Игровое пособие "Кубики эмоций"
фото кубики эмоцийDOCX / 1.27 Мб
/data/files/m1714396305.docx (фото кубики эмоций)Стандарт дошкольного образования направлен на решение следующих задач: охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Интерес к проблеме эмоционального развития связан с тем, что в последние годы становится все больше детей с нарушениями эмоциональной сферы.
Ребенок дошкольного возраста с ОВЗ воспринимает окружающий его социальный мир не совсем так, как видим и понимаем его мы, взрослые. «В силу своего малого жизненного опыта, особенностей развития процессов восприятия, мышления, воображения, высокой эмоциональности малыш принимает и понимает социальный мир по-своему. Не учитывать этого нельзя…» [1]
В результате научных исследований установлено, что особое значение в психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ имеет развитие эмоциональной сферы. Л.С. Выготский отмечал, что дефект сопровождается изменениями эмоционального состояния ребёнка, а умение различать, дифференцировать и адекватно проявлять свои эмоции в разных ситуациях повышает степень адаптивности детей в социуме [2].
Развитие эмоциональной сферы у детей с ОВЗ имеет свои особенности
В целом, особенности развития эмоциональной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья характеризуются трудностями, связанными с непониманием своих собственных чувств и эмоций, а также чувств окружающих, что отражается на взаимодействии со сверстниками. Становление эмоциональной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья идет значительно медленнее, чем у здоровых детей.
При этом именно игра является ведущей деятельностью, обеспечивающей развитие эмоциональной сферы и личности в дошкольном возрасте.
Представляем игровое пособие «Кубики эмоций».
Название: Дидактическая игра «Кубики эмоций»
Дошкольное образование. Эмоционально-социальное развитие
Целевая аудитория : дети дошкольного возраста 2-5лет, воспитанники с ОВЗ
Цель: развитие эмоционального интеллекта
Задачи:
Научить определять и различать базовые человеческие эмоции: радость, злость, страх, грусть;
Сформировать представление о причинах возникновения эмоции, особенностях проявления в мимике, пантомимике;
Научить изображать эмоции и понимать их у другого человека;
Развивать речь детей.
В игре могут участвовать 1- 3 воспитанника, в зависимости от уровня подготовленности.
Игровой материал:
кубики размер 10×10×10 см с прорезью на верхней грани и с прозрачным карманом на передней грани. Нижняя грань куба крепится на «Липучки» для удобства выемки картинок.
Пиктограммы основных эмоций (размер 9×9×9см).
Фотографии эмоциональных проявлений размер картинок соответствует размеру отверстия на верхней грани куба.
Карточки Г. Домана «Эмоции»
Предварительная работа:
Педагог предлагает рассмотреть карточки Г. Домана «Эмоции». Каждая эмоция называется, обращаем внимание на мимику, жесты. К изображению подбирается пиктограмма. Обратить внимание на фиксации взгляда ребенка. Обязательно похвалить за внимание. При необходимости повторить упражнение несколько дней подряд.
Игровое упражнение «»Найди и покажи» Педагог называет эмоцию, ребенок показывает или берет карточку в руки.
Игровое упражнение «Парочки»: Педагог просит подобрать к карточке Г. Домана соответствующую пиктограмму.
Игровое упражнение: «Покажи эмоцию». Ребенок достает из куба одну из карточек Г. Домана и показывает эмоцию мимикой. Вариант игры: Взрослый показывает эмоцию, а ребенок достает нужную карточку.
Игровые действия с кубами:
Рассматривание раздаточного материала . Предъявляем одну эмоцию ( картинки «радость» ), рассматриваем и называем: « Радость», «Мальчик радуется», «Малыш рад маме», … Соотносим все картинки с обозначением - пиктограммой. Вставляем пиктограмму в куб и каждую картинку ребенок опускает в отверстие на верхней грани куба. Каждое действие комментируется педагогом, если ребенок не говорит. Говорящего ребенка побуждаем повторить за взрослым или самостоятельно называть эмоцию. Причину возникновения эмоции называет педагог при невозможности ребенка дать ответ. Аналогично обыгрывается следующая эмоция.
Для дифференциации эмоций берем два куба с соответствующими пиктограммами и набор картинок «радость-грусть»
Ребенок раскладывает картинки, ориентируясь на пиктограммы.
Рефлексия: по завершению игры, карточки поочередно вынимаются из кубов, проверяется правильность сортировки.
Усложнение: В игре задействованы картинки всех эмоций.
Козлов С.А. Мой мир. /приобщение ребенка к социальному миру/ М.: ЛИНКЕ-ПРЕСС, 2015. – 7-9 с.
2. Выготский Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. - СПб.: Издательство «Лань», 2003. - 656с.