12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
ACTPOHABT27
Психолог в работе с детьми-сиротами, стаж 10 лет. Ведется работа в направлениях: социальная адаптация детей сирот, профилактика девиантного поведения детей сирот. Так же в нагрузке Работа с детьми инвалидами.
Россия
3

Индивидуальные отношения с ребенком в реабилитационном центе и работа с нарушением привязанности.

Шушпанов Р.В.

психолог

ГКУ «СРЦН города Богдановича»

г. Богданович



Индивидуальные отношения с ребенком в реабилитационном центе и работа с нарушением привязанности.



Весь педагогический состав работающий в центре, занимается развитием и воспитанием детей. У каждого работника своя роль в этом процессе. Свою роль выполняет и психолог. Внутри центра он занимается: коррекционной работой, профилактикой вредных привычек, профилактикой суицидов, семейно-воспитательной работы, реабилитацией инвалидов, работой с конфликтами, коррекционно-развивающей деятельностью, социально-педагогическая деятельностью, научно-методической деятельностью, руководством детско-взрослым сообществом, организацией досуговой деятельности, психодиагностикой, постинтернатным сопровождением, подготовка детей в семью и подготовкой замещающих родителей.

Весь персонал работает на высоком уровне, но проблемы не меняются. Дети имеют низкую школьную успеваемость, не умеют беречь вещи, имеют низкий социальный интеллект, склонны к агрессии и т.д. И дело совсем не в обеспеченности детей: еда, одежда, медицинское обслуживание не делают ребенка счастливым. Ребенку из детского дома не хватает индивидуальны отношений со взрослым. Отсутствие таких отношений развивают у детей синдром нарушения привязанности.

Нарушение привязанности представляет собой нормальную реакцию ребенка на ненормальные условия раннего детства: жестокое обращение заброшенность пока ребенок жил в семье, групповое воспитание в условиях интернатного учреждения. Отказ от эмоциональной близости помогает выжить там, где ребенка никто не любит и не жалеет, и, несомненно вызывает трудности в дальнейшей социализации.

Можно говорить о том, что у ребенка в той или иной степени нарушена привязанность, если налицо все или большая часть симптомов реактивного нарушения привязанности по МКБ-10 (англ. reactive attachment disorder - RAD), перечисленных ниже:

Ребенок поверхностно обаятелен. При инициативе со стороны родителей нежность не проявляет. Если и проявляет ласку, то обычно только потому, что хочет что-то получить.

В отношениях с посторонними и незнакомыми людьми ребенок неразборчиво ласков и привязчив.

Не испытывает привязанности и не проявляет доверия к человеку, который ухаживает за ним на ежедневной основе (особенно к приемной матери).

Не смотрит в глаза при общении с родителями, кроме тех случае, когда лжет.

Склонен к интригам и манипулированию другими людьми. Стремиться командовать и полностью контролировать любую ситуацию.

Часто действует из противоречия, постоянно нарушает установленные правила.

Склонен к вспышкам гнева или истерикам, особенно в ответ на попытку взрослых ввести какие-либо правила или запреты.

Проявляет повышенный интерес к темам смерти, огня, крови, разрушения.

Жесток к животным, портит вещи, агрессивен по отношению к другим людям.

Склонен к членовредительству ("ауто-агрессия"), к "несчастным случаям".

Лжет об очевидном, притворяется, ворует. Не испытывает раскаянья, бессовестен.

Не способен отвечать за себя. Вину за свои поступки и проблемы обычно перекладывает на других.

Повышено импульсивен, не умеет контролировать себя и не способен оставаться в границах поведения, установленных другими людьми.

Страдает сильными перепадами настроения. Часто находится в пониженном настроении или в депрессии.

Не понимает или плохо понимает причинно-следственные связи.

Проявляет необычные пищевые привычки, например, склонность в чрезмерных количествах запасать или прятать еду, склонность к обжорству или голоданию, поедание несъедобных вещей и т.д.

Страдает недержанием мочи (энурез) и\или недержанием кала (энкопрез).

Мало или совсем нет постоянных друзей, отношения со сверстниками неустойчивые.

Плохо учится.

Постоянно задает бессмысленные вопросы и "трещит языком".

Болезненно преувеличивает собственную значимость.

Самого себя чувствует беспомощной жертвой, а окружающих воспринимает как источник опасности.

Ребенок проявляет неадекватное возрасту сексуальное поведение.

Ребенок требователен или "прилипчив", но только когда ему этого хочется ("на своих условиях").

Ребенок страдает нарушениями сна.

Ребенок гиперактивен, сверхбдителен даже по мелкому поводу.

У ребенка наблюдается задержка или нарушения речевого развития.

Ребенок часто становится объектом травли со стороны сверстников. [3]

Именно в направлении облегчения нарушений привязанности у наших детей в центре используется:

А). Предпочитаемый взрослый и детско-взрослое сообщество.

С 2012 года у нас существует направление предпочитаемый взрослый, призванное создать индивидуальные отношения между взрослым и каждым ребенком детского дома, а к 2014 году это направление преобразовалось в детско-взрослые сообщества (клуб развивающих игр «Настолье», туристический клуб «Эдельвейс», «Инфознайка», клуб выходного дня «Хозяюшка», «Пятничные посиделки», клуб выходного дня «Поварята», «Между нами девочками».), где дети получают индивидуально-личностное близкое общение со взрослым.

Б). Телесная терапия в сенсорной комнате.

В 2014 году была оборудована сенсорная комната, оснащенная необходимым оборудованием для стимуляции всех чувств ребенка и релаксации. В этой комнате периодически проводится телесная терапия, призванная не только снять накопленное напряжение, но и обеспечить недостаток телесных прикосновений снять телесные зажимы.

Г). Максимальная информированность детей о их будущей жизни

В связи с тем, что дети не растут в семейной системе они могут испытывать сложности с освоением элементарных социальных навыков будущей самостоятельной жизни. В связи с этим, используя как инструмент педагогические проекты, мы обеспечиваем детей необходимыми знаниями и навыками. Так педагогические проекты на 2020-2021 годы направлены на: информирование о когнитивных и аффективных составляющих семейных перспектив воспитанников центра; осознание собственного влияния на свою жизненную ситуацию; самореализацию воспитанников через организацию детского самоуправления; обучение что такое бюджет, доход – расход, развитие умения распоряжаться деньгами, знакомство с основными финансовыми документами, работой сбербанка (кредиты), что такое деньги в долг; профессиональная ориентация; полоролевое поведение;

Д). Волонтерство в детском отделении больницы

Эта направление было названо «Жизнь на добрые дела». Его цель – это помощь брошенным малолетним детям, находящимся в детском отделении больницы. Эта периодическая деятельность является не только профилактикой брошенных детей у наших воспитанников, но и наш в клад в профилактику нарушения привязанности у малышей.

Е). Привлечение волонтеров в центр.

Для того чтобы волонтерство приносила реальную пользу эти посещения должны быть не единоразовыми, иначе это будет очередной сменой взрослых. С каждой группой волонтеров мы заключаем долгосрочный контракт на системное посещение детей. На сегодняшний день такой договор заключен с:

Детские грезы, делающие упор на социализацию детей и максимальное участное отношение взрослого. Наши друзья всякий раз приезжают с дрессированными собаками, которых дети всегда ждут, следят за успехами детей, как в детском доме, так и после их выпуска.

ССО УРФУ «Пламя», активные ребята, которые заражают детей своим позитивом. Их представления и игры увлекают всех наших детей.

Ассоциация фондов ветеранов МВД и участников локальных конфликтов Свердловской области, которые организуют военно-патриотические соревнования для детей.

Свердловский региональный благотворительный фонд «Свои дети» - финансирует индивидуальную работу с детьми детского дома инструктора по лыжным гонкам и триатлону.

Патриотический клуб города Богданович «Спутник». Ребята организуют туристические походы совместно с детьми, занимаются культурным просвещением детей, проводят благотворительные игры для детей по пейнтболу.

Ж). Школа приемных родителей, сопровождение семей и подготовка детей в замещающую семью.

На сегодняшний день каждый компетентный педагог понимает, что только семья может удовлетворить потребность ребенка в индивидуальном взрослом, который проявлял бы такую же индивидуальную заботу и любовь, воспитание. Только семья может дать практический опыт семейной структуры и семейных традиций сформировать привязанность, обеспечить чувство безопасности. Именно поэтому школа приемных родителей — это основная работа с нарушением привязанности.

Совершенно ясно, что для полноценного воспитания детей в замещающих семьях необходимо проводить подбор и обучение не только граждан, желающих воспитывать в своих детей, оставшихся без попечения родителей, но должна идти подготовка самих детей к помещению в семью.

Список литературы

Бейбчук М.А., Жуйкова Е.Б. Помощь семье: Психология решений и перемен: Изд.: КЛАСС - М.:2015, 312стр.

Бриш К.Х. (пер. С.И. Дублинская) Терапия нарушения привязанности: от теории к практике: Изд.: Когито-Центр – М.:2012г, 315стр.

Нарушение привязанности у детей-сирот и ее востановление в замещающих семьях [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://attach2me.ru/. Дата обращения: 06. 12.2015

Петрановская Л. В. Тайная опора: Привязанность в жизни ребенка: Изд.: АСТ – М.:2014г., 288стр.







Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.