12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лазарева Елена Вячеславовна29

Тема «Систематизация и обобщение знаний по теме «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»

Цель урока: Обобщить и систематизировать изученное по теме “Имя существительное”

Задачи урока:

1. Повторить морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль.

2. Совершенствовать практические навыки в определении основных признаков имени существительного.

3. Способствовать развитию у обучающихся языковой и речевой компетенций.

4. Способствовать воспитанию у обучающихся культуры общения, доброго отношения к людям.

5. Способствовать воспитанию у обучающихся любви к русскому языку.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование: ИКТ, интерактивная доска, пульты для тестирования, карточки с заданиями

Этап урока

Содержание этапа урока

Примечание

Время

I.Мотивация обучающихся

1.Вступительное слово учителя

2. Работа с эпиграфом урока

Слайд 1

3. Знакомство с темой урока

Слайд 2

II. Актуализация знаний

1.Актуализация опорных знаний

А)Работа с текстом

Цель: повторить и систематизировать знания обучающихся по развитию речи и культуре речи

Слайд 3

Б) Работа с правилом

Слайд 4

В) Выполнение тестов

Слайд 5

2. Актуализация знаний по грамматическому значению имени существительного

А) Работа с текстом

Слайд 6

Б) Работа с правилом

Слайд 7

В) Распределительный диктант

Слайд 8

3. Актуализация знаний по морфологическим признакам имени существительного

А) Работа с правилом

Слайд 9

Слайд 10

Б) Задание на закрепление морфологических признаков игра «Кто больше?»

Слайд 11

В) Выборочный диктант

Слайд 12

Г) Работа по развитию речи

Цель: научить видеть и исправлять грамматические ошибки

Слайд 13

Д) Обобщение морфологических признаков имени существительного

4. Актуализация знаний обучающихся по синтаксическим признакам имени существительного

А) Работа с текстом

Цель: выявить синтаксическую роль имени существительного

Слайд 14

Б) Пунктуационный разбор предложения

III. Рефлексия

Слайд 15

IV. Домашнее задание

- Сегодняшний урок я хочу начать словами К.Г. Паустовского

 

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык»

- Как вы понимаете слова К.Паустовского?

- Сегодня мы с вами еще раз убедимся, что русский язык, действительно, самый богатый, меткий и могучий.

Обобщение и систематизация изученного по теме “Имя существительное”.

- Какие цели мы поставим себе перед уроком? (повторить и систематизировать знания по теме «Имя существительное»)

 

- Ребята, а вы любите ходить в гости, принимать гостей? Как должен вести себя хозяин?

- Давайте обратимся к тексту (Приложение 1)

Как должен себя вести хозяин, чтобы гостям было в его доме хорошо?

Прежде всего, хозяин должен быть пр…ветливым. Радушно встретить гостя, помочь ему раздеться, пригласить в комнату, занять и развлечь его.

Надо заранее подумать не только о том, чем уг…стить своих друзей, но и как занять их. Не следует ж…леть для гостей книг, марок, игрушек, а также врем…ни, которое вы затратили , чтобы принять их хорошо.

Надо быть тактичным. Хозяин должен не замечать случайных промахов гостя, не начинать разговоров на неприятную для него тему, не устраивать таких игр и развлечений, где хозяин будет выглядеть молодцом, а гость – (не)умехой.

Хозяин должен быть ровным и вежливым, не показывать гостям плохого настроения или (не)довольства чем-нибудь.

Можно ли прочитанное назвать текстом? Докажите.

Озаглавьте текст

Определите тему текста

 

Какова основная мысль текста?

К какому стилю можно отнести данный текст? (публицистический)

Определите тип речи

Найдите в тексте ответ на вопрос: что значит быть тактичным?

Вставьте пропущенные буквы в тексте, объясните орфограммы.

- Обратите внимание на слова неумеха, недовольство. Назовите орфограмму. Сформулируйте правило

 

- Используя пульты для тестирования, вы должны выполнить небольшую проверочную работу.

 

Тест (Приложение 2)

Правописание НЕ с существительным

 

1. В каком слове НЕ является частью корня?

Неправда

Недруг

Ненастье

Непогода

2. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

(Не)боги горшки обжигают.

Он мне (не)приятель, а просто знакомый.

(Не)удачи преследовали его.

Глупая речь (не)пословица.

3. Слово с «НЕ» нельзя заменить синонимом в предложениях:

1. В (не)счастье важна поддержка друга.

2. На его лице было написано (не)годование.

3. (Не)вежливость – это нарушение правил поведения.

4. Слово с «НЕ» пишется раздельно в предложении:

1. Дурное слово друга делает его (не)другом.

2. В небесах туча – на земле (не)счастье.

3. (Не)знание ценны, а умение их использовать.

Как должен себя вести хозяин, чтобы гостям было в его доме хорошо?

Прежде всего, хозяин должен быть приветливым. Радушно встретить гостя, помочь ему раздеться, пригласить в комнату, занять и развлечь его.

Надо заранее подумать не только о том, чем угостить своих друзей, но и как занять их. Не следует жалеть для гостей книг, марок, игрушек, а также времени, которое вы затратили , чтобы принять их хорошо.

Надо быть тактичным. Хозяин должен не замечать случайных промахов гостя, не начинать разговоров на неприятную для него тему, не устраивать таких игр и развлечений, где хозяин будет выглядеть молодцом, а гость неумехой.

Хозяин должен быть ровным и вежливым, не показывать гостям плохого настроения или недовольства чем-нибудь.(Приложение 3)

- Объясните, что объединяет все выделенные слова в тексте (Это имена существительные)

- Что обозначает имя существительное?

- Распределите выделенные существительные из текста в соответствии с их значением на три группы: (один ученик у доски, все остальные в тетради)

Хозяин, гость, дом, комната, друзья, книги, марки, игрушки, время, промах, разговор, игра, развлечение, молодец, неумеха, настроение, недовольство. (Приложение 4)

Живые организмы

Предмет

Явление

Действие как предмет

Хозяин, гость, друзья, молодец, неумеха

Дом, комната, книги, марки, игрушки

Время, настроение, недовольство

Промах, разговор, игра, развлечение

- Каждая часть речи имеет свои морфологические признаки. Какими обладает имя существительное?

Постоянные признаки:

Собственное / нарицательное

Одушевлённое / неодушевлённое

Род

Склонение

Непостоянные признаки:

Число

Падеж

- Почему в определении существительного указывается два вопроса?

- Какие существительные называются одушевлёнными?

Одушевлённые имена существительные:

Названия живых существ: мальчик, бабочка

Названия сказочных и мифологических персонажей: кентавр, леший

Названия детских игрушек: кукла, волчок, мишка

Название шахматных и карточных фигур: пешка, валет

- Дополните примерами из текста

- Какие существительные называются неодушевлёнными?

Неодушевлённые имена существительные:

Предметы действительности: книга, стол

Растения: ромашка, крапива

Собирательные названия множеств живых предметов: народ, стая

- Дополните примерами из текста

1.Запишите строку, в которой все существительные одушевлённые:

а) пароход, лошадь, кино, кнопка;

б) лес, окно, табун, стекло;

в) кукла, лисица, студент, Снегурочка.

2. Запишите строку, в которой все существительные неодушевлённые:

а) армия, листва, тюльпан, урок;

б) стадо, иволга, веретено, медведь;

в) ученик, карандаш, рассвет, год.

- Изменяются ли существительные по родам?

- Что нового узнали об этой категории?

- У всех ли существительных легко определить род?

- Как определить род у несклоняемых существительных?

-Найдите ошибки в предложениях и запишите их в исправленном виде (Приложение 5)

Моя сестра учится играть на пианине.(пианино)

В комнату вошла незнакомая мадама.(мадам)

Стало холодно, все ходят в польтах.(пальто)

ПТУ объявила набор учащихся. (объявило)

Часто я бегаю на улице без пальта. (пальто)

Я люблю черное кофе. (черный)

У меня нет время.( времени)

Мне нравится кататься в метре. (метро)

- (Проверка на интерактивной доске)

- Найдите в тексте разносклоняемое существительное. Почему оно так называется? Приведите пример разносклоняемых существительных.

- Запишите слова, данные в скобках, в нужном падеже.

1 вариант: Сколько (время), дорожить (время),полковым (знамя), под (бремя) усталости.

2 вариант: В горячем (пламя), крупные (семя), назвать по (имя), идти по (путь).

- Произведите морфологический разбор разносклоняемого существительного из текста

(Жалеть) времени

- Мы обобщили знания о постоянных и непостоянных признаках существительного. Каким членом предложения оно может быть?

- Приведите пример предложения из текста, в котором существительное выступает в роли подлежащего.

- Найдите в тексте предложение, в котором есть однородные члены, выраженные именем существительным.

Как должен себя вести хозяин, чтобы гостям было в его доме хорошо?

Прежде всего, хозяин должен быть приветливым. Радушно встретить гостя, помочь ему раздеться, пригласить в комнату, занять и развлечь его.

Надо заранее подумать не только о том, чем угостить своих друзей, но и как занять их. Не следует жалеть для гостей книг марок игрушек а также времени, которое вы затратили , чтобы принять их хорошо.

Надо быть тактичным. Хозяин должен не замечать случайных промахов гостя, не начинать разговоров на неприятную для него тему, не устраивать таких игр и развлечений, где хозяин будет выглядеть молодцом, а гость – неумехой.

Хозяин должен быть ровным и вежливым, не показывать гостям плохого настроения или недовольства чем-нибудь.

- Какие знаки нужно поставить в этом предложении? Почему?

Не следует жалеть для гостей книг, марок, игрушек, а также времени, которое вы затратили, чтобы принять их хорошо.

- Я вновь обращаю, ребята, ваше внимание на высказывание Паустовского о русском языке, красоту и волшебство которого вы постигаете на каждом уроке. Согласны ли вы с высказыванием К.Г.Паустовского?

- Ответьте на вопросы:

- Чем полезен для вас оказался сегодняшний урок?

1. Доволен ли тем, как прошел урок?

2. Было ли тебе интересно?

3. Ты был активен на уроке?

4. Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание?

5. Какую отметку поставишь себе за урок?

СПАСИБО!

- Напишите сказку об имени существительном

или разгадайте чайнворд

 

2 мин

Приложение

Приложение 1

Как должен себя вести хозяин, чтобы гостям было в его доме хорошо?

Прежде всего хозяин должен быть пр…ветливым. Радушно встретить гостя, помочь ему раздеться, пригласить в комнату, занять и развлечь его.

Надо заранее подумать не только о том, чем уг…стить своих друзей, но и как занять их. Не следует ж…леть для гостей книг марок игрушек а также врем…ни, которое вы затратили , чтобы принять их хорошо.

Надо быть тактичным. Хозяин должен не замечать случайных промахов гостя, не начинать разговоров на неприятную для него тему, не устраивать таких игр и развл…чений, где хозяин будет выглядеть молодцом, а гость – (не)умехой.

Хозяин должен быть ровным и вежливым, не показывать гостям плохого настроения или (не)довольства чем-нибудь

Приложение 2

Тест

Правописание НЕ с существительным

1. В каком слове НЕ является частью корня?

1.Неправда

2.Недруг

3. Ненастье

4. Непогода

2. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

1. (Не)боги горшки обжигают.

2. Он мне (не)приятель, а просто знакомый.

3. (Не)удачи преследовали его.

4. Глупая речь (не)пословица.

3. Слово с «НЕ» можно заменить синонимом в предложениях:

1. В (не)счастье важна поддержка друга.

2. На его лице было написано (не)годование.

3. (Не)вежливость – это нарушение правил поведения.

4. Слово с «НЕ» пишется раздельно в предложении:

1. Дурное слово друга делает его (не)другом.

2. В небесах туча – на земле (не)счастье.

3. (Не)знание ценны, а умение их использовать.

Приложение 3

Как должен себя вести хозяин, чтобы гостям было в его доме хорошо?

Прежде всего, хозяин должен быть приветливым. Радушно встретить гостя, помочь ему раздеться, пригласить в комнату, занять и развлечь его.

Надо заранее подумать не только о том, чем угостить своих друзей, но и как занять их. Не следует жалеть для гостей книг, марок, игрушек, а также времени, которое вы затратили, чтобы принять их хорошо.

Надо быть тактичным. Хозяин должен не замечать случайных промахов гостя, не начинать разговоров на неприятную для него тему, не устраивать таких игр и развлечений, где хозяин будет выглядеть молодцом, а гостьнеумехой.

Хозяин должен быть ровным и вежливым, не показывать гостям плохого настроения ил недовольства чем-нибудь.

Приложение 4

Хозяин, гость, дом, комната, друзья, книги, марки, игрушки, время, промах, разговор, игра, развлечение, молодец, неумеха, настроение, недовольство.

Живые организмы

Предмет

Явление

Действие как предмет

 

 

 

 

Приложение 5

Найдите ошибки в предложениях и запишите их в исправленном виде

Моя сестра учится играть на пианине.

В комнату вошла незнакомая мадама.

Стало холодно, все ходят в польтах.

ПТУ объявила набор учащихся.

Часто я бегаю на улице без пальта.

Я люблю черное кофе.

У меня нет время.

Мне нравится кататься в метре.

Приложение 6

1

             
               
   

4

         
               
               

9

             
               
               
               
               

8

   

5

       
               
 

7

           

Существительное 1 склонения, обозначающее неопрятного человека

Существительное женского рода 1 склонения, синоним выражения «вооруженные силы» в родительном падеже множественного числа.

Существительное мужского рода 2 склонения, синоним слова истукан в творительном падеже единственного числа.

Существительное мужского рода 2 склонения с уменьшительно – ласкательным суффиксом, образованное от существительного медведь.

Существительное мужского рода 2 склонения с суффиксом –щик, обозначающее профессию и образованное от слова камень.

Существительное женского рода 1 склонения, являющееся названием домашней птицы в дательном падеже единственного числа.

Существительное женского рода 3 склонения, являющееся названием породы деревьев, в дательном падеже множественного числа.

Существительное мужского рода 2 склонения, обозначающее сооружение для переезда и перехода через реку, в родительном падеже множественного числа.

Существительное среднего рода, в котором при склонении появляется суффиксен-, в родительном падеже множественного числа.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.