Дополнительная общеразвивающая программа логопедических занятий для дошкольников с общим недоразвитием речи I уровня
Муниципальное бюджетное учреждение
«Центр «психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» Жирятинского района Брянской области
ПРИНЯТО Протокол №_4__от_31.01.2020 __ | УТВЕРЖДЕНО приказом МБУ «ЦППМСП» от _31.01.2020 № 5
|
.
Рабочая программа
логопедических занятий
для дошкольников с общим недоразвитием речи I уровня
На основе программы «логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников» (авторы - Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина).
Составитель: М. С. Здоровцова учитель – логопед МБУ «ЦППМСП»
Жирятино
2020 г.
Пояснительная записка
Актуальность и перспективность программы:
Современные социальные, экономические, экологические условия жизни привели к увеличению числа детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. Проблемы моторного, психического и речевого развития ребёнка выявляются уже в раннем и младшем дошкольном возрасте. Однако зачастую эти проблемы переносятся и на средний и старший дошкольный возраст, особенно у тех детей, которые остались за рамками образовательного процесса в силу действительно тяжёлых отклонений и в силу недостаточного совершенства нынешней системы оказания помощи таким детям в общеобразовательных дошкольных учреждениях. Дети с ОНР 1 уровня («неговорящие» дети) вызывают тревогу и растерянность у родителей. Задача овладения речью этими детьми довольна серьёзная, её решение требует длительной программы комплексного медицинского, логопедического, психолого – педагогического воздействия.
Научные, методологические, нормативно-правовые и методические основания программы:
Нормативно – правовые основания:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
3. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
4. В основе программы лежит «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников» (авторы - Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина).
Методологической основой данной программы являются: исследования Р.Е. Левиной, Г.А. Каше, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, М.Ф. Фомичевой, Г.В. Чиркиной, С.Н. Шаховской и др. речевой деятельности детей с отклонениями в развитии а также практический опыт логопедической работы, обучение детей по коррекционно-развивающим программам позволяет устранить речевые нарушения еще в дошкольный период. Своевременное и личностно ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволяет вернуть ребенка на онтогенетический путь развития. Это является необходимым условием полноценной интеграции дошкольников с речевыми нарушениями в среду нормально развивающихся сверстников.
Коррекционная работа по преодолению ОНР строится с учетом общедидактических и специальных принципов обучения.
Основным принципом является принцип последовательности - от конкретных значений
к более абстрактным. Репродуктивные формы обучения применяются в определенных пределах для развития частных механизмов речи: моторики артикуляционного аппарата, воспроизведения различных навыков звуко-слоговых структур и др.
Большое значение придается принципу взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей. Он базируется на понимании речи как речемыслительной деятельности, развитие которой связано с познанием окружающего мира.
В программе реализованы в соответствии с этиопатогенетической симптоматикой речевого нарушения следующие принципы дошкольной коррекционной педагогики:
принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»);
принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
принцип генетический, раскрывающий общие закономерности развития детской речи применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза;
принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресные логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения;
деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребенка с отклонением в речи.
Практическая направленность программы:
Предлагаемая программа является программой дополнительного образования. Данная программа имеет социально-педагогическую направленность.
Цель программы:
Главной целью данной программы является формирование первичных произносительных умений у детей с ОНР I уровня.
Задачи программы:
формировать знания и представления об окружающей действительности;
развивать познавательную активность;
формировать функции речи - фиксирующую, сопровождающую, познавательную, регулирующую и коммуникативную;
поэтапное формирование и развитие импрессивной и экспрессивной речи;
формирование общих речевых навыков, артикуляционной моторики;
развитие мелкой моторики и графических навыков, высших психических процессов.
сотрудничество с семьей для обеспечения развития ребенка.
Адресат
Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи I уровня предназначена для дошкольников 5-6 лет и младших школьников.
Сроки и этапы реализации программы:
Программа рассчитана на 64 учебных часов. Продолжительность одного занятия - 25 мин. Режим занятий: 2 раза в неделю.
Требования к результату усвоения программы.
- Научить пользоваться невербальными формами коммуникации;
- Научить использовать руку для решения коммуникативных задач;
- Научить проявлять интерес к окружающему (людям, действиям с игрушками и предметами) и рассказывать об окружающем;
- Научить слушать и проявлять интерес к речевым высказываниям взрослых, рассказам, стихам, потешкам, песенкам.
- Научить воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова и усеченные фразы;
- Научить выполнять действия по простым речевым инструкциям, отвечать на простые вопросы о себе и ближайшем окружении
Система оценки достижения планируемых результатов.
Для оценки достижения планируемых результатов используются следующие диагностические методики:
1. Исследование монологической связной речи; Диагностические комплекты, используемые в работе: О.Б. Иншакова Альбом для логопеда/ О.Б. Иншакова. – 2-е изд. , испр. и доп. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. 2010. – 279с.: ил. – (Коррекционная педагогика)
2. Иллюстрированная методика логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста. Т.Н. Волковской (2004)
3. Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина и др. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. Пособие: с прил. альбома «Наглядный материал для обследования детей» 4-е изд.- М.: Просвещение, 2009.- 164 с.+ Прил.(268 с.: ил.)
4. О.И. Крупенчук Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста – СПб.: Издательский дом «Литера», 2011. – 32с.: ил. – (Серия «В помощь логопеду»)
Данный диагностический комплекс проводится в начале и по завершению программы.
Сведения о практической апробации программы на базе образовательной организации
Программа апробируется специалистами МБУ «ЦППМСП» впервые с 2019г с детьми дошкольного возраста 5-6 лет и младшими школьниками, имеющими общее недоразвитие речи I уровня.
Учебный план программы
№ | Наименование разделов, тем | Всего часов | В том числе | Форма контроля | |
Теоретичес-ких | Практичес-ких | ||||
1 | Диагностика. | 1 | 0,5 | 0,5 | Первичная диагностика 1. Исследование монологической связной речи; Диагностические комплекты, используемые в работе: О.Б. Иншакова «Альбом для логопеда». М. «Владос». 2010.; 2. Иллюстрированная методика логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста. Т.Н. Волковской 3. Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина и др. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. Пособие: с прил. альбома «Наглядный материал для обследования детей» 4. О.И. Крупенчук Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста С-П. «Литера»2011. |
2 | Артикуляционная гимнастика. | 11 | 3 | 8 | Метод включенного наблюдения. Качественная оценка выполненных заданий. Обратная связь, рефлексия. Отзывы родителей. |
3 | Пальчиковая гимнастика. | 10 | 2,5 | 7,5 | Метод включенного наблюдения. Качественная оценка выполненных заданий. Обратная связь, рефлексия. Отзывы родителей. |
4 | Коррекция звукопроизношения. | 10 | 2,5 | 7,5 | Метод включенного наблюдения. Качественная оценка выполненных заданий. Обратная связь, рефлексия. Отзывы родителей. Промежуточная диагностика сформированности правильного произношения звуков |
5 | Коррекция лексико-грамматических нарушений. | 10 | 2,5 | 7,5 | Метод включенного наблюдения. Качественная оценка выполненных заданий. Обратная связь, рефлексия. Отзывы родителей. |
6 | Обучение словоизменению и словообразованию. | 10 | 2,75 | 8,25 | Метод включенного наблюдения. Качественная оценка выполненных заданий. Обратная связь, рефлексия. Отзывы родителей. |
7 | Развитие связной речи | 11 | 2,5 | 7,5 | Метод включенного наблюдения. Качественная оценка выполненных заданий. Обратная связь, рефлексия. Отзывы родителей. |
8 | Диагностика. | 1 | 0,5 | 0,5 | Итоговая диагностика 1. Исследование монологической связной речи; Диагностические комплекты, используемые в работе: О.Б. Иншакова. «Альбом для логопеда». М. «Владос». 2010.; 2. Иллюстрированная методика логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста. Т.Н. Волковской 3. Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина и др. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. Пособие: с прил. альбома «Наглядный материал для обследования детей» 4. О.И. Крупенчук Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста С-П. «Литера»2011. |
Итого | 64 | 16,75 | 47,25 | |
Тематический план программы
№ | Наименование разделов, тем | Всего часов | В том числе | | Форма контроля | |
теоретических | практических | | ||||
1 | Диагностика | 1 | 0,5 | 0,5 | Первичная диагностика ИИсследование монологической связной речи; Диагностические комплекты, используемые в работе: О.Б. Иншакова Альбом для логопеда/ О.Б. Иншакова 2.Иллюстрированная методика логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста. Т.Н. Волковской Е.А. 3.Стребелева, Г.А. Мишина и др. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. Пособие: с прил. альбома «Наглядный материал для обследования детей» 4.О.И. Крупенчук Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста О.И. Крупенчук Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возрас О.И. Крупенчук Речевая карта для обследования ребенка дошкольного во О.И. Крупенчук Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста | |
1.1 | Первичная диагностика уровня сформированности звуков в слогах, словах, предложениях и тексте. | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
2. | Артикуляционная гимнастика | 11 | 3 | 8 | Метод включенного наблюдения. Качественная оценка выполненных заданий. Обратная связь, рефлексия. Отзывы родителей. | |
2.1 | Общая артикуляционная гимнастика | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
2.2 | Специальный комплекс артикуляционной гимнастики для гласных звуков [А,О,У, Ы,И,Э] | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
2.3 | Специальный комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих групп звуков | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
2.4 | Специальный комплекс артикуляционной гимнастики для щипящих групп звуков | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
2.5 | Специальный комплекс артикуляционной гимнастики для соноров | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
2.6 | Специальный комплекс артикуляционной гимнастики для других звуков | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
3 | Пальчиковая гимнастика | 10 | 2,5 | 7,5 | Метод включенного наблюдения. Качественная оценка выполненных заданий. Обратная связь, рефлексия. Отзывы родителей. | |
3.1 | Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
3.2 | Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»). | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
3.3 | Сюжетные пальчиковые упражнения (имитационные пальчиковые игры) | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
3.4 | Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
3.5 | Пальчиковые игры со стихотворным сопровождением. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
4. | Коррекция звукопроизношения | 10 | 2,5 | 7,5 | Метод включенного наблюдения. Качественная оценка выполненных заданий. Обратная связь, рефлексия. Отзывы родителей. Промежуточная диагностика сформированности правильного произношения звуков | |
4.1 | Автоматизация поставленного звука: - в слогах, словах | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
4.2 | - в словосочетиниях, предложениях; | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
4.3 | - в тексте; | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
4.4 | - в пословицах, поговорках, стихах | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
4.5 | - в спонтанной речи | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
5. | Коррекция лексико-грамматических нарушений. | 10 | 2,5 | 7,5 | Метод включенного наблюдения. Качественная оценка выполненных заданий. Обратная связь, рефлексия. Отзывы родителей. | |
5.1 | Согласование прилагательных с существительными единственного числа: | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
5.2 | Закрепление правильного употребления предложно-падежных конструкций | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
5.3 | Закрепление правильного употребления числительных «два» и «пять» с существительными | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
5.4 | Закрепление правильного употребления существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
5.5 | Образование относительных прилагательных, притяжательных прилагательных, приставочных глаголов. | 2 | 0,5 | 1,5 | | |
6. | Обучение словоизменению и словообразованию. | 11 | 2,75 | 8,25 | Метод включенного наблюдения. Качественная оценка выполненных заданий. Обратная связь, рефлексия. Отзывы родителей. | |
6.1 | Формирование словообразования существительных. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
6.2 | Формирование словообразования глаголов | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
6.3 | Формирование словообразования прилагательных | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
6.4 | Формирование словоизменения существительных. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
6.5 | Формирование словоизменения глаголов. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
6.6 | Формирование словоизменения прилагательных. | 1 | 0,25 | 0,75 | ||
7. | Развитие связной речи | 10 | 2,5 | 7,5 | Метод включенного наблюдения. Качественная оценка выполненных заданий. Обратная связь, рефлексия. Отзывы родителей. | |
7.1 | Выделение отличительных признаков, объектов; составление рассказов – описаний каждого из них | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
7.2 | Конструирование предложений по опорным словам. Анализ причинно – следственных и временных связей, существующих между частями сюжета | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
7.3 | Составление повествовательного рассказа на основе событий заданной последовательности | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
7.4 | Составление рассказа по картине (с опорой на вопросительно – ответный и наглядно – графические планы) | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
7.5 | Составление рассказа по серии сюжетных картинок; заучивание потешек, стихотворений | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
8 | Диагностика | 1 | 0,5 | 0,5 | Итоговая диагностика 1.Исследование монологической связной речи Диагностические комплекты, используемые в работе: О.Б. Иншакова Альбом для логопеда/ О.Б. Иншакова 2.Иллюстрированная методика логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста. Т.Н. Волковской 3.Стребелева, Г.А. Мишина и др. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. Пособие: с прил. альбома «Наглядный материал для обследования детей» 4.О.И. Крупенчук Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста О.И. Крупенчук Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста | |
8.1 | Итоговая диагностика уровня сформированности звуков в слогах, словах, предложениях и тексте. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Основное содержание программы.
Система условий реализации программы.
Сроки и этапы реализации программы.
Программа реализуется по индивидуальной записи родителями ребенка на прохождение программы. Занятия проводятся 2 раза в неделю на базе МБУ «ЦППМСП», согласно расписанию работы учителя – логопеда.
2. Методы, используемые при реализации программы
Форма работы: индивидуальная.
Программа ориентирована на формирование у детей с тяжелой степенью недоразвития речи вербальных средств общения.
Основные методы, направленные на реализацию программы:
1. Развивающие, дидактические игры;
2. Упражнения для развития моторики;
3. Наглядные методы;
3. Обоснованные критерии ограничения и противопоказания на участие в освоении программы
К участию в программе допускаются обучающиеся, имеющие письменное согласие от родителей или законных представителей ребенка на работу с учителем – логопедом.
4. Гарантия прав участников программы, описание сфер ответственности, основных прав и обязанностей участников программы:
Гарантия прав участников программы и обязанностей участников программы обеспечиваются и определяются Конвенцией о правах ребенка, конституцией Российской Федерации, а также уставом МБУ «ЦППМСП». Соблюдение этического кодекса учителя – логопеда, закона о персональных данных, закона «Об образовании» в Российской Федерации, выработка правил группы и их соблюдение.
Описание сфер ответственности, основных прав и обязанностей участников программы:
• Учитель – логопед создает условия для правильной организации образовательной деятельности.
• Учитель – логопед несет ответственность за жизнь и здоровье обучающегося во время проведения занятий, за приемы и техники, используемые на занятиях, а также за нарушение прав и свобод в соответствии с законодательством Российской Федерации.
• Учитель – логопед имеет право на свободу выбора методик и способов работы, соответствующим целям и задачам программы.
Способы обеспечения гарантии прав участника программы:
• Работа с детьми начинается только после того, как родители (законные представители) дали письменное согласие на участие в ней
• Родители могут присутствовать на занятиях, получать информацию об основных процессах, событиях в ходе программы, рекомендации от специалиста.
• Учитель – логопед информирует родителей (законных представителей) о результатах реализации программы.
Учитель – логопед должен получать информацию о выполнении его рекомендаций.
5. Требования к условиям реализации программы.
Данную программу может реализовывать специалист, имеющий высшее профессиональное образование в области дефектологии.
Требования к материально – техническому оснащению, материалы и оборудование
Кабинет для логопедической работы, стол, стулья, логопедическое зеркало, набор логопедических зондов, методические пособия.
6. Ожидаемый результат реализации программы
При условии успешной реализации данной программы будут:
- пользоваться невербальными формами коммуникации;
- использовать руку для решения коммуникативных задач;
- проявлять интерес к окружающему (людям, действиям с игрушками и предметами) и рассказывать об окружающем;
- слушать и проявлять интерес к речевым высказываниям взрослых, рассказам, стихам, потешкам, песенкам;
- воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова и усеченные фразы;
- выполнять действия по простым речевым инструкциям, отвечать на простые вопросы о себе и ближайшем окружении.
7. Система оценки достижений планируемых результатов.
Для определения положительной динамики речевого развития проводиться диагностика на входе, промежуточная и выходе.
Данный диагностический комплекс проводится в начале и по завершению программы
8. Критерии оценки достижения планируемых результатов.
Для определения положительной динамики речевого развития проводиться диагностика на входе и выходе. Оценка достижений ребенка происходит на основе наблюдений учителя – логопеда и по отзывам родителей.
Критерии оценки параметров обследования и их оценка в бальной системе
1. Звукопроизношение
1 балл - нарушение нескольких групп звуков.
2 балла - недостаточное произношение одной группы звуков, изолированное произношение всех групп, но при речевой нагрузке - общая смазанная речь
3 балла - звуки в речи присутствуют, но наблюдается нарушения дифференциации звуков.
4 балла - звукопроизношение в норме.
2. Фонематические процессы
1 балл - не слышит данный звук в любой позиции
2 балла - не дифференцирует оппозиционные звуки какой - либо группы.
3 балла - с заданием справляется, но допускает ошибки.
4 балла - фонематические процессы развиты достаточно.
3. Слоговая структура слов
1 балл - слоговая структура слов не сформирована.
2 балла - допускает большое количество ошибок при произношении слов различной структурной сложности
3 балла - слоговая структура слов в стадии формирования.
4 балла - правильное и точное воспроизведение слов различного слогового состава.
4. Словарный запас
1 балл - активный словарь ограничен обиходно-бытовой тематикой.
2 балла - владеет простыми обобщающими понятиями, в речи в основном использует существительные и глаголы.
3 балла - использует все части речи, но не всегда точно использует простые предлоги, испытывает трудности при подборе синонимов.
4 балла - активный словарь близок к возрастной норме.
5. Грамматический строй речи
1 балл - речь резко аграмматичная.
2 балла - допускает большое количество ошибок при словоизменении и словообразовании.
3 балла - допускает небольшое количество ошибок при словообразовании и словоизменении.
4 балла - грамматический строй близок к возрастной норме.
6. Связная речь
1 балл - фразовая речь резко аграмматична.
2 балла- испытывает значительные затруднения при составлении рассказа описания, пользуется вопросно - ответной формой.
3 балла - при составлении рассказа использует не более двух - трех предложений.
4 балла - умеет построить рассказ, пользуется распространенными предложениями простой и сложной конструкции.
7. Артикуляционная моторика
1 балл - объем артикуляционных движений ограничен.
2 балла - неполный объем артикуляционных движений, неточное выполнение статических упражнений.
3 балла - статические артикуляционные упражнения выполняет в полном объеме, при выполнении динамических испытывает затруднения.
4 балла - строение и подвижность органов артикуляции без особенностей.
8. Мелкая моторика
1 балл - мелкая моторика ограничена
2 балл - испытывает затруднения при выполнении динамических проб.
3 балла - точно выполняет статистические и динамические пробы, но испытывает затруднения при выполнении асимметричных движений обеими руками.
4 балла - развитие мелкой моторики близко к возрастной норме.
На каждого ребенка два раза в год составляется речевой профиль, позволяющий увидеть "западающие" звенья и активизировать работу в данном направлении.
Уровень освоения программы:
от 20 до 32 баллов – положительная динамика (достаточный уровень)
от 11 до 19 баллов – незначительная динамика (средний уровень)
от 0 до 10 баллов – низкий уровень
9. Список литературы:
Батяева С.В., Савостьянова Е.В. Альбом по развитию речи для самых маленьких. – М.: ЗАО “РОСМЕН-ПРЕСС”, 2011.
Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
Елена Янушко. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет.
Земцова О.Н. Грамотейка. Интеллектуальное развитие детей 2-3 лет. – М.: Махаон, Азбука-Аттикус, 2012.
Кузьмина Н.И., Рождественская В.И. Воспитание речи у детей с моторной алалией. Пособие для логопедов. Издание 2-е, переработанное и дополненное. – М.: Просвещение, 1977.
Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
Нищева Н.В. Организация коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада. – СПб.: “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2004.
Нищева Н.В. Занимаемся вместе. Ранний возраст: Домашняя тетрадь. – СПб.: “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2007.
Новиковская О.А. Альбом по развитию речи для самых маленьких. – М.: Астрель; СПб.: Сова, 2011.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. – Москва “Просвещение”, 2010.
Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнения для детей 5-7 лет. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: “Издательство Гном и Д”, 2003.
24