Конспект логопедического занятия для развития связной речи с использованием приёмов ТРИЗ-технологии
№1. Конспект занятия по развитию связной речи старших дошкольников с использованием приёмов ТРИЗ-технологии.
Цель занятия: развитие умения составлять альтернативный конец известного произведения по заданному началу.
Задачи:
Развитие умения давать развернутые ответы по содержанию;
Закрепление знаний о сюжете сказки «Колобок»;
Учить находить причинно-следственные связи;
Знакомство с приемом «системный оператор»;
Развитие умения составлять альтернативный конец известной сказки;
Воспитывать чувства сопереживания, сочувствия к героям сказки – привлечение приема эмпатии;
Воспитывать умение вслушиваться в ответы других детей;
Оборудование: «системный оператор» (является таблицей, в которой представлено три временных отрезка- прошлое, настоящее, будущее) , предметные картинки героев сказки «Колобок», Колобок, зайка Лори, макет страны Воображариум, бумажные лампочки для фонариков.
Ход занятия
Этап занятия. |
Деятельность логопеда |
Деятельность детей |
1. Организационный момент |
Здравствуйте, ребята. Скажите, а вы любите путешествовать. Замечательно. Сегодня мы снова отправимся в страну под названием Воображариум. Посмотрите, здесь стоят наши домики, рядом с которыми мы уже зажгли фонарики. Мы не можем путешествовать одни по незнакомой стране. Поэтому нам поможет зайка Лори, который здесь живет. (Знакомим детей с зайкой). |
Дети знакомятся с макетом страны. |
2. Работа со сказкой «Колобок» на основе «системного оператора». |
Ребята, посмотрите на картинки. Как вы думаете, героями какой сказки ни являются. Правильно, это сказка «Колобок». Давайте вспомним, что же было в этой сказке. В этом нам поможет необычный лифт, на котором можно ездить не только снизу-вверх, но и из стороны в сторону. Итак, мы отправим Колобка влево, и он попадет в начало сказки. Давайте расскажем, с чего все начиналось. Вот он оказывается на окошке. Затем он сбегает. Кого же он встречает на своем пути до встречи с Лисой. Ребята, скажите, вам нравится, как закончилась эта сказка. Давайте мы придумаем немного другой конец этой сказки, чтобы наш новый друг Лори не грустил. Для этого мы отправляем Колобка на первый этаж. Подумайте и скажите, как должна продолжиться сказка, после встречи Колобка с Медведем, чтобы Лиса не съела Лиса. Прием мозгового штурма-выслушиваются все версии, предложенные детьми. Логопед предлагает свои версии: Добрая Лиса; Колобок превратился в Ежика; Другой сказочный герой помог спастись Колобку; Его догнали Дедка и Бабка; И т.д. |
Дети говорят о сказке, герои которой изображены на картинках. Знакомятся с «системным оператором». Дети рассказывают о тех героях, с которыми встретился Колобок до Лисы. Дети предлагают варианты спасения Колобка. |
3. Физкультминутка |
Давайте мы с вами немного отдохнем и продолжим дальше спасать Колобка. Однажды бабка деду Слепила Колобок. Остыл он на окошке, Потом на травку – скок. Катился по дорожке, Зайчишку повстречал, Он спел для зайца песню И дальше побежал. Потом волчок зубастый Хотел куснуть за бок, - Спел песенку для волка И скрылся Колобок. Большой медведь пытался Узнать его на вкус, Но Колобок спел песню И спрятался за куст. И только от лисицы Не смог он убежать. Она, прослушав песню, Зубами его хвать. |
Имитировать лепку Колобка. Прыжок на месте. Бег на месте. Изобразить зайца. Спеть А-А-А. Бег на месте. Изобразить волка. Спеть У-У-У. Бег на месте. Изобразить медведя. Высунуть язык и как будто лизнуть. Спеть О-О-О. Присесть. Изобразить лису. Постучать зубами. |
5. Работа над придумыванием нового конца сказки «Колобок». |
А теперь давайте же расскажем, как закончится сказка. Начнем наш рассказ с момента встречи Колобка с Медведем. Что же было потом. |
Ребенок выбирает тот вариант, высказанный во время мозгового штурма, который больше всего ему понравился. Рассказывает новый конец сказки. |
6. Заключительная часть. |
Ребята, мы придумали новый конец сказки. Вам понравилось быть авторами. Он вам понравился. А почему? Правильно, ведь теперь он счастливый. Наше занятие подошло к концу, а это значит пришло время зажечь один из фонариков. |
Дети делятся эмоциями от придумывания альтернативного завершения сказки. Один из детей зажигает на макете фонарик. |