Технологическая карта коррекционного урока русского языка в 5 классе «Имя существительное»

5
0
Материал опубликован 5 January 2018 в группе

Технологическая карта коррекционного урока по русскому языку с обучающимися 5 класса на тему: «Часть речи имя существительное».

  Сластенко Надежда Григорьевна - учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ №1,  г. Заозёрного, Красноярского края.

Цели:

образовательная: ознакомление с обобщённым лексическим значением имён существительных (название профессий людей, месяцев, растений, событий и пр.),  формирование навыка определения имён существительных на слух, в тексте, в тестовом задании;

воспитательная: воспитание интереса к урокам русского языка; обогащение словарного запаса;

коррекционно-развивающая: коррекция и развитие мыслительной деятельности: развитие речи, памяти, внимания обучающихся.

Оборудование: таблица; карточки для индивидуальной работы; тестовые задания; учебник.

Место и роль урока в изучаемой теме: 1-й урок по теме «Имя существительное»

Ресурсы:

1.«Русский язык» 5 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Авторы Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Москва «Просвещение» 2017год.

2. интернет-ресурсы:

 http://sch771s.mskobr.ru/conditions/sport_v_shkole/pal_chikovaya_gimnastika_dlya_mladshih_shkol_nikov/

 

План и ход урока:

Деятельность учителя.

Деятельность обучающихся

1.Мобилизующий момент.

Взаимное приветствие учителя и обучающихся.

Подготовка к письму. Пальчиковая гимнастика.

«Белка»

Сидит белка на тележке,

(Исходное положение – кисти сжаты в кулак.)

Продаёт она орешки,

(Круговые движения кистью вправо, влево.)

Лисичке-сестричке,

(Разогнуть большой палец.)

Синичке,

(Разогнуть средний палец.)

Мишке толстопятому,

(Разогнуть безымянный палец)

Заиньке усатому.

(Разогнуть мизинец).

Вот так!

(Раскрыть кисть – пальцы в стороны и в исходное положение)

Настрой на работу. Обучающиеся выполняют пальчиковую гимнастику.

Целеполагание.

- Тема нашего урока: «Часть речи имя существительное».

- Наша цель: ознакомиться с обобщённым лексическим значением имён существительных (название профессий людей, месяцев, растений, событий и пр.), 

 научиться определять имена существительные на слух, в тексте, в тестовом задании;

Давайте вспомним 5 «золотых» правил русского языка.

1. Пишу красиво, чисто, аккуратно, грамотно.

2. Начало предложения пишу с большой буквы, в конце предложения ставлю знак препинания.

3. Переношу с одной строки на другую по слогам.

4. Помню о красной строке.

5. Пишу, проговаривая себе по слогам.

Сотворчество учителя и обучающихся в постановке целей.

Обучающие по «цепочке» читают по таблице правила

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся записывают в тетради дату, тему урока.

Актуализация знаний.

Ребята, из чего состоит наша речь?

 

А слова можно объединить в большие группы? Запишите в тетрадь слова, которые будут называть предмет и задайте вопрос к каждому слову.

Как называются слова, которые отвечают на вопрос кто? что?

 

Имя существительное-это часть речи. В этой части речи живут удивительные слова.

 Одни имена существительные отвечают только на вопрос кто? ( ученик, учитель), а другие отвечают только на вопрос что? (школа, тетрадь).

А ещё есть существительные, которые указывают профессию людей и они отвечают на вопрос кто? (журналист, врач, библиотекарь)

Есть существительные, которые называют растения и отвечают на вопрос что?

 

Есть существительные, которые обозначают  названия месяцев, такие существительные отвечают на вопрос что?

                                                             Есть существительные, которые обозначают события, такие существительные отвечают на вопрос что?

Предполагаемый ответ ( Наша речь состоит из слов).

                                                   Предполагаемая запись в тетради: (Что? Парта. Кто? Ученик. Что? Тетрадь. Что? Кабинет.)

                                                                          Предполагаемый ответ (Названия предметов (кто? что?) человек, мороз – это имена существительные)

                                                             Обучающиеся приводят примеры имён существительных, обозначающие профессии людей (Кто? журналист, врач, библиотекарь)

                                                                Обучающиеся приводят примеры имён существительных, обозначающие растения (Что? пшеница, подорожник, вьюнок)

                                                                  Обучающиеся приводят примеры имён существительных, обозначающие названия месяцев. (Что? январь, февраль).

                                                                        Обучающиеся приводят примеры имён существительных, обозначающие события (Что? праздник, каникулы)

Работа по теме урока

а).Выполнение задания по карточкам.

 

 

 

 

 

 

б).Работа по учебнику.

Упр162, стр102

 

 

 

в).Заучивание правила.

Стр.102

1 группа: прочитать слова, выписать имена существительные, написать к каждому имени существительному вопрос кто? или что?

(Приложение №1)

2 группа: выписать выделенные имена существительные, написать к каждому имени существительному вопрос кто? или что?

(Приложение №2)

                                                             1группа: записать ряды существительных. К обобщающим названиям подобрать названия конкретных предметов.

2 группа: записать ряды существительных. К обобщающим названиям из карточки (Приложение №3) выписать названия конкретных предметов.

1группа: работа в парах. (Заучивают правило, рассказывают друг другу).

2группа: индивидуально заучивают при помощи учителя

Физкультминутка. Учитель предлагает обучающимся встать:

Называю имя существительное - хлопок над головой.

Называю другую часть речи - хлопок внизу. (Елка, лес, заморозил. Стужа, сильная, холод, замёрзли. Ветер, озорной, гуляет. Ученик, внимательный, слушает, садится).

г).Проверочный тест.

1группа: Из каждого ряда существительных исключить «лишнее» слово. Дописать существительные с обобщающим названием.

(Приложение№4)

2группа: Из каждого ряда существительных исключить лишнее слово.

(Приложение№5)

Итог урока: рефлексия, оценка деятельности обучающихся на уроке.

Молодцы! Вы очень хорошо работали сегодня на уроке! А вам понравилось?

Мне понравилось…

Мне было трудно…

Мне было интересно…


 

Приложение №1.

1вариант

полёт, летит, лётный;

серебро, серебрит, серебряный;

лес, лесной, лесник;

дорога, дорожит, дорожный.

2вариант:

учитель, учительский, учить;

поле, полевой, полет;

земля, заземлить, земляной;

разговор, говорливый, разговаривает.


 

Приложение №2

Ученик , ученический, учит;

цветёт, цветок, цветной;

синева, синий, подсинил;

дым, дымит, дымный.


 

Приложение №3

Продавец, молоток, праздник, овёс.


 

Приложение№4

1 вариант:

Сельдь, скумбрия, корова, минтай - ……

Январь, декабрь, понедельник, март -…..

Золото, серебро, дерево, железо - …….

Яблоко, апельсин, свекла, груша - ……..


 

2вариант:

Диван, кресло, шкаф, пылесос - …..

Огурец, картофель, помидор, яблоко - ……

Тарелка, блюдце, кружка, пылесос - …..

Четверг, пятница, ноябрь, вторник - …….


 

Приложение №5

Апельсин, мандарин, морковь, яблоко - фрукты;

Сентябрь, октябрь, воскресенье, февраль - месяцы;

Воскресенье, понедельник, декабрь, суббота - дни недели;

Золото, серебро, стекло, железо - металл.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации