Использование картинок Бидструпа как средство повышения эффективности работы педагога по развитию речи детей с нарушениями слуха
Использование картинок Бидструпа как средство повышения эффективности работы педагога по развитию речи детей с нарушениями слуха
Разрешите представить вам одно из направлений повышения эффективности работы педагогов по реабилитации детей с ОВЗ в образовательных учреждениях с учётом ФГОС.
Основные усилия педагогов ГБОУ «Набережночелнинская школа №88 для детей с ОВЗ», работающей по особой слухоречевой методике, направлены на развитие слухового восприятия и повышение уровня речевого развития детей с нарушениями слуха.
Чем выше уровень речевого развития детей с нарушением слуха, тем больше у него возможностей социализации в обществе, самореализации, повышения самооценки и как следствие формирования положительных мировоззренческих позиций и личности в целом.
Поэтому поиск путей повышения эффективности работы педагогов в направлении развития речи учащихся является важнейшей задачей учителей. Особенно это касается работы учителей русского языка при работе с детьми с нарушением слуха.
Мы предлагаем использовать картинки Бидструпа как способ повышения эффективности работы педагога по повышению уровня речевого развития детей с нарушениями слуха.
(2) Херлуф Бидструп – датский художник-карикатурист, создавший серию сюжетных картинок, автор более 5.000 рисунков, по которым впоследствии были разработаны методики восстановления и развития речи. Херлуфу Бидструпу удавалось создавать целые истории, меткие и остроумные, в которых каждый человек, независимо от страны и национальности, увидит до боли знакомые ситуации. Свою актуальность они не потеряли и до сих, хотя основную часть рисунков художник создавал в 40-50-е годы. Есть серия «Забавные дети и смешные взрослые». Картинки развивают вооображение. Речевой запас, чувство юмора и уверенность рассказчика у ребенка.Дети любят комиксы, а комиксы Бидструпа просто идеальны – они понятны, остроумны, там полностью отсутствует текст. Их можно ксерокопировать и еще попутно раскрашивать. Конечно, не все работы посвящены детям, там очень много взрослых тем: измена, любовь, злоба. За юмором скрывается глубокий подтекст, философское понимание человеческой психологии в рисунках, изображающих простительные человеческие слабости, маленькие житейские драмы или трагикомедии. Эти шутливые рисунки несут в себе богатейшую галерею самых разных образов и складываются в широкую панораму быта, нравов и социальных от ношений. Работы Бидструпа проникнуты сердечностью, желанием сделать людей лучше, показывая им их недостатики в зеркале сатиры. Смех Бидструпа гуманный, умный, целительный.
(3)Данный метод уже широко используется при исправлении речевых нарушений. Например, разработан методический комплекс А.Г. Румовой «Я вновь читаю и говорю». Но в подавляющем большинстве данный метод используется для восстановления речи у больных после инсульта и черепно-мозговых травм. В педагогике, в том числе коррекционной, картинки Бидструпа используются крайне редко и не систематизировано.
На сайтах, где собраны коллекции рисунков Бидструпа (например, здесь), они объединяются по определенным темам: «Животные», «Дети», «Забавные случаи», «Он и Она» и т. п.
Преподаватели РКИ нередко отбирают комиксы по грамматическому принципу:
на отработку глаголов движения,
несовершенный и совершенный вид,
работа с падежами,
безличные конструкции,
устойчивые выражения и так далее.
Но такой грамматический взгляд на истории Бидструпа тоже не самое лучшее решение. Задача преподавателя охватить не только грамматику или тематику, но и сюжеты, характеры, героев.
Можно не показывать картинку целиком, а разрезать ее и показывать постепенно, по одному-двум эпизодам. Чтобы разжечь любопытство, в конце очередного эпизода можно спрашивать: «Как вы думаете, что будет дальше?». Или задавать такой вопрос если не в каждом эпизоде, то в тех, где происходит неожиданный поворот сюжета. Выделите для себя такие эпизоды.
Варианты работы:
Устройте конкурс на самый остроумный заголовок, пусть один из учеников выписывает варианты на доске.
Или каждый по очереди выходит к доске и пишет свой.
Отдавайте предпочтение метафорам и переносному смыслу. Просите обосновать выбор.
Задавайте уточняющие вопросы, которые будут заставлять учеников снова и снова повторять лексику.
Решите вместе, какой заголовок самый удачный и точный.
Как видим, возможности, которые предоставляют комиксы Бидструпа для уроков РКИ – многочисленны. Уверена, что каждый учитель найдет в них подходящее для своих уроков и сможет придумать что-то своё.
На данный момент нет каких-либо разработанных программ или методик по использованию картинок Бидструпа для развития речи детей именно с нарушениями слуха. Т.е. данный способ развития речи слабослышащих детей не используется. При этом апробация применения данного способа дала положительный результат.
Работа с картинками Бидструпа должна включать в себя
несколько уровней.
(4)Уровень 1:
- Ознакомление с картинкой, выслушивание версий детей по сюжету.
- Составление общего рассказа с учётом высказывания всех детей, формулировка проблемы.
- Совершенствование рассказа по картинке с включением сложных оборотов речи.
На данном уровне в ходе реализации проекта возможно усложнение заданий в направлении развития логики мышления и речи.
Основной метод, используемый на этом уровне работы: проблемный метод.
(5)Уровень 2:
- Коллективный и индивидуальный пересказ сюжета картинки.
- Текстовая письменная работа с сюжетом картинки на основе разработанных упражнений (в индивидуальной и коллективной формах).
Основные методы, используемые на данном уровне работы: метод развития критического мышления через чтение и письмо, исследовательский метод.
(6)Уровень 3
- Драматизация сюжета картинки с использованием речи персонажей.
- Коллективный диспут: «каким может быть продолжение сюжета картинки».
- Подготовка и написание творческого изложения по сюжету картинки.
Основные методы работы: эвристический метод, метод развития критического мышления через чтение и письмо, исследовательский метод.
(7)Апробация идеи использования картинок Бидструпа в качестве приёма на уроках развития речи в 2015-2016 и 2016-2017 учебных годах (7 класс – слабослышащие дети) показала, что данный способ может привести к определённому росту речевого развития детей.
(8)Рост в среднем по классу (7 детей, участвовавших в апробации) составил 10% за учебный год.
(9)Объективность данных подтверждается сравнительным мониторингом с контрольной группой (так же 7 класс – слабослышащие дети), где не использовались картинки Бидструпа.
(10)Здесь уровень речевого развития за учебный год повысился на 3%.
(11)На наш взгляд, при системном подходе (в ходе реализации проекта) к использованию картинок Бидструпа на уроках развития речи со слабослышащими детьми возможно получить более высокие результаты, чем при апробации.
Возможные ожидаемые результаты:
1. Повышение уровня речевого развития детей
2. Повышение уровня знаний по русскому языку в контексте использования картинок Бидструпа.
3. Существенное увеличение словарного запаса детей.
4. Повышение общего уровня развития учащихся.
5. Оптимизация и повышение эффективности работы педагогов-предметников на основных уроках.
Таким образом, использование картинок Бидструпа является одним из направлений повышения эффективности работы педагогов по реабилитации детей с ОВЗ в образовательных учреждениях с учётом ФГОС.