12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Заякина Ольга Александровна700
Россия, Омская обл., Омск
1

Индивидуальная программа логопедической работы по коррекции системного недоразвития речи I уровня у ученика 1 класса с умеренным интеллектуальным нарушением

«Согласовано»

Руководитель методического объединения учителей

___________________________

___________________________

учреждение

___________/


Протокол №_____

от «___» ____________ 20__ г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР ___________________________

учреждение



____________/ _____________/



«___» _______________ 20__ г.

«Утверждаю»

Директор ___________________________

учреждение



___________/ ______________/


Приказ №____________

от «___» _____________ 20__ г.






Индивидуальная программа

логопедической работы по коррекции системного недоразвития речи I уровня у ученика 1 класса с умеренным интеллектуальным нарушением

____________________________________________________________________

образовательное учреждение

___________________________________________________________

ФИО ученика



учитель-логопед: ____________________________________________

ФИО педагога









Рассмотрено на заседании педагогического совета

протокол №______________

от «___» _____________ 20__ г.








Данные ребенка:


ФИО:_____________________________________________________________

Дата рождения:____________________________________________________

Заключение ПМПК:__ФГОС О УО Приказ № 1599, вариант 2.____________

Логопедическое заключение: _Системное недоразвитие речи I уровень.____

























Пояснительная записка

Индивидуальная программа логопедической работы предназначена для коррекции системного недоразвития речи I уровня у ребенка с умеренным интеллектуальным нарушением.

Индивидуальная программа составлена с учетом особенностей и возможностей ребенка, а также с опорой на:

пропедевтичский этап программы по развитию родной речи С.В. Комаровой - Примерная программа обучения детей с умеренными и глубокими нарушениями умственного развития. Родная речь.

рекомендации:

Кириллова Е.В. «Логопедической работы с безречевыми детьми». – М.: ТЦ Сфера, 2011;

Башинская Т.В., Пятница Т.В. «Как превратить «неговорящего» ребенка в болтуна». – М.: Белый ветер, 2008.

Рабочая программа соответствует общедидактическим и специальным принципам:

Онтогенетический принцип. Рабочая программа учитывает закономерности развития детской речи.

Принцип научности. Используемые коррекционные и оздоровительные мероприятия научно обоснованы.

Принцип систематичности и последовательности. Содержание рабочей программы выстроено в определенной логической и методической последовательности.

Принцип доступности предполагает. Предъявляемый материал соответствует интеллектуальному и речевому развитию ребенка.

Принцип индивидуального и дифференцированного подхода. Коррекционно-развивающий процесс построен с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.

Принцип развития. Коррекционно-развивающая деятельность построена с учетом зоны ближайшего развития.

Основной целью индивидуальной логокоррекционной программы является активизация речевой деятельности, позволяющей ребенку выражать свои эмоции, состояния, просьбы при помощи доступных речевых единиц.

Задачи индивидуальной логокоррекционной программы:

развивать общую и артикуляционную моторику, движения кистей рук, пальцев;

развивать графические умения в ходе выполнения различных по характеру упражнений: рисование, раскрашивание, обведение и др.

учить слушать, следить за мимикой и движением педагога, выполнять задание по показу, по словесной инструкции;

развивать умение дифференцировать неречевые звуки окружающей среды, выделять речевые звуки среди звуков окружающей среды;

развивать речь и познавательную деятельность за счет уточнения и расширения представлений об окружающей действительности;

выработать умение производить действие в момент голосовой реакции и произносить звук в момент действия;

вызывать интерес и внимание к собственной «речи» - способность воспроизводить громкие и тихие, высокие и низкие звуки, возможность издавать различные звуки, изменяя положение губ и языка.


Логокоррекционная работа включает в себя работу по нескольким направлениям: развитие коммуникации; активизация речевой и познавательной деятельности; развитие фонематического слуха; развитие графических умений.

По каждому направлению определен целый комплекс задач (основные и системные). Системные задачи определяют последовательность работы при реализации основной задачи направления развития. Основные задачи носят регулярный характер, т.е. данные задачи реализуется на каждом занятии. Реализация системных задач временными рамками не ограничена. Педагог, ориентируясь на освоение ребенком программы, определяет переход от одной задачи к другой, от формирования одного умения, навыка к формированию другого.

Все направления работы взаимосвязаны, проводятся интегрировано, с обязательным речевым сопровождением взрослого и стимуляцией речевой активности ребенка. Работа по направлениям подчинена определенной лексической теме. Комплекс упражнений по каждой лексической теме подбирается в соответствии с индивидуальными достижениями ребенка.

Занятия по речи планируются с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений. Гибкость программы предполагает, что темп прохождения материала замедляется или увеличивается в зависимости от возможностей ребенка.

Индивидуальные занятия проводятся 2 раза в неделю, по 30 минут.













Учебно-методический план.

Логокоррекционная работа осуществляется с опорой на тематическое планирование. За основу в тематическом планировании взяты лексические темы. Одна лексическая тема изучается на протяжении двух недель – 4 занятий. В начале учебного года отводится по 4 занятия на диагностику, в середине и в конце учебного года на диагностику отводится 2 занятия. В начале учебного года диагностика проводится с целью выявления зоны актуального и ближайшего развития. В середине учебного года диагностика проводится с целью выявления динамики в развитии ребенка. По результатам диагностики, проведенной в середине учебного года, корректируется программа развития ребенка.

При работе над лексической темой осуществляется знакомство с окружающим миром, выявляются особенности предметов, объектов и их взаимодействие, активизируется речевая деятельность ребенка.

Месяц

Занятие

Лексическая тема

Задачи

I четверть (16 часов)

Сентябрь

1

Диагностика.

Выявление зоны актуального и зоны ближайшего развития.

2

3

4

5

Овощи.

Закрепление и уточнение представлений об овощах, их внешнем виде, особенностях произрастания.

6

7

8

Октябрь

9

Фрукты

Закрепление и уточнение представлений об овощах, их внешнем виде, особенностях произрастания.

10

11

12

13

Осень.

Закрепление и уточнение представлений об изменениях, происходящих в природе осенью.

14

15

16

II четверть (16 часов)

Ноябрь

17

Домашние животные.

Закрепление и уточнение представлений о домашних животных, их внешнем виде, повадках, пище, пользе, приносимой человеку.

18

19

20

21

Дикие животные.

Закрепление и уточнение представлений о диких животных, их внешнем виде, повадках, пище, жилищах.

22

23

24

Декабрь

25

Домашние и дикие животные.

Развитие умения отличать диких и домашних животных.

26

27

28

29

Новый год.

Закрепление и уточнение представлений о Новогоднем празднике.

30

31

32

III четверть (20 часов)

Январь

33

Диагностика

Выявление динамики в развитии.

34

35

Зима.

Закрепление и уточнение представлений об изменениях, происходящих в природе зимой.

36

37

38

Февраль

39

Домашние птицы.

Закрепление и уточнение представлений о домашних птицах, их внешнем виде, повадках, пище, пользе, приносимой человеку.

40

41

42

КАНИКУЛЫ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

43

Дикие птицы.

Закрепление и уточнение представлений о диких птицах, их внешнем виде, повадках, пище, жилищах.

44

Март

45

46

47

Домашние и дикие птицы.

Развитие умения отличать диких и домашних птиц.

48

49

50

51

Птицы и животные.

Развитие умения отличать животных и птиц.

52

IV четверть (16 часов)


Апрель

53



54

55

Рыбы.

Закрепление и развитие представлений о рыбах, их внешнем виде, среде обитания.

56

57

58

59

Весна.

Закрепление и уточнение представлений об изменениях, происходящих в природе весной.

60

Май

61

62

63

Посуда.

Закрепление представлений о посуде, ее назначении, ее частях.

64

65

66

67

Диагностика.

Выявление уровня развития речи.

68



























Содержание разделов программы.

Логокоррекционная работа осуществляется по направлениям: развитие коммуникации; активизация речевой и познавательной деятельности; развитие фонематического слуха; развитие графических умений.

Работа по направлениям включается в структуру каждого занятия. Работа по направлениям осуществляется по средствам реализации задач. Выделяются связанные между собой основные и системные задачи. Основные задачи реализуются на каждом занятии, их направление определяется системными задачами. Переход от одной системной задачи к другой внутри основной задачи направления определяет педагог в зависимости от освоения ребенком программы Игры и упражнения по каждому направлению подбирает педагог исходя из лексической темы.

При формировании комплекса занятий следует опираться на упражнения и игры, способствующие созданию тесного эмоционального контакта ребенка со взрослым и последующему формированию ситуации общения.

Положительный эмоциональный настрой на совместную деятельность формируется на основе использования различных видов неречевой деятельности. Особое внимание уделяется заданиям, основанным на сенсорной стимуляции. В случае возникновения неприятных ощущений при сенсорной стимуляции необходимо их нивелировать, сменить фокус на приятные ощущения, положительные эмоции, и наложить словесную формулу на реакции ребенка. Все действия сопровождаются эмоциональными комментариями, небольшими ритмичными текстами.

Вся работа по формированию и развитию речи базируется на доступном для ребенка виде выражения мыслей и желаний – жесте, сопровождаемом звуком. Каждый «звук» сопровождается движением, каждое движение «звуком». В ответ на любые звуковые реакции используется положительное подкрепление.

Основные и системные задачи:

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАЦИИ

Основные задачи

Системные задачи

Развитие подвижности органов артикуляции.

Активизировать движения речевого аппарата:

пассивная артикуляционная гимнастика;

активная артикуляционная гимнастика.

Формирование речевого дыхания.

1. Формирование правильного речевого дыхания.

2. Формирование длительного ротового выдоха.

Развитие понимания обращенной речи, формирование умения выполнять простейшие просьбы, команды взрослого.


1. Формирование у ребенка умения обращаться к педагогу, родителям на основе жеста, действия, звукокомплекса.

Введение в практическое использование жестов, обозначающих просьбу, этикетные выражения («Спасибо», «Пожалуйста», «Здравствуйте» и др.)

Расширение практического использования жестов в общении, при совместном решении задач бытового или учебного характера.

Введение в речь ребенка звукоподражаний, обозначающих предметы и объекты, с которыми ребенок взаимодействует; действия, которые совершает ребенок с данными предметами.

2. Обогащение словаря простейшими выражениями, необходимыми для выполнения совместных действий: «на», «возьми», «не то»и др.

3. Участие в беседе (ответы на вопросы, построение реплик по образцу).

4. Словесные отчеты о выполняемом или выполненном действии.

5. Оформление просьбы, желания, выраженными при помощи вербальных средств.

6. Разучивание отдельных звукоподражаний, слов, реплик из детских стихотворений, мини-диалогов с последующим воспроизведением их в играх-драматизациях.

АКТИВИЗАЦИЯ РЕЧЕВОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основные задачи

Системные задачи

1. Развитие зрительного восприятия на основе ознакомления с предметами и его свойствами.

1. Различение предметов по цвету, форме, величине, на основе тактильных ощущений.

Выбор знакомого предмета среди других.

Подбор парного предмета к образцу.

Выбор предмета по заданному признаку.

2. Соотнесение предмета с его плоскостным изображением.

2. Развитие операций мышления и зрительной памяти.

1. Воспроизведение комбинаций из линий и фигур:

по образцу,

по памяти,

по инструкции.

2. Выделение части целого.

Узнавание предмета по его части.

Составление предмета из частей.

3. Сравнение предметов по заданному признаку (цвет, форма, величина).

4. Классификация предметов, их изображений по заданной характеристике.

3. Развитие умения ориентироваться в пространстве.

1. Понимание слов, обозначающих пространственные отношения: вверху, внизу, рядом; к, на, под, в (в речевой инструкции педагога, сопровождаемой соответствующими жестами).

4. Развитие умения называть предметы, действия, признаки предметов.

1. Называние предметов и их действий с опорой на реальные объекты, картинки, по представлению (кто (что)? что делает?).

2. Подбор слов, характеризующих предметы по основным признакам: цвету, форме, величине, вкусу, материалу.

3. Выделение основных признаков предмета, сравнение предметов по цвету, форме, вкусу и т.д.

4. Классификация предметов, их изображений по заданной характеристике в речевом сопровождении.

5. Исключение лишнего предмета из ряда предложенных по заданной характеристике (цвету, форме, величине, материалу и др.

6. Подбор обобщающих слов к группе предметов, объединенных по родовому (видовому) признаку.

7. Выбор из двух близких по содержанию картин той, которая соответствует услышанному высказыванию.

8. Запоминание и называние по памяти ряда предметов, их изображений (двух и более, с постепенным увеличением количества запоминаемых объектов) с использованием различных опор: фишек, полосок, значков, начальных букв и др.

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

Основные задачи

Системные задачи


1. Развитие умения различать звуки окружающей действительности:

различение неречевых звуков,

соотнесение звука с его источником,

характеристика звука по силе звучания (громкий, тихий); высоте.

2. Развитие умения различать речевые звуки среди звуков окружающей действительности.

3. Различение одинаковых звукокомплексов, отличающихся по высоте, силе и тембру.

4. Различение слов, близких по звуковому составу.

РАЗВИТИЕ ГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ

Основные задачи

Системные задачи

1. Формирование правильной посадки во время письма

2.Смена динамических поз во время занятия: сидя (стоя) — во время письма, стоя (лежа) — при выполнении других заданий.

3. Развитие мелкой моторики (упражнения на активизацию движений кистей рук, пальцев («пальчиковая гимнастика»).

1. Развитие умения сжимать резиновую грушу или теннисный мячик.

2. Развитие умения разгибать и загибать поочередно пальцы из кулака в кулак.

3. Развитие умения отхлопывать ритм ладонями по столу, затем чередуя положение: ладонь — ребро (одной и двумя руками).

вырабатывать переключение движений правой — левой руки (ладонь — кулак, ладонь — ребро ладони и т. п.).

воспроизводить различные позы руки (кулак — ладонь — ребро), пальцев (колечко — цепь — щепоть).

4. Тренировать захват мячей различного диаметра.

захватывать мелкие предметы небольшого диаметра различными пальцами.

перекатывать ребристый карандаш большим и попеременно остальными пальцами;

5. Развитие умения выполнять несложные геометрические узоры из мелких деталей (спичек, палочек, мозаики) на основе образца.

4. Развивать умение рисовать на листке бумаги

1. Развитие умения рисовать на нелинованной бумаге линий в различном направлении.

2. Развитие умения рисовать вертикальные линии разной длины.

3. Развитие умения рисовать вертикальных линий по заданию учителя («Нарисуй столько же линий»; «Нарисуй линии такого же цвета»; «Нарисуй линии другого цвета»; «Нарисуй линии в правой части листа»; «Нарисуй линии длиннее»и др.).

4. Развитие умения рисовать комбинации из вертикальных линий («Запомни и нарисуй столько же линий»; «Нарисуй линии такого же цвета»; «Запомни и нарисуй линии в том же порядке».

5. Развитие умения рисовать вертикальные линии от начальной точки.

6. Развитие умения рисовать горизонтальные линии (последовательность см. выше).

7. Развитие умения рисовать горизонтальные линии по начальной точке:

разной длины («Покати мяч по дорожке. Какой мяч укатится дальше других?»);

одинаковой длины («Расческа»);

длиннее или короче образца.


8. Развитие умения рисовать вертикальные и горизонтальные линии по двум точкам. («Лестница», «Забор»).


Требования к уровню подготовки обучающегося по данной программе.

К концу учебного года ребенок должен знать и уметь:

выработать умение производить действие в момент голосовой реакции и произносить звук в момент действия;

понимать и выделять из речи названия окружающих предметов и действий с ними (в соответствии с изученными лексическими темами);

называть некоторые предметы и объекты (в соответствии с изученными лексическими темами), части тела (голова, ноги, руки, глаза, рот, уши и т. д.);

обозначать наиболее распространенные действия (сиди, мой, стой, пой, ешь, пей, иди и т. д.), некоторые свои физиологические и эмоционально-аффективные состояния (холодно, тепло, больно и т. д.);

выражать желания с помощью простых просьб, обращений;

отвечать на простые вопросы одним словом или двусловной фразой без использования жеста; в отдельных случаях допускается употребление звукокомплексов;

дифференцировать неречевые звуки окружающей среды, выделять речевые звуки среди звуков окружающей среды;

слушать и слышать педагога, выполнять задание по показу, по простой словесной инструкции.







Перечень учебно-методического обеспечения и предметно-развивающая среда в кабинете.

Башинская Т.В., Пятница Т.В. Как превратить неговорящего ребёнка в Болтуна. (Из опыта преодоления моторной алалии). – М.: Белый ветер, 2008.

Кириллова Е.В. «Логопедической работы с безречевыми детьми». – М.: ТЦ Сфера, 2011;

Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.

Крупенчук О. И., Воробьева Т. А. Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика. – СПб.: Литера, 2005.

Мирясова В.И. Звукоподражательные упражнения для развития речи дошкольников. – М.: Издательство АСТ, 2008 – 50 с.

Крупенчук О. Готовим руку к письму. Контур, линия, цвет. СПб.: Издательский дом «Литера», 2011. -32с.

Крупенчук О. Пальчиковые игры. СПб.: Издательский дом «Литера», 2009. -32с.

Нищева Н.В. Картотеки подвижных игр, упражнение, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019 – 80 с.

Быкова Н.М. Игры и упражнения для развития речи. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010 – 160 с.

Ткаченко Т. А Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005.

Русланова Н. С. Дидактический материал для развития лексико-грамматических категорий у детей 5 – 7 лет: Насекомые. Рыбы. – М.: АРКТИ, 2009.

Русланова Н. С. Дидактический материал для развития лексико-грамматических категорий у детей 5 – 7 лет: Профессии. Инструменты. – М.: АРКТИ, 2009.

Русланова Н. С. Дидактический материал для развития лексико-грамматических категорий у детей 5 – 7 лет: Птицы. – М.: АРКТИ, 2005.

Леонова С. В. Игротека речевых игр. Выпуск 12. Живые картинки. Игры на развитие речевого выдоха у детей 5 – 7 лет с речевыми нарушениями.

Русланова Н. С. Дидактический материал для развития лексико-грамматических категорий у детей 5 – 7 лет: Город. Транспорт. – М.: АРКТИ, 2011.


I. Неречевые психические процессы

1. Развитие слухового внимания.

Звучащие игрушки: барабан, трубочка, погремушка, колокольчик, молоточек.

Баночки с сыпучими наполнителями, издающими различные шумы (горох, фасоль, крупа, соль, сахар).

2. Развитие мышления, зрительного внимания, памяти.

Разрезные картинки различной конфигурации (2, 3, 4 и более частей).

«Чудесный мешочек».

«Зашумленные» картинки.

Игры типа «Исключение четвертого лишнего», «Чего недостает?», «Что не дорисовал художник?».

Классификаторы для выполнения заданий на классификацию, обобщение.

3. Развитие пространственной ориентировки.

Карточки с изображением лабиринтов.

Дидактические материалы для ориентировки на листе бумаги, в клетке тетради.

4. Развитие ориентировки во времени.

Картины-пейзажи разных времен года.

Режим дня в картинках: утро, день, вечер, ночь.

Развитие восприятия (цвет, форма, величина, протяженность).

Набор плоскостных моделей геометрических фигур (анализ, сравнение их формы, цвета).

Муляжи овощей, фруктов.

Счетные палочки для выкладывания фигур.

6. Развитие мелкой моторики.

Счеты.

Бусы.

Шнуровка.

Брошки.

Счетные палочки.

Мозаика.

Шишки.

Трафареты

Картотека игр, упражнений для развития тонких движений пальцев и кистей рук

Материалы для развития графомоторных навыков:

- Трафареты – буквы.

- Цветные мелки.

- Ручки, карандаши.

- Тетради.

II. Звукопроизношение

1.Развитие речевого дыхания

Наборы бабочек, снежинок, корабликов и т.д.

Воздушные шары, мыльные пузыри.

Картотека игр на развитие речевого дыхания.

Дидактическая литература по развитию речевого дыхания:

2. Развитие подвижности артикуляционного аппарата.

Настенное зеркало и индивидуальные настольные зеркала, салфетки.

Картотека артикуляционных упражнений.

Вспомогательные средства для механической помощи ребенку (зонды, зубочистки), спирт и вата для обработки этих предметов.

3. Развитие фонематического слуха и восприятия.

Дидактический материал для развития фонематического слуха и работы над слоговой структуры слова.

IV.Словарная работа.

Предметные картинки по различным лексическим темам.

V. Развитие грамматического строя речи

Предметные картинки по различным лексическим темам.






















Список литературы.

Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

Примерная АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)

РГПУ им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург, 2015 «Методические рекомендации по внедрению ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в систему работы образовательных учреждений РФ».

Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Знаете ли вы нас? Методические рекомендации для изучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. – М.: В Секачев, 2012.

Царев А.М. Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) – основа образования

Бгажнокова И.М. Обучение детей с выраженным нарушением интеллекта - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.