого-медико-педагогической комиссии города Архангельска, МБУ Центр "Леда"
Россия, Архангельск
2

Развитие фонематического восприятия. Приемы работы.

Развитие фонематического восприятия.

Приемы работы.



Фонематическое восприятие – это способность ребенка на слух различать близкие по звучанию, произношению или артикуляционному укладу звуки.

t1655128882aa.jpgt1655128882ab.jpg

Логопедический альбом О.И.Иншаковой

Фонематическое восприятие


Фонематический анализ и синтез


Фонематические представления


1.Определить наличие /отсутствие заданного звука в слове («Топни», «Хлопни», «Сигнальные палочки»)

2.Покажи картинки с заданным звуком

3.Услышать слово с заданным звуком в предложении

4.Подобрать пары картинок (лук-люк, точка-дочка, гости-кости)


1.Выделит гласный звук (начало, середина, конец)

2.Выделить согл.звук в конце

3.Согл. звук в начале

4.Определить количество глас/согл звуков

5.Определить количество звуков в слове

6.Определить место звука в слове

7.Определить последовательность звуков в слове


1.Подобрать слова определенной тематики на заданный звук (игрушки со звуком Ш; ягоды со звуком К)

2.Придумать слова на заданный звук («Кто больше»)

3.Подобрать слово на заданный звук с указанием его места в слове.

4.Подобрать слово, которое будет начинаться на тот же звук, что и названное логопедом




Развитие фонематического восприятия

Узнавание неречевых звуков (музыкальные инструменты, коробочки с наполнителями, звуки предметов, постукивание о разный материал, ритмические рисунки)

Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру (Игра «Кто позвал?», сказка «Три медведя», эмоциональная окраска одного звука, «Мама и детеныш»

Различение слов, близких по звуковому составу

Дифференциация слогов

Дифференциация фонем (развитие навыков звукового анализа)

Направления работы с речевыми звуками:

Дифференциация по твердости-мягкости (п-пь, б-бь, м-мь, т-ть, д-дь, н-нь, к-кь, г-гь, х-хь, с-сь, з-зь, в-вь, ф-фь, л-ль, р-рь)

Дифференциация по звонкости-глухости (п-б, пь-бь, т-д, ть-дь, в-ф, вь-фь, к-г, кь-гь, с-з,ш-ж)

Дифференциация глухих звуков (с-ш, сь-щ, ч-щ, с-ц, ш-щ, ц-ть, ч-с, ч-ц)

Дифференциация звонких звуков (з-ж, л-р, ль-рь, ль-й)

1.Слова-пары

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПО ТВЕРДОСТИ – МЯГКОСТИ


Б-БЬ: прибывает – прибивает, был – бил.

П-ПЬ: пальцы – пяльцы, пыл – пил.

М-МЬ: мал – мял, мыл – мил, мышка – мишка, мыла –

Мила, мать – мять, мыло – мило, замычать –

замечать, намотка – намётка, обмотка – обмётка,

помычать – помечать. мол – мёл, мало – мяло.

Т-ТЬ: брат – брать, ответ(ть), жест(ть), карат(ть),

обут(ть), надут(ть), уснут(ть), нагрет(ть), рулит(ть),

гаснут(ть), мокнут(ть), тапки – тяпки, шест – шесть.
Д-ДЬ: сады – сади, следы – следи, дымка – Димка.

Н-НЬ: нос – нёс, банка – банька, кон – конь.

В-ВЬ: вол – вёл, вал – вял, выл – вил, завод – зовёт,

живот – живёт.

Ф-ФЬ: кров – кровь.


ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПО ЗВОНКОСТИ – ГЛУХОСТИ  

П-Б: пыл – был, пал – бал, пар – бар, почка – бочка, пас – бас, Паня – баня, палка – балка, пашня – башня, плеск – блеск, ропот – робот, порт – борт, пух – бух, пыль – быль, плошки – блошки, запор – забор, правый – бравый, папочка – бабочка.

ПЬ-БЬ: пил – бил, пел – бел, пилить – белить, питон – бетон.

Т-Д: том – дом, там – дам, туп – дуб, точка – дочка, трава – дрова, тачка – дачка, уточка – удочка, катушка – кадушка, кордон – картон, Таня – Даня, ток – дог, тон – дон, тушь – душ, роты – роды, Толя – доля, трель – дрель, творец – дворец, тот – дот, Тверь – дверь, плоты – плоды, тоска – доска, стул – сдул.

ТЬ-ДЬ: Тима – Дима, Тёма – Дёма, лети – леди, грусти – грузди, прутик – прудик, зайти – зайди, найти – найди, дойти – дойди, войти – войди, пойти – пойди, уйти – уйди, тень – день, тело – дело, Дина – тина.

К-Х: хатка – кадка, хлад – клад, хлоп – клоп, хорь – корь, хрупко – крупка, ход – кот.

В-Ф: сова – софа, гривы – грифы, Ваня – Фаня, вата – фата, ваза – фаза, Веня – Феня, враки – фраки, вон – фон, вены – фены.

К-Г: кости – гости, корка – горка, крот – грот, пороки – пороги, кора – гора, колос – голос, кол – гол, краб – граб, кот – год, галька – калька, гладь – кладь, глас – класс, год – код, маги – маки.



ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛУХИХ ЗВУКОВ:

С-Ш:крыса-крыша, сила-шило, нос-нож, каска-кашка, маска-Машка,усы-уши, миска-мишка, мыс-мышь, рос-рожь, сутки-шутки, Моська-мошка, басня-башня, вас-ваш,посол-пошёл, сытый-шитый, сайка-шайка, стуки-штуки, стопор-штопор, споры-шпоры, стык-штык, срам-шрам, сок-шок, стиль-штиль, Марс-марш, нас-наш

С-Щ:лес-лещ, сели-щели, роса-роща, писать-пищать, плюс-плющ, весы-вещи

Ч-Щ: чёлка-щёлка, чадить-щадить, чур-щур, почесть-по шесть, чепцы-щипцы, плач-плащ, чётки-щётки, лечи-лещи, помочь-помощь, печать-пищать, точу-тащу, горячий-горящий, чека-щека,

С-Ц:свет-цвет, рассвет-расцвет, сел-цел, бусы-бутсы, сок-цок, сабля-цапля, светик-цветик, сено-цены, бас-бац, колесо-кольцо

Ш-Щ: чаша-чаща, вешать-вещать, шёлк-щёлк, пишу-пищу, прошу-прощу, пиши-пищи, зашита-защита

К-Т:куча-туча, кочка-точка, Коля-Толя, как-так, комик-томик, копка-топка, копить-топить, купить-тупить, корт-торт, рок-рот, ток-тот, кок-тот, тук-тут, бык-быт, брак-брат, мак-мат, качка-тачка, кройка-тройка, парик-парит, крюк-трюк, винтик-винтит


t1655128882ac.png


ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВОНКИХ ЗВУКОВ


Л-Р: лак-рак, пал-пар, глаза-гроза, бал-бар, жалко-жарко, лов-ров, колобок-коробок, укол-укор, юла-Юра, плут-прут, лампа-рампа, ложки-рожки, плошка-Прошка, Лука-рука, булки-бурки, полка-порка, лама-рама, пилот-пирог, лад-рад, пил-пир, ложь-рожь, мол-мор, дал-дар, жал-жар, вал-вар, мил-мир, стал-стар, мелко-мерка, тёлка-тёрка, колка-корка, палка-парка, жил-жир, свалка-сварка, плут-пруд, игла-игра

ЛЬ-РЬ: оклик-окрик, лейка-рейка, солить-сорить, солю-сорю, жаль-жарь, лечь-речь, Лёва-рёва, уголь-угорь, малина-Марина, калина-Карина, капли-капри, билет-берет

Й-ЛЬ: мой-моль, гайка-галька, война-вольна, бой-боль, рой-роль, йог-лёг, йод-лёд, ямка-лямка, ежи-лежи, койка-колька, дай-даль, куй-куль, ей-ель, ной-ноль, пою-полю, поёт-полёт, есть-лесть, едок-ледок

З-Ж: коза-кожа, роза-рожа, зал-жал, звук-жук, залей-жалей, везу-вяжу, разок-рожок, жевать-зевать, называть-наживать


t1655128882ad.jpg


2.Звуки, слоги (карточки)


М-МЬ (твердость-мягкость)


1. ма-ма-мя 2. мя-мя-ма 3. ма-мя-мя

мо-мо-мё     мё-мё-мо     мо-мё-мё

му-му-мю     мю-мю-му     му-мю-мю

мы-мы-ми     ми-ми-мы     мы-ми-ми

мэ-мэ-ме     ме-ме-мэ     мэ-ме-ме



4. мя-ма-ма  5.ма-мя-ма  6.мя-ма-мя

мё-мо-мо     мо-мё-мо     мё-мо-мё

мю-му-му     му-мю-му     мо-мё-мо

ми-мы-мы     мы-ми-мы     ми-мы-ми

ме-мэ-мэ     мэ-ме-мэ     ме-мэ-ме


1.t1655128882ae.png t1655128882ae.png t1655128882ae.png

2. t1655128882ae.pngt1655128882ae.pngt1655128882ae.png

3. t1655128882ae.pngt1655128882ae.pngt1655128882ae.png

4. t1655128882ae.pngt1655128882ae.pngt1655128882ae.png

5. t1655128882ae.pngt1655128882ae.pngt1655128882ae.png

6. t1655128882ae.pngt1655128882ae.pngt1655128882ae.png

П-Б (звонкость-глухость)


1.па-па-ба  2. ба-ба-па  3. ба-па-па

по-по-бо     бо-бо-по     бо-по-по

пу-пу-бу     бу-бу-пу     бу-пу-пу

пы-пы-бы     бы-бы-пы     бы-пы-пы

пэ-пэ-бэ     бэ-бэ-пэ     бэ-пэ-пэ


4. па-ба-ба  5.па-ба-па  6.ба-па-ба

по-бо-бо     по-бо-по     бо-по-бо

пу-бу-бу     пу-бу-пу     бу-пу-бу

пы-бы-бы     пы-бы-пы     бы-пы-бы

пэ-бэ-бэ     пэ-бэ-пэ     бэ-пэ-бэ


1. . . t1655128882af.jpg

2. t1655128882af.jpg t1655128882af.jpg .

3. t1655128882af.jpg . .

4. . t1655128882af.jpg t1655128882af.jpg

5. . t1655128882af.jpg .

6. t1655128882af.jpg. t1655128882af.jpg


С-Ш (дифференциация глухих)


1.са-са-ша  2. ша-ша-са  3. са-ша-ша

со-со-шо    шо-шо-со    со-шо-шо

су-су-шу    шу-шу-су    су-шу-шу

сы-сы-ши    ши-ши-сы    сы-ши-ши

сэ-сэ-шэ    шэ-шэ-сэ    сэ-шэ-шэ


4. ша-са-са 5.са-ша-са 6.ша-са-ша

шо-со-со    со-шо-со    шо-со-шо

шу-су-су    су-шу-су    шу-су-шу

ши-сы-сы   сы-ши-сы    ши-сы-ши

шэ-сэ-сэ    сэ-шэ-сэ    шэ-сэ-шэ


1. t1655128882ag.jpgt1655128882ag.jpgt1655128882ah.jpg

2. t1655128882ah.jpgt1655128882ah.jpgt1655128882ag.jpg

3. t1655128882ag.jpgt1655128882ah.jpgt1655128882ah.jpg

4. t1655128882ah.jpgt1655128882ag.jpgt1655128882ag.jpg

5. t1655128882ag.jpgt1655128882ah.jpgt1655128882ag.jpg

6. t1655128882ah.jpgt1655128882ag.jpgt1655128882ah.jpg

З-Ж (дифференциация звонких)


1.за-за-жа  2. жа-жа-за  3. за-жа-жа

зо-зо-жо      жо-жо-зо      зо-жо-жо

зу-зу-жу       жу-жу-зу    зу-жу-жу

зы-зы-жи      жи-жи-зы    зы-жи-жи

зэ-зэ-жэ      жэ-жэ-зэ      зэ-жэ-жэ

4. жа-за-за   5.за-жа-за   6.жа-за-жа

жо-зо-зо     зо-жо-зо    жо-зо-жо

жу-зу-зу     зу-жу-зу    жу-зу-жу

жи-зы-зы    зы-жи-зы    жи-зы-жи

жэ-зэ-зэ     зэ-жэ-зэ     жэ-зэ-жэ



1. t1655128882ai.jpgt1655128882ai.jpgt1655128882aj.jpg

2. t1655128882aj.jpgt1655128882aj.jpgt1655128882ai.jpg

3. t1655128882ai.jpgt1655128882aj.jpgt1655128882aj.jpg

4. t1655128882aj.jpgt1655128882ai.jpgt1655128882ai.jpg

5. t1655128882ai.jpgt1655128882aj.jpgt1655128882ai.jpg

6. t1655128882aj.jpgt1655128882ai.jpgt1655128882aj.jpg



3. Предложение, двустишие

t1655128882ak.jpg

t1655128882al.png

t1655128882am.png

t1655128882an.png



У Саши шесть сушек.



t1655128882ao.jpg

t1655128882al.png



по

t1655128882ap.jpg



И

t1655128882aq.jpg

t1655128882an.png




Шла Саша по шоссе

И сосала сушку

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.