Доклад «Камешки Марблс как средство улучшения результативности в логопедической работе с детьми дошкольного возраста»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида «Яблонька»
«Камешки Марблс как средство улучшения результативности в логопедической работе с детьми дошкольного возраста»
Подготовила:
Учитель-логопед
Мжачих С.А.
Важным условием для начала успешного школьного обучения ребёнка является хорошо сформированная устная речь. Но в настоящее время число речевых нарушений, как в дошкольном, так и в школьном возрасте неуклонно растет. Среди дошкольников с речевой патологией значительное место занимают дети с общим недоразвитием речи.
Тяжелая структура речевого нарушения при ОНР требует системного комплексного подхода – это коррекция речевого нарушения и сопутствующего ему психического и соматического развития ребенка.
Новые ФГОС предъявляют особые требования к среде развития детей дошкольного возраста – она должна быть содержательно – насыщенной, вариативной, доступной. Педагогам предписано творчески осмыслить содержание учебного материала, с тем, чтобы отыскать такие его варианты и комбинации, которые способствовали бы возникновению у детей стойкой мотивации к познанию и творчеству.
В настоящее время среди нетрадиционных методов и технологий используется материал, который способствует не только развитию мелкой моторики, а также развитию речи, познавательной активности детей- Камешки марблс.
Марбл (англ. marble, также означает «мрамор») - небольшая сферическая игрушка, обычно - разноцветный шарик, изготовленный из стекла, глины, стали или агата.
Предлагаю ознакомиться с вариантами игр с использованием камешков Марблс:
«Четвёртый лишний». Данная игра создана с учётом автоматизируемых звуков. Ребёнку необходимо назвать все картинки, выбрать лишнюю, обосновать свой выбор и положить на лишнюю картинку камешек. В данной игре мы не только автоматизируем звуки, но и развиваем мышление, учим детей классифицировать и употреблять обобщающие понятия.
«Выложи звуковую дорожку» повторяя, поставленный звук.
Цель: автоматизация изолированного звука
«Выложи букву», которую ты учишься говорить. Выложи слог.
«Найди букву» в сухом бассейне, которую ты учишь.
5. Игра «Посчитай - ка». В данной игре мы не только автоматизируем звуки, но и учимся согласовывать существительные с числительными.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
Игра «Мягкий или твердый?»
В этой игре детям нужно проговорить слоги/слова за логопедом и поселить камешки определённого цвета в нужный домик (Синие камешки в синий домик , зелёные камешки в зелёный домик).
Звуко-буквенный анализ слов.
Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза (фишки-камешки выкладывать под буквами).
• Звуковой анализ по схеме слова.
Дети с помощью камешков выполняют звуковой или звуко – буквенный анализ слов. А затем логопед задаёт вопросы:
• С какого звука начинается слово? Гласный он или согласный?
• Какие еще слова можно придумать с этим звуком?
• На каком мест находится звук (в начале, середине, конце?
• Сколько в слове гласных, сколько согласных?
Собери из разрезанных картинок слово с автоматизированным звуком и сделай звукобуквенный разбор слова.
Выполняя манипуляции с камушками, просим ребёнка брать их из контейнера, применяя щипковый или пинцетный захват.
Игра «Звуковой мешочек»
Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет — твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный — мягкий согласный звук).
Игра «Услышь звук»
Логопед просит ребёнка назвать картинку и определить позицию заданного звука в слове с помощью схемы и камешка.
Например: в слове шапка-звук ш слышим в начале слова, поэтому кладём камешек в первую клеточку.
Развитие слогового анализа и синтеза слов.
Игра «Сосчитай, не ошибись»
Ребенок делит слова на слоги с одновременным выкладыванием камешков. А затем сравнивает слова: где камешков больше? Какое слово самое длинное? Какое слово самое короткое?
Коррекция звукопроизношения.
Игровое упражнение на автоматизацию изучаемого звука в слогах.
Например, на автоматизацию звука [р] в слогах. Повтори столько слогов «ра» (ро, ру, ры, рэ) сколько желтых, розовых, зеленых, синих и т.д. камешков…
«Лабиринты на автоматизацию и дифференциацию звуков».
Цель: Закрепление произношения автоматизированного звука; дифференциация звуков.
Заполни слоговую дорожку с поставленным звуком.
Игра «Помоги пчелке собрать нектар»
Цель автоматизация звука л в словах.
Развитие связной речи
Укрась картинку к тексту. Перескажи текст на поставленный звук.
Составь рассказ.
Ребенку дается 10 минут на составление картинки, затем он составляет рассказ. Или предложение.
Логопедическая работа с детьми, имеющими речевые нарушения, в которой используются нетрадиционные средства обучения, более динамичная, эмоциональная, разнообразная, а занятия становятся для детей интересными, увлекательными, неутомительными.
Следует отметить, что применение игр с камешками Марблс нельзя рассматривать как самостоятельный метод коррекции. Его использование выступает в качестве вспомогательного средства, которое позволяет стимулировать ребенка, создавать благоприятный эмоциональный фон, что, в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия.
Камешки Марблс - это инновационный, универсальный материал, который я бы советовала использовать в работе не только учителя - логопеда, но и воспитателей. А также это замечательная помощь родителям для организации занятий дома.
Список использованной литературы:
1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников.
М., 2010
2. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.2005
3. Киселева Л.С. проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Арти. М., 2005
4. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М., 2007.