План-конспект урока по предмету «Беседы об искусстве» на тему «Исаак Ильич Левитан "Постижение любовью"»

8
0
Материал опубликован 5 July 2020 в группе

План - конспект открытого урока по предмету: «Беседы об искусстве»

 в 3 классе детской художественной школы


преподаватель:  Кириллова Н.М.

дата проведения:

Тема: Исаак Ильич Левитан «Постижение любовью»

Цель :

- обобщение и философское осмысление образа русской природы

- раскрыть значимость пейзажного творчества художника

- прививать любовь к Родине, к природе

- развитие самостоятельного суждения о произведениях

- развивать творческие способности учащихся в композиции, колорите

- понимать значение русского реалистического искусства

Задачи:

образовательные:

- в завершающем этапе  использовать творческий прием (творчество педагога)

- для ассоциаций в произведениях  применять стихи поэтов

- для создания образа применить музыкальное сопровождение

воспитательные:

- воспитывать чувство виденья гармонии в изобразительном искусстве

- воспитывать эстетическое восприятия мира

- формирование уважения к литературе и поэзии

- умение передавать настроение и чувства человека в изображаемой природе

развивающие:

- развитие познавательных интересов и положительных мотивов к творческой деятельности

- значение творчества русского реалистического искусства

- колористическое и композиционное решение

Материалы (для учителя): 

- наглядные пособия по предмету:

- цветные репродукции работ художников

- репродукции работ художников II половины XIX века

- видеофильм «Постижение любовью»

- презентации:  «И.И. Левитан», «Натюрморты И.И. Левитана»

Материалы (для учащихся):

-тетрадь

-ручка

План занятия:  урок - 40 мин.

1. Организация работы - 3 мин.

2. Объяснение нового материала – 10 мин. (Вспомним и назовем художников-пейзажистов II половины XIX века: И.К. Айвазовский, В.Д. Поленов, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, Ф.А. Васильев, А.И. Куинджи)

3. Просмотр презентации «И.И. Левитан» - 4мин.

4. Эмоциональный настрой. Анализ произведений И.И. Левитана по теме: «Постижение любовью», с использованием фрагментов видеофильма и презентации «Натюрморты» (работа с учащимися – самостоятельный анализ произведения) – 15 мин.

5. Завершение занятия: Вывод. Подведение итогов по творчеству великого художника XIX века И.И. Левитана - вершина развития русского национального пейзажа – 5 мин.

6. Домашнее задание - 3 мин.

Ход занятия.

 Объяснение нового материала:

На экране – цели и задачи урока.

Здравствуйте, ребята. Сегодня наше занятие посвящается жизни и творчеству великого художника Исаака Ильича Левитана (1860-1900гг.).

Слайд №1. Портрет художника. («Я не представляю себя без живописи. Принадлежу я только музе» И.И. Левитан)

С именем Исаака Ильича Левитана в отечественную живопись пришло понятие построение любовью. Художник не просто изображал пейзаж на холсте, он всё увиденное и нарисованное пропускал через себя. Картины художника затрагивают в душе самые сокровенные струны, заставляя их откликаться на то, что взволновало и самого автора – будь то первое робкое пробуждение весны или печальное увядание осени. Левитана надо не только смотреть, но и слушать…

Родился художник на западных окраинах России в еврейской семье. Отец, знавший несколько иностранных языков, давал уроки в частных домах. Чтобы дать детям достойное образование семья в конце 1860-х годов переехала в Москву.

Относительное материальное благополучие, существовавшее в доме, вскоре рухнуло. В 1873 году Левитан поступает тринадцатилетним подростком в Московское училище живописи, а в 1875 году у Исаака умирает мать, а два года спустя – отец.

Настало трудное время в жизни молодого художника…В Москве на Мясницкой улице в училище живописи закончились вечерние занятия – разошлись учащиеся, погасли последние огни. В одном из классов верхнего этажа в углу за мольбертом сидел мальчик. Прислушиваясь к тишине, он ждал, когда сторож, отставной солдат, по прозвищу «Нечистая сила» завершит свой обход. Вот где-то хлопнула одна дверь, другая, раздались тяжёлые шаги по лестнице. Вот шаги ближе, открылась дверь, в глаза мигнул огонёк жестяного фонарика. Дверь захлопнулась, человек ушёл и мальчик в углу остался один.

Оставаться в училище после классов строго воспрещалось, но уже не первый раз Исаак Левитан прятался от сторожа и ночевал в пустых холодных классах. Ему некуда было идти.

Каждое утро не выспавшийся и голодный, осторожно, чтобы не возбудить ничьих подозрений, пробирался он в свой класс и садился за мольберт. Учился он блестяще, но как часто во время классов он вдруг со страхом вспоминал, что нечем платить за учёбу, что прохудились башмаки, не на что купить хлеба.

Однажды в класс вошел инспектор училища и объявил, что воспитанник Левитан исключается из училища за невзнос платы за учение. Исаак знал, что когда-нибудь это должно случиться.

Весь съежился, судорожно собрал папку, кисти, краски и, ни на кого не глядя, ушел из класса.

« Тут, - вспоминал позднее один из товарищей Левитана – весь класс, вся сотня загудела, как один человек. Моментально собрали всю сумму и внесли в канцелярию. Кто-то побежал вниз за Левитаном, а он стоял у окна, не решаясь навсегда уйти из училища».

Вскоре совет преподавателей училища постановил воспитанника Левитана, как «оказавшего большие успехи в искусстве» освободить от платы за учение и назначить ему небольшую стипендию, потому что Исаак был в школе одним из талантливейших учеников.

Он обратил на себя внимание современников уже самой ранней своей картиной, которая появилась на ученической выставке Московского училища.

Слайд №2.

Картина «ОСЕННИЙ ДЕНЬ. СОКОЛЬНИКИ» (1879г.) (Звучит музыка П. И. Чайковского альбом «Времена года»)

Печаль осеннего дня и грустного увядания природы естественно соединяются в картине с чувством глубокого одиночества. Все в картине подчинено общей мелодии. Она слышится в гулко раздающихся шагах одинокой женской фигурки, идущей по пустынной аллее, и в шуме порывистого ветра, что срывает листву с молодых кленов, клонит вершины высоких сосен и подгоняет низко бегущие над землей серые тучи. В общую музыкальную ноту картины включаются и приглушенные краски осени, и влажная дымка воздуха, окутывающая все пространство картины. Незаурядный мотив – душа русского пейзажа.

Ученик читает стихотворение:


Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась…» /А.С. Пушкин/


Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

 

Стаи птиц улетают

Прочь за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

 

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья,

Скоро осень проснется

И заплачет спросонья. /Иван Бунин/


Не случайно этот пейзаж приобретет с выставки маститый московский коллекционер П.М. Третьяков. И с этого времени он будет внимательно следить за каждой работой художника.

Слайд № 3.

«ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ» (1895 г.) (на экране, классическая музыка)

 К теме Осени великий художник обращался неоднократно. В 1895 году он пишет картину «Золотая осень». И картина Исаака Ильича Левитана точно золотая. Но это – золото осени.

Роща пылает кострами берез, золотыми россыпями светится земля. В холодной воде реки отражается прозрачная голубизна неба, желтые и рыжие обрывистые берега, красноватые ветки кустарника. Осенний воздух свеж и прозрачен.

Левитановская осень – праздник золота и синевы. Радостный праздник красоты и немного грустный: ведь это красота прощания.

 Ученик читает стихотворение:


Лес точно терем расписной:

Зеленый, золотой, багряный.

Веселой пестрою стеной

стоит над солнечной поляной.

 

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой.

Как вышки елочки темнеют,

А между кленами синеют.

 

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца,

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца.

 

И осень  тихою

вдовой
Вступает в пестрый терем свой. /И.А. Бунин/

 

Стремясь к правде видения природы и не только верности создания ее на холсте, но и к душевному созвучию ее с настроением человека, Левитан внимательно изучал окрестности. Он склонял голову к самой земле, чтобы увидеть таяние снега, пробуждение весны.

Слайд № 4. «МАРТ» (1895 г.) (музыкальное сопровождение)

В 1895 году он пишет одну из лучших картин того времени «Март» (на экране).

В этой картины не только соединение белого, голубого, золотистого создает образ ликующей природы, но мы видим открытый, темпераментный, густой мазок, почти скульптурно лепящий пронизанный синевой мартовский снег.

Снег рыхлый, пропитанный влагой, по нему яркие синие тени. Снежная шапка над крыльцом подтаяла – того и гляди заскользит и с шумом упадет на землю. На дорожках рыжеют подталины. Кругом сугробы – но весна уже пришла. Голубое небо, густая зеленая хвоя, светлые стволы, желтая стена дома, деревянные столбы крыльца – все на холсте залита светом. Все будто набралось солнца и теперь светится и дышит теплом.


Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят.

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят.

 

Они гласят во все концы:

Весна идет, весна идет!

Мы молодой весны гонцы!

Она нас выслала вперед!

 

Весна идет! Весна идет!

И тихих теплых майских дней

Веселый, светлый хоровод

Толпится весело за ней! /Ф.И. Тютчев/


Одним из преподавателей у Левитана был Алексей Кондратьевич Саврасов. Преподаватели и ученики видели, как страстно любит он природу. Видели, что когда начинается весна – овладевает им беспокойство. И все - равно не удержать его в училище. И почти все занятия переносились из мастерской на природу.

Саврасов всех заражал своей вдохновенной, неутомимой любовью. Как-то поднял к небу свою лохматую голову, прислушался и сказал: «Слушай, жаворонок! Вот и писать надо так, чтобы на картине было не видно жаворонка, а слышно было как поют птицы, дуют ветры, звенят ручьи».


С природой одною он жизнью дышал:

Ручья разумел лепетанье и говор

Древесных листов понимал

И чувствовал трав прозябанье.

Была ему звездная книга ясна

И с ним говорила морская волна. /Е.А.Баратынский/

Стихотворений Левитан знал множество и особенно любил стихи о природе. Иногда бросит кисть и читает стихи Пушкина, Тютчева, Некрасова. Читает хорошо, очень просто. Подойдут товарищи, те, что сидят поближе, слушают… А потом снова за работу.

Пойдут все на этюды: бродят, бродят и не находят ничего интересного, а Левитан всегда принесет прекрасный этюд – то поймает на холст последний луч солнца, то напишет покосившиеся домики деревушки, то березовую рощицу.

Слайд № 5.  «Березовая роща» (1885-1889г.)

Левитан начал писать «Березовую рощу» в подмосковной деревушке в 1885 году. И никак не мог найти подходящую натуру. Однажды утром забрел Исаак далеко, на другой конец городка в Пустынку и остановился зачарованный. Перед ним была березовая роща, насквозь пронизанная солнечным светом. Его роща, та самая, этюд которой он сделал еще в Бабкине и каждое лето возил с собой.

Это была неожиданная и радостная находка. Картину «Березовая роща» он написал быстро, как бы на одном дыхании.


Заглянуло солнышко

И в мое окошко,

Постучалась веточкой

Тонкая березка.

 
Золотое солнышко

В озере умылось.

Белая березка

Вся росой покрылась,

На зеленых листиках

 

Капельки сверкают

Ах, какой красивою

Родина бывает! /Наталья Лубянская/


Левитан недолго прожил свою жизнь, но оставил после себя богатое наследие. В его картинах запечатлена природа - самое характерное, дорогое, понятное для всех. И в то же время это пейзажи настроения, в которых остро выражены личные чувства. Его живопись прозрачных чистых цветов мелодична. Она сродни народной песни. В ней звучит и печаль, и нежность. В ней как бы воплотилось то народное, глубинное, что составляет саму основу общей души.

Слайд №6. «У ОЗЕРА» (1900 г.)

Проникнуто солнечным светом «Озеро». Божественное нечто разлитое в природе во всем. «Озеро» или «Русь», как изначально назвал ее И.И. Левитан – картина завещание. Мир прекрасен.


Слайд № 7. НАТЮРМОРТЫ («ВАСИЛЬКИ» 1894 г., «ОДУВАНЧИКИ» (1889 г.)

Картина «Одуванчики» была написана художником в 1889 году. Она является одной из самых знаменитых произведений Левитана, считающимся настоящим мастером натюрмортов. Картина появилась в тот период, когда автор находился в небольшом городке на Волге. Это его родной город, поэтому в произведение была вложена вся любовь и нежность, а также оно наполнено простотой стиля и необычностью передачи изображения.

Яркие одуванчики вызывают контраст с невыразительным серым фоном. Складывается впечатление, что автор специально использовал такую методику. По отношению к фону одуванчики выглядят очень нежными, ясными и воздушными. Благодаря тому, что не все одуванчики желтые – присутствует и белый цвет, картина становится еще более свежей.

Художник уделяет внимание каждой детали полотна. Посмотрев на эти прекрасные одуванчики, сразу вспоминаются теплые и ясные летние деньки, манящий запах лугов и полевых цветков. Эти воспоминания приносят каждому человеку различные эмоции.

Нежными и хрупкими одуванчики делает еще один прием – они находятся в глиняном горшке. Вначале, кажется, что он достаточно прост, но в действительности, он навеивает воспоминания о родном крае, традициях и местных жителях. Тонкие стебельки полевых растений  очень грациозны.

Желтые одуванчики интересно смотрятся вместе с белыми цветами, которые готовы уже улетать. Они ассоциируются с быстротечностью жизни, которая также быстро исчезает.

Когда мы смотрим на картину, создается впечатление, что букет был собран второпях, без особой разборчивости. Между цветками кое-где выглядывают колосья пшеницы, все цветы разной длины. Но именно эта небрежность придает особый неповторимый шарм собранному букету. Художник не ставит цветы в вазу, а подбирает, то что еще больше подчеркивает простоту и изысканность букета. На фоне обычного горшка все оттенки васильков заиграли еще ярче. Становится ясно, что такой букет один единственный, другого такого просто не собрать. Именно такую мимолетную красоту и передал зрителю великий мастер.

Итог занятия:

И так дети, мы с вами познакомились ещё с одним художником - пейзажистом. Как зовут этого художника? (И.И. Левитан).

А сейчас давайте ещё раз посмотрим на эти пейзажи, полюбуемся ими и всего одну секундочку подумаем, какая картина  понравилась вам больше всего! Что вы о ней можете  рассказать.

О чем мы узнали,  что почувствовали, чем любовались? (Узнали о половодье, почувствовали приход весны, любовались красотой русской природы.)

 Как же мы должны относиться к природе, чтобы не испортить ее красоту? (Бережно. Защищать  и охранять все живое.)

Прекрасные картины мы с вами посмотрели! Вот как прекрасна природа нашей земли, нашей Родины! Картины открыли нам  некоторые свои тайны, но мы узнаем о них ещё много интересного. Давайте любить  свою Родину, восхищаться  красотой каждого ее уголка, как это делал великий русский художник И.И. Левитан.

 Ребята! Творческая деятельность всегда связана с проявлением чувств. Художник, выражая свои чувства в той или иной форме (изобразительной или неизобразительной), оказывает определенное воздействие на зрителей. "Левитан любил природу как-то особенно. Это была даже и не любовь, а какая-то влюбленность... Любил ли Левитан свое искусство? В этом, разумеется, не может быть сомнений. Если он любил что-нибудь в жизни всеми фибрами своего существа, то именно искусство. Он любил его как-то трепетно и трогательно. Искусство было для него чем-то даже святым. Верил ли он в себя? Конечно, да, хотя это и не мешало ему вечно сомневаться, вечно мучиться, вечно быть недовольным собой. Левитан знал, что идет верным путем, верил в этот путь, верил, что видит в родной природе новые красоты, но в то же время ему вечно казалось, что он не передает и доли всего найденного, всего, что жило в его душе." (Чехова М.П.)

«Огромный самобытный талант. Это что-то сильное, что должно было переворот сделать. Средства простые, так мало нот, так много музыки»  (А.П. Чехов о И.И. Левитане).

Рекомендуется посмотреть фильм «Постижение любовью» (о И.И. Левитане)








Использованная литература:






Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации