Всероссийский дистанционный конкурс педагогического мастерства для специалистов дошкольного образования «Индивидуальный маршрут развития ребенка»
САНКТ – ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ «ДЕТСКИЙ САНАТОРИЙ «СОЛНЕЧНОЕ»
«УТВЕРЖДАЮ» Главный врач СПБ ГБУЗ
«Детский санаторий «Солнечное» ______________ Н.П. Лаврик
« ____» ____________ 2019 г.
Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с ОВЗ по коррекции речевого развития
Фамилия, имя ребенка ХХХХХ Максим
Дата рождения: 10.11.2012.
Логопедическое заключение: ОНР III уровня, дизартрия
Срок реализации: 09.09.2019. – 19.10.2019 (6 недель, 3 раза в неделю)
Составитель и ответственный за реализацию маршрута:
логопед Гараева М.В.
Пояснительная записка
ХХХХХ Максим, 10.11.2012 г.р. Основной диагноз: Хронический бронхиалит, категория «ребенок – инвалид». ДОУ не посещает по медицинским показаниям, ребенок с ОВЗ. Проведено логопедическое обследование. Логопедическое заключение: ОНР III, дизартрия
Объективно выявлено:
Развитие общей и мелкой моторики: грубых нарушений со стороны моторной сферы нет; мелкая моторика развита недостаточно, карандаш держит с напряжением, раскрашивает и штрихует неравномерно, ведущая правая рука.
Математические представления: счет в пределах 100, может решать простые задачи на сложение/вычитание, цифры называет, называет геометрические фигуры, соотносит объемную и плоскостную фигуру.
Сформированность пространственно-временных отношений: практически по возрасту.
Конструктивный праксис: редкие ошибки, помощь принимает спокойно и охотно; недостаточно владеет работой с бумагой.
Артикуляторная моторика: язык напряженный, асимметричный с тенденцией к сужению; увеличенная саливация; девиации языка вправо; посинение средней части спинки языка; синкинезии нижней челюстью и губами; трудности удержания артикуляторной позы; «смазанность» дикции. Полиморфное нарушение звукопроизношения: сигматизм шипящих (звуки поставлены) /аффрикат, ламбдацизм (звуки поставлены), ротацизм.
Фонематические процессы сформированы практически в полном объеме: редкие ошибки в порядковом анализе слова; в потоке речи нечастые трудности дифференциации нарушенных звуков (шипящих/аффрикат).
Звукослоговая структура слова: нечастые нарушения в многосложных и малознакомых словах.
Лексико – грамматический строй речи: редкие ошибки в словоизменении и словообразовании (неправильный выбор нужной флексии); редко неправильный выбор предлога в ППК.
Активный словарь: бедность адъективного и предикативного словаря.
Связная речь: составляет краткий рассказ по сюжетной картинке и свободный рассказ с помощью наводящих вопросов; редко неправильный порядок слов в распространенном предложении.
Чтение: знает буквы, читает прямые и обратный слоги, одно – и двусложные слова простой структуры.
Письмо: умеет списывать и самостоятельно писать печатными буквами слоги и простые слова; редкие оптические замены (Я – R).
В отношениях со взрослыми и детьми проявляет доброту, дружелюбие, поведение организовано, к лидерству не стремится, проявляет интерес к занятиям, при выполнении самостоятельных заданий иногда требуется помощь, на замечание взрослого реагирует адекватно и спокойно.
Цели индивидуального маршрута:
Выстраивание системы логопедической работы с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья.
Устранение нарушений речи посредством специального обучения и воспитания.
Задачи индивидуального маршрута:
Развитие артикуляторной моторики;
Развитие мелкой моторики;
Развитие слухового восприятия и фонематического слуха;
Формирование правильного звукопроизношения;
Активизация речевой деятельности и пополнение активного словаря;
Развитие связной речи;
Коррекция лексико – грамматического строя речи;
Развитие импрессивной речи;
Работа над слоговой структурой слова.
Принципы разработки индивидуального маршрута:
Структурно – системный принцип, согласно которому речь рассматривается как системное образование взаимосвязанных элементов, объединенных в единое целое;
Принцип комплексности предполагает комплексное воздействие различных технологий (медицинских, психологических, педагогических) на один объект, обеспечивая согласованную деятельность;
Принцип дифференциации раскрывается в дифференцированном обучении детей в соответствии с их возможностями и проблемами, уровнем речевого развития и механизмом речевой недостаточности;
Принцип концентризма предполагает распределение коррекционного материала по относительно замкнутому циклу – заезд или двойной заезд;
Принцип сознательности обеспечивает формирование чувства языка и языковых обобщений;
Принцип активности обеспечивает эффективность любой целенаправленной деятельности;
Принципы наглядности, научности, прочности усвоения знаний, воспитывающего обучения позволяют правильно организовать процесс коррекционно – развивающего обучения.
Содержание индивидуального маршрута сопровождения ребенка с ОВЗ по коррекции речевого развития составлено на основе «Примерной адаптированной программой коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В.Нищевой; «Программы логопедической работы по преодолению фонетико – фонематического недоразвития речи у детей» авторы Т.Б.Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова; и учитывает разработки отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.
Индивидуальный учебный план
ХХХХХ Максим, основные направления логокоррекционной работы
Задача | Основные направления логопедической коррекционной работы | Динамика |
1. Развитие артикуляционной моторики | *Упражнения на развитие дыхания выработать сильную направленную воздушную струю (упражнения «Забей мяч в ворота», дутье на вертушки, ленточки...) *Артикуляционные упражнения для языка: - отрабатывать движения языка вверх-вниз, вправо-влево, развивая его подвижность. (Упражнения «Качели», «Лошадка», «Часики», «Варенье», «Красим потолок», «Болтушка») - упражнения для губ: «Трубочка», «Улыбка» - самомассаж губ, языка; - Удержание языка в форме «Чашечки» *Работа над силой и интонированием голоса. | |
2. Формирование правильного звукопроизношения | Подготовить речевой аппарат к постановке звуков: «Ш», «Ж», «Р». Автоматизация звуков «С», «З» в связной речи. | |
3. Развитие слухового восприятия и фонематического слуха | Развитие слухового восприятия. Узнавание неречевых звуков. Игры со звучащими и музыкальными игрушками: • Узнать игрушку по звучанию, «Скажи, что звучит?» (воспроизвести звук на бубне, металлофоне, барабане в заданном темпе и ритме); • Узнавать предметы по характерному для них шуму: «Что я делаю?», «Что звучало?». Развитие слухового внимания. Игры «Кто как кричит?», «Чей домик?». Развитие фонематического слуха. • Выделение звука в звуковом потоке; • Узнавание звука на фоне ряда слогов; • Узнавание звука на фоне слова; • Определение первого гласного и согласного звука в слове; • Определение последнего звука в слове; • Определение места заданного звука в слове (начало, конец, середина) | |
4. Работа над слоговой структурой слова | - Работа по нормализации ритмической стороны речи на материале неречевых звуков. - Работа над словами с открытыми и закрытыми слогами (воспроизведение ритмов) - Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и конце слова - Работа над двухсложными словами без стечения согласных - Работа над трёхсложными словами без стечения согласных -Речевой материал из обиходного словаря. | |
5. Развитие мелкой моторики | Развитие тактильных ощущений (колючие и мягкие коврики), игра «Чудесный мешочек». Самомассаж шариками Су-джок, мячиками различной величины. Развивать динамическую организацию движений, пальчиковый игротренинг, массаж и самомассаж, работа с мозаикой, шнуровкой и конструктором, обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам. | |
6. Развитие импрессивной речи | *Исправление смысловой ошибки в предложении. *Понимание сравнительных конструкций исключение лишнего предмета, понятия, действия и пр. узнавание предмета по описанию. *Различение формы существительных единственного и множественного числа. | |
7. Пополнение активного словаря | Расширять и активизировать словарь, используя лексические темы: «Мебель», «Посуда», «Времена года» и т.д. Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными и увеличительными суффиксами. Обогащение экспрессивной речи словами – синонимами и словами – антонимами. Обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами, относительными и притяжательными прилагательными. Практическое овладение всеми простыми предлогами и сложными предлогами. | |
8. Коррекция лексико – грамматического строя речи | Совершенствование умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в именительном падеже по всем изучаемым лексическим темам. Закреплять умения образовывать и употреблять имена существительные в единственном и множественном числе в косвенных падежах, как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогом по всем изучаемым лексическим темам. Совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами по всем изучаемым лексическим темам. Закрепление умения согласовывать имена прилагательные и имена числительные с именами существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к именам существительным. Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа. Согласование имен существительных с именами прилагательными в роде, числе и падеже. Согласование имен существительный с притяжательными местоимениями. Согласование числительных ДВА и ПЯТЬ с существительными. Классификация предметов. Игры «четвертый лишний». «Найди четвертого», «Разложи по порядку». Образование прилагательных от существительных. Интерактивная игра «Что из чего?». Развитие валентности слов. Игры «Чей домик?», «Кто кем работает?», «Подбери предмет к действию», «Подбери признак к предмету». Составление предложений по картинкам и вопросам. | |
9. Развитие связной речи | Составление предложений и текстов по картинкам и вопросам. Пересказ короткого текста по вопросам. Улучшать навыки общения с детьми. Оречевлять свои действия в повседневной жизни детского сада, описывать свои игрушки, участвовать в детских утренниках. | |
Примечания: Количество часов по темам и разделам проставляется по мере усвоения материала. Этапы коррекционной работы не имеют жестких временных рамок. Все последующие этапы сменяют друг друга после того, как ребенок овладевает предложенным материалом.
__________ 2019 г. логопед ________________ /Гараева М.В./
C индивидуальным маршрутом сопровождения ребенка ознакомлен (-а).
Родитель (законный представитель) несовершеннолетнего ХХХХХХ Максима _______________________________________________________
__________ 2019 г. ________________ / /
Приложение 1
Особенности организации логокоррекционной работы в условиях санатория
Если рассматривать специфику работы логопедического кабинета санатория, то можно отметить следующее:
Логопед обслуживает детей 4 и 5 отделений санатория («Отделение для совместного пребывания детей – инвалидов с 1 из родителей»).
Дети поступают в санаторий круглогодично. Логопедическая группа формируется в начале каждого календарного месяца. Срок пребывания ребенка в санатории – 21 день, однако, многие пациенты дублируют срок, и, в итоге находятся в санатории 42 дня. Занятия проводятся даже в каникулярное время.
В среднем за период пребывания ребенка в санатории, он получает 16 – 18 логопедических занятий.
К занятиям активно привлекаются родители (родственники) пациентов.
Логопедические занятия являются одним из компонентов комплексного воздействия на ребенка, который включает в себя лечебные процедуры, психотерапию, ФТЛ, ЛФК, наблюдение невролога при необходимости и пр. Т. о., ведется достаточно интенсивная работа.
Логопедические занятия проводятся в соответствии с составленным расписанием только в первой половине дня.
Основной контингент логопедической группы, создаваемой на базе санатория – дети с ОНР разного уровня. Дети 5 (онкологического) отделения санатория, в подавляющем большинстве имеют инвалидности и относятся к категории ОВЗ. Посещение такими детьми массовых ДОУ и школ запрещено или ограничено. В связи с этим, разработка и реализация индивидуальных маршрутом развития ребенка на данном отделении проводится регулярно.
Преимущественно проводится индивидуальная форма занятий, реже подгрупповые занятия. Индивидуальное занятие длится 40 минут. Оно может включать в себя разную деятельность: логопедическая работа с ребенком; развитие психических функций и познавательной сферы ребенка; элемент открытого занятия совместно с родителем; игровая или творческая деятельность для создания дополнительной положительной мотивации у пациента и для установления лучшего эмоционального контакта между ребенком и логопедом. Продолжительность подгруппового занятия, с детьми любого возраста, составляет 30 минут. В структуру занятия входит непосредственно логопедическая работа, а также иные виды деятельности, в т.ч. игровая.
Составление плана коррекционно – логопедической работы, определение динамики индивидуального развития детей за период пребывания ребенка в санатории проходит в рабочем порядке, в ходе собеседования логопеда со всеми специалистами.
Индивидуальные занятия с детьми в присутствии родителей или консультирование родителей проводятся по инициативе, как логопеда, так и самих родителей (родственников) пациентов по предварительной записи.
Приложение 2
Перечень учебно – методического обеспечения
Центр речевого и креативного развития в кабинете логопеда
Зеркало с лампой дополнительного освещения.
Скамеечка для занятий у зеркала.
Книжки-раскладушки по изучаемым лексическим темам.
Простые сюжетные картинки (3—4 картинки одномоментно). Cерии сюжетных картинок.
Настольно-печатные дидактические игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи («Один и много», «Кого не стало?», «Чего не хватает?», «Большой-маленький», «Мой, моя, мои» и др.
Картотека предметных картинок: Одежда. Обувь. Головные уборы. Мебель. Посуда. Домашние, перелетные, зимующие птицы. Домашние животные. Дикие животные. Транспорт. Полевые, луговые, садовые цветы. Аквариумные и пресноводные рыбы. Насекомые и пауки и пр.
Ноутбук, акустические колонки, микрофон.
Развивающие компьютерные программы, игры и электронные презентации для развития речи и других высших психических функций ребенка.
Звучащие игрушки (погремушки, пищалки, свистки, дудочки, колокольчики, звучащие мячики и волчки).
Для развития дыхания (бумажные бабочки, цветочки из фольги, ветряные вертушки и пр.).
Для автоматизации звуков: подборка речевого материала на отдельных карточках и картинках, а также в виде методических памяток для детей и родителей.
Для развития фонематического слуха: «Подбери и назови», «Ловись рыбка», «Домики для звуков», карточки для звукового анализа, речевая компьютерная программа «Учимся говорить правильно».
Для развития связной речи: серии сюжетных картинок из пособия А.Н Корнева «Как научить ребенка говорить, читать и думать», наборы картинок, пособие Ильняковой «От слова – движения к предложению» и пр.
Для развития мелкой моторики пальцев рук: мозаики, трафареты на разные лексические темы для обводки и штриховки, шнуровки, наборы палочек для выполнения фигурок по образцу, «Волшебный мешочек», бумага, цветные карандаши, Игрушки-шнуровки («Ежик», «Зайчик», «Сапожок» и др.)
и пр.
Для развития конструктивной деятельности: разрезные картинки, накладные аппликации, конструкторы, кубики, Рамки-вкладыши и игрушки-вкладыши для раскладывания предметов по размеру. Игрушки-гнезда (вкладывающиеся друг в друга пластиковые стаканчики). Крупные бусины, колечки, яркие шнурки для их нанизывания. Крупная и средняя мозаики. Сборные игрушки (машинки, матрешки, домики и т.п.). Разрезные картинки (2—4 части) с разными видами разреза и простые пазлы по изучаемым лексическим темам.
Для развития лексики: наборы картинок, игрушек и дидактических игр на различные лексические темы, наборы сказочных персонажей русского народного фольклора и пр.
Для развития грамматической стороны речи: наборы карточек с заданиями, «Скажи наоборот». «Подбери слово», «Один – много» и пр.
Для развития координации движений и общей моторики: мячи, скакалки, «летающие кольца».
Материал для творческих игр: бумага, цветные карандаши, экран – мольберт для рисования, раскраски и пр.
Специальная и методическая литература
З.Е.Агронович «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей». СПб «Детство – Пресс», 2001 г.
Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования
детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. — СПб. 2008.
Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. — СПб. 2010.
Г.В. Дедюхина «Работа над ритмом в логопедической практике». М.:Айрис – пресс, 2006 г.
Н.Е.Ильякова «Логопедические тренинги. От прилагательных к рассказам – описаниям» Москва, Изд –во ГНОМ, 2004 г.
Е.В.Кириллова «Логопедическая работа с безречевыми детьми». Творческий центр, Москва, 2011 г.
В.А Ковшиков «Исправление нарушений различения звуков», «Сатис». СПб, 1995 г.
В.А.Ковшиков «Методика диагностики и коррекции нарушений употребления падежных окончаний существительных». Изд- во КАРО. СПб 2006 г.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Индивидуально - подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения.» М.: 1998.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР. М.: 1998.0
Н.В.Курвановская, Л.С.Ванюкова «Формирование слоговой структуры слова» М.:ТЦ Сфера, 2007 г.
Логопедия / под ред. Л. С. Волковой — М. 2005.
Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. — СПб., 2005.
Лопухина И. Логопедия – 550 занимательных упражнений для развития речи, М.: «Аквариум», 1996.
Н.В.Нищева «Если ребенок плохо говорит…» , «Детство – Пресс» СПб 2012 г.
Н.В.Нищева «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет», Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2014.
Парамонова Л. Г. Развитие словарного запаса у детей. — СПб., 2009.
Пожиленко Е, А // Волшебный мир звуков и слов (Пособие для логопедов). - М.: ВЛАДОС, 2001.
Н.В.Пятибратова «Играем со звуками» серия «Самые нужные игры». Изд –во «Творческий центр СФЕРА».
Т.А.Ткаченко «Комплексное обследование дошкольника 3 -6 лет» Изд –во «Ювента». Москва, 2007 г.
Т.А.Ткаченко «Слоговая структура слова. Коррекция нарушений».
Филичева Т. Б.,Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. — М., 2007.
Филичева Т.Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В //Корреционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи. - М.2009.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида. – М.: Школьная Пресса, 2003.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи //Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи./ - М.: Просвещение, 2008
Перечень цифровых образовательных ресурсов к разделам индивидуального маршрута
Каталог ЭОР логопеда Гараевой М.В. (все диски и презентации могут использоваться с учетом интеграции образовательных областей) | ||
Раздел программы | Название | Издатель/ автор, лицензия |
Артикуляторная и пальчиковая гимнастика | Презентация «Веселая артикуляторная гимнастика» | Автор Гараева М.В |
Постановка, автоматизация и дифференциация поставленных звуков: | Презентация автоматизация звука «С» | Автор Гараева М.В. |
"Развитие речи. Учимся говорить правильно " Аствацатуров Георгий Осипович. Шевченко Л. Е. | ЗАО ОЛМА Медиа Групп, 2011 год. | |
Развитие связной речи | «Поиграем в сказку!» | «1С - Паблишинг», 2012, ISBN 978-5-9677-1735-2 |
"Мир вокруг нас. Интерактивные игры для малышей»
| Издатель ООО «1-С-Паблишинг»,2016 ISBN 978-5-9677-2512-8 | |
Развитие грамматического строя речи: | "Умные игры. Развитие логики и воображения» | ООО «1С – Паблишинг», 2015. ISBN 978-5-9677-1749-9 |
"Развитие речи. Учимся говорить правильно " Аствацатуров Георгий Осипович. Шевченко Л. Е | ЗАО ОЛМА Медиа Групп, 2011 год. | |
Коррекция слоговой структуры слова | Презентация «Играем со словами» | Автор Гараева М.В. |
Развитие внимания, памяти, мышления: | «Скоро в школу. Тренируем сообразительность | ООО «1С - Паблишинг», 2011-15 ISBN 978-5-9677-1648-5 |
"Собираем пазлы. Животные» | ООО «1С- Паблишинг», 2010 ISBN 978-5-9677-1339-2 |
Обеспечение образовательного процесса иными библиотечно – информационными ресурсами
Гарант.ру. Информационно – правовой портал. http://garant.ru/
Последняя и достоверная информация о законах и иных правовых документах РФ.
Всероссийский образовательный «Портал педагога» http://portalpedagoga.ru/
Портал предоставляет педагогам возможность участвовать в конкурсах с публикациями собственного опыта; участвовать в конкурсах, викторинах и олимпиадах в очном формате и режиме онлайн; проходить дистанционные обучающие курсы; участвовать в конференциях для педагогов.
Педагогическая библиотека http://www.pedlib.ru/
Регулярно пополняющееся собрание книг по педагогике, логопедии и другим смежным областям.
Интернет сайт «Дефектолог.ру» http://defectolog.ru/
На сайте представлены материалы о возрастных нормах развития ребенка; имеются рекомендации дефектологов, логопедов, психологов по образовательной и воспитательной работе с детьми.
Сайт журнала «Логопед» http://logoped-sfera.ru/
Научно – методический журнал, дающий полезную информацию воспитателям и логопедам по организации работы с детьми с нарушениями речи.
Портал «Логопеды.ру» http://logopedy.ru/
На портале имеются полезные материалы для организации работы логопеда, а также воспитателей, работающих с группами детей с нарушениями речи. рубрики портала: литература, наглядные материалы, рабочие материалы, форум и пр.
Книжный интернет – магазин «Лабиринт»http://labirint.ru/
В магазине имеется широкое многообразие книг, игр, СД дисков для образовательной и коррекционной деятельности. Приемлемые цены и сроки доставки.