12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Бойко Анастасия Юрьевна23
Россия, Ростовская обл., Сальск

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

«Имя прилагательное как часть речи» 1 урок (5 класс)

Учитель русского языка и литературы: Бойко А.Ю.

 

Тип урока: повторение материала

Форма урока: работа в группах

Метод: комбинированный.

Реализуемая программа: составлена на основании программы ФГОС «Русский язык 5-9» (2011г.) под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской.

УМК: 1). Русский язык. 5кл.: учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях.Ч.1/ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская.- Москва . :Издательский дом «Просвещение» ,2015.

Цель урока: Закрепить изученное о прилагательном в начальной школе, показать роль прилагательных в речи.

Формирование УУД

Познавательные:

самостоятельно выделять и формулировать тему урока;

находить и выделять необходимую информацию;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

осмысление цели чтения, определение основной и второстепенной информации;

анализировать текст с целью выделения признаков;

устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные:

постановка учебной задачи;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с данным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

внесение необходимых дополнений и коррективов;

выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;

саморегуляция;

Коммуникативные:

воспитание интереса и уважения к родному языку;

воспитание ценностного отношения к слову;

создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Личностные

Установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом;

Нравственно-этическая ориентация;

 

Оборудование:

ПК;

мультимедийный проектор;

мультимедийная презентация к уроку.

Структура урока:

Организационный этап.

Актуализация знаний.

Постановка учебной задачи.

Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

Физ.минутка.

Закрепление изученного материала.

Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия.

Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценки знаний за урок.

 

 

Этап урока

 

Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

(1 минута).

Приветственное слово учителя:

- Здравствуйте, ребята! сегодня мы будем работать в группах. Перед вами лежат схемы, которые в процессе урока вы будете заполнять. Я надеюсь что вы на уроке будете активными, творческими, и он пройдет с интересом и с удовольствием. Не бойтесь ошибиться! Помогайте друг другу! Внимательно выслушивайте выступления своих одноклассников, ведь мы учимся друг у друга.

 

 

Приветствие учащихся.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2. Определение темы урока, цели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физ.минутка

1 минута

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РефлЕксия

Какая же тема сегодняшнего урока? Посмотрите на экран. Перед вами слова:

На экране показаны слова – (прилагательные)

Красивый

Яркая

Весёлые

Лисий

Заячьи

Умный

Великолепные

Маленький

Успешная

У: Скажите ребята, к какой части речи относятся эти слова?

Значит какая тема?

Может вы назовёте и цель нашего урока?

Вы правы! Тема урока - имя прилагательное.

А цель закрепить изученное о прилагательном в начальной школе, показать роль прилагательных в речи.

Запишем название темы в тетради и в первый кластер.

Отступаем две строки вниз. На третьей пишем

Четвёртое марта

Классная работа

Имя прилагательное.

2.Ребята, как вы понимаете смысл слова «прилагательное»?

Как вы уже знаете, многие грамматические термины имеют корни из латинского языка. Прилагательное не является исключением. Дословный перевод с греческого языка – эпитет. Мы с вами уже встречались с этим понятием на уроках литературы. Да и в латыни этот термин звучит похоже, и перевод его – «нечто подкинутое, прибавленное, приложенное».

«Прилагательное» (от латин.) – «присоединение, прибавление».

3.У вас на столе лежат толковые словари Сергея Ивановича Ожегова, найдите в них определение имени прилагательного.

Правильно, заполним следующий кластер.

Внимание на экран.

СОЛНЦЕ ......................(какое?) (яркое, весёлое)

НЕБО ............................(какое?) (прозрачное, бездонное)

ДЕРЕВЬЯ .........................(какие?) (светлые, бурые)

ЗЕМЛЯ ...................... (какая?) (теплая, влажная)

ПОГОДА .....................(какая?) (замечательная, прекрасная)

ВОЗДУХ .....................(какой?) (чистый, свежий, прозрачный)

БЕЛКИН …………….(чей?) (хвост, орех, след)

Какие это части речи? Добавим к именам существительным прилагательные, которые выражают настроение, отношение к ним.

А на какие вопросы отвечают эти прилагательные? Перечислим вопросы их и запишем в ниши кластеры.

 

4.У каждой группы на столе лежит текст. (По И. С. Тургенев «Муму»)

Ребята, прочитайте текст. Знакомо ли вам его содержание?

Откуда взят этот фрагмент текста?

О чём он? Какие чувства он вызвал у вас?

Один ученик выходит к доске и на обратной стороне выполняет тоже задание, что и группы.

Подчеркните в тексте имена прилагательные вместе с существительными.

Дело было к вечеру. Он шел тихо и глядел на воду. Вдруг ему показалось, что что-то барахтается в тине у самого берега. Он нагнулся и увидел небольшого щенка, белого с черными пятнами, который, несмотря на все свои старания, никак не мог вылезть из воды, бился, скользил и дрожал всем своим мокреньким и худеньким телом. Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил ее одной рукой, сунул ее к себе в пазуху и пустился большими шагами домой. Он вошел в свою каморку, уложил щенка на кровати, прикрыл его своим тяжелым армяком, сбегал сперва в конюшню за соломой, потом в кухню за чашечкой молока. Бедной собачонке было всего недели три, глаза у ней прорезались недавно.

Благодаря неусыпным попечениям своего спасителя, превратилась в очень ладную собачку испанской породы, с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами.

 

(оценить работу ученика у доски)

 

Просклоняем словосочетания: 1 группа – небольшого щенка. 2 группа- несчастную собачонку. 3 группа- худеньким телом.

Изменилось ли прилагательное? Как они изменяются?

(Да, изменились по падежам)

(Несколько учеников сдают тетради на проверку).

Значит, прилагательное изменяется по падежам. А какая часть речи помогает нам определить падеж?

(Имя существительное.)

Внимательно посмотрим на существительные. Что их отличает друг от друга? Какие морфологические признаки?

(род, число)

- Определите род и число существительных.

(щенок – м.р., ед.ч. собачонка – ж.р., ед.ч. тело – ср.р. ед.ч.)

- Может ли в словосочетании существительное и прилагательное быть разного рода и числа?

(Нет, они согласуются.)

Действительно, существительные и прилагательные – большие друзья: прилагательные определяют существительные, и зачастую достаточно перечислить признаки предмета, чтобы понять, о чём идёт речь.

Я вам читаю описание.

А вы называете предмет.

 

Серый, хищный, жадный…

Рыжая, хитрая, ловкая…

Большой, косолапый…

Серый, косой, трусливый…

Раннее, хмурое, туманное…

Суровая, снежная…

Знойное, жаркое…

И так, какой мы сделаем вывод? Какими морфологическими признаками обладают прилагательные?

Правильно. Отмечаем в кластерах морфологические признаки прилагательных.

 

5.Ребята, вы хорошо работали и устали. Проведём физминутку.

Если я назову имя существительное – вы поднимаете руки вверх, а если имя прилагательное – в стороны. Глагол – выполняете действие соответствующее глаголу. Понятно?

Машина, учебник, красный, топать, цветок, весёлый, приседать, веселье, маленький, сильный, плыть, дерево, капуста, весенний, весна, нагнуться, чёрный, круглый, окно, золотая, потянуться.

Молодцы!

6. Роль имени прилагательного в речи. Творческая работа.

Предлагаю вам творческое задание в группах по определению роли прилагательных в речи.

Первая группа открывает учебник и находит репродукцию картины Кончаловского «Сирень в корзине», мы с этой картиной уже с вами работали, поэтому вам будет легко справиться с этим заданием. Ваша задача описать картину, используя подходящие прилагательные.

Вторая группа – описывает человека, своего капитана, используя как можно больше прилагательных.

А третьей группе предлагается пофантазировать, представить себя писателями-фантастами и поработать с текстом, дополнив его прилагательными.

 

 

 

 

 

Необычная планета.

          На ….планете… жили… человечки, у них были… глаза, …волосы,…уши. Зато очень… характер. 

Домики у человечков с… крышами. Возле каждого домика сидела… собачка. Собачки на этой планете были вместо кур, потому что домики охраняли …дракончики и …страусы. Они сидели на …верёвочках и рычали. На …деревьях пели …песни…мухи. В …лесах водились …слонята, …цыплята, …ёжики и …ящерицы. А на… черепахах …человечки ездили  в гости.

 

Слова для справок.

 

голубой

клетчатый

умный

квадратный

фиолетовый

смешной

добрый

крылатый

сердитый

злой

быстрый

полосатый

лысый

весёлый

солнечный

светлый

мохнатый

огромный

пушистый

лохматый

волшебный

бескрайний

лиловый

ужасный

шёлковый

прозрачный

стеклянный

бумажный

медный

синий

глубокий

широкий

золотистый

серебристый

носатый

шерстяной

толстый

худой

зубастый

щекастый

бледный

зелёный

шумный

звонкий

ушастый

летучий

кривой

жёлтый

багровый

серый

удивительный

бархатный

прелестный

чудесный

милый

коричневый

колючий

кирпичный

железный

прекрасный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушаем ответы детей. Сделаем вывод. Зачем мы используем в речи  имена прилагательные?

Правильно, молодцы!

Заполняем последний пустой кластер, прилагательные украшают, уточняют нашу  речь, делают её яркой, красочной, обогащают красивыми оборотами.

И так, посмотрим на результат нашей работы и подведем итог.

Выходит ученик с плакатом, и рассказывает к каким выводам они пришли.

Если вам понравился урок, всё было понятно, урок был насыщенный, продуктивный, то приклейте зелёный стикер на свой плакат.

Если у вас остались кое-какие вопросы приклейте желтый стикер.

Если на урок был не интересный, скучный, то прикрепите красный стикер.

Домашнее задание – параграф 101, упр. 568.

Выставление отметок.

 

 

Д: Перед нами слова - прилагательные.

Тема урока – имена прилагательные.

 

 

 

Дети вписывают в первую пустую ячейку тему урока.

 


 


 


 


 

Д: Приложенное, добавленное к чему-то.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д:

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, -ого; ср. Лингв. Часть речи, обозначающая качество, свойство или принадлежность предмета и изменяющаяся по падежам, числам и в единственном числе по родам. 

 

 

 

Д: Подбирают красочные прилагательные, называют вопросы имени существительного – кто и что.

 

Д: Какой?

Какая?

Какие?

Чей?

Записывают в кластеры.

 

 

 

Д: небольшого щенка, белого с черными пятнами, мокреньким и худым телом, несчастную собачонку, большими шагами, тяжелым армяком, бедной собачонке, ладную собачонку, испанской породы, с длинными ушами, пушистым хвостом, большими выразительными глазами.

 

 

 

Д: 1 группа- небольшого щенка

И.п.(кто?)- небольшой щенок

Р.п.(кого?)-небольшого щенка

Д.п.(кому?)-небольшому щенку

В.п.(кого?)-небольшого щенка

Т.п.(кем?)-небольшим щенком

П.п.(о ком?) -о небольшом щенке

2 группа.

Несчастную собачонку

И.п.(кто?)-несчастная собачонка

Р.п.(кого?)-несчастной собачонки

Д.п.(кому?)-несчастной собачонке

В.п.(кого?)-несчастную собачонку

Т.п.(кем?)-несчастной собачонкой

П.п.(о ком?)-о несчастной собачонке

3 группа.

Худеньким телом

И.п.(что?) –худенькое тело

Р.п.(чего?)- худенького тела

Д.п.(чему?)-худенькому телу

В.п.(что?)-худенькое тело

Т.п.(чем?)-худеньким телом

П.п.(о чём?)-о худеньком теле.

 

Д: Прилагательные изменяются по падежам.

Волк, лиса, медведь, заяц, утро, зима, лето.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1группа Д: На картине изображен пышный букет сирени, цветы сирени разных оттенков – нежно-розовая, красноватая, лиловая, нежно-бордовая, жемчужно-белая. Ярко-зеленые, глянцевые, отражающие солнечный свет листья выглядят живыми. Сирень душистая, прекрасная, букет красивый.

2 группа Д: описывают учителя.

3 группа Д:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д: Имена прилагательные украшают, уточняют нашу  речь, делают её яркой, красочной, обогащают красивыми оборотами…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практика опережающего обучения.

 

 

 

 

 

 

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

Опубликовано


Комментарии (1)

Устинова Валентина Ивановна, 19.06.19 в 23:28 1 Ответить Пожаловаться
Беру в копилочку! Спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.