Игровые технологии в работе учителя-логопеда, как средство повышения эффективности занятий обучающихся с нарушением интеллекта.

Петрова Наталья Геннадьевна, учитель – логопед высшей категории
Игровые технологии в работе учителя-логопеда,
как средство повышения эффективности занятий обучающихся
с нарушением интеллекта.
Работая логопедом, я иногда сталкиваюсь с проблемой – как удержать внимание детей в процессе занятия, сделать его более интересным, разнообразным и продуктивными для ребенка? Для этого обучающегося нужно заинтересовать, повысить его мотивацию, чтобы увеличить эффективность логопедических занятий.
Для повышения мотивации обучающихся на логопедических занятиях, я использую разнообразные игровые технологии. Ведь именно игра дает нам возможность многократно повторять трудные логопедические упражнения, способствует коррекции речевых недостатков и формированию речевой деятельности обучающихся.
В своей практике применяю много разных игр, с помощью которых можно:
- делать артикуляционную гимнастику;
- закреплять правильное произношение поставленных звуков в речи;
- развивать психические процессы (внимание, память, мышление, воображение);
- формировать грамматический строй речи;
- обогащать словарный запас и развивать связную речь;
- пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
- повысить познавательную активность и работоспособность детей;
- активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
- плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;
- увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты;
- расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
- пробуждать в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
- повышать познавательную активность и работоспособность детей;
- расширять диапазон их игровых умений и навыков;
- увеличивать объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.
1. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА – это один из первых этапов логопедического занятия, на котором я использую следующие игровые приемы:
Коротенькие стихотворения
На качелях нас качали
Мы от радости кричали
Зайчик солнечный скакал
Прямо в глазки попадал (упражнение «Качели»)
- Сказка о «Веселом язычке».
- Артикуляционное лото.
Ребенок берет карточку с картинкой, ищет ее на игровом поле, ставит и выполняет артикуляционное упражнение
Загадки (с практическими заданиями)
Логопед читает загадку ребенку, ответ к которой является названием к артикуляционному упражнению.
Сто дощечек – грудь вперед | |
Взял я ножик, прутик срезал, | |
Гимнастика в картинках
Гимнастика с игрушками. Волшебный красный мешочек.
Игрушки, являются названием к артикуляционным упражнениям. Ребенок достает игрушку из мешочка и выполняет нужное упражнение.
2. АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА - важный, но малоинтересный для ребёнка вид работы, заключающийся в многократном повторении слогов, слов, предложений и текстов. Цель этого этапа – добиться правильного звучания изолированного звука. Чтобы повысить интерес к занятиям, детям предлагались такие задания:
1. Звук потерялся, помоги ему найти свой домик.
- разложи картинки по месту нахождения звука в слове (вначале, середине и конце)
2. Разложи картинки по группам (животные, овощи, одежда, продукты и т.д.)
3. Игра «Стихоплеты ». Придумай стихотворение по картинкам
На доску выставляются картинки, по которым дети должны вспомнить или придумать свое небольшое стихотворение. (лошадь, седло, белка, дупло)
Есть у лошади седло, а у белочки – дупло.
Собака лайка купила балалайку.
4. Игра «Продолжи словечко»
Ла-ла-ла – заводная…. юла
Жа-жа-жа – мы нашли в лесу….ежа
Сы-сы- сы – у папы длинные ……усы
Ча-ча-ча – на столе стоит ….. свеча
5. Игра «Догадайся, какая фраза здесь спряталась»
Детям предлагаются картинки с изображением животных, а они должны угадать, вспомнить какая фраза, строчка, здесь спрятана.
3. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ С КИНДЕР ИГРУШКАМИ.
С их помощью можно делать артикуляционную гимнастику, закреплять правильное произношение поставленных звуков в речи, развивать внимание, память, воображение, связную речь, работать над правильным употреблением разных грамматических категорий.
Предлагаю игры:
1.Игра «Найди предмет с заданным звуком» найди игрушки со звуком Л
- составь словосочетание, предложение с этой игрушкой.
2.Игра: «Подбери признак»
Дети подбирают прилагательные к, выбранной игрушке.
Лиса (какая?) хитрая, рыжая, ловкая, осторожная, внимательная, умная.
3.Игра «кто что делает?» или «Кто как передвигается?»
- Дети не только автоматизируют звук, но и учатся подбирать к словам слова – действия. Лиса (что делает?) ловит, охотится, бегает, облизывается, крадется.
4.Игра «Волшебный колодец»
Любая емкость заполнена фасолью или любой другой крупой. На дне сухого бассейна спрятаны игрушки с автоматизируемым звуком. Ребенок достает игрушку, называет ее и определяет место звука в слове.
5. Игра: «Кто как голос подает»
Игра направлена на уточнение и обогащение глагольного словаря
6. Игра: «В гостях у гнома»
- У гнома все предметы очень маленькие. Скажи о предмете ласково. Учим образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением, и закрепляем правильное произношение звука «Ч»
7. Игра «В магазине». Развиваем не только речь, но и пространственные отношения.
Игрушки можно выставить на полки, как в магазине, и потом в игре задавать вопросы, что или кто находится у нас на верхней полке, на нижней. Справа от слона или слева от жирафа.
Можно расставить зверей в очередь и спросить: Кто первый? Кто последний? Кто находится между медведем и пингвином? Кто идет следующий за волком или кто стоит перед лисой? В этой игре закрепляется правильное употребление предлогов в речи.
8. Игра « Кто живет в лесу?» игра Один - много
- Классификация животных на группы (домашние, дикие, животные жарких стран, Севера) Развитие речи, обогащение словаря обучающихся, словарные слова.
Один волк - много в лесу кого? Волков, медведей и т.д.
9. Игра «В зоопарке» здесь я веду работу над грамматическим строем речи, правильным употреблением существительных в косвенных падежах. Склонение по падежам.
Ребенок называет выставленных вряд животных.
- Кто живет в зоопарке? Слон лиса,
- Кого ты увидел в зоопарке? слона
- Доволен кем? Слоном
- Корм давал кому? слону
- Кого много в зоопарке? слонов
- С кем ты хочешь поиграть? со слоном
Можно приготовить нескольких животных на тот звук, который мы автоматизируем.
8. Игра «Детеныши и животные»
9. Игра «Найди пару» (Дети ищут одинаковые игрушки )
10 «Прятки» Закрепляется не только правильное произношение звука, но и развивается внимание, память.
Игрушки выставлены в ряд. Ребенок закрывает глаза, одна из игрушек прячется. Ребенок называет чего (кого) не стало?
9.Игра «Будь внимательным» на развитие фонематического слуха.
Расставь игрушки в том порядке, как я скажу: мышка-мишка-кошка. Порядок слов меняется.
11. «Найди игрушку»
Взрослый описывает игрушку, ребенок должен ее найти среди других. Потом наоборот. Это может быть любое животное или герой мультфильма, сказки.
12. «Отгадай загадку, найдешь отгадку!»
- Несколько игрушек стоят в ряд. Предлагаю ребенку отгадать загадку: «О каком предмете идет речь?» Например:
Длинноногий, горделивый,
Важный и неторопливый.
Шею длинную он носит,
И листву, как траву "косит".
Кто ответит, будет прав-
Это дядюшка...(жираф)
Ребенок ищет эту игрушку среди других животных.
13. «Разложи правильно»
Учим классифицировать предметы: найди животных, птиц, транспорт среди ряда предметов. Можно делить на съедобное и несъедобное, живое и неживое, животных на диких и домашних.
14. Игра Шутки-минутки
Цель: Совершенствовать умение различать на слух слова, звучащие неправильно. Развивать фонематический слух. Я читает детям строчки из стихов, заменяя буквы в словах. Прослушав рифмы, дети определяют, в каком слове и какой звук «заблудился», находят ошибку и исправляют её.
Неизвестно, как случилось, Только звуки заблудились.
Заскочили в чей-то дом и хозяйничают в нем.
Шел по джунглям носорог у него сломался бок.
Бегемот разинул рот, но не слышно, что поет.
Крокодилы африканцы целый день танцуют ранцы.
Должен быть лев всех сильней, потому что царь дверей.
Робот длинный дан слону, во всем помощник он ему.
Лейку вытянул жираф, стоит гордый словно граф.
Как умный змей, хоть очень стар, мудрый, опытный удар.
15. Игра: «В стране Мультипультия»
Детям предлагается расставить героев известных мультфильмов в соответствии с иллюстрацией к этому мультику.
- развитие связной речи
- пересказ сюжета из мультфильма.
- угадай героев сказки
4. ИГРЫ С КРЫШКАМИ
- Игра «Кафе» с капроновыми крышками и прищепками на изучение не только цвета и моторики, но можно ее использовать для автоматизации звуков и развитие речи.
После того как ребенок собрал все столики в кафе по цветам, я предлагаю ему посадить за столы животных или героев мультфильмов название которых начинается на нужный звук. Например за желтым столом будут сидеть посетители на звук Ж, (жираф, жаба,) за зеленый стол сядут звери название которых начинается на букву З (заяц, зебра, змея) Л (лев, лиса, леопард) и т.д.
- Игра «Алфавит» Направлена на изучение детьми букв и звуков. Развивает внимание, память, речь.
На полотно с изображением алфавита дети должны выложить соответствующие крышки с буквами. Задания могут быть разные.
– Найди только гласные буквы или только согласные.
- Найди картинку на звук П, поставь букву П и так далее с другими звуками.
- Собери алфавит по порядку.
Так же, используя цветные крышки, мы можем делить слова на слоги, выкладывать из них буквы, составлять простые слова, делать звуковой анализ слов.
- Дидактическая игра «Собери картинку»
Здесь дети должны собрать предложенную картинку , выкладывая крышки по цветам. Темы картинок могут быть разные, я чаще всего подбираю их под лексические темы. Например, при обогащении словаря по теме животные жарких стран, я предлагаю в конце занятия собрать картинку с изображением слона, жирафа или льва.
5. ИГРЫ С ПРИЩЕПКАМИ.
Прищепки на своих занятиях я тоже использую не только для развития мелкой моторики, но и для звукового анализа слов при обучении грамоте. Мы составляем с детьми слова из букв по картинкам, соотносим печатную и прописную буквы. В такой игровой форме ребята легче и быстрее усваивают материал и поддерживают интерес на протяжении всего занятия.
6.ИГРЫ С МАГНИТАМИ
Используя на своих занятиях цветные магниты, мы так же делаем звуковой анализ слов, выкладываем разные фигуры, раскладываем по цветам, составляем картинки.
Итог: благодаря игровым технологиям, которые я использую на своих логопедических занятиях, мне удается удерживать внимание ребенка на протяжении всего урока. Меняя один вид деятельности на другой, я поддерживаю его интерес и мотивирую детей на дальнейшую работу. Результаты детей на занятиях значительно улучшились.