III Всероссийский конкурс профессионального мастерства для педагогов дошкольного образования «Нестандартное занятие в ДОУ»
Всероссийский конкурс профессионального мастерства для педагогов дошкольного образования
«Нестандартное занятие в ДОУ»
Конспект занятия в старшей группе детского сада с использованием нетрадиционной техники рисования “Каплетерапия”
Тема занятия: “Путешествие принцессы Капельки”
Возрастная группа: 5–6 лет
Продолжительность: 25–30 минут
Форма занятия: нестандартное (терапевтическое, творческое)
Цели занятия: сохранение психоэмоционального состояния старших дошкольников и развитие творческих способностей через технику каплетерапии.
Задачи: познакомить детей с техникой рисования «каплетерапия» (капельная техника), формировать представление о смешивании цветов и получении новых оттенков, развивать элементарные художественные навыки. Развивать мелкую моторику, координацию движений, зрительно-моторную координацию. Развивать внимание и память, мышление и воображение, фантазию. Способствовать эмоциональной разгрузке, снижению тревожности и напряжения, поддерживать коммуникативные навыки. Воспитывать аккуратность, интерес к творчеству.
Материалы и оборудование:
Листы белой плотной бумаги формата А4. Гуашь, разведенная до состояния «цветной воды» (3-4 основных цвета: красный, желтый, синий, зеленый). Пипетки разной формы и размеров. Палитра.Стаканчики с водой. Фартуки. Влажные салфетки. Клеёнки на стол. Мольберт. Дополнительно: коктейльные трубочки, фломастеры или восковые карандаши для дорисовки деталей. Музыкальное сопровождение: тихая, спокойная фоновая музыка.
Ход занятия:
Приветствие. (3 минуты)
Педагог показывает баночки с цветной водой (красной, желтой, синей, зеленой)
- «Здравствуйте, ребята! Сегодня к вам в гости пришли мои подружки помощницы. Посмотрите, какие они яркие и красивые! Они принесли для вас немного волшебства. Давайте поприветствуем их». Педагог подходит к каждому ребенку, предлагает взять пипетку любого цвета и рассмотреть ее, пощупать. «Ребята, мои помощницы умеют делать волшебство. Давайте я вам покажу, а потом попробуете сами. Они могут быть разного цвета, и их можно смешивать».
Вводная часть. «Сказка о Принцессе Капельке» (4-5 минут)
Педагог рассказывает сказку, демонстрируя действия на мольберте.
Педагог: «Жила-была на свете принцесса по имени - Капелька (педагог капает краску на лист). Она жила в Замке красок и ей хотелось много путешествовать и не сидеть в своей скучной комнате. Но как же ей отправиться в путь? Подул легкий ветерок! (Педагог берет трубочку и начинает аккуратно дуть на каплю, превращая ее в причудливую кляксу). Полетела Капелька оставляя за собой волшебный след. Она кружилась, поворачивала... А потом встретила свою подружку — Принцессу Перламутру - капельку другого цвета!» (Педагог добавляет каплю другого цвета и снова дует).
«Они так веселились, что превратились во что-то совсем новое, волшебное и необыкновенное! Посмотрите, на что это похоже?» Педагог показывает детям получившийся образ, поворачивает лист и вместе с ними угадывает на что похожа клякса. «Ребята посмотрите на эти чудесные превращения? Давайте подумаем, на что они похожи? На дерево! На насекомое! На осьминога! Или на прекрасную фею?».
Основная часть. «Танцующая капля» (15-20 минут)
Педагог раздает детям пипетки. Показывает, как правильно пользоваться пипеткой, как набирать краску.
Педагог: «Давайте и мы позовем волшебные капельки на свой лист. Сначала потренируем в воздухе пальчики «Пальчик, пальчик нажимай. Пальчик, пальчик отдыхай». А теперь опустите пипетку в палитру и наберите немного краски. Капните одну-две небольшие капельки. Почувствуйте пальчиками нажим сильный или слабый. Если сильно нажмем на пипетку, значит получится большая капля, а если слабо и мягко нажмем - то будет маленькая аккуратная капелька. Молодцы ребята! У вас получаются чудесные капельки, и большие и маленькие»
Далее педагог раздает трубочки. Объясняет важное правило: «А теперь я вам предлагаю взять трубочку и подуть на капельку, но дуем в трубочку легко и медленно. Сначала делаем вдох носиком, а потом дуем на каплю, и не втягиваем воздух в себя! У вас получается — волшебный ветерок, который несет капельку путешествовать по листу! Посмотрите, как радостно оживает ваша капелька! Она танцует, кружится, бежит!»
Дети экспериментируют: дуют с разной силой, с разных сторон. Педагог помогает, подсказывает: «Подуй слева, чтобы она побежала направо. Подуй снизу вверх».
Педагог предлагает добавить капли других цветов и продолжить «путешествие».
Педагог: «Что у вас получилось? На что похож волшебный рисунок? Поверните лист, посмотрите с разных сторон». Помогает детям увидеть образ, картинку задавая наводящие вопросы: «На что похожа картинка? А это, может, дерево или куст? А тут я вижу зайчика!»
Когда кляксы немного подсохнут, педагог раздает восковые мелки или фломастеры.
Педагог: «Давайте оживим нашу картинку. Нарисуем лучики, волны, веточки, а может глазки, ротик или просто дорисовать бантик — то, чего не хватает вашему рисунку».
Заключительная часть. «Выставка волшебных превращений»
(4-5 минуты)
Работы выкладываются в центре стола или вешаются на доску, мольберт.
Педагог: «Ребята, посмотрите, какие удивительные образы у нас получились! Каждый рисунок уникален, как и вы сами. Расскажите, в кого превратилась ваша капелька?» (Дети по желанию называют свои образы. Если ребенок не хочет говорить, педагог делает это за него: «А у Вани получился веселый паучок! Смотрите, а этот рисунок похож на ёжика!»).
Итог занятия. Рефлексия. «Ребята, вам понравилось быть волшебниками? Было весело или страшно? Легко или трудно управлять капелькой? Давайте посмотрим, а какое настроение у вашей капельки? Грустное или веселое? Спасибо, тебе, Принцесса Капелька, за чудесные рисунки! У тебя получилось замечательное путешествие!».
Используемая литература для составления конспекта: Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А. В. Никитина. — Санкт-Петербург : КАРО, 2016. — 96 с. + 16 c. цв. вкл.