Игровое занятие «Мяч в лабиринте» (сплочение коллектива в летнем лагере)
ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ «МЯЧ В ЛАБИРИНТЕ»
Цель: воссоздать и усвоить особые виды деятельности в специально смоделированной ситуации.
Педагогическая цель игры – сплочение коллектива на основе осуществления пробы на слаженность работы команды и определение стратегии.
Ведущий тип УУД: коммуникативные, регулятивные
Роль учителя/воспитателя: член жюри, модератор
Форма ВНУД: игра
Форма организации: групповая \ индивидуальная
Уровень регламентации: жесткий
Планируемые результаты:
Участник игры научится |
Участник игры получит возможность научиться |
Коммуникативные |
|
– принимать активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства; – допускать существование различных точек зрения; – стремиться к координации различных мнений в сотрудничестве; договариваться, приходить к общему решению; – использовать в общении правила вежливости; – контролировать свои действия в коллективной работе; – понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы; - выслушивать высказывания товарищей сдерживать свои эмоции, проявлять доброжелательное внимание к окружающим |
- называет по опоре правила групповой и парной работы - воспринимает речь собеседника, не перебивая - высказывает эмоциональное суждение - задает вопросы по опоре на понимание и уточнение - проявляет активную позицию во время диалога. – строить понятные для партнера высказывания и аргументировать свою позицию; – использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач. – корректно формулировать свою точку зрения; – контролировать свои действия в коллективной работе; осуществлять взаимный контроль. - демонстрирует понимание различных точек зрения на один и тот же вопрос - сохраняет доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов - аргументирует точку зрения, относительно удерживаемой позиции в ролевой игре, на игровом материале |
Регулятивные |
|
Проявляет инициативу и самостоятельность Умеет обсуждать возникающие проблемы, правила. Способен выстроить внутренний план действия в игровой деятельности |
Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя/воспитателя. Проговаривает последовательность действий по достижению учебной задачи. Учиться высказывать своё предположение (версию). Определяет цель деятельности с помощью учителя/воспитателя и самостоятельно. Учиться совместно с учителем/воспитателем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Учиться планировать деятельность в специально смоделированной жизненной ситуации.. Высказывает свою версию, пытаться предлагать способ её проверки Учиться работать по предложенному плану. Работая по предложенному плану, способен использовать необходимые средства, простейшие приборы, подручные средства и инструменты Учиться совместно давать эмоциональную оценку своей деятельности и в целом группы. Отличает верно выполненное задание от неверного. Определяет успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем/воспитателем |
Познавательные |
|
Задаёт вопросы: Как? Почему? Зачем? интересуется причинно-следственными связями Рассуждает, высказывает свои мысли Проявляет самостоятельность в игровой деятельности, выбирая ту или иную игру и способы ее осуществления Умеет использовать предметные заместители, а также понимать изображения и описывать изобразительными средствами, увиденное и свое отношение к нему |
Делает выводы в результате совместной работы всей команды. Называет последовательность простых знакомых действий, находить пропущенное действие в знакомой последовательности. – моделировать задачи на основе анализа жизненных сюжетов; – пользоваться эвристическими приемами для нахождения решения конкретно-практических задач. Отличает высказывания от других предложений, приводит примеры высказываний, определят истинные и ложные высказывания. Наблюдает и делает самостоятельные выводы |
Личностные |
|
Проявляет самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться. Демонстрирует готовность и способность к саморазвитию. Способен характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения. Способен преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения. Проявляет способность к самоорганизованности. Высказывает собственные суждения и дает им обоснование. Демонстрирует владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса/ группы (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении конкретно-практических задач). |
Оценивает простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции: – общепринятых нравственных правил человеколюбия, уважения к труду, культуре и т.п. (ценностей); – важности исполнения роли «хорошего ученика»; – общих представлений о рациональной организации мыслительной деятельности; – самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; – понимания чувств одноклассников, учителей. |
Оборудование:
- тканевое полотно (идеально подходит мягкое покрывало);
- малярный или цветной скотч;
- теннисный мяч для большого тенниса;
- любой гаджет с секундомером.
Ход занятия:
Выяснение представлений о команде и о командной работе.
Пробы на слаженность команды в работе. Игра «Мяч в лабиринте»
Выделение качеств, способов работы членов группы, необходимых для командной работы.
Выработка стратегии, способа действия.
Игра с соперником на время. Игра «Мяч в лабиринте»
Рефлексия.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ «МЯЧ В ЛАБИРИНТЕ»
Данная игра имеет ярко выраженный воспитательный эффект. Игра может быть использована как для детей (любого возраста), так и для взрослых. Она относится к разряду «умных» игр, поскольку ее предназначение – не развлечение, а развитие. Педагогическая цель игры – сплочение коллектива на основе осуществления пробы на слаженность работы команды и определение стратегии. Ценность игры в том, что каждый участник игры имеет возможность видеть стратегии других команд и на основе анализа успешных действий других игроков принять участие в создании своей общекомандной стратегии по достижению цели. Другим, не менее важным, результатом игры является демонстрация важности каждого участника команды в совместной работе. Ситуация успеха в данной игре переживается всеми участниками команды в равной мере. Третьим результатом можно считать проявление лидеров, стратегов ранее не замеченных в данном коллективе. Трудно сказать какой из этих результатов первостепенный.
Имеется положительный опыт проведения игры не только в летнем лагере, но и во внеурочной деятельности.
Если коллектив имеет тенденцию к разложению на малые группировки, то эта игра позволит заинтересованным лицам содействовать сплочению коллектива и выявлению новых лидеров, обладающих качествами управленца, организатора и "мирового судьи, умеющего разруливать конфликтные ситуацию". Здесь очень важно продумать состав команд и отстранить от участия действующих лидеров, управленцев и "провокаторов", предложив им роли наблюдателей или компетентных судей.
Игра может быть проведена как на свежем воздухе, так и в помещении.
Для игры понадобится теннисный мяч (большой теннис) и покрывало. На покрывале с помощью малярного или цветного скотча обозначена «дорожка-лабиринт». Она не должна иметь прямых и острых углов, лучше сделать не более двух- трех плавных «поворотов».
Задача ведущего - содействовать выработке стратегии команды, при условии соблюдения корректности и тактичности при налаживании коммуникации среди играющих.
Важно! заранее обговорить с участниками правила игры, систему штрафных или бонусных баллов. Можно придумать, систему штрафных очков для игроков, которые не соблюдают нормы групповой работы. При этом лучше не удалять из команды игрока/ов, однократно нарушивших правила. Возможно, придумать систему не штрафных, а бонусных баллов. Их можно давать за бесконфликтную игру, за неординарную стратегию игры, за выбор в качестве «командира» самого младшего участника команды, за «спортивное» поведение во время выступления другой/их команд и т.д.
Если игра используется в летнем лагере, то рекомендуется проводить такую игру не чаще 1 раза в неделю, обязательно «перемешивая» состав групп и постепенно вводя в их состав тех, кто был в роли наблюдателей. К концу сезона можно провести турнир на определение лучшей команды.
ПРАВИЛА ИГРЫ «МЯЧ В ЛАБИРИНТЕ»
Команда состоит из 6-8 игроков. Возраст игроков не имеет значения, возможна команда, состоящая из игроков разного возраста. Они распределяются по периметру коврика или покрывала, берут его края руками и поднимают покрывало на уровне пояса. Когда покрывало полностью натянуто игроками, ведущий кладет мяч на начало «дорожки». Основная задача команды – натягивая или опуская часть покрывала прокатить теннисный мяч по «дорожке – лабиринту» так, чтобы он не упал на землю. Команде дается три тренировочных попытки без учета времени. После каждой тренировочной попытки ведущий задает рефлексивные вопросы:
- получилось ли, почему?
- что нужно сделать, чтобы в следующей пробе получилось?
- какими качествами должны обладать участники команды, чтобы добиться результата.
Четвертая попытка - «зачетная». Если участвуют несколько команд, то она проводится отдельным этапом после того, как все команды прошли тренировочные попытки. Все игроки из других команд присутствуют на тренировочных и «зачетных» попытках. Они не имеют права высказывать негативные отзывы или эмоции по ходу игры. За нарушение правил начисляются штрафные баллы. Например, за штрафной балл убирают 2 секунды от общего времени «зачетной» попытки . Определение победителя игры возможно по разным критериям, например: «время зачетной попытки» или «лабиринт пройден».
Верещагина Наталья Викторовна
Шарандина Валентина Владимировна