Разработка внеклассного урока в 6 классе на тему «Имя существительное»
Г.ТАШКЕНТ
МИРЗО УЛУГБЕКСКИЙ РАЙОН
ГОС ШКОЛА №112
РАЗРАБОТКА
ВНЕКЛАССНОГО УРОКА
В 6 КЛАССЕ НА ТЕМУ:
ЧАСТЬ СТРАНЫ РЕЧЬ»
Учитель-предметник: Эшмурзаева Д.С.
Дата __________
Тема: Имя существительное – часть страны Речь.
Цель: развитие умения распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.
Дидактический материал к занятию.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Существительных в природе
При любой найдёшь погоде.
Кто? и Что? – вопрос задай
И спокойно отвечай.
Это кукла, это книжка,
Это кошка, это мышка.
Всё так просто и понятно,
Увлекательно, занятно.
На вопросы Кто? и Что?
Отвечать оно должно.
ИГРЫ
1. Игра «Кто? Что?»
Класс делится на две команды. Одна команда записывает слова, отвечающие на вопрос кто? другая – слова, отвечающие на вопрос что? Игра проводится в форме диктанта «Молчанка». Учитель показывает предметные картинки. Дети записывают названия предметов. Побеждает та команда, которая правильно запишет все слова.
2. Игра «Подбери противоположное слово».
Класс делится на команды. На доске записаны слова в столбиках. Игроки должны подобрать и записать противоположные по значению имена существительные. Выигрывает та команда, которая точнее и быстрее других справится с заданием.
друг | враг | утро | вечер | юг | север | добро | зло |
ночь | день | храбрость | трусость | вход | выход | правда | лож |
радость | обида | начало | конец | дружба | вражда | шум | тишина |
холод | тепло | свет | тьма | верх | вниз | небо | земля |
3. Игра «Запиши одним словом».
И грает весь класс. Нужно предложить заменить каждую группу слов одним общим словом:
тополь, клён, берёза, ель;
Д | Е | Р | Е | В | Ь | Я |
волк, лиса, заяц, медведь;
Ж | И | В | О | Т | Н | Ы | Е |
сорока, ворона, воробей, аист;
П | Т | И | Ц | Ы |
брусника, черника, земляника;
Я | Г | О | Д | Ы |
футболист, хоккеист, баскетболист;
С | П | О | Р | Т | С | М | Е | Н | Ы |
шкаф, парта, стол, стул;
М | Е | Б | Е | Л | Ь |
молоко, сахар, хлеб, мясо;
П | Р | О | Д | У | К | Т | Ы |
П | И | Т | А | Н | И | Я | |
костюм, пальто, кофта, платье;
О | Д | Е | Ж | Д | А |
ботинки, сапоги, валенки, туфли;
О | Б | У | В | Ь |
кукла, мяч, юла, барабан
И | Г | Р | У | Ш | К | И |
Выигрывает тот, кто правильно запишет все 10 слов.
5. Эстафета «Кто больше?»
Класс делится на 3 команды. На доске записаны слова:
Посуда | Мебель | Насекомые |
…. | … | … |
К доске выходят ученики по одному от каждого ряда и пишут подходящие слова к этим понятиям. Выигрывает та команда, которая быстрее всех справится с заданием.
6. «Кто самый наблюдательный?»
Внимательно посмотрите вокруг себя и запишите названия предметов, находящихся в классе. Побеждает тот, кто за 5 минут напишет наибольшее число названий предметов.
7. «Живой – неживой»
На доске записан столбик из 7 слов. Нужно заменить в каждом слове одну согласную букву так, чтобы получилось слово, отвечающее на вопрос что?, и записать его вниз.
Кто? | Лиса | Кот | Коза | Рак | Цапля | Щука | Зверь |
Что? | Липа | Рот | Коса | Мак | Капля | Мука | Дверь |
8. «Запиши отгадку».
Один вариант записывает слова, отвечающие на вопрос кто?, другой на вопрос что?
1. Два березовых коня вихрем с горки мчат меня, Ну а на гору опять мне их надо поднимать. | (лыжи – что?) |
2. Посреди двора стоит копна: Спереди вилы, сзади метла. | (корова – кто?) |
3. Лежат поросятки, привязаны к грядке. Хороши зеленые, а зимой – соленые. | (огурцы – что?) |
4. Кто зимой белый, а летом – серый? |
(заяц – кто?) |
5. Белое одеяло весь мир покрывало, Стало тепло – в речку утекло. | (снег – что?) |
6. Под соснами, под елками Бежит мешок с иголками. | (ежик – кто?) |
7. Стоит Антошка на одной ножке, Шляпа есть, а головы нету. | (гриб – что?) |
8. Шевелятся у цветка два красивых лепестка. Я сорвать его хотел – он вспорхнул и улетел. | (бабочка – кто?) |
9. Не будильник, а разбудит: Запоет – проснутся люди. | (петух – кто?) |
10. По горам по долам ходит шуба да кафтан. | (овца – кто?) |
9. «Большая или маленькая».
Учитель читает предложения, в которых есть два слова, сходных по форме, но разных по значению: одно обозначает предмет, другое – имя или фамилию. Нужно сказать, какое из слов пишется с маленькой буквы, а какое - с большой и почему.
Улетел орел за город Орел.
Наш Шарик поймал воздушный шарик.
Не бойся морозов, Сережа Морозов.
Хороши груши в корзине у Груши.
Наша Поля вернулась с поля.
Домик для скворцов делал Алеша Скворцов.
Вася Рыбаков был у рыбаков.
У пастухов выступал Андрей Пастухов.
Вот моя подружка Роза, а в руке у Розы роза.
Пять горшков принес Петя Горшков.
Коля Арбузов купил пять арбузов.
10. Конкурс «Фразеологический зверинец»
Закончи фразеологизм названием животного. Отвечает команда хором.
Правильный ответ - 1 балл.
Голоден как... волк. Нем как... рыба.
Хитер как... лиса. Грязный как ... свинья.
Труслив как ... заяц. Упрям как ... осел.
Здоров как… бык. Болтлив как... сорока.
Колюч как... ёж.
11. Пословица рассыпалась. Мудрость народа отражается в пословицах. Соедините части пословиц и прочитаете народную мудрость.
ТРУД ЧЕЛОВЕКА КОРМИТ, А ЛЕНЬ ПОРТИТ.
ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА.
ТЯЖЕЛО В УЧЕНИИ, ЛЕГКО В БОЮ.
ПОСПЕШИШЬ – ЛЮДЕЙ НАСМЕШИШЬ.
СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ – ОДИН РАЗ ОТРЕЖЬ.
Подведение итогов. Награждение.