12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Соловьёва Татьяна Юрьевна16
0

"Игры с камешками марблс, как инновационный метод в логопедической работе".

Методическая разработка



«Игры с камешками марблс, как инновационный метод в логопедической работе»

Автор: Соловьёва Т. Ю.

МБДОУ №26 г. Калуги

Важным условием для начала успешного школьного обучения ребёнка является хорошо сформированная устная речь. Но в настоящее время число речевых нарушений, как в дошкольном, так и в школьном возрасте неуклонно растет. Всё большему количеству детей требуется коррекционная логопедическая помощь. Среди дошкольников с речевой патологией значительное место занимают дети с общим недоразвитием речи.

Большинство дошкольников с ОНР имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития, несформированность сенсорных функций, пространственных представлений. У дошкольников наблюдается снижение интереса к обучению, достаточно быстрая утомляемость. Тяжелая структура речевого нарушения при ОНР требует системного комплексного подхода – это коррекция речевого нарушения и сопутствующего ему психического и соматического развития ребенка.

 Необходимо поддерживать интерес на занятиях, использовать новые нетрадиционные методы и приемы, которые позволят сделать процесс коррекционно-развивающего обучения наиболее эффективным.

Новые ФГОС предъявляют особые требования к среде развития детей дошкольного возраста – она должна быть содержательно – насыщенной, вариативной, доступной. Педагогам предписано творчески осмыслить содержание учебного материала, с тем, чтобы отыскать такие его варианты и комбинации, которые способствовали бы возникновению у детей стойкой мотивации к познанию и творчеству.

Анализируя возможности нетрадиционных методов и технологий, меня заинтересовал такой инновационный материал, который будет способствовать не только развитию мелкой моторики, а также развитию речи, познавательной активности детей, играя, с которым, дети будут увлечены процессом. Таким материалом для меня стали камешки Марблс.

Камешки марблс, материал, который отвечает требованиям ФГОС, может быть успешно использован в работе с детьми разного возраста, с разными образовательными потребностями.

Марбл (англ. marble, также означает «мрамор») - небольшая сферическая игрушка, обычно - разноцветный шарик, изготовленный из стекла, глины, стали или агата.

Камешки Марблс, являются замечательным средством развития мышления, речи, общения, воображения детей разного возраста. Этот материал является настоящей находкой для использования в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, так как позволяет решить широкий спектр коррекционных задач:

развивать мелкую моторику, упражнять в последовательной смене тонуса мускулатуры рук ребенка;

упражнять в ориентировке на плоскости листа;

упражнять в согласовании прилагательных и числительных с существительными;

обогащать словарный запас, упражнять в употреблении предлогов, наречий, прилагательных, глаголов;

развивать связную, фразовую речь, эмоциональную лексику;

упражнять в звукобуквенном разборе слова, закреплять правильный образ буквы;

проводить  работу по автоматизации поставленных звуков;

развивать глазомер, тактильные ощущения, эстетическое восприятие;

развивать образное мышление, зрительное внимание, память;

развивать умение сосредотачиваться, способность доводить начатое дело до конца.

Предлагаю ознакомиться с вариантами игр с использованием камешков Марблс, которые я использую в своей работе:

1. «Четвёртый лишний». Данная игра создана с учётом автоматизируемых звуков. Ребёнку необходимо назвать все картинки, выбрать лишнюю, обосновать свой выбор и положить на лишнюю картинку камешек. В данной игре мы не только автоматизируем звуки, но и развиваем мышление, учим детей классифицировать и употреблять обобщающие понятия. (Фотография №1).

2. Выложи звуковую дорожку повторяя, поставленный звук.

3. Развитие тактильной чувствительности. Игра «Сухой бассейн».

4. Выложи букву, которую ты учишься говорить. Выложи слог.

5. Найди букву в сухом бассейне, которую ты учишь.

6. Собери из разрезанных картинок слово с автоматизированным звуком и сделай звукобуквенный разбор слова.

7. Выполняя манипуляции с камушками, просим ребёнка брать их из контейнера, применяя щипковый или пинцетный захват.

8. Игра «Посчитай - ка». В данной игре мы не только автоматизируем звуки, но и учимся согласовывать существительные с числительными.



Игры на формирование количественных представлений.

«Сколько?»

Выложи столько камешков на столе, сколько: у человека глаз?

- Сколько пальцев на одной руке? На двух?

- Сколько ушей у собаки?

- Сколько ножек у стола?

Игры на сравнение по количеству.

Отсчитать заданное количество камешков для зверят.

- У кого больше камешков, у зайки или мишки?

- Как сделать поровну?

Порядковый счет.

Предложить ребенку сосчитать разноцветные камешки по - порядку: первый, второй, третий…

Назвать какого цвета третий по счету камешек, пятый и т.д.

Рассказать, какой по счету зеленый камешек, синий, желтый?

Игровое упражнение на автоматизацию изучаемого звука в слогах.

Например, на автоматизацию звука [р] в слогах. Повтори столько слогов «ра» (ро, ру, ры, рэ) сколько желтых, розовых, зеленых, синих и т.д. камешков…

Слоговые цепочки используются с любым изучаемым звуком.

Игры на развитие фонематических процессов, овладение навыками звукового анализа.

Игра «Волшебный мешочек».

Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет – твердый согласный звук, красный – гласный звук, зелёный – мягкий согласный звук).

Также в своей работе, использую картотеку игр с камешками марблс.



t1613419004aa.gif

Логопедическая работа с детьми, имеющими речевые нарушения, в которой используются нетрадиционные средства обучения, более динамичная, эмоциональная, разнообразная, а занятия становятся для детей интересными, увлекательными, неутомительными.

Следует отметить, что применение игр с камешками Марблс нельзя рассматривать как самостоятельный метод коррекции. Его использование выступает в качестве вспомогательного средства, которое позволяет стимулировать ребенка, создавать благоприятный эмоциональный фон, что, в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия.

Камешки Марблс - это инновационный, универсальный материал, который я бы советовала использовать в работе не только учителя - логопеда, но и воспитателей. А также это замечательная помощь родителям для организации занятий дома.

Надеюсь, что такое доступное и привлекательное пособие, как камешки Марблс, поможет разнообразить логопедические занятия и повысить интерес к коррекционной деятельности.

 

Список использованной литературы:


1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников.

М., 2010
2. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.2005
3. Киселева Л.С. проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Арти. М., 2005
4. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М., 2007.









Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.