Использование игровых приёмов по снятию эмоционального напряжения младших школьников с ОВЗ

4
0
Материал опубликован 19 January 2022 в группе

Использование игровых приёмов по снятию эмоционального напряжения младших школьников с ОВЗ

Гармоничное развитие эмоционально-волевой сферы является необходимым условием социализации личности, формирования межличностных отношений и эмоционального благополучия ребенка.

Одной из основных задач образовательных учреждений  явля­ется социальная адаптация ее выпускников. Успешность подготовки к са­мостоятельной жизни в обществе зависят не только от приобретения оп­ределенных знаний по общеобразовательным предметам и в профессио­нально-трудовой деятельности, но и от уровня сформированности  эмоционально-волевой сферы, общения и умения налаживать отношения с окружающими.

При попытке классифицировать широчайший спектр эмоциональных явлений вырисовывается сложная картина. Эмоции принято делить на группы с учётом их модальности, знака, интенсивности, продолжительности, осознанности, условий возникновения, выполняемых функций, особенностей выражения и других параметров.

Давая самую общую характеристику эмоциональной сферы младших школьников следует выделить слабость волевых усилий, несамостоятельность и внушаемость, личностную незрелость в целом.

Таким образом, выше изложенное может в определенной степени тормозить развитие личности младшего школьника, искажает его самооценку, способствует формированию неустойчивости, проявляющейся в агрессии, страхах, тревожности.

Следовательно, перед педагогом стоит задача корректировать и развивать личностные свойства с целью преодоления эмоционального напряжения.

Игра является особым видом деятельности детей, в котором познается действительность и формируется личность.

 При  правильном и последовательном руководстве педагога игра становится важным средством нравственного, умственного и речевого развития умственно отсталых детей. Через фор­мирование и обогащение предметной и игровой деятельности можно влиять на те стороны развития ребенка, которые страдают из-за нарушения интеллекта.

Подбор тематики, определение содержания игр расширяют представления детей об окружающем мире и тех сторонах дейст­вительности, которые малодоступны в повседневной жизни, а так же способствует преодолению негативных эмоциональных проявлений младших школьников с умственной отсталостью на уроке.

Я думаю, работа по снятию эмоционального напряжения у учащихся может быть не только средством адаптации к учению, но и формой реабилитации, разрядки активного отдыха школьника. Важно использовать для этой цели эмоциональные игровые разрядки на уроках.       Эмоциональные игровые разрядки на уроках предварительно планируются педагогом, используются как с дидактической целью, так и для временной эмоциональной разрядки. Предложенные варианты разрядок возможно использовать исходя из наблюдений  за общим  состоянием учащихся на уроке  и превалирующей нагрузкой на уроке.

Сперва должно происходить снятие напряжения, страхов, развитие внимания. Я включала в организационный момент урока и при объявлении темы урока следующее:

 Игра «Зеркало». Дети в парах садятся друг против друга, один из пары показывает движение, другой повторяет, затем дети меняются ролями.

Затем возможно проведение мимических и пантомимических этюдов, игр, тесно связанных с темой урока, а может все быть проведено в произвольной форме.

      На развитие речи прямое влияние оказывают мелкие движения пальцев руки. Во время психогимнастики мелкая моторика детских рук развивается в ходе игровых процедур (пальчиковый театр, игры-этюды, упражнения), что делает это не только

полезным, но и приятным. Интересно отметить, что человек может мыслить стоя неподвижно, однако, для закрепления мысли необходимо движение. Не подвижный ребенок не обучается!

1.Упражнение «Колечки» (развитие мелкой моторики) Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в

кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе

2.Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»

Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяя друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак, ребро. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем двумя руками вместе. Количество повторений - 8-10 раз

3. Упражнения "Движения животных".

"Жираф" – голова вверх-вниз, круговые движение вправо-влево.

"Птица" – руки поднять, опустить как крылья, круговые движения назад и вперед.

"Лошадь" – поднятие ног по очереди, сгибая в коленях.

"Аист" – подняться на носки, опуститься, круговые движения правой ногой, а затем левой (по полу).

"Кошка" – потягивание всем телом, поднять вытянутую правую руку, а затем – левую.

Кроме специальных психогимнастических игр и этюдов в психокоррекционной работе и профилактике утомления младших школьников большое значение имеет любая игровая деятельность. Игра помогает сделать любой учебный материал и познавательную деятельность увлекательными, снимает напряженность в учебном процессе, облегчает процесс усвоения знаний за счет подключения механизмов подсознания.

Игра «С платком»

Цель: снять эмоциональное напряжение, дать детям возможность творчески выразить себя, развивать способность к переключению внимания с одного образа на другой.
Описание игры: представьте себе, что мы попали в театр. В театре сцена, актеры и зрители. Выберем и в нашей группе место для сцены. Для того чтобы узнать, кто из вас будет актером, а кто – зрителем, проводим набольшую артистическую разминку. У меня платок, попробуйте с помощью платка, а также различных движений и мимики (выражения лица) изобразить:

бабочку;

принцессу;

волшебника;

бабушку;

фокусника;

человека, у которого болит зуб;

После показа каждого нового персонажа детям следует задавать следующие вопросы: «Кто может показать бабочку (принцессу) иначе? Кто еще хочет попробовать? Кому понравилось исполнять роли? Кому понравилось смотреть?»

2. Игровое упражнение «Посочувствуй другому»
Цель: развивать у детей способность ставить себя на место другого человека, выражать сочувствие, сопереживание.
Описание игры: упражнения выполняются в парах. Воспитатель задает разнообразные ситуации.

Девочка упала, поранила руку, ей больно (один ребенок с помощью мимики, позы показывает боль, другой пытается найти ласковые слова, жесты, оказывает помощь).

Два друга давно не виделись. Они мечтают о встрече (дается задание показать, как встретятся два друга после долгой разлуки).

Пары по очереди показывают свои упражнения. Остальные дети оценивают выразительность мимики лица и движений, затем меняются ролями.

Еще варианты разрядок:

Стимулирующие упражнения, повышающие энергетический потенциал:

хлопки (ладонями, кулаками);

самомассаж головы;

самомассаж ушных раковин;

самомассаж стоп;

массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;

работа с пальцами (выполнение различных фигурок из пальцев).

Данные упражнения не только направлены на повышение функционального уровня систем организма и потенциального энергетического уровня, но и обогащают знание ребенка о собственном теле, развивают внимание, произвольность, успокаивают и уравновешивают психику.

Очень эффективно использование в программе музыкальной релаксационной терапии.

Пример занятия.

Игра “Волшебный мяч”

Цель: установление контакта между участниками группы, создание позитивного настроя.
Ход игры: участники бросают мяч друг другу по желанию, называя свое имя, приветствуя членов группы.

Упражнение “Орешек”.

Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения.
Инструкция: “А теперь представьте, что вы разгрызаете твердый орешек. Крепко сожмите зубы. Вот так. (Ведущий показывает, как надо сжать зубы). Челюсти напряглись, стали как каменные. Это неприятно. Разожмите челюсти - легко стало, рот приоткрылся, все расслабленно. Слушайте и делайте, как я.

Зубы крепче мы сожмем,
А потом их разожмем.
Губы чуть приоткрываются.
Все чудесно расслабляется”.

Прослушивание спокойной мелодии “Тиртагнга” - шум моря + музыка.

Возможен также комплекс упражнений гимнастики для глаз.

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4-5 раз.   жмурить глаза (считать до 3). Открыть их и посмотреть вдаль (считая до 5). Повторить 4-5 раз.

Крепко зажмурить глаза (считать до 3). Открыть их и посмотреть вдаль (считая до 5). Повторить 4-5 раз

 Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

Упражнения для снятия утомления глаз.

Смотреть вдаль 2-3 секунды, потом столько же на кончик пальца на расстоянии 25-30 см.

Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., потом на такое же время открыть.

Закрыть глаза, вращать глазными яблоками вправо, влево по 15-20 сек. в каждую сторону.

Быстро моргать в течение 10-12 сек.

Закрыть глаза подушечками трех пальцев. Легко надавить ими на верхние веки несколько раз.

Мышечная релаксация

Сядь, так, чтобы спина касалась спинки стула, не скрещивай ноги, поставь их на пол.

Сожми руки в кулаки. Как можно сильнее напряги мышцы. Представь ощущение этого напряжения — как тугая тетива, которую вот-вот отпустят. Разожми кулаки и пошевели пальцами. Они извиваются, встряхни их. Испытай чувство освобождения.

Переходим к ногам. Напряги их, включая пальцы в тугую тетиву. Затем икры, колени, бедра, всю ногу. Потряси ногами, пошевели пальцами.

Напряги туловище — начни с плеч, затем перейди к груди и животу. Ощути пространство вокруг пояса, в том месте, где носят ремень. Расслабь живот, грудь. Если ты чувствуешь напряжение в плечах, мягко опусти руки. Несколько раз глубоко вздохни животом, пока напряжение не пропадет. Затем расслабь поясницу. Ты чувствуешь себя легко и спокойно, как отпущенная тетива.

Наморщи лоб. Плотно закрой глаза. Затем открой. Наморщи нос ненадолго. Сожми и разожми зубы. Погримасничай, напрягая и расслабляя разные части лица. Расслабься и запомни это чувство.

Проверь, не чувствуешь ли ты напряжения в какой-нибудь части тела. Избавься от него, напрягая и расслабляя мышцы.

Сосредоточенность детей на своем теле позволит перенести ее на учебу и творчество. Мышечная релаксация уменьшает возбудимость, напряжение.

 

      Разрядки с использованием различного вида релаксаций  эффективно использовать в заключение урока: снимается зрительная, статическая, эмоциональная усталость, ученик бодрым идет на следующий урок.

            Выбирая игровые разрядки с использованием различного вида движения, мы учитывали, для какого урока они предназначены. Так, если урок связан с письменной работой, целесообразно, на наш взгляд, выбрать упражнения для развития мышц кисти, что поможет укреплению кисти, развитию мелкой моторики. На уроке чтения полезно включить специальные упражнения, укрепляющие аккомодационный аппарат глаз.

Игровые разрядки с использованием различного вида движения могут включать в себя элементы танцев, речитативы, музыкальное сопровождение. Выполняются сидя за партой, стоя около парты, главное, чтобы дети не мешали друг другу.

  Упражнения и игровые разрядки  могут быть использованы как в работе со всем классом, так и с определенными детьми. Но учителю необходимо рационально располагать временем и организовывать педагогическую помощь так, чтобы не наносить ущерб детям. Поэтому задача педагога состоит в том, чтобы распределить подобранные игры в процессе урока.

     Игры, которые относятся к началу урока, обеспечивают  полноценное начало урока, то есть настраивают  детей на восприятие учебной информации. В середине же урока следует чередовать упражнения, направленные на физическую активность и мысленное отвлечение. Игры с использованием различного вида релаксаций эффективно использовать в заключение урока: снимается зрительная, статическая, эмоциональная усталость, ученик бодрым идет на следующий урок.

Правильно продуманная и организованная педагогом психогимнастика в ходе урока и во внеурочной деятельности поможет ребёнку научиться справляться с жизненными трудностями, преодолевать барьеры в общении, снимать психическое напряжение, создавать возможности для самовыражения. 

  

Список литературы

Бурцева, И.В. Дидактические игры и упражнения в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья / И.В. Бурцева // Дошкольная педагогика : журнал . — 2013 .— №2 .— С. 63-68.

Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.  Давыдова.  М., 2008.

 Физминутки как здоровьесберегающий аспект урока: Методическое пособие. – Кемерово: МОУ ДПО «НМЦ», 2004. – 56 с.

Шамарина, Е. М. Основы специальной педагогики и психологии : учеб. пособие / Е. М. Шамарина. – М. : Книголюб, 2007.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации