Игровая деятельность как средство формирования экологической культуры дошкольников
В современном мире актуальность проблем экологии выходит на передовую.
Современные масштабы экологических изменений создают реальную угрозу для жизни людей, делает актуальной проблему изменения отношения человечества к природе. Этой цели служит экологическое воспитание, предусматривает систематическую педагогическую деятельность, направленную на развитие в учащихся и студентов экологической культуры. Поэтому первоочередной задачей учителей и научно-педагогических работников является формирование экологических знаний у учащихся и студентов, воспитание любви к природе, стремление беречь, приумножать ее, воспитывать культуру природопользования.
Если задать вопрос - как же нам изменить отношение людей? По моему мнению, стоит начать с детей дошкольного возраста. Именно с детства, сформированные качества и привычки, переходят в жизнь. При этом, самое главное - пример педагога.
Конечно, самый первый и основной пример — это семья. Поэтому проводить работу стоит также и с родителями.
Например, создать в группе "банк батареек", куда могут родители вместе с детьми приносить использованные батарейки и помогать природе вместе.
Для формирования экологической культуры дошкольников, для начала, необходимо определить, что же такое экологическая культура.
Экологическая культура – это неотъемлемая часть общей культуры человека и включает различные виды деятельности, а также сложившееся в результате этой деятельности экологическое сознание человека (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы и т.д.).
В процессе формирования экологического воспитания были разработаны:
1. Перспективный план по формированию экологического воспитания, с помощью дидактических игр.
2. Конспекты непосредственно образовательной деятельности: «Книга леса», «Зеленый друг-природа», «Помощь жителям цветочного городка», «Солнце, воздух и вода - наши верные друзья», «Лес и его обитатели», «Путешествие в Волшебный Лес», «В мире насекомых».
3. Тематический досуг «Знатоки природы»
4. Разработана картотека экспериментирования с предметами неживой природы: «Круговорот воды в природе», «Вода принимает форму», «Вода может иметь вкус, если…», «Изготовление мыльных пузырей», «Очищаем воду», «Удивительный песок», «Свойства сухого и мокрого песка», «Сухая и влажная почва», «Солнечные зайчики», «Воздух всегда в движении» и др
При этом, я считаю, что работа должна протекать ненавязчиво. Если мы будем настаивать и навязывать свое мнение, дети могут это почувствовать. В такой работе лучше показать, что мы можем сделать и как помочь нашей планете.