Игры на развитие у дошкольников культуры речевого общения
Игры,
направленные на формирование культуры речевого общения
Подготовила учитель-логопед Саляева Е.А.
ВКК
МАДОУ №29 «Василёк»
«Есть три ошибки в общении людей:
первая – это желание говорить прежде, чем нужно;
вторая - застенчивость, не говорить, когда это нужно;
третья – говорить, не наблюдая за вашим слушателем».
Конфуций
На современном этапе воспитания дошкольников приоритетным остается вопрос о социализации детей, особенно детей с ТНР, об их интеграции в обществе взрослых и сверстников. Процесс социализации также напрямую взаимосвязан с формированием у ребёнка навыков межличностного общения со взрослыми и сверстниками.
Общение является естественным и необходимым условием развития дошкольников, в процессе которого происходит накопление знаний, усвоение моральных норм и правил поведения, становление ценностей.
В дошкольном возрасте у детей происходит становление коммуникативных навыков и умений, изменяются мотивы и содержание общения.
Проблеме формирования у дошкольников основных навыков и умений употребления формул речевого этикета стали уделять внимание сравнительно недавно. Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, «содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми решение следующих задач:
-развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
-развитие всех компонентов устной речи детей; практическое овладение воспитанниками нормами речи».
Культура общения – это та часть поведения, которая выражается главным образом в речи. Существуют определенные правила ведения беседы, которые называются этикетом. Этикет (французское слово – ярлык, этикетка) – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям. Культура речи – сложное понятие. Под культурой речи понимают владение нормами языка, то есть правилами произношения, ударения, грамматики и словоупотребления. Обычно с этих позиций оценивают правильную и неправильную речь.
Культура речи – это также речевое мастерство, умение выразительно и доходчиво излагать мысли вкуса и интереса к языку.
Формирование культуры речевого общения – важнейшая часть воспитания детей дошкольного возраста, потому что именно в это время ребенок формируется как личность, обладающая определенными нравственными качествами. Освоение ребёнком собственно речевых норм осуществляется в единстве с изучением общих правил культурного поведения.
В основе обучения положены следующие принципы:
- учёт возрастных особенностей дошкольников;
- комплексный подход ;
- использование различных форм, методов и приёмов работы;
- игровой;
- безоценочного позитивного принятия ребёнка;
- сочетание различных форм организации деятельности.
Сегодняшний дошкольник умеет читать, писать и считать, но при этом у него отмечается низкий уровень культуры речевого общения.
В настоящее время в языковой практике прослеживается утрата лучших речевых традиций, что влечет за собой и упадок общей культуры. Поэтому перед педагогами ставится цель и решаются задачи.
Основная цель- формирование знаний, умений и навыков культуры речевого общения у детей дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками.
Задачи:
Ввести в активный словарь этические стереотипы;
Формировать умение выбирать нужную формулу с учётом ситуации общения;
Способность эффективно осуществлять деятельность, т. е. умение говорить и слушать других;
Проводить работу по освоению собственно речевых норм
Игра — ведущий в дошкольном возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, что еще не умеет.
Игра — это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это его жизнь. В процессе игры ребенок познает не только окружающий мир, но и себя самого, свое место в этом мире.
Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и, конечно же, учится общению.
Рассмотрим некоторые, игры с помощью которых можно решить эти задачи:
1.Дидактическая игра "Вежливо- не вежливо" Цель: Закреплять постоянное проявление вежливости в процессе общения, учить различать противоположные проявления: вежливость/не вежливость. Ход игры: Воспитатель: Если вы посчитаете, что поступок вежливый, то хлопайте в ладоши. Если считаете, что поступок невежливый, то топайте ногами. Поздороваться при встрече. Толкнуть, не извиниться. Помочь поднять упавшую вещь. Громко разговаривать в общественных местах. Обозвать обидным словом одноклассника. Не уступить место пожилому человеку. Отвечать на телефонный звонок во время урока. Помочь донести сумку незнакомой старушке. Рассказать доверенную тебе тайну. Стараться говорить громче собеседника. Похвалить хозяйку (маму) за вкусный обед. | 2.Дидактическая игра "С кем можно так общаться?". Цель: Учить дифференцировать вежливые слова, закреплять смысловую сторону слов. Ход игры: Воспитатель задает детям вопрос: "С кем можно так общаться?" Здравствуй! Добрый день! Привет! Здорово! Чао! Пока! До свидания! Будь здоров! До встречи! |
3.Дидактическая игра: «Догадайся» Цель: Обогащать, расширять и активизировать словарь «вежливости». Ход игры: Воспитатель: (Закончи предложение). 1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… (спасибо) 2. Зазеленеет старый пень, когда услышит… (добрый день) 3. Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече…(здравствуйте) 4. Когда нас бранят за шалости, говорим …..(Простите нас, Пожалуйста). | 4.Дидактическая игра с мячом «Добрые и вежливые слова» Цель: совершенствование речевого этикета детей, культуры общения . Ход игры: Дети стоят вокруг. Воспитатель берет в руки мяч и начинает игру. Он называет любое доброе или вежливое слово и бросает мяч одному из детей. Поймавший мяч придумывает новое слово, называет его и бросает мяч другому ребенку. Мяч не ловят, если было произнесено «недоброе» слово и ребенок может объяснить, почему это слово ему не понравилось. |
5.Игра - Этюд «Скажи доброе слово, комплимент товарищу». Цель: Упражнять детей в употреблении вежливых слов, используя выражение, мимику, позу. Ход игры: Воспитатель предлагает детям сказать доброе слово товарищам. | 6.Дидактическая игра «Что такое хорошо, что такое плохо». Цель: Продолжать употреблять в речи вежливые слова; закреплять знания и умения детей о поведении в обществе, формировать у детей искреннее проявление любви к людям, доброжелательное отношение друг к другу. Быть внимательным и оказывать другим помощь. Убеждать, что доброта приобретается и подкрепляется каждым действием и поступком. Материал: сюжетные картинки. |
7.Дидактическая игра «Словарь вежливых слов». Цель: Знакомить детей с "вежливыми" словами. Учить подбирать близкие друг к другу по смыслу "вежливые" слова. Ход игры: Ребята сейчас представьте, что каждый из вас – это цветок. Каждый человек нуждается в вежливом обхождении, как цветок в воде. Но, посмотрите, наш великолепный цветок завял, и у него осыпались все лепестки! Как же возродить его? -Назовите как можно больше вежливых слов и оживите цветок. (Дети называют вежливые слова, получают лепестки и прикрепляют их к сердцевине цветка) (Здравствуйте!Будь здоров!Будьте добры!Будьте любезны!Спасибо!Благодарю! Пожалуйста! Доброе утро!Добрый день!Добрый вечер! До встречи!До свидания!Доброй ночи!Пока!Прощайте!Счастливо! Извините, пожалуйста! Не сердитесь, пожалуйста!Я виноват перед тобой!Я приношу свои извинения!) -Ребята, посмотрите, какой замечательный цветок вы взрастили, благодаря своей вежливости! Вежливые люди, подобно цветам, украшают нашу Землю. | 8.Дидактическая игра «Не ошибись, пожалуйста!» Цель: Обогащать, расширять словарь «вежливости». Ход игры: Я буду давать команды, но выполнять вы будете только те, в которых есть «волшебные слова». Итак, начали! Не ошибитесь, пожалуйста! Встаньте, пожалуйста! Поднимите руки. Поднимите, пожалуйста, руки! Будьте добры, похлопайте! Потопайте. Попрыгайте, пожалуйста! Тихо сядьте. Тихо сядьте, пожалуйста! |
9.Дидактическая игра «Нужные слова!» Цель: Обогащать, расширять и активизировать словарь «вежливости» (употребление вежливых слов) формулами речевого общения в разных видах деятельности; Ход игры: Ведущий задает вопросы, ребенку, давшему правильный, подробный ответ, вручается жетон. победитель тот, кто наберет наибольшее количество жетонов. Какие слова мы говорим при встрече? («Здравствуйте», «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Я рад тебя видеть», «Как ты себя чувствуешь? ») Какие слова мы говорим при расставании? («До свидания», «До завтра», «До встречи», «Счастливого пути», «Всего хорошего», «Всего доброго») 3) Какие слова мы говорим во время завтрака, обеда, ужина? («Приятного аппетита», «Благодарю», «Спасибо», «Все было очень вкусно») 4) Какие слова мы говорим перед сном? («Спокойной ночи», «Доброй ночи», «Приятных снов») 5) Во время игры вы нечаянно толкнули друга и он упал. Как вы поступите? (Извинится и помочь встать. 6) Вы собрались нарисовать солнышко, у вас нет нужного карандаша, а у друга есть. Как вы поступите? | 10.Дидактическая игра «Эхо» Цель: Обогащать, расширять и активизировать словарь «вежливости» (употребление вежливых слов) формулами речевого общения в разных видах деятельности. Ход игры: Расскажите, что такое эхо. Тихим голосом, как настоящие заговорщики, скажите: « Трам-ра-ра, начинается игра. На счёт три, здороваемся вместе». Или: «Трам-хо-хо, играем в «Эхо». Ну-ка, быстренько играй, я начну, ты повторяй». Вы здороваетесь, а дети повторяют. Продолжайте играть в «Эхо», используя слова прощания, благодарности и так далее. |
11.Дидактическая игра «Птица благодарности» Попросите детей представить, что на землю прилетела птица благодарности. Она залетала в окна к тем, кто забыл поблагодарить за что-либо своих родителей, друзей или знакомых, и напоминала им об этом. Затем дети должны представить, что птица благодарности залетела к ним в окно; вспомнить всех, кого они забыли поблагодарить, и мысленно сказать им спасибо. | 12.Дидактическая игра «Школа вежливости» Цель: Формировать навыки культурного общения. Ход игры: Все дети встают в волшебный круг вежливости. Один ребенок говорит какое-либо вежливое слово своему соседу. Тот, в свою очередь, повторяет это слово и добавляет к нему свое. Следующий по кругу повторяет два предыдущих вежливых слова и добавляет к ним новое и т.д. |
13.Игра-разминка «Потерялось словечко» (на каждый ответ мяч передается из рук в руки). Цель: Развивать интерес к вежливым словам. Ход игры: 1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… («Спасибо») 2. Зазеленеет старый пень, когда услышит… («добрый день») 3. Если больше есть не в силах, скажем маме мы… («Спасибо») 4. Нечаянно мы толкнули Витю и все сказали… («Извините») 5. Когда нас бранят за шалости, говорим… («Простите, пожалуйста») 6. Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь… («Здравствуйте») 7. Во всех странах на прощанье говорят всем … («До свидания») | 14.Игра «Вежливые прятки» Цель: Закреплять в речи вежливые слова. Ход игры: Выбирается водящий. Его задача - узнать по голосу говорившего. Водящему завязывают глаза. Один из учащихся произносит какое-то слово вежливости: «Здравствуй», «Добрый вечер», «Всего хорошего» и т. д. Задача водящего - узнать ученика по голосу. Учитель. Попробуем проверить, верно ли, что есть волшебные слова. А для этого поиграем еще в одну игру, которая называется «Волшебный цветик-семицветик». |
15.Игра «Волшебный цветик-семицветик» Цель: Закреплять в речи вежливые слова Ход игры: Воспитатель берет самодельный цветок - ромашку и объясняет условия игры: «волшебник» отрывает лепесток и, делая вид, что бросает его, отдает кому-то по своему желанию со словами из известной сказки: Лети, лети, лепесток Через запад - на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг, Лишь коснешься ты земли Быть по-моему вели... А дальше он, например, говорит: «Вели, чтобы Юля сказала Грише Доброе слово». Цветков можно заготовить заранее несколько. Чтобы дети не ушли в сторону от темы, воспитатель начинает игру сам, давая себе такое задание. Он может подсказать на ушко первому играющему, какие слова тому или другому ученику лучше сказать. Например: «Извини, Петя, я тебя нечаянно толкнула сегодня, прости, пожалуйста»; «Катя, я была неправа, что не дала тебе сегодня карандаши. Не сердись на меня, я обязательно в следующий раз поделюсь с тобой». Воспитатель: А вы заметили, как произносятся «волшебные» слова? Дети: Вежливо, с улыбкой. Воспитатель: Почему улыбка так украшает произнесенное слово, фразу? Давайте с вами, ребята, договоримся, что всегда всем окружающим, обращаясь к ним, будем дарить только добрые слова и улыбку. Тогда у каждого будет хорошее настроение. | 16. Дидактическая игра«Пожалуйста» Цель: формировать навыки культурного общения Ход игры: По просьбе воспитателя дети исполняют определенные команды. Воспитатель: Как я должна вас попросить о какой-либо просьбе? Конечно, вежливо. А какие вежливые слова я могу сказать? Договоримся о важном условии: если я не произнесу волшебного слова, то команду вы не выполняете. (воспитатель во время игры предлагает самые разные команды.) Воспитатель:А теперь устроим конкурс на самого вежливого. |
17. Дидактическая игра "Доскажи словечко" 1.Растает ледяная глыба От слова доброго… (спасибо) 2. Зазеленеет старый пень, Когда услышит …( добрый день) 3. Мальчик вежливый и развитый Говорит, встречаясь…(здравствуйте) 4. Когда нас бранят за шалости, Говорим, прости…(пожалуйста) 6.И во Франции, и в Дании На прощанье говорят…(до свидания) | 18.Дидактическая игра «Приветствие!» Цель: закреплять навыки вежливого поведения. Ход игры: Воспитатель: Угадай по голосу, кто тебя приветствует и ответь на приветствие, называя имя. |
19.Дидактическая игра "Какие вежливые слова тебе известны?" Цель: закрепить правила этикета, развивать речь. Ход игры: Воспитатель: -Назови несколько вежливых слов, которые ты знаешь. (Пожалуйста) -Когда говорят слово "пожалуйста"? (Эти слова говорят, когда нужно что-то попросить или спросить разрешения что-то сделать. -У слова "пожалуйста" есть верный друг, неразлучный помощник. Что это за слово? (Спасибо) -Когда говорят "спасибо"? (Когда за что-то благодарят. Например за угощение, за помощь, за поздравление.) -Как же нужно произносить эти слова, чтобы они были по настоящему волшебными? (Их нужно произносить четко, не торопясь, глядя в глаза человеку, с которым разговариваешь) -Какие еще ты знаешь вежливые слова кроме "спасибо" и "Пожалуйста"? (Благодарю, будьте добры и т.д.) _Какими словами прощаются? (До свидания, всего доброго, счастливого пути, доброго пути, до встречи, всего хорошего, до завтра). | |
Ну и конечно формирование культуры общения и этикета невозможно себе представить без использования художественной литературы. Ведь при чтении книги ребёнок видит перед собой определённую картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Основанное на уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм общения.
Играйте с детьми и результат не заставит себя ждать!
Играйте с детьми и результат не заставит себя ждать!