Статья на тему «Игровые технологии»

0
0
Материал опубликован 17 February

Игровые технологии.

Игра – самая свободная, естественная форма погружения ребенка в реальную или воображаемую действительность с целью проявления творчества, активности, самостоятельности, самореализации, собственного «Я».

Игровые технологии — совокупность методов и приемов организации психолого-педагогического процесса в форме различных игр.

Феномен и значение игровой технологии состоит в том, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, творчество, терапию, воспитание, труд.

Целевые аспекты игровых технологий:

Дидактические: расширение кругозора, формирование и применение определенных умений и навыков на практике;

Воспитательные: воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коммуникативности;

Развивающие: развитие качеств и структур личности, психических процессов, мотивации к учебной деятельности, творческих способностей;

Социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.

Дети с ОВЗ – дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования и успешной социализации без создания специальных условий.

Основными направлениями коррекционно-развивающей работы воспитателя с детьми с ОВЗ являются:

- развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;

- развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;

- формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;

- формирование социальных навыков и социализации;

- обеспечение эмоциональной разрядки.

Существуют различные технологии, применяемые педагогом при работе с детьми с ОВЗ, но организация деятельности с детьми немыслима без использования игровых технологий. Игровая технология — одна из самых доступных, эффективных, имеющая тесную взаимосвязь с другими технологиями.

В своей работе я игровые технологии применяю с целью активизации психических процессов, диагностики, коррекции, адаптации к жизни, оказания первичной психологической помощи.

Используя игровые технологии в работе, я не меняю ребенка и не переделываю его, не учу каким-то специальным поведенческим навыкам, а даю возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации.

Основной целью психологической коррекции детей с лёгкой умственной отсталостью является оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции психических процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность.

Важным принципом коррекции познавательных процессов является учет формы и степени тяжести задержки психического развития.

Наиболее удачным и действенным методом являются коррекционно-развивающие игры и упражнения. Погружаясь в игровое действие, ребенок не просто играет, а участвует в процессе непроизвольного, неосознанного обучения и развития. В процессе решения игровой задачи происходит активизация познавательных процессов. Игровая ситуация позволяет поддержать интерес и мотивацию к деятельности.

Коррекционно-развивающие игры и упражнения направлены на развитие предпосылок интеллекта: зрительно-пространственного восприятия, памяти, мышления, внимания, навыков самоконтроля и регуляции деятельности, а также на развитие познавательных мотивов.

Игры подбираются в соответствии с уровнем актуального развития, структуры дефекта, индивидуальных особенностей, с постепенным усложнением, в соответствии с коррекционными задачами.

Используя игровые технологии с различными материалами (песком, крупами, пластилином и т.д.) можно решать сложные коррекционно-развивающие задачи в работе с детьми ОВЗ. Пересыпание песка из ладошки в ладошку, захват песка в кулачок, выравнивание песка на стекле, разминание — все эти движения непроизвольно влияют на развитие ребенка.

Игры с различными предметами способствуют развитию мелкой моторики, координации движений, тактильно-кинестетической чувствительности, развитию двух полушарий (так как ребенок действует двумя руками одновременно). В тоже время снимают мышечную напряжённость, стабилизируют эмоциональные состояния: успокаивают импульсивных, излишне активных детей и раскрепощают зажатых, скованных и тревожных. В процессе игр совершенствуется зрительно-пространственная ориентировка, активизируется речь, память, мышление, воображение.

Ценность игровой технологии еще и в том, что ее можно использовать для работы с любой категорией детей. Она актуальна не только для работы с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, а также с детьми, не имеющими отклонения в развитии. Главное условие – это правильная адаптация игрового и демонстрационного материала.

Общение является одним из условий психического развития ребенка. Оно сказывается на результатах всех важнейших видов детской деятельности, оказывает влияние на становление личности детей с особыми образовательными потребностями, способствует их социализации.

Развитие социально — коммуникативных навыков, эмоциональной отзывчивости, произвольной регуляции поведения, преодоление замкнутости, пассивности, скованности, агрессивности происходит через игровые тренинги.

Игровая технология позволяет корректировать эмоционально-волевую сферу (воспитывает выдержку, терпение), формирует готовность к совместной деятельности со сверстниками (учит согласовывать действия, чувствовать других, воспитывает взаимопомощь), снимает психоэмоциональное напряжение, развивает моторику, координацию, произвольное поведение и целенаправленное внимание, умение слушать инструкцию взрослого, укрепляет мышцы спины и рук и решает многие другие задачи. Игровой парашют различных видов позволяет организовать работу с детьми, как в большой подгруппе, так и в парах.

Таким образом, используя игровые технологии в своей работе, мне удается в непринужденной обстановке, не перегружая детей, а играя с ними, обеспечивать психологическое сопровождение детей с ОВЗ.

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации