Методическая разработка «Развитие фонематического восприятия. Приемы работы»
Развитие фонематического восприятия.
Приемы работы.
Фонематическое восприятие – это способность ребенка на слух различать близкие по звучанию, произношению или артикуляционному укладу звуки.
Логопедический альбом О.И.Иншаковой
Фонематическое восприятие | Фонематический анализ и синтез | Фонематические представления |
1.Определить наличие /отсутствие заданного звука в слове («Топни», «Хлопни», «Сигнальные палочки») 2.Покажи картинки с заданным звуком 3.Услышать слово с заданным звуком в предложении 4.Подобрать пары картинок (лук-люк, точка-дочка, гости-кости) | 1.Выделит гласный звук (начало, середина, конец) 2.Выделить согл.звук в конце 3.Согл. звук в начале 4.Определить количество глас/согл звуков 5.Определить количество звуков в слове 6.Определить место звука в слове 7.Определить последовательность звуков в слове | 1.Подобрать слова определенной тематики на заданный звук (игрушки со звуком Ш; ягоды со звуком К) 2.Придумать слова на заданный звук («Кто больше») 3.Подобрать слово на заданный звук с указанием его места в слове. 4.Подобрать слово, которое будет начинаться на тот же звук, что и названное логопедом |
Развитие фонематического восприятия
Узнавание неречевых звуков (музыкальные инструменты, коробочки с наполнителями, звуки предметов, постукивание о разный материал, ритмические рисунки)
Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру (Игра «Кто позвал?», сказка «Три медведя», эмоциональная окраска одного звука, «Мама и детеныш»
Различение слов, близких по звуковому составу
Дифференциация слогов
Дифференциация фонем (развитие навыков звукового анализа)
Направления работы с речевыми звуками:
Дифференциация по твердости-мягкости (п-пь, б-бь, м-мь, т-ть, д-дь, н-нь, к-кь, г-гь, х-хь, с-сь, з-зь, в-вь, ф-фь, л-ль, р-рь)
Дифференциация по звонкости-глухости (п-б, пь-бь, т-д, ть-дь, в-ф, вь-фь, к-г, кь-гь, с-з,ш-ж)
Дифференциация глухих звуков (с-ш, сь-щ, ч-щ, с-ц, ш-щ, ц-ть, ч-с, ч-ц)
Дифференциация звонких звуков (з-ж, л-р, ль-рь, ль-й)
1.Слова-пары
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПО ТВЕРДОСТИ – МЯГКОСТИ
Б-БЬ: прибывает – прибивает, был – бил.
П-ПЬ: пальцы – пяльцы, пыл – пил.
М-МЬ: мал – мял, мыл – мил, мышка – мишка, мыла –
Мила, мать – мять, мыло – мило, замычать –
замечать, намотка – намётка, обмотка – обмётка,
помычать – помечать. мол – мёл, мало – мяло.
Т-ТЬ: брат – брать, ответ(ть), жест(ть), карат(ть),
обут(ть), надут(ть), уснут(ть), нагрет(ть), рулит(ть),
гаснут(ть), мокнут(ть), тапки – тяпки, шест – шесть.
Д-ДЬ: сады – сади, следы – следи, дымка – Димка.
Н-НЬ: нос – нёс, банка – банька, кон – конь.
В-ВЬ: вол – вёл, вал – вял, выл – вил, завод – зовёт,
живот – живёт.
Ф-ФЬ: кров – кровь.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПО ЗВОНКОСТИ – ГЛУХОСТИ
П-Б: пыл – был, пал – бал, пар – бар, почка – бочка, пас – бас, Паня – баня, палка – балка, пашня – башня, плеск – блеск, ропот – робот, порт – борт, пух – бух, пыль – быль, плошки – блошки, запор – забор, правый – бравый, папочка – бабочка.
ПЬ-БЬ: пил – бил, пел – бел, пилить – белить, питон – бетон.
Т-Д: том – дом, там – дам, туп – дуб, точка – дочка, трава – дрова, тачка – дачка, уточка – удочка, катушка – кадушка, кордон – картон, Таня – Даня, ток – дог, тон – дон, тушь – душ, роты – роды, Толя – доля, трель – дрель, творец – дворец, тот – дот, Тверь – дверь, плоты – плоды, тоска – доска, стул – сдул.
ТЬ-ДЬ: Тима – Дима, Тёма – Дёма, лети – леди, грусти – грузди, прутик – прудик, зайти – зайди, найти – найди, дойти – дойди, войти – войди, пойти – пойди, уйти – уйди, тень – день, тело – дело, Дина – тина.
К-Х: хатка – кадка, хлад – клад, хлоп – клоп, хорь – корь, хрупко – крупка, ход – кот.
В-Ф: сова – софа, гривы – грифы, Ваня – Фаня, вата – фата, ваза – фаза, Веня – Феня, враки – фраки, вон – фон, вены – фены.
К-Г: кости – гости, корка – горка, крот – грот, пороки – пороги, кора – гора, колос – голос, кол – гол, краб – граб, кот – год, галька – калька, гладь – кладь, глас – класс, год – код, маги – маки.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛУХИХ ЗВУКОВ:
С-Ш:крыса-крыша, сила-шило, нос-нож, каска-кашка, маска-Машка,усы-уши, миска-мишка, мыс-мышь, рос-рожь, сутки-шутки, Моська-мошка, басня-башня, вас-ваш,посол-пошёл, сытый-шитый, сайка-шайка, стуки-штуки, стопор-штопор, споры-шпоры, стык-штык, срам-шрам, сок-шок, стиль-штиль, Марс-марш, нас-наш
С-Щ:лес-лещ, сели-щели, роса-роща, писать-пищать, плюс-плющ, весы-вещи
Ч-Щ: чёлка-щёлка, чадить-щадить, чур-щур, почесть-по шесть, чепцы-щипцы, плач-плащ, чётки-щётки, лечи-лещи, помочь-помощь, печать-пищать, точу-тащу, горячий-горящий, чека-щека,
С-Ц:свет-цвет, рассвет-расцвет, сел-цел, бусы-бутсы, сок-цок, сабля-цапля, светик-цветик, сено-цены, бас-бац, колесо-кольцо
Ш-Щ: чаша-чаща, вешать-вещать, шёлк-щёлк, пишу-пищу, прошу-прощу, пиши-пищи, зашита-защита
К-Т:куча-туча, кочка-точка, Коля-Толя, как-так, комик-томик, копка-топка, копить-топить, купить-тупить, корт-торт, рок-рот, ток-тот, кок-тот, тук-тут, бык-быт, брак-брат, мак-мат, качка-тачка, кройка-тройка, парик-парит, крюк-трюк, винтик-винтит
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВОНКИХ ЗВУКОВ
Л-Р: лак-рак, пал-пар, глаза-гроза, бал-бар, жалко-жарко, лов-ров, колобок-коробок, укол-укор, юла-Юра, плут-прут, лампа-рампа, ложки-рожки, плошка-Прошка, Лука-рука, булки-бурки, полка-порка, лама-рама, пилот-пирог, лад-рад, пил-пир, ложь-рожь, мол-мор, дал-дар, жал-жар, вал-вар, мил-мир, стал-стар, мелко-мерка, тёлка-тёрка, колка-корка, палка-парка, жил-жир, свалка-сварка, плут-пруд, игла-игра
ЛЬ-РЬ: оклик-окрик, лейка-рейка, солить-сорить, солю-сорю, жаль-жарь, лечь-речь, Лёва-рёва, уголь-угорь, малина-Марина, калина-Карина, капли-капри, билет-берет
Й-ЛЬ: мой-моль, гайка-галька, война-вольна, бой-боль, рой-роль, йог-лёг, йод-лёд, ямка-лямка, ежи-лежи, койка-колька, дай-даль, куй-куль, ей-ель, ной-ноль, пою-полю, поёт-полёт, есть-лесть, едок-ледок
З-Ж: коза-кожа, роза-рожа, зал-жал, звук-жук, залей-жалей, везу-вяжу, разок-рожок, жевать-зевать, называть-наживать
2.Звуки, слоги (карточки)
М-МЬ (твердость-мягкость) 1. ма-ма-мя 2. мя-мя-ма 3. ма-мя-мя мо-мо-мё мё-мё-мо мо-мё-мё му-му-мю мю-мю-му му-мю-мю мы-мы-ми ми-ми-мы мы-ми-ми мэ-мэ-ме ме-ме-мэ мэ-ме-ме 4. мя-ма-ма 5.ма-мя-ма 6.мя-ма-мя мё-мо-мо мо-мё-мо мё-мо-мё мю-му-му му-мю-му мо-мё-мо ми-мы-мы мы-ми-мы ми-мы-ми ме-мэ-мэ мэ-ме-мэ ме-мэ-ме | 1. 2. 3. 4. 5. 6. |
П-Б (звонкость-глухость) 1.па-па-ба 2. ба-ба-па 3. ба-па-па по-по-бо бо-бо-по бо-по-по пу-пу-бу бу-бу-пу бу-пу-пу пы-пы-бы бы-бы-пы бы-пы-пы пэ-пэ-бэ бэ-бэ-пэ бэ-пэ-пэ 4. па-ба-ба 5.па-ба-па 6.ба-па-ба по-бо-бо по-бо-по бо-по-бо пу-бу-бу пу-бу-пу бу-пу-бу пы-бы-бы пы-бы-пы бы-пы-бы пэ-бэ-бэ пэ-бэ-пэ бэ-пэ-бэ | 1. . . 2. 3. 4. . 5. . 6. |
С-Ш (дифференциация глухих) 1.са-са-ша 2. ша-ша-са 3. са-ша-ша со-со-шо шо-шо-со со-шо-шо су-су-шу шу-шу-су су-шу-шу сы-сы-ши ши-ши-сы сы-ши-ши сэ-сэ-шэ шэ-шэ-сэ сэ-шэ-шэ 4. ша-са-са 5.са-ша-са 6.ша-са-ша шо-со-со со-шо-со шо-со-шо шу-су-су су-шу-су шу-су-шу ши-сы-сы сы-ши-сы ши-сы-ши шэ-сэ-сэ сэ-шэ-сэ шэ-сэ-шэ | 1. 2. 3. 4. 5. 6. |
З-Ж (дифференциация звонких) 1.за-за-жа 2. жа-жа-за 3. за-жа-жа зо-зо-жо жо-жо-зо зо-жо-жо зу-зу-жу жу-жу-зу зу-жу-жу зы-зы-жи жи-жи-зы зы-жи-жи зэ-зэ-жэ жэ-жэ-зэ зэ-жэ-жэ 4. жа-за-за 5.за-жа-за 6.жа-за-жа жо-зо-зо зо-жо-зо жо-зо-жо жу-зу-зу зу-жу-зу жу-зу-жу жи-зы-зы зы-жи-зы жи-зы-жи жэ-зэ-зэ зэ-жэ-зэ жэ-зэ-жэ | 1. 2. 3. 4. 5. 6. |
3. Предложение, двустишие
У Саши шесть сушек.
по | |||
И |
Шла Саша по шоссе
И сосала сушку