Игровые методы обучения в преподавании русского языка и литературы

6
1
Материал опубликован 3 April

Игровые методы обучения в преподавании русского языка и литературы



Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений понятий об окружающем мире.

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

(В.А. Сухомлинский)

Русский язык и литература – очень важные, но в то же время, наиболее сложные для изучения предметы. На уроках русского языка и литературы приходится размышлять, классифицировать, сопоставлять, анализировать. Это весьма трудоемкие процессы. У большинства современных школьников происходит угасание интереса к изучаемому предмету вследствие его сложности.

В настоящее время внимание педагогов привлек вопрос развития творческой активности и интереса у школьников к школьным предметам. Вывод очевиден: такого рода активность – следствие целенаправленной работы по применению наиболее эффективной педагогической технологии. К подобным технологиям можно отнести игровую.

Игровая технология — это группа методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, основанная на преобразовании ситуаций, в том числе социального жизненного опыта, в заданные условия.

Игровые методы обучения занимают важное место в современном образовательном процессе, поскольку они позволяют сделать уроки более интересными и увлекательными. Использование игр на уроках русского языка и литературы способствует активизации познавательной деятельности, развитию творческих способностей и повышению интереса к изучаемым дисциплинам. В основе игровых методов лежат различные игры, которые вызывают положительные эмоции и способствуют созданию комфортной психологической ситуации в процессе обучения.

В отличие от игр вообще педагогическая игра имеет чётко обозначенную цель обучения и результат. Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

На мой взгляд, игры, используемые на уроках русского языка и литературы, можно классифицировать следующим образом:

1.Игры-упражнения (ребусы, шарады, анаграммы).

2.Игры-путешествия (викторины, квесты, квизы).

3.Игры-соревнования.

4.Деловые игры (аукционы, суды).

5.Ролевые игры (детективные расследования).

6.Игры-драматизации.

1.Особенностью игр-упражнений является то, что они могут быть включены в конструкцию урока в качестве одного из структурных элементов урока, с их помощью совершенствуются познавательные способности учащихся, они способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях.

Более подробно мне хотелось бы остановиться на дидактических играх, которые я использую на уроках русского языка при изучении конкретных тем.


Раздел языкознания

Пример игры-упражнения

Орфоэпия

«Озвуч-ка» (Учащимся предлагается набор слов из орфоэпического минимума. Нужно за 2-3 минуты составить связный текст, используя данные слова, и прочитать его, соблюдая орфоэпические нормы).

Например, даны слова: километр, помощник, шинель, свитер, средство, инструмент, шофёр, шофёров, щавель, украинский, термос, начал. 


«Приходите на обед!» (Нужно придумать и озвучить меню обеда, потом пригласить на него своего друга)

Например, в меню могут быть слова: тефтели, щавель, пирожки с творогом, сливовый или грушевый компот.

Лексикология

«Переведи с русского на русский» (Нужно заменить устаревшие слова современной лексикой)

1.Горят румянцем свежие ланиты.

2.Старец нахмурил чело.

3.Построен град великий над Невой.


«Орлиный глаз» (Нужно отыскать в тексте как можно больше устаревших слов)

Снился Святославу смутный сон

В стольном граде в тереме высоком.

И, собрав бояр, поведал он,

Что узрел во мраке вещим оком.

(Н. Рыленков)


«Переводчики» (Нужно заменить иноязычные слова русскими)

1.При проверке было выявлено немало дефектов.

2.Он пишет мемуары.

3. Ваши аргументы убедительны.

4. Все работали с энтузиазмом.

5. Мы гордимся нашим голкипером.

6. В газете появилась информация о футбольном матче.

7. В сплаве обнаружено мизерное количество меди.


Словообразование

«Третий лишний» (Нужно догадаться, какой признак имеется в двух высказываниях и отсутствует в третьем).

Например, даны такие слова: водитель, водяной, водичка (водичка и водяной – однокоренные слова, а водитель – лишнее слово).


«Собери словечко» (Нужно составить слова из значимых частей слова и окончаний других слов).

-Его корень в слове «снежинка», приставка в слове «подъехал», суффикс увидите в слове «лесник», окончание - в слове «ученики». Назовите слово.

Ответ: подснежники


«Веселый словарик» (Нужно определить способы образования слов, взятых из «Веселого словарика»)

Бакалея – мусорные бачки для парка отдыха.

Ложка – маленькая ложь.

Кашалот – прибор для измерения глубины каши.

Поднос – носовой платок.

Приличие – борода.

Окуклиться – обзавестись куклой.

После проведенной работы, нужно обязательно подойти к вопросу серьезно и найти производные и непроизводные слова, выделить заимствованные, у производных определить способ образования.


Морфология

«Лишнего исключить!» (Нужно понять, по каким морфологическим признакам объединены существительные и что можно исключить).

а) о смелост..., о храброст..., о неустрашимост..., о трусост... .

б) умница, работяга, молодчина, зараза.

г) песни, ножницы, кони, бури.

д) грач..., печ..., ноч..., доч... .


«Найди ошибку» (Учитель называет ряд слов, обозначающих названия предметов и допускает одну «ошибку», ученики должны определить, какое слово лишнее и почему).


1.Кукла, дом, море, вышла, ученик. 
2.Карта, солнце, железный, дверь, моряк. 
3.Девочка, мел, больше, карандаш, жаба. 
4.Замок, тяжело, петух, тарелка, вишня. 
5.Бежит, книга, окно, ворота, слон.

«Найди пару» (Учитель раздает каждому ученику карточку, на которой в два столбика записаны слова. Ученикам нужно к каждому слову, обозначающему название явления, подобрать слово, обозначающее действие предмета, отмечая стрелкой).


Например, даны такие слова:

1 столбик: метель, гром, солнце, молния, ветер, дождь, снег, облака, туман, мороз;

2 столбик: капает, плывут, падает, стелется, плывет, метет, гремит, печет, сверкает, дует, трещит. 

Фразеология

«Прятки» (В данном тексте нужно отыскать все фразеологизмы).

Однажды я как-то била баклуши, бездельничая, лёжа под тёплым летним солнцем. И вдруг, как снег на голову, мне позвонила подруга. Оказывается, у неё внезапно образовалось свободное время, и она позвала меня на пикник. Быстро собравшись, мы отправились в живописное место за городом. Там, лёжа на душистом сене, мы вели задушевные беседы обо всём на свете. Время пролетело незаметно, и к вечеру мы, как розовые облака, вернулись домой, уставшие, но довольные.


«Фразеологизмы рассыпались» (В данном наборе слов нужно отыскать 5 фразеологизмов)

Как; Макар; свистит; на языке; ветер; вертится; в карманах; куда; в рукавицах; канул; телят; в воду; не гонял; ежовых.

Ответы:

Куда Макар телят не гонял.

Как в воду канул.

Ветер свистит в карманах.

На языке вертится.

В ежовых рукавицах.


«Угадай профессию» (Нужно определить, среди представителей каких профессий появились данные фразеологизмы).

Стричь под одну гребёнку, на живую нитку, сложить оружие, брать на прицел, закидывать удочку, ни сучка ни задоринки.


«Лингвистический пазл» (Нужно по данному началу составить фразеологизм из рассыпавшихся слов).


шито

выносить

подливать

биться

влезть

брать

метать

держать

сор

в огонь

белыми

как рыба

об лед

без мыла

быка

за зубами

нитками

бисер

масла

из избы

за рога

язык

в душу

перед свиньями

Орфография

«Все наоборот» (Нужно заменить словосочетания синонимичными, чтобы каждое новое словосочетание включало сочетание -чн-)
игрушка для елки -…(елочная игрушка) 
герой сказки - … (сказочный герой) 
сок яблока -… (яблочный сок) 
суп из молока -…(молочный суп) 
варенье из клубники-… (клубничное варенье) 

«Сильный аргумент» (Учитель (или подготовленный ученик) приводит ошибочное утверждение по изученной орфограмме, учащиеся должны дать правильное утверждение).

Например: «НЕ ВЫУЧЕНЫ (уроки) – частица НЕ с деепричастием пишется раздельно».

Правильный ответ: частица НЕ с краткими причастиями пишется раздельно.


«Одним словом»  (Нужно заменить сочетания слов и предложения одним словом, имеющим слоги ча, ща, чу-щу). 
1. Шестьдесят минут-…(час). 
2. Густой частый лес- …(чаща). 
3. Хищная рыба с острыми зубами - …(щука). 
4. Прикрывать глаза от солнца - … (щуриться). 
5. Сосуд с ручкой и носиком для кипячения воды или заваривания чая - …(чайник)


Синтаксис и пунктуация

«Слова заблудились» (Нужно расставить слова так, чтобы получилось предложение, объяснить знаки препинания, один человек от команды подчеркивает грамматическую основу).

Заблудились слова в беспорядке,
Потеряли места в суете,
Так давайте же, ребята, поможем,
Им в нелегкой и грустной судьбе.

1 команда - дерево, хвойных, семейства, сосна.

2 команда - ставьте, кресла, сумки, не, товарищи, на.


«Серпантин» (Предлагается фраза. Задача каждого следующего игрока – продолжить ее в пределах одного предложения. Проигрывает тот, кто не может продолжить фразу).

Например:

1-й ученик -  Я люблю яблоки.

2-й ученик - Я люблю красные яблоки

3-й ученик - Я люблю красные яблоки летом.

4-й ученик - Я люблю красные яблоки летом по вечерам.


«Кто больше?» (Нужно «выбрать» словосочетания из предложения, определить главное и зависимое слово).


Маленький пушистый котенок гулял по крыше и громко мяукал.

- маленький котенок
- пушистый котенок
- гулял по крыше
- громко мяукал 


«Кто внимательнее?» (Из  стихотворения С. Маршака «Знаки препинания» выписать  названия знаков препинания ).

Знаки препинания

У последней ТОЧКИ,
На последней строчке,
Собралась компания
Знаков препинания.
Прибежал Чудак
ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК.
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:
– Ура! Долой! Караул! Разбой!
Притащился кривоносый ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК:
– Кто? Кого? Откуда? Как?
Явились ЗАПЯТЫЕ,
Девицы завитые,
Живут они в диктовке,
На каждой остановке.
Прискакало ДВОЕТОЧИЕ,
Прикатило МНОГОТОЧИЕ,
И прочие,
И прочие,
И прочие….
Заявили запятые:
– Мы – особы занятые,
Не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ.
Отозвалась с той же строчки
Тетя ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ:
– Если нет над вами точки
Запятая - знак пустой!


Довольно часто на уроках русского языка используются кроссворды, чайнворды, филворды, ребусы, анаграммы. Они призваны «оживить» урок, активизировать работу учащихся. Эти игры-упражнения можно предложить классу в начале урока с целью актуализации знаний, постановки проблемы. Кроссворды и филворды могут стать
подведением итогов работы или формой контроля на каком-либо этапе обучения. В этом случае их не обязательно предлагать учащимся в готовом виде, пусть школьники составят их сами.


2.Игры – путешествия способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Во время проведения уроков-путешествий, как правило, нужно придумать названия «географических объектов». Например: океан Вопросов, море Прилагательных, Глагольные луга, острова Причастий и Деепричастий, река ошибок и т.д.

Достаточно востребованной считается интерактивная форма, позволяющая задействовать всех участников образовательного процесса, реализовать их творческие способности, воплощать имеющиеся знания и навыки в практической деятельности – квест. Очень эффективна данная игровая форма на обобщающих уроках по литературе или на интегрированных уроках (литература и история, литература и изобразительное искусство). В моей копилке находятся квесты: «В гостях у Льва Толстого», «Сыны Отечества – Защитники Земли Русской», «Настоящее и прошлое всегда рядом».


t1743690057aa.gift1743690057ab.gift1743690057ac.gif


В последнее время появился новый формат проведения викторины – квиз. Это интеллектуально-развлекательная игра, в которой участникам предлагается ответить на ряд вопросов из различных областей знаний. Квиз обычно состоит из нескольких раундов, в каждом из которых участники отвечают на задаваемые учителем (или ведущим) вопросы, (они могут сопровождаться фотографиями, аудио- и видеорядом). Иногда предлагаются возможные варианты ответов, из которых следует выбрать верный. Команды обсуждают вопросы и записывают свои ответы на специальные бланки. В зависимости от данных ответов, команды получают очки, по числу которых в конце определяется победитель.


3.Игры-соревнования, как правило, включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды. Например, можно предложить детям
«Стихотворный баттл». Такую игру можно провести на уроке литературы, когда пройдена тема лирики, и класс уже освоил несколько произведений поэзии того или иного поэта. Правила игры просты: команды друг другу по очереди рассказывают по стихотворению, проиграла та команда, чей участник не смог вспомнить стихотворные строки.
На уроках русского языка при изучении темы «Глагол» можно использовать игру «Эстафета чувств и эмоций». Командам даны карточки с глаголами, обозначающими чувства и эмоции: любить, радоваться, восхищаться, восторгаться, наслаждаться, обожать, грустить, страдать, переживать, плакать. Участники должны составить с ними словосочетания. Побеждает команда, которая составит больше словосочетаний.  Очень важно при проведении игр-соревнований обеспечить контроль ее результатов со стороны выбранных лиц. Учет результатов соревнования должен быть открытым, ясным, справедливым.

4.Деловые игры (аукционы, суды) предполагают создание ситуаций, приближенных к реальности. Они способствуют развитию у учащихся навыков межличностного общения, работы в команде и критического мышления, активизируют и повышают мотивацию учащихся. В ходе деловой игры учитель выступает в роли скорее организатора или консультанта. Очень популярными считаются игры «Редакция газеты» (ученики делятся на редакторов, корректоров, журналистов и дизайнеров; журналистам необходимо собрать материал и написать статьи на выбранные темы),  «Книжный магазин» (ученики становятся продавцами, которые должны прорекламировать клиентам выбранные произведения и научиться грамотно общаться с покупателями).

Менее «простыми» в применении считаются аукционы и «суды». Например, на обобщающем уроке при изучении фразеологизмов в 6 классе можно провести аукцион «Биологические фразеологизмы». В этой игре побеждает тот, кто последним назовёт фразеологический оборот, в котором встречаются названия животных, птиц, насекомых. (Покупать кота в мешке, волка ноги кормят, всяк кулик своё болото хвалит, куры не клюют, крокодиловы слёзы, комар носа не подточит, когда рак свистнет, мартышкин труд, подложить свинью, кот наплакал, первая ласточка, умирающий лебедь, брать быка за рога, блоху подковать, надуться как мышь на крупу, хорош гусь, упрямый осёл, носиться как курица с яйцом, мрут как мухи, красный как рак, как собак нерезаных).


5.Ролевые игры (детективные расследования). Одним из эффективных игровых методов считается использование ролевых игр на уроках русского языка и литературы. Предлагаю пример игры «Следствие ведут Колобки». Использую ее на уроках изучения профессиональной лексики в 6 классе. Командам раздаются карточки с текстами.


1.Он показал мне свои акварели и натюрморты. Впечатление от натюрмортов – это яркий, пестрый ковер красок, переливающихся и искрящихся всеми цветами палитры.


2.-Фамилия? Истомин Валерий Сергеевич.

- Что с ним?

-Инфильтрат в левом легком под ключицей.

-А сколько граммов стрептомицина вы уже вкололи этому юноше?

-Пятьдесят два, Роман Борисович.

-Назначьте его на консультацию к Зацепиной.


3.Лешему он (Римский – Корсаков) он придумал два лейтмотива. Один поручил струнным инструментам. Второй играют четыре валторны и тарелки. Сурово и уныло звучит лейтмотив Деда Мороза. Тембр деревянных духовых инструментов передает ощущение зимней скованности природы.



-Уважаемы детективы! Угадайте, о какой профессии идет речь. Докажите правильность своей гипотезы.

Еще одной популярной игрой является «Детективная история». Участникам расследования предлагается рассказ Натальи Ахмедовой-Вахпаевой «Жребий брошен». Нужно как можно тщательнее исследовать текст и найти все фразеологизмы.

Жребий брошен.

Нашу жалобу отложили в долгий ящик, и, сколько бы  мы не обивали порог, нас постоянно завтраками кормили, да и всё, для отвода глаз делали. Все ходили, как в воду опущенные и, когда узнали, что наше письмо положили под сукно, решили взять быка за рога. Ковать железо, пока горячо, уже приходилось, а, вот, ходить на задних лапках никто не собирался. Жребий брошен, и бразды правления были отданы в мои руки. Лёгкая на подъём, я перешла Рубикон и, будучи воробьем стреляным, старой закваски, пошла в наступление. Вывести на чистую воду, кое- кого, и крепко-накрепко за пояс заткнуть, было просто необходимо. Играть комедию мне не привыкать, и на всех парусах я шла в авангарде по зелёной улице, размышляя: «Камня на камне не оставлю, а это дело, белыми нитками шитое, яйца выеденного не стоившее, разрулю». Чужими руками жар загребать, да и петь не своим голосом – метод не мой. Хоть и бывало, звёзд с неба прихвачу, но, держа нос по ветру, да хвост пистолетом, всегда общий язык находила. Главное было – в переплёт не попасть, да мосты за собой не сжечь. Колька – рубаха-парень, душа нараспашку, помогать взялся. Мы с ним два сапога пара, одного поля ягоды. Ждать с моря погоды не пришлось, Люська, что без царя в голове, так краски сгустила, что плёвое дело, как на дрожжах росло, и притчей во языцех стало. На каждый роток не накинешь платок, пришлось срочно принимать бой на себя, показать всем, где раки зимуют, да и, кто в доме хозяин, напомнить.


6.Игры-драматизации. Использование драматизаций на уроках литературы позволяет учащимся лучше понять содержание произведений, их стиль и художественные особенности. Можно инсценировать отрывки из пьес, читать стихи выразительно наизусть и проводить литературные вечера. Это способствует формированию навыков публичного выступления и способности выразительно передавать эмоции и идеи.


Перечисленные выше игровые приемы можно успешно сочетать друг с другом. Так, например, при проведении квест-игры «Путешествие с Одиссеем» драматизация «Яблоко раздора» была интегрирована в начало Путешествия, а инсценирование «Возвращение Одиссея» - в конец игры, перед подведением итогов.


В настоящее время встречаются и нестандартные игровые приемы и методы. Среди них хотелось бы выделить следующие.


 Игра «Ерундопель» представляет собой набор из 120 двусторонних проверочных карточек размером 90х50 мм. При составлении ее использовались данные современных словарей и справочников. Правила простые: из трех вариантов определений для каждого слова необходимо выбрать один. Желательно - правильный. Игра пользуется популярностью среди учащихся 5-6 классов.


t1743690057ad.gift1743690057ae.gift1743690057af.gif

Еще одна нестандартная игра – «Скретч». Все знакомы с лотерейными билетиками, на которых надо было стереть защитный слой, чтобы узнать, выиграл билет или нет. Это и есть скретч-слой – защитный непрозрачный стирающийся слой. В настоящее время скретч-технологию широко применяют для самых разных дизайнерских вещей, даже для украшения интерьера. Можно применять ее и на уроках русского языка. Правда, процесс создания игровых элементов достаточно трудоемкий.


t1743690057ag.jpgt1743690057ah.jpg


Современные технологии играют важную роль в использовании игровых методов обучения. Виртуальные учебные среды, онлайн-игры и образовательные приложения предоставляют новые возможности для внедрения игр в учебный процесс. Например, учащиеся могут участвовать в виртуальных литературных викторинах, создавать свои собственные интерактивные проекты или использовать образовательные приложения для изучения правил русского языка.


Существуют также онлайн-сервисы, позволяющие организовать учебный процесс, интегрируя в него игровые интерактивные модули.

​​​​​​​

Одним из таких сервисов является платформа https://learningapps.org/. Здесь находится библиотека с готовыми упражнениями, для удобства разделенная на категории по предметам, темам и уровням образования, шаблоны для разработки собственных интерактивных заданий (даже начинающий пользователь может создать пазлы, тесты, кроссворды, игры «Заполните пропуски», «Расставьте по порядку»). Игра «Слова из букв» (https://learningapps.org/view31398215) используется при изучении глаголов-исключений, игра «Сортировка картинок» (https://learningapps.org/view31398065) - при изучении спряжения глагола.


Таким образом, преимущества игровых методов обучения заключаются в их способности создавать мотивирующую и благоприятную атмосферу для обучения, стимулировать активное участие учащихся в учебном процессе и развивать их творческие и интеллектуальные способности. Игры – это один из эффективных способов увлечь ребенка, сменить вид деятельности на уроке. Они позволяют в увлекательной форме быстро провести первичный контроль, систематизировать полученные знания, подготовиться к контрольной работе, решить учебную проблему, отработать полученные умения. Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливает интерес детей не только к предмету, но и к познанию ими окружающего мира.



Список литературы

 

1.Гарипов Х. Играя - воспитываем // Учитель. - 2007. - № 3.

2.Граник Г.Г. Секреты орфографии. М.: Просвещение, 1994.

3.Иванова В.А. Тайны слова: занимательная грамматика. Волгоград,1999.
4.Игровые технологии на уроках русского языка. Авт.-сост. В.Н.Пташкина. Волгоград, 2011.

5.Троицкая Н.Б. Нестандартные уроки и творческие занятия. - М.: Астрель, 2004.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Елена Викторовна, поздравляю с победой в конкурсе!

0
26 May