Индивидуальная стратегия развития обучающегося

3
0
Материал опубликован 9 October 2020
Индивидуальная стратегия развития обучающегося.

Подготовила Ложкина А.В., учитель физики и астрономии МОУ СОШ №28г.Люберцы.

Введение

В период дистанционного обучения все участники образовательного процесса вместе со свалившимися на их головы неожиданными трудностями получили и новые возможности. Как показал беглый мониторинг активности обучающихся в период летних каникул, многие дети использовали формат дистанта и после официального окончания учебного года. В большинстве случаев, наблюдаемых в нашей школе, дети участвовали в онлайн-олимпиадах и конференциях, подготовительных сменах к отборочным марафонам во всероссийские и международные конкурсы. Чуть меньшее количество детей использовали летние месяцы для повторения и закрепления материала, пройденного за 2019-2020 учебный год. Также были и ребята, взявшиеся за изучение нового материала, в том числе метапредметного.

Все упомянутые виды деятельности имеют объединяющий фактор: ученики общались с педагогами школы во внеучебное время и по собственной инициативе. Этот факт позволяет предположить, что ребята имеют достаточно высокий уровень мотивации и ответственности, а также, что они следуют интуитивно намеченному курсу собственного развития. В такой ситуации роль педагога заключается как в помощи ученику в следовании этому курсу, так и в грамотной корректировке курса.

В первую неделю сентября мы с несколькими учащимися, проявившими себя в прошлом учебном году и настроенными на участие в олимпиадах и конференциях в нынешнем учебном году, сделали анализ их достижений и план последующих действий. Так как работа проводилась со старшеклассниками, то составленный план мы решили назвать «Индивидуальной стратегией поступления».

Кем стать и что выбрать?

На этот вопрос ребята подготовили чек-лист из 5 пунктов, которые помогут если не определиться однозначно, то сделать шаг навстречу своему призванию.

Узнать, из чего выбирать - Атлас новых профессий http://atlas100.ru/catalog/

Проверить свои интересы и сильные стороны https://bolshayaperemena.online/#stages

Примерить профессию https://proektoria.online/suits

Научиться выбирать http://bilet-help.worldskills.ru/

Выяснить, где чему учат https://vuzopedia.ru/podbor-professii/



Роль педагога на данном этапе анализа была в оценке достаточности/избыточности шагов, релевантности методов. Так нами был критически рассмотрен атлас вымирающих профессий и было принято решение ориентироваться на него не в первую очередь.



Как попасть в вуз?

Смотрим количество баллов и профильные предметы в подходящих ВУЗах https://vuzopedia.ru/vuz/

Узнаем о доп.баллах за индивидуальные достижения https://www.bmstu.ru/content/image/files/PK/Docs/Rules/Rules-p1_11.pdf

Для учащихся 10-11 классов уже после этого этапа можно приступать к выбору: делать ставку на ЕГЭ, олимпиаду или конференцию.

Для младших и/или не определившихся учащихся выбор интересной области достаточно широк

Перечень олимпиад школьников на 2020-2021 уч.г., дающих льготы при поступлении https://4ege.ru/materials_podgotovka/59985-perechen-olimpiad-shkolnikov-na-2020-2021-uchebnyj-god.html

Олимпиады и конкурсы, результаты которых учитываются при получении грантов https://mo.mosreg.ru/download/document/8003299

Все конкурсы, гранты, стипендии https://vsekonkursy.ru/

Роль учителя на данном этапе состоит в фильтрации конкурсов, олимпиад, конференций по доступности и эффективности для учащихся. Так, олимпиады 1 уровня дают льготы при поступлении практически во все ВУЗы, олимпиады 3го уровня – в ВУЗы-организаторы олимпиады. Еще более строгий отсев мероприятий будет происходить при составлении расписания участия. Здесь учитель должен применить знание здоровье сберегающих технологий и адекватно оценить нагрузку на ученика.

Пример: Составление плана (мальчик, 10 класс).

Интересы

Физика, информатика, космонавтика, военная техника

Профессия

Инженер космических систем, электрик, программист

ВУЗ

МГТУ им.Н.Э.Баумана, МАИ, запасные: МЭИ, МГТУ Станкин.

Предметы

Бауманка: математика профиль, русский язык, физика/информатика от 260 баллов, т.е. за каждый предмет в среднем от 87.

Доп.баллы

ГТО (4), отл.аттестат (10), WorldSkills (10), «Шаг в будущее» (10), Технокубок (10), Инжинириум (10), Курчатов (5), ФМШ (7), Регион ВсОШ (10), Газпром (10), НТИ (5), прочие 1 и 2 уровня (от 3 до 6).

Что уже есть

Космос-2019 (2 место), Дежурный по планете (4 место), ИнтЭРА (2 место), Королёвские чтения (участие), Эксперимент в космосе (участие), Шаг в будущее (пропустили отборочные).

Что сделать

1) Курсы к ЕГЭ, 2) Расписание олимпиад, 3) не запустить остальные предметы, чтобы не испортить аттестат, 4) сделать анализ своего проекта с прошлых конференций, придумать развитие.

Расписание олимпиад

t1602274811aa.png

В течение времени в данный план, разумеется, будут вноситься коррективы. Задача учителя на этом этапе отслеживать появление новых возможностей, оценивать результаты, подбадривать или же, наоборот, проводить профилактику звездной болезни и, разумеется, участвовать в предметном сопровождении проектов, помогать в подготовке к олимпиадам.

Анализ работы по индивидуальной стратегии развития учащегося (интуитивный курс, без полного анализа, представленного в статье) в прошлом году показал следующие результаты:

Учимся ставить достижимую цель ( SMART)

Тренируем системное мышление

Усиливаем метапредметные связи

Открываем новые возможности

Учимся учиться

Развиваем функциональную грамотность



Таким образом, можно сделать вывод, что работа по узконаправленной стратегии развития все равно дает возможность развиваться как метапредметные, так и личностные качества. Поэтому данный подход может быть применим в любой предметной области.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.