12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Пушкарёва Елена Николаевна16

Тема:

«Интегрированные проекты как средство развития метапредметных результатов обучения школьников».


Авторы проекта, должность:

Пушкарёва Елена Николаевна,

учитель математики

МОУ Мордово-Белоключёвской СОШ,

Вешкаймского района Ульяновской области

телефон школы: 88424355530





Оглавление.


I. Методический паспорт.

Стр.3-4

II. Пояснительная записка.


Стр.5-7

1. Проблемная ситуация, противоречие, актуальность.

Стр. 5-7

2. Идея, подход, моя позиция.

Стр.6

3. Новизна моего проекта.

Стр.7

III. Цель и задачи проекта.

Стр. 7-8

IV. Содержание проекта.


Стр. 8-14

1. Теоретическая часть.

Стр.8-11

1.1.Метапредметный подход как способ решения проблемы разобщенности научного знания и установления связи между учебными предметами

Стр.9

1.2. Функции учителя и обучающегося в образовательном процессе.

Стр. 9

1.3. Интегрированные проекты как один из способов развития метапредметных результатов обучения школьников

Стр. 10

1.3. Актуальность и практическая значимость тематики проектов.

Стр.11

2. Практическая часть проекта.

Стр. 12-14

V. Ресурсы. Условия реализации проекта.

Стр. 14-15

VI. Основные этапы реализации проекта.

Стр. 15

VII. Заключение. Выводы

Стр. 15

VIII. Список литературы

Стр. 16

Приложения













Методический паспорт.


Структура

Содержание

Тема

" Интегрированные проекты как средство развития метапредметных результатов обучения школьников".

Актуализирована проблема формирования метапредметных результатов обучения, выявлена роль проектного обучения в их формировании на основе интегративного подхода. Раскрыто содержание носящих универсальный характер проектных умений учащихся. Описаны особенности организации интегрированных проектов на содержательном и технологическом уровнях, приведены примеры интегрированных проектов.

В ходе работы над проектом обобщен опыт работы по теме «Повышение познавательной активности во внеурочной деятельности по математике», разработаны и реализованы на практике интегрированные проекты.

Адресация

проекта

Проект предназначен для учителей математики, учителей начального обучения.


Авторы проекта

Пушкарёва Елена Николаевна, учитель математики МОУ Мордово-Белоключёвской школы, Вешкаймского района, Ульяновской области. Стаж работы 27 лет. Квалификационная категория - высшая.

Беляева Людмила Александровна, учитель математики МОУ Мордово-Белоключёвской школы, Вешкаймского района, Ульяновской области. Стаж работы 43 года. Квалификационная категория - высшая.

Участники

проекта:


Обучающиеся 4,6, 9 и 10 классов.

Типовые особенности проекта

По характеру создаваемого продукта: практико-ориентированный.

По количеству участников: индивидуальный

По продолжительности: долгосрочный.


Цель проекта

Показать необходимость взаимосвязи между учебными предметами для отражения целостной системы знаний у обучающихся и подготовке их к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде.

Задачи проекта

Раскрыть суть метапредметного подхода в обучении;

Рассмотреть виды интеграции, основные учебно-информационные умения, формируемые при интеграции;

Показать примеры из опыта работы по применению интеграции в проектной деятельности по математике;

обобщение и распространение опыта по теме.


Ресурсы проекта

Компью­тер, интерактивная доска.


Результаты реализации проекта

Реализация проекта способствовала формированию:

научного мировоззрения, при изучении смежных дисциплин;

способности к составлению и решению учебно - познавательных и учебно-практических задач;

метапредметных учебно-информационных умений;

высокой творческой активности личности, проявляющейся не только в учебной и внеклассной деятельности, но и в социуме.













II. Пояснительная записка.

Проблемная ситуация, противоречие, актуальность .

Введение новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов изменили цели образования, учебные программы. В Приказе Минобрнауки РФ от 17.12.2010 №1897 (в ред. от 31.12.2015) “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования” установлены требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

«Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме».

Качество знаний определяется тем, что умеет с ними делать ученик. Всё это требует иной организации учебного процесса, обновления методов и форм организации обучения, построения учебной деятельности с использованием современных педагогических технологий. Жизнь требует, чтобы школьники учились подмечать суть тех или иных явлений, процессов, пытались объяснить их, находить между ними взаимосвязи; не только получали готовые знания, но и учились добывать их самостоятельно, приобретали умения применять знания на практике. Иными словами, по мнению общества, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить».

Изучение математики многим учащимся даётся с трудом, отмечается равнодушие к знаниям, нежелание учиться, низкий уровень развития познавательных интересов. Наряду с подготовкой учащихся, которые в дальнейшем станут профессиональными пользователями математики, важнейшей задачей обучения становится обеспечение некоторого гарантированного уровня математической подготовки всех школьников, независимо от специальности, которую они изберут в дальнейшем.

Образовательное учреждение, в котором я работаю, является отдаленной школой от районного центра. Основными проблемами села, которые влияют на работу школы, являются: уменьшение контингента детей, тенденция старения села, недостаточная финансовая стабильность сельских жителей. Сегодня родителя стали социальными заказчиками в образовательном процессе. На основании анкетирования большинство родителей считает главным научить детей приспосабливаться к современным условиям жизни, быть мобильными, активными и востребованными. В старшей школе ориентиром для большинства родителей является подготовка детей к поступлению в ВУЗы и Сузы. Изучив интересы учащихся, их родителей, учитывая социальный заказ государства,  педагогический коллектив нашей школы поставил перед собой цель создать современную сельскую школу, обеспечивающую её выпускникам конкурентоспособность и воспитывающую в них высокие нравственные качества.

В связи с этим возникают противоречия:

1)между определяющим значением деятельности в развитии личности и пассивной ролью ученика в образовательном процессе,

2) между потребностью школьников и их родителей в формировании компетентности, которая обеспечивает общекультурную и общеучебную подготовку к жизни в обществе, и невозможностью её реализации при использовании традиционных методов образовательной деятельности.

Решение этих проблем заключается в поиске новых технологий обучения, которые были бы направлены на формирование целостного представления о мире, развитие и саморазвитие личности ребенка через гуманизацию процесса обучения.

Актуальность нашей работы заключается в следующем: каждый учитель сталкивается с проблемой: ученики, приходя на урок по одному предмету, не готовы использовать знания, полученные на других уроках. Успешное изучение школьниками одного предмета часто зависит от наличия у них определенных знаний и умений по-другому. Строго оценивая содержательный план своего предмета, учитель может увидеть, что изолированное преподавание нередко ущербно, недостаточно. Ведь мы все более отчетливо понимаем, что мир един, что он пронизан бесчисленными, внутренними связями так, что нельзя затронуть ни одного важного вопроса, не задев при этом множества других. В подобных случаях требуется сравнение, сопоставление, а это есть основание для интеграции.

2. Идея, подход, моя позиция.

Готовясь к очередному уроку, каждый раз задаю себе вопрос – что важнее для моих учеников: научиться решать задачи или, постигая пути и способы решения обогатить и осознать себя, своё место в этом огромном мире?

Знания усвоены, но помогли ли они ученику почувствовать себя надежнее в окружающей жизни, побудили ли к творчеству, активному их применению. Еще Аристотель заметил, что «…ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле…».

При изучении любого предмета школьной программы можно найти связь с математикой. А значит и создать научный проект, где наряду с учителем конкретного предмета, будет работать и учитель математики. Ведь математические понятия, которые встречаются при изучении любого предмета, лучше всего сможет объяснить ребенку только учитель математики.

Мы хотим поделиться опытом работы с учащимися над интегрированными проектами и предлагаем познакомиться с некоторыми из них.

Интегрированный проект - не просто соединение разных предметов, это их объединение на основе общего подхода, средство интенсификации обучения, форма воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени. Познавательная деятельность здесь происходит на всех этапах работы, так как решение проблемы требует привлечения интегрированных знаний. В результате учащиеся начинают понимать, что для того, чтобы овладеть научными и культурными достижениями, нужно уметь перекидывать мостики от прошлого к современности, устанавливать связи между различными областями знаний, что, в свою очередь, помогает представить картину мира как целостный и непрерывный процесс.

Кроме того, интеграция учит самостоятельно систематизировать и обобщать знания. Поиск нужных материалов требует систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект, как показывают наши наблюдения, все учащиеся обращаются к учебно-методической литературе. Ни одна исследовательская работа сегодня не обходится без сети Интернет. Его ресурсы помогают в сборе сведений, наборе и структурировании материала. Результативность приобретенных компетенций подтверждается высокими результатами ГИА учащихся 9 и 11 классов. Особенно, меня радует тот факт, что дети рады встрече на экзаменах с практико – ориентированными заданиями. Девятиклассники успешно сдают блок «Геометрия». Умение учащихся применять полученные знания в жизненных ситуациях помогают им занимать призовые места в предметных олимпиадах школьного и районного туров и научно-практических конференциях.


3. Новизна моего проекта.

Опыт по реализации данного проекта можно обозначить скорее как репродуктивно-рационализаторский, поскольку данный вопрос уже разрабатывался отечественными и зарубежными педагогами. Инновация данного опыта заключается в формировании у школьников не только знаний, но и компетенций, способствующих их адаптации в окружающем социуме.

Новизна заключается в том, что он реализуется через взаимосвязь школьных предметов несовместимых как кажется на первый взгляд, через взаимосвязь учебных курсов и внеурочной деятельности.

Реализация моего профессионального проекта укладывается в программу развития МОУ Мордово-Белоключёвской СОШ на период 2015-2020 года, целью которой является: создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала ученика и его саморазвития.


Цель и задачи проекта.


Данный инновационный проект является логическим звеном в общей системе работы школы и ставит своей целью разработку модели формирования и развития у обучающихся МОУ Мордово-Белоключёвской СОШ

-необходимости соединения интеллектуальной и навыковой составляющей;

- интеграция учений и знаний, относящихся к разным сферам деятельности.


Объект проектирования: деятельность участников образовательного процесса.


Предмет проектирования: формируемые компетенции


Гипотеза: интегрированные проекты показывают единство процессов, происходящих в окружающем нас мире. Позволяют видеть взаимосвязь различных наук, формируют метапредметные навыки.


Цель проекта:

Показать необходимость взаимосвязи между учебными предметами для отражения целостной картины природы в голове обучающегося, для создания истинной системы знаний и правильного миропонимания, подготовке их к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде.


Задачи проекта:

Раскрыть суть метапредметного подхода в обучении;

Рассмотреть виды интеграции, основные учебно-информационные умения, формируемые при интеграции;

Показать примеры из опыта работы по применению интеграции в проектной деятельности по математики;

обобщение и распространение опыта по теме.



Ожидаемые результаты от внедрения проекта.


формирование у учащихся научного мировоззрения, при изучении смежных дисциплин;

формирование способности к составлению и решению учебно- познавательных и учебно-практических задач;

формирование у учащихся метапредметных учебно-информационных умений;

повышение качества знаний в процессе преподавания математики;

высокая творческая активность личности, проявляющаяся не только в учебной деятельности, но и во внеклассной;

апробация проекта и экспериментальная проверка его эффективности в реальном учебном процессе.



IV. Содержание проекта.

Теоретическая часть.

Введение федеральных государственных образовательных стандартов в школьную практику существенно изменило отношение как к содержательному, так и к процессуальному аспекту современного образования. Ведущей идеей реализации нового стандарта является метапредметность в организации образовательного процесса.

1.1.Метапредметный подход призван решить проблему разобщенности научного знания, установить связи между учебными предметами на основе общих способов деятельности, обеспечить целостное восприятие учащимися процесса обучения, объединив различные дисциплины метадеятельностью. Метапредметность современного стандарта выражается в современной трактовке образовательных результатов обучения школьников, приоритетное значение среди которых отдается метапредметным результатам. Такой подход актуализировал проблему исследования метапредметного содержания образования. Этой проблеме посвящены работы отечественных ученых А.В. Хуторского, Н.В. Громыко, Ю.В. Громыко и др. По мнению А.В. Хуторского, метапредметная суть образования состоит в выявлении и реализации внутреннего потенциала человека не только по отношению к себе и внутреннему миру, что достигается через деятельность, которая относится к фундаментальным основам мира и человека. Метапредметное содержание образования как центральное педагогическое понятие, более важное, по мнению А.В. Хуторского, чем «предметное содержание образования», связанное с определением «вечных» ключевых проблем. Поэтому метапредметное содержание не только принадлежит определенному учебному предмету, но и выводит человека за его рамки к первоединым основам .


1.2. Приоритетное значение метапредметных результатов обучения объясняется их востребованностью и универсальностью. Этот самостоятельный компонент содержания образования обеспечивает школьникам овладение такими актуальными на сегодняшний день умениями, необходимыми на любой образовательной ступени, как умения учиться, т. е. универсальными способами учебной деятельности.

Для решения этой важной задачи изменились функции учителя и учащихся в образовательном процессе. Современный учитель – организатор познавательной деятельности ученика. Непосредственное вовлечение обучаемых в учебно-познавательную деятельность в ходе учебного процесса связано с формированием и применением универсальных учебных действий, которые помогают сделать процесс обучения более мотивированным, понятным и доступным каждому школьнику. Сущность понятия «универсальные учебные действия» в широком значении – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В узком смысле этот термин определяется как совокупность способов действия, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих школьнику способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Всеми признаками универсальности обладают проектные умения, которые формируются у учащихся в процессе работы над учебными проектами и являются одновременно и условием, и результатом проектной деятельности учащихся. Практика показывает, что проектное обучение сегодня – это одна из актуальных и часто используемых технологий обучения, т. к. оно направлено на самостоятельное изучение школьниками различных (имеющих для них жизненный смысл) проблем, учебных или реальных. Несмотря на свою популярность, проектное обучение зачастую используется лишь для решения частных предметных задач учебных дисциплин, для достижения предметных результатов обучения, при этом не уделяется должного внимания самим проектным умениям.

Кроме того, сугубо предметные проблемы, определяющие тему ученического проекта, делают его еще более изолированным от целостного восприятия картины мира. Поэтому задачами педагогов, практикующих технологию проектного обучения, являются выбор оптимальных методов и форм организации учебной деятельности школьников, форм уроков и внеурочных мероприятий, направленных в первую очередь на развитие умений учиться, умений осуществлять проектную деятельность, а также интегративный подход к определению проблемы исследования ученического проекта.

Образовательным продуктом проектной деятельности учащихся является учебный проект, который определяется как самостоятельно принимаемое учащимися развернутое решение проблемы. Значимость выполненного проекта определяется эмоционально-ценностным и творческим компонентами, осознанием личного вклада учащегося в раскрытие проблемы и степенью самостоятельности проектной деятельности.

1.3.Интегрированные проекты, с нашей точки зрения, являются одним из наиболее эффективных способов развития метапредметных результатов обучения школьников. В ходе проектной деятельности у обучающихся развиваются все три типа УУД, целенаправленно ведущих к достижению метапредметных результатов. Рассмотрим эти результаты подробнее.

Так, формирование метапредметных регулятивных УУД происходит на начальном этапе работы над проектом, когда обучающиеся: определяют цель и задачи проекта, обдумывают и составляют план работы, поэтапно реализуют этот план, анализируя возникающие затруднения и находя способы преодоления трудностей, представляют конечный результат и умеют его оценить.

Познавательные УУД развиваются в процессе работы с информацией, что находит свое выражение в обдумывании какого рода информация необходима, выборе источника информации ( интернет, справочник, словарь, ЭОР и др.), анализе, сравнении и отборе информации из разных источников, способе и форме преобразования информации для реализации проекта.

Метапредметные коммуникативные УУД формируются при осуществлении совместной проектной деятельности, а также при публичной защите проекта.

Что же касается личностных результатов, они проявляются при выражении желания и готовности выполнить проект самостоятельно, в группе или в паре (что говорит о высоком уровне мотивации), в выборе темы проекта, в отражении личной позиции, следовании нравственно-этическим и социальным нормам.

Интегративный подход в проектном обучении осуществлялся на технологическом и содержательном уровне.

На технологическом уровне предметом интеграции становятся приемы и способы деятельности учащихся, проектные умения. Входящие в состав проектных умений универсальные учебные действия формируются на разных этапах проектного обучения.

Проектные умения представляют собой целую группу взаимосвязанных умений, специфическими признаками которых являются мобильность, гибкость, динамичность, т. е. применяемость в различных видах учебно-познавательной практической деятельности, преобладание интеллектуальных компонентов, благодаря чему проектные умения легко переносятся из одной области деятельности в другую, а также вариативность в выборе способов достижения цели . В соответствии с этапами проектного обучения и типологией универсальных учебных действий мы выделили основные виды проектных умений (Приложение 1).

На содержательном уровне интегрируются знания об изучаемых объектах, явлениях, процессов вокруг «вечных» ключевых проблем, обозначенных А.В. Хуторским как метапредметное содержание образования. Открытый диалог с самим собой и с другими участниками проекта создает условия для освоения и принятия учащимися нового опыта, переосмысления и принятия ценностей.

Проблемный характер проектов ставит учащихся в ситуацию противоречия между знанием и незнанием, между сформулированной проблемой и недостаточностью известных способов деятельности для ее решения, что побуждает к поисковой деятельности. Реально существующие проблемы, лежащие в основе проекта, являются более значимыми для учащихся и могут иметь личностный смысл.

Контекстность проектного обучения дает возможность учащимся создавать проекты, приближенные к их естественно жизнедеятельности, осознавать место изучаемой ими науки в общей системе человеческого бытия.

Интеграция, лежащая в основе организации проектной деятельности школьников, дает возможность целостного представления о совокупности изучаемых объектов, процессов и явлений, которые объединены некоторыми общими характеристиками. Интегрированные проекты обеспечивают в восприятии учащихся целостность картины мира, способствуют развитию способностей к системному мышлению при решении теоретических и практических задач.

Таким образом, исходя из сущности интеграции как процесса создания единого целого (от лат. integer – «целый»), результатом интегрированного проекта можно назвать и сам проект как образовательный продут, и процесс его создания школьником, т. е. освоенные им умения и способы деятельности. Реализация интегрированных проектов через внутреннюю связь содержательного аспекта образования и деятельности школьников способствует формированию целостной картины мира.

Сами интегрированные проекты объединяют в едином образовательном пространстве предметы естественно-научного цикла (физику, химию, биологию, экологию), с общественными дисциплинами – обществознанием, историей, а также с музыкой и другими школьными предметами. Поэтому в организацию интегрированных проектов на уроках и во внеурочной деятельности были вовлечены не только учителя математики, но другие учителя-предметники.

1.4.Тематика проектов определялась актуальностью, практической значимостью, связью с жизненными ситуациями, а также личным интересом учащихся. Интегрирующим компонентом в таких проектах является проблема, которая должна быть комплексной и значимой для интегрируемых предметов.

Приведем примеры некоторых интегрированных проектов.

-«Родное село в числах и задачах», 7 класс, математика и краеведение;

-«Математика в музыке», 9 класс, математика и музыка;

-«Семейный бюджет на языке математики», 6 класс, математика и краеведение

-«Математика и вселенная», 7 класс, математика, астрономия, физика. (Приложения № 2, № 3, № 4, №5)

Реализация интегрированных проектов в процессе изучения математики и других, несмежных дисциплин показала эффективность экспериментальной методики. На наш взгляд, этому способствовали как выработанные методические и психолого-педагогические условия, так и скоординированная системная работа педагогов в рамках урочной и внеурочной деятельности. Математический кружок «Занимательные задачи по математике», «Культура и быт мордовского народа», курсы внеурочной деятельности «Финансовая грамотность», «Основы предпринимательской деятельности» - вот перечень внеурочных форм организации обучения, где в рамках экспериментальных площадок осуществлялась проектная деятельность школьников.


2. Практическая часть проекта.

     Я считаю, что основная цель обучения в школе – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком, хотя бы захотеть победить в себе негативное и  развить позитивное.   Решающая роль в этом принадлежит учителю. Каждый учитель должен понимать к чему он стремится в воспитании и обучении детей.

Необходимо вызвать у детей интерес к работе над проектом. Поэтому выбор темы должен исходить либо от самих ребят, либо предлагаться учителем, опираясь при этом на предпочтения детей. Во многом этот интерес является движущей силой, позволяет сделать проект глубоким и нестандартным. Важно отметить, что если тема детям интересна и личностно значима, то даже самый сложный теоретический материал будет усваиваться легко.

В качестве примера расскажу о работе над практико-ориентированным интегрированным проектом «Родное село в числах и задачах ». Над проектом работали ученики 5 класса.

Давно задумывалась над вопросом: как разбудить интерес к предмету у детей, которые считают математику наукой сухой, которые с детства привыкли говорить: «Я гуманитарий», но вместе с тем заметны вполне неординарные способности к математике. В классе обучаются дети, которые с удовольствием занимаются музыкой, краеведением и другими неродственными математике науками. Во время беседы с группой учащихся заметила, что они с болью рассказывают, о том, как закрылась их школа, разрушено сельскохозяйственное предприятие, разъехалось трудоспособное население и их деревня постепенно разрушается. Встретилась с родителями, которые родились, работали, женились и растят детей в своем селе. Услышала столько восторженных воспоминаний о событиях детства и юности. Все высказали одну и ту же мысль, что хорошо бы сохранить и передать детям память о своем родном селе. Я, учитель математики неоднократно сталкивалась с трудностями при работе с числом, формированию вычислительных навыков и умения решать несложные практические задачи. Однако, решение текстовых задач вызывает затруднения у многих учащихся. Но есть ли способ вызвать интерес к решению практических задач? Данный проект предназначен для выявления взаимосвязи между математикой и краеведением, историей, через составление сборника задач на краеведческом материале, чтобы сохранить память о селе.

Интегрированные проекты в нашей практике становятся уже традиционными. Для девочек, которые не особо любят математику, но серьезно занимаются музыкой, мы предложили создать проект «Математика в музыке». Изучив теоретический материал, обратившись к историческим фактам, учащиеся создали интересный и творческий продукт. В ходе проделанной работы, учащиеся выяснили, связь между длительностями нот и обыкновенными дробями, между сравнением длительностей нот и сравнением обыкновенными дробями. Любое музыкальное произведение можно представить как математическую модель, которая будет иметь числовые закономерности. В работе показано, что числа и ноты взаимосвязаны; что мир звуков и пространство чисел издавна соседствуют друг с другом. При защите данного проекта ученица расписала в виде обыкновенных дробей и сыграла свое любимое произведение.

Идея создания проекта «Семейный бюджет на языке математики» возникла в ходе наблюдения за девочкой, которая не отличалась особым прилежанием к учебе, но очень любила помогать родителям по хозяйству: ухаживать за животными, запасать корма и просчитывать затраты и прибыль. Я предложила ей ответить на вопросы: надо ли уметь составлять бюджет? Сколько времени это занимает и трудно ли это? Какой же вклад в экономию семейного бюджета могут внести дети? Именно так и родилась мысль о создании этого проекта.

Идея проекта «Математика и солнечная система» зародилась в связи с «красной» датой в истории освоения космоса – 55 летием первого полёта человека в космос. Ребята увлеклись целью связать математику с астрономией и физикой, расположить созвездия зодиака на координатной плоскости, придумать задачи и уравнения, связывая их планетами солнечной системы. В ходе работы над проектом рассмотрена история возникновения древнейших наук: математики, астрономии, физики. В работе показано практическое применение координатной плоскости.

На ежегодной региональной научно-исследовательской конференции «Я-исследователь» наши интегрированные проекты занимали первые места.
   Таким образом, групповой исследовательский интегрированный проект – это первый совместный научный опыт учащихся. Навыки, полученные в работе над ним, помогают в дальнейшей учебной деятельности. Учащиеся уверенно чувствуют себя на семинарах и научных конференциях, не боятся публичных выступлений, умеют отстаивать собственное мнение и позицию. Работа над исследовательским проектом прививает вкус к научной работе
Главное, мои воспитанники не считают математику науку скучной и ненужной.


V.Ресурсы. Условия реализации проекта.


Ресурсное обеспечение проекта является достаточным для его реализации:


- кабинет математики соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, оснащен комплектом мебели для учащихся и учителя;


- имеется компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска;


- имеется выход в интернет;


- в кабинете в достаточном объёме представлена дополнительная литература по математике для учащихся и учителей;


- имеются электронные пособия по математике, накапливаются, обучающие компьютерные презентации, подготовленные учителем и учащимися.

Интернет, аудио-видео продукты – все это позволяет повысить эффективность освоения предмета и мотивацию обучения. Включение информационных технологий делает процесс обучения более технологичным и результативным.

Уровень собственной квалификации для реализации заявленного проекта: имеем высшие квалификационные категории. Высшее педагогическое образование позволяет нам эффективно пополнять знания по содержанию и методике преподавания математики, повышать интерес к изучению предмета.

Оценка риска.

Возможные риски проекта

Минимизация рисков

Высокая степень загруженности учащихся

Необходимость большого количества учебного времени на единицу учебной информации

Не всегда удается обеспечить реальную включенность всех участников в урок или проект

1.При подготовке и реализации проектов необходимо учитывать не только новые методики обучения, но сетевое взаимодействие с учреждениями культуры, социума .

2. Обучение должно быть личностно ориентированным, с учетом психологических особенностей детей.


Проекты реализуются посредством взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса, родителей, педагогов дополнительного образования. На основе данного проекта для педегогов предполагается: участие в различных методических конкурсах; публикации, распространение опыта; обобщение педагогического опыта на муниципальном уровне.

VI. Основные этапы реализации проекта:


Проект реализуется в течение 3 лет

Сроки реализации проекта сентябрь 2017 – май 2020 гг.

Этапы реализации проекта

1 этап. Подготовительный (сентябрь 2017 г. – май 2020 г.)

Анализ научно-методической, психолого-педагогической литературы по проблеме формирования метапредметных результатов в обучении математике.

Изучение проблемы формирования у учащихся метапредметных результатов на уроках математики.


2 этап. Основной (сентябрь 2018 г. – май 2019 г.)

Разработка, оформление проектов.

Разработка системы дидактических материалов (Брошюры с авторскими задачами).

Апробация проекта (Защита проектов в рамках школьной научно-практической конференции, выступление на муниципальной)


3 этап. Аналитический (сентябрь 2019 – май 2020)

Оценка эффективности проекта.

Представление результатов. (Приложения 2,3,4)


VII.Заключение. Выводы.


Анализируя процесс реализации интегрированных проектов в формировании метапредметных результатов, мы выделили следующие преимущества в формировании и развитии

регулятивных УУД:

-обучающиеся формируют навыки определяют цель и задачи проекта, обдумывают и составляют план работы, поэтапно реализуют этот план, анализируя возникающие затруднения и находя способы преодоления трудностей, представляют конечный результат и умеют его оценить;

познавательных УУД:

- в процессе работы с информацией, находят новые связи между фактами в различных предметах, тем самым побуждают к осмыслению и обдумыванию какого рода информация необходима, выборе источника информации ( интернет, справочник, словарь, ЭОР и др.), о способе и форме преобразования информации для реализации проекта.

коммуникативные УУД:

- формируются при осуществлении совместной проектной деятельности, а также при публичной защите проекта.

личностные результаты:

- проявляются при выражении желания и готовности выполнить проект самостоятельно, в группе или в паре (что говорит о высоком уровне мотивации), в выборе темы проекта, в отражении личной позиции, следовании нравственно-этическим и социальным нормам.


Прогресс человеческого развития приводит к изменению подхода в обучении, который направлен на гармоническое развитие личности детей. С введением внеурочной деятельности по ФГОС стала возможна разработка учителем интегрированных проектов. Хочется отметить, что интегрированные проекты можно назвать творческим дополнением в процесс обучения, способом осуществления межпредметных и метапредметных связей, и нам бы хотелось призвать учителей отбросить все сомнения, пробовать, творить, интегрировать. Самые главные признание для нас, учителей, горящие глаза детей, их бескрайняя радость от тех, маленьких открытий, которые они совершат в процессе работы над проектом.

А закончить мы хотим словами Триона Эдвардса: «Пробуждение интереса и разжигание энтузиазма – это верный способ лѐгкого и успешного обучения»






VIII. Список использованной литературы:



Асмолов, А. Г., Бурменская,  Г. В., Володарская, И. А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий[Текст]/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская , И.А.Володарская - М.: Просвещение, 2011. 159 с.

Гришина, И.В. Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность [Текст] /И.В. Гришина.- М.: КАРО, 2008.-160 с.

3. Антонова Э. И. Формирование метапредметных умений школьников основной школы через проектную деятельность / Э. И. Антонова // Воспитание и обучение: теория, методика и практика : материалы VIII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 6 нояб. 2016 г.). — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс»,

4. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли. М.: Просвещение, 2008. С. 4–5.

5. Кулакова Е.А. Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / под общей редакцией к. пс. Н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.

6. Метапредметный подход в обучении школьников: Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ / Авт.-сост. С.В. Галян – Сургут: РИО СурГПУ, 2014.

7.Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций. Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 12 декабря. http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm

8.Электронная библиотека  http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-metapredmetnyh-kompetentsiy-uchaschihsya

9. infourok.ru

10.Электронная библиотека http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-metapredmetnyh -kompetentsiy-uchaschihsya





















22


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.