12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Долганина Мария Михайловна667
Россия, Ставропольский край, с.Александровское
4

Урок русского языка в коррекционной школе «Имя собственное»



УРОК № 44

Тема урока: Имена собственные

Тип урока: комбинированный

Цели урока: - формирование у обучающихся навыка определения собственных и

нарицательных имен существительных по значению;

- коррекция слухового и зрительного восприятия на основе упражнений в

узнавании и различении;

- воспитание мотивации к учению.

Оборудование: сюжетная картина, загадки, карточки, таблица

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1 слайд.

- Что такое имя существительное?

- Какие признаки бывают у существительных?

- Назовите одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

III. Устная работа.

1. Подготовка учащихся к восприятию новых знаний

2. Занимательные задания

2 слайд

Четвёртое лишнее:

мальчик, Юра, юноша, ребёнок.

Коля, Катя, Витя, Семён.

Москва, Кисловодск, Минводы, город.

Винни Пух, Пятачок, заяц, Иа .

IV. Актуализация знаний к новой теме.

V. Сообщение темы урока.

3 слайд

Имя собственное

- имена, фамилии, отчества людей;

клички животных;

географические названия;

названия журналов, газет, литературных произведений и т.д.;

названия марок машин, магазинов и т.д.

4 слайд

Словарь: нарицательные

5 слайд

ИВАНОВОЛГАЛЯЛТАНЯ

ИВАН, ИВАНОВ, ВОЛГА, ГАЛЯ, ЯЛТА, ТАНЯ, АНЯ

6 слайд

Зрительно-слуховой диктант.

1. Вы ведь слышали о нём?

Знает всё и обо всём.

«А Вы были на Таити?» —
Сами так его спросите.

Да загадка-то простая!

Как же звали попугая? (Кеша)

2. Человечек деревянный на воде и под водой ищет ключик золотой (Буратино).

3. В волчьей стае рос найдёныш –

Человеческий детёныш.

Хоть с людьми давно расстался,

Человеком он остался. (Маугли.)

4. Медвежонок сладкий мёд

другу ослику несёт.

Но горшочек опустел…

Угадайте, кто всё съел? (Винни – Пух.) Пятачок

5. Что за странная зверюшка? Два огромных круглых ушка,

В апельсинах обнаружен,
С крокодилом Геной дружен. (Чебурашка.)

6. Кто живёт на крыше дома?

Это Малыша знакомый.

Сладкоежка, шалунишка
Веселится, как мальчишка. (Карлсон.)

VI. . Вводное слово. .

7 слайд

Откуда произошли имена собственные и нарицательные?

Русское слово "нарицательный" образовалось от старославянского слова нарицати - "называть".

Слово "собственный" происходит от старославянского собьство, что означает "свое", "личное", "себе принадлежащее". Собственное имя - это второе имя, которым называют предмет, чтобы отличить его от другого однородного предмета.

Вспомните имена богатырей: Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алёши Поповича. Илья был из города Мурома, Добрыня – сын Никиты, Попович – сын попа. Имена могут много интересного рассказать.

8 слайд

А было и наоборот:

История знает множество примеров, когда имена собственные становились нарицательными. Вот некоторые их них:

Так, большая гармоника баян получила название от имени собственного Баян (Боян-певец).

9 слайд

Пирожное и торт наполеон, по легенде, обязаны названием императору Наполеону Бонапарту, любившему этот вид кондитерских изделий.

10 слайд

Бельгийский мастер Сакс дал название популярному духовому инструменту — саксофону.

11 слайд

Одно из античных преданий рассказывает о красивом юноше Нарциссе, который был влюблён в себя так, что не замечал никого и ничего вокруг, а всё время смотрел на своё отражение в воде. Боги, разгневавшись, превратили его в растение. Белый цветок нарцисса склоняется набок и словно смотрит жёлтым глазком вниз, на своё отражение. ...

12 слайд

VII. Физминутка для глаз

VIII.Коррекция и первичное закрепление знаний

13 слайд

- Карта какого района перед вами?

- Почему населённые пункты названы так?

Названия стран, морей, сёл и городов,

Названия улиц, рек, далёких островов

С заглавной буквы,

с прописной Будем мы писать.

Нам это правило всегда Надо знать на пять.

14 слайд

- Вы уже знаете, почему некоторые населённые пункты получили такое название.

- А вот в Москве, например, есть улицы, получившие названия от профессий людей, поселившихся в особых районах – слободах.

- Так, на Кожевнической набережной жили кожевники,

а на Кузнецком Мосту – кузнецы

на Оружейной – оружейники,

на Поварской – повара,

на Мясницкой – мясники.

15 слайд

- Запишите, какие улицы в селе Александровском были названы по названию городов: Москва, Пятигорск, Ставрополь

- по фамилиям известных людей:

Пушкин, Гагарин, Ленин

- по месту расположения:

лес, сад, вода

16 слайд

Исправить ошибки:

Наша школа находится на улице калинина.

Мы ходили в парк по улице гагарина.

Автобус повёз туристов по улицам московской, водной, лесной.

17 слайд

IX. Физминутка.

18 слайд

Игра «Собери пару»:

газета

писатель

море

собака

мультфильм

машина

«Волга»

«Лунтик»

Жучка

«Александровская жизнь»

Чёрное

Лермонтов

19 слайд

Самостоятельная работа (подчеркнуть собственные существительные)

Был у Веры котёнок по кличке Пушок. Раз увязался Пушок за коровой Майкой. Корова пасётся, а Пушок прыгает от цветка к цветку. Появился пёс Дружок. Котёнок мигом очутился верхом на Майке.

20 слайд

X. Задание на дом. ВЫУЧИТЬ ПРАВИЛО НА С.80, УПР. 127.

21 слайд

XI. Подведение итогов урока.

- На уроке мне всё было понятно.

- У меня возникли вопросы, но я постеснялся их задать.

- Я многое не понял./data/files/e1489764173.ppt (Имя собственное)

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.