12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
А. Н. Калашникова90

ИКТ ТЕХНОЛОГИИ — ПРОСТОР ДЛЯ ПРОЯВЛЕНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Калашникова Александра Николаевна, учитель немецкого языка, заместитель директора МОУ «Многопрофильный лицей №1 г. Донецка»

Согласно концепции известного педагога современности Шалва Амонашвили любовь учителя к ребенку, без которой воспитание невозможно, определяется верой учителя в ребенка и его способности. Считаю такой подход к работе с детьми не только единственно правильным, но и действенным, стараюсь всегда придерживаться его в своей работе. Особенно необходимым такое восприятие ребенка становится при обучении одаренных детей.

Дети с особыми способностями более других нуждаются в поддержке. Потому что их одаренность – это дар, который требует развития и расходования душевных сил ребенка. Помните советский фильм про Михаила Ломоносова? В нем очень ярко показаны детские и юношеские терзания одаренного человека, которые не только вели его по пути гениальности, но и усложняли ему жизнь.

В работе с одаренными детьми главная задача учителя — помочь ребенку в полной мере раскрыть его способности, научить его ими пользоваться и развивать их, дать ему весь необходимый этический багаж (потому что способность – это не только дар, но и инструмент, который ребенок может использовать во вред себе и другим). «Встречаются люди в высшей степени одаренные, но не умеющие распорядиться своими способностями разумно. Одно дело — врожденный дар, другое — умение им управлять. Два человека, в равной мере одаренных, могут быть нравственно совершенно не схожи, и каждый из них на свой лад использует отпущенное ему дарование» (Чабуа (Мзечабук) Ираклиевич Амирэджиби, грузинский советский писатель).

Как на уроках решать такую важную задачу?

Во-первых, я предлагаю более сложные задания, требующие дополнительного поиска информации и соответственно большего количества времени, но в такой форме, чтобы ребенок не пожалел об этом времени и не считал его потерянным. Особый интерес вызывает проектная работа, работа с аутентичными источниками, создание презентаций, вопросов по теме в форме викторины. Выполненные задания дети могут осветить для своих одноклассников, получив таким образом подтверждение своих способностей со стороны сверстников. Идеальными для таких заданий являются сервисы https://kahoot.comhttps://learningapps.orghttps://crello.com, приложения для системы Android на https://play.google.com, создание QR-кодов и другие. Мир Интернета настолько велик, что все охватить «одним взглядом» просто невозможно, поэтому выбор средств обучения очень индивидуален. При этом возможности в Интернет пространстве расширяются для всех участников процесса постоянно в прямо пропорционально от желания развиваться.

Во-вторых, большинство одаренных детей нуждается в минимальном контроле. По сравнению с обычными детьми, одаренным ученикам нужно меньше времени и сил потратить на выполнение заданий учителя. Поэтому зачастую у них появляется желание расслабиться и не прилагать усилия к своему развитию. Тогда к каждому одаренному ребенку приходится искать свой подход и выяснять, что может его стимулировать работать над собой и своими способностями. Ян Амос Коменский писал: «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».

Таким стимулом в наше время могут успешно стать задания с использованием информационно-коммуникационных технологий. Многие дети проводят слишком много времени за компьютером и считают себя знатоками в общении с техникой. Для многих это уже хобби. Но как показывает практика, далеко не все могут пользоваться электронной почтой, когда задания необходимо переслать учителю. Или знакомство с правилами оформления и требованиями к содержанию презентаций осуществляется также при выполнении «продвинутых» домашних заданий.

В-третьих, с каждым годом обучения иностранному языку дети все больше получают письменных заданий, от простых рассказов-описаний до эссе, на актуальные для подростков темы. И вновь мы имеем дело с компьютером. Ведь ни для кого не секрет, что многие «грешат», иногда даже не проверив, переписывая перевод, выданный системой электронного перевода. В данном случае я максимальное внимание уделяю тому, как дети готовятся к написанию сочинений. Современная техника способствует бездумному отношению ребенка к тому тексту, который он сочиняет. Например, онлайн переводчики позволяют моментально перевести русский текст на немецкий или английский языки. Но машинный перевод часто сопровождается большим количеством всех видов ошибок, которые остаются вне зоны внимания детей. И моей задачей становится научить, не только формулировать мысли на иностранном языке, но и разумно использовать машинный перевод.

В-четвертых, изучение иностранного языка – это всегда знакомство с другой культурой и ее представителями. И я считаю обязательным для себя научить своих учеников пользоваться не только учебником немецкого языка. В своей работе я предлагаю им задействовать в обучении имеющиеся у меня оригинальные материалы о немецкой культуре, известные мне сайты немецких культурных учреждений и СМИ. Например, задания, связанные с инициативой Гете Института «Schulen: Partner der Zukunft» погружают детей в реальный мир немецких сверстников. Более того, никто уже не поспорит о Очень большую популярность имеют в настоящее время самого разного содержания каналы YouTube. По всему миру люди делятся своими переживаниями, достижениями, событиями в жизни. Выбрав правильный контент, можно стереть границы, приблизить культуру и язык, не выходя из дома можно совершать путешествия и

В-пятых, многие одаренные дети при обучении в школе еще не определились с тем, каким предметом они хотят заниматься более углубленно или какой предмет для них станет основным в их будущей профессии. Поэтому такие дети чаще всего одинаково ответственно относятся почти ко всем предметам в расписании, лишая тем самым себя свободного времени. Сейчас не у всех есть возможность посещать дополнительные занятия. В работе с такими учениками действенными являются индивидуальные домашние задания и общение с детьми посредством электронной почты, соцсетей или в скайпе. Группа Вконтакте, которая была создана для вынужденного дистанционного обучения, до сих пор не теряет своей актуальности: то, что учитель не успевает продемонстрировать на уроке, всегда доступно в сети: обучающие видеоролики, аудиофайлы, дополнительная литература, советы и подсказки.

Естественно, что для использования всего вышеописанного, мне самой приходилось дополнительно учиться. Особенно современным компьютерным технологиям. Например, совсем недавно я обнаружила для себя, насколько мощным инструментом в работе учителя с одаренным ребенком может быть Skype или GoogleHangouts и облачные сервисы, в которых возможна одновременная работа ученика и учителя с текстом.

Почти всем из того, что я описала, я делюсь со своими коллегами. В последнее время компьютерные технологии становятся настолько востребованными во всех предметах, что нам, учителям, тоже необходимо ПОСТОЯННО учиться новому, чтобы не отставать от наших учеников. Чтобы открывать новые возможности для реализации их талантов, и самое главное, поддерживать в них желание учиться и развивать свои способности

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.