Игровое занятие «Мяч в лабиринте» (сплочение коллектива в летнем лагере)

14
2
Материал опубликован 17 August 2018 в группе

ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ «МЯЧ В ЛАБИРИНТЕ»

Цель: воссоздать и усвоить особые виды деятельности в специально смоделированной ситуации.

Педагогическая цель игры – сплочение коллектива на основе осуществления пробы на слаженность работы команды и определение стратегии.

Ведущий тип УУД: коммуникативные, регулятивные

Роль учителя/воспитателя: член жюри, модератор

Форма ВНУД: игра

Форма организации: групповая \ индивидуальная

Уровень регламентации: жесткий

Планируемые результаты:

Участник игры научится

Участник игры получит возможность научиться

Коммуникативные

– принимать активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства;

– допускать существование различных точек зрения;

– стремиться к координации различных мнений в сотрудничестве; договариваться, приходить к общему решению;

– использовать в общении правила вежливости;

– контролировать свои действия в коллективной работе;

– понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы;

- выслушивать высказывания товарищей сдерживать свои эмоции, проявлять доброжелательное внимание

к окружающим

- называет по опоре правила групповой и парной работы

- воспринимает речь собеседника, не перебивая

- высказывает эмоциональное суждение

- задает вопросы по опоре на понимание и уточнение

- проявляет активную позицию во время диалога.

– строить понятные для партнера высказывания и аргументировать свою позицию;

– использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

– корректно формулировать свою точку зрения;

– контролировать свои действия в коллективной работе; осуществлять взаимный контроль.

- демонстрирует понимание различных точек зрения на один и тот же вопрос

- сохраняет доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов

- аргументирует точку зрения, относительно удерживаемой позиции в ролевой игре, на игровом материале

   

Регулятивные

Проявляет инициативу и самостоятельность

Умеет обсуждать возникающие проблемы, правила.

Способен выстроить внутренний план действия в игровой деятельности

Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя/воспитателя. Проговаривает последовательность действий по достижению учебной задачи.

Учиться высказывать своё предположение (версию).

Определяет цель деятельности с помощью учителя/воспитателя и самостоятельно.

Учиться совместно с учителем/воспитателем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Учиться планировать деятельность в специально смоделированной жизненной ситуации..

Высказывает свою версию, пытаться предлагать способ её проверки

Учиться работать по предложенному плану.

Работая по предложенному плану, способен использовать необходимые средства, простейшие приборы, подручные средства и инструменты

Учиться совместно давать эмоциональную оценку своей деятельности и в целом группы.

Отличает верно выполненное задание от неверного.

Определяет успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем/воспитателем

Познавательные

Задаёт вопросы: Как? Почему? Зачем? интересуется причинно-следственными связями

Рассуждает, высказывает свои мысли

Проявляет самостоятельность в игровой деятельности, выбирая ту или иную игру и способы ее осуществления

Умеет использовать предметные заместители, а также понимать изображения и описывать изобразительными средствами, увиденное и свое отношение к нему

Делает выводы в результате совместной работы всей команды.

Называет последовательность простых знакомых действий, находить пропущенное действие в знакомой последовательности.

– моделировать задачи на основе анализа жизненных сюжетов;

– пользоваться эвристическими приемами для нахождения решения конкретно-практических задач.

Отличает высказывания от других предложений, приводит примеры высказываний, определят истинные и ложные высказывания.

Наблюдает и делает самостоятельные выводы

Личностные

Проявляет самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться.

Демонстрирует готовность и способность к саморазвитию.

Способен характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения.

Способен преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.

Проявляет способность к самоорганизованности.

Высказывает собственные суждения и дает им обоснование.

Демонстрирует владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успеш­ного сотрудничества с учителем и учащимися класса/ группы (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении конкретно-практических задач).

Оценивает простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции:

– общепринятых нравственных правил человеколюбия, уважения к труду, культуре и т.п. (ценностей);

– важности исполнения роли «хорошего ученика»;

– общих представлений о рациональной организации мыслительной деятельности;

– самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

– понимания чувств одноклассников, учителей.

Оборудование:

- тканевое полотно (идеально подходит мягкое покрывало);

- малярный или цветной скотч;

- теннисный мяч для большого тенниса;

- любой гаджет с секундомером.

Ход занятия:

Выяснение представлений о команде и о командной работе.

Пробы на слаженность команды в работе. Игра «Мяч в лабиринте»

Выделение качеств, способов работы членов группы, необходимых для командной работы.

Выработка стратегии, способа действия.

Игра с соперником на время. Игра «Мяч в лабиринте»

Рефлексия.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ «МЯЧ В ЛАБИРИНТЕ»

Данная игра имеет ярко выраженный воспитательный эффект. Игра может быть использована как для детей (любого возраста), так и для взрослых. Она относится к разряду «умных» игр, поскольку ее предназначение – не развлечение, а развитие. Педагогическая цель игры – сплочение коллектива на основе осуществления пробы на слаженность работы команды и определение стратегии. Ценность игры в том, что каждый участник игры имеет возможность видеть стратегии других команд и на основе анализа успешных действий других игроков принять участие в создании своей общекомандной стратегии по достижению цели. Другим, не менее важным, результатом игры является демонстрация важности каждого участника команды в совместной работе. Ситуация успеха в данной игре переживается всеми участниками команды в равной мере. Третьим результатом можно считать проявление лидеров, стратегов ранее не замеченных в данном коллективе. Трудно сказать какой из этих результатов первостепенный.

Имеется положительный опыт проведения игры не только в летнем лагере, но и во внеурочной деятельности.

Если коллектив имеет тенденцию к разложению на малые группировки, то эта игра позволит заинтересованным лицам содействовать сплочению коллектива и выявлению новых лидеров, обладающих качествами управленца, организатора и "мирового судьи, умеющего разруливать конфликтные ситуацию". Здесь очень важно продумать состав команд и отстранить от участия действующих лидеров, управленцев и "провокаторов", предложив им роли наблюдателей или компетентных судей.

Игра может быть проведена как на свежем воздухе, так и в помещении.

Для игры понадобится теннисный мяч (большой теннис) и покрывало. На покрывале с помощью малярного или цветного скотча обозначена «дорожка-лабиринт». Она не должна иметь прямых и острых углов, лучше сделать не более двух- трех плавных «поворотов».

Задача ведущего - содействовать выработке стратегии команды, при условии соблюдения корректности и тактичности при налаживании коммуникации среди играющих.

Важно! заранее обговорить с участниками правила игры, систему штрафных или бонусных баллов. Можно придумать, систему штрафных очков для игроков, которые не соблюдают нормы групповой работы. При этом лучше не удалять из команды игрока/ов, однократно нарушивших правила. Возможно, придумать систему не штрафных, а бонусных баллов. Их можно давать за бесконфликтную игру, за неординарную стратегию игры, за выбор в качестве «командира» самого младшего участника команды, за «спортивное» поведение во время выступления другой/их команд и т.д.

Если игра используется в летнем лагере, то рекомендуется проводить такую игру не чаще 1 раза в неделю, обязательно «перемешивая» состав групп и постепенно вводя в их состав тех, кто был в роли наблюдателей. К концу сезона можно провести турнир на определение лучшей команды.

ПРАВИЛА ИГРЫ «МЯЧ В ЛАБИРИНТЕ»

Команда состоит из 6-8 игроков. Возраст игроков не имеет значения, возможна команда, состоящая из игроков разного возраста. Они распределяются по периметру коврика или покрывала, берут его края руками и поднимают покрывало на уровне пояса. Когда покрывало полностью натянуто игроками, ведущий кладет мяч на начало «дорожки». Основная задача команды – натягивая или опуская часть покрывала прокатить теннисный мяч по «дорожке – лабиринту» так, чтобы он не упал на землю. Команде дается три тренировочных попытки без учета времени. После каждой тренировочной попытки ведущий задает рефлексивные вопросы:

- получилось ли, почему?

- что нужно сделать, чтобы в следующей пробе получилось?

- какими качествами должны обладать участники команды, чтобы добиться результата.

Четвертая попытка - «зачетная». Если участвуют несколько команд, то она проводится отдельным этапом после того, как все команды прошли тренировочные попытки. Все игроки из других команд присутствуют на тренировочных и «зачетных» попытках. Они не имеют права высказывать негативные отзывы или эмоции по ходу игры. За нарушение правил начисляются штрафные баллы. Например, за штрафной балл убирают 2 секунды от общего времени «зачетной» попытки . Определение победителя игры возможно по разным критериям, например: «время зачетной попытки» или «лабиринт пройден».

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень интересная игра, понятно описана, спасибо!

18 August 2018

Спасибо, Татьяна. Мне очень понравилось.

19 August 2018