Будьте внимательны к малейшему проявлению самостоятельности.
Речь идет об острейшей внимательности к малейшему проявлению самостоятельности, т.к. самостоятельность есть условие существования человека , как человека. Как только появляется намек на самостоятельность, воспитатель должен ослабить руководящее усилие и продолжать ослаблять его по мере увеличения активности ребенка. Если заметив признаки самостоятельности, вы будете продолжать руководить ребенком также активно, то его активность может ослабнуть или угаснуть.
Не отдавайте в рабство завтрашнему дню.
Когда человек растет - это мучительно. Он как бы на ощупь ищет свои границы, его бросает из края в край. Он кажется неуравновешенный, сделанный из противоречий. Однако в этом хаосе уже есть состояние роста: все внутренние силы еще в
движении или покое, все ищет себе места быть, останавливается и потом снова ускоряется. Сегодня, как никогда необходимо научить ребенка жить сознательной и ответственной жизнью. Мы пытаемся направить рост ребенка в нужное русло иногда неумело, считая, что существует более или менее зрелый возраст. Но человек в течение жизни переживает боль, разочарование. И вся правда в
том, что если человек переживает что-то по настоящему (любовь, боль, страдание), то там возраста нет. Ребенок не глуп, среди взрослых дураков не меньше, чем среди детей. Ум- это понятие не возрастное. Ребенок растет каждый день
каждый час, и когда весел и когда печален. Ребенок бегает, грустит, действует, бездействует.
Иногда он говорит, что устал, то ему холодно, то жарко. Это не каприз. Идет тяжелая работа роста ребенка. Ребенок привлекает наше внимание, когда мешает, вносит смуту в нашу отлаженную жизнь, и мы часто замечаем только эти моменты. Он вынужден скрывать свою тоску, свои порывы от насмешек, утаивать свои желания. Мы виним ребенка за то, что он отнимает у нас время,
нарушает наш покой и удобство, поглощает наше время и мысли. Если ребенок не расслышал, не понял, прослушал, ошибся, не сумел- это все его вина. Невезение, трудности, плохое
самочувствие-это все вина ребенка и его злая воля. Как часто мы сами уступаем ребенку? Какие мы сами? Мы научились скрывать свои недостатки, поэтому критикуем забавные особенности детей и их привычки. И строим из себя совершенство. А обнажать и ставить к позорному столбу можно только ребенка. Мы играем с детьми краплеными картами: слабости детского возраста бьем
тузами достоинств взрослого. Воспитателю, который не может к себе относиться критически, ждет большая опасность.
Оберегайте простодушие.
Воспитание детей всецело зависит от отношения к ним взрослых. Принято считать, что дети не любят нравоучительных рассказов. Это неверно. Очень часто нравоучение нравиться ребенку больше, чем
рассказ. Часто взрослые высмеивают такие рассказы потому, что взрослым противны любые нравоучения, т.к. они понимают, что именно нравоучениями часто прикрывается безнравственность. Но ребенок еще ничего не знает о человеческой подлости, он просто видит нравственный идеал. Я сторонник долгого детства и не жалею, что не был вундеркиндом
(Гилберт Честерток, английский писатель.)