Индивидуальный маршрут научения учащихся с ОВЗ (Группа А) по русскому языку в 4 классе
С.Н. ГАНЧЕВА
(Россия, Мичуринск)
«АДРЕСНЫЙ» ПРОДУКТ «ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОГО» НАУЧЕНИЯ
_______________________________________
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ «ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОГО» НАУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ (ГРУППА «А») ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
НА ОСНОВЕ УЧЕТА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ И ЗДОРОВЬЯ, СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
И СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ КОМФОРТНОСТИ КАЖДОГО РЕБЕНКА
4 КЛАСС ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
_____________________________________
Мичуринск
1. Общие сведения
ФИ учащегося | | |
Возраст | | |
Класс | | |
Год научения в данном классе | | |
Анализируемый период научения | | |
Режим пребывания учащегося в ОО | | |
Заключение и рекомендации ПМПК | | |
ФИО родителей учащегося /(или) лиц их заменяющих | | |
| ||
ФИО педагога, осуществляющего процесс научения=развития, воспитания=развития и социализации | | |
ФИО специалистов сопровождения | Дефектолог | |
Логопед | | |
Психолог | | |
Социальный педагог | | |
Тьютор | |
2. Цели и задачи на период научения=развития, воспитания=развития и социализации
Цели | 1) продвижение учащегося в научении, воспитании, социализации; 2) развитие и коррекция несформированных высших психических функций; 3) развитие и коррекция эмоционально-волевых нарушений и поведенческих реакций; 4) развитие и коррекция речевых недостатков и т.д. |
Задачи | 1) продолжить комплексную работу по формированию у учащегося предметных и социальных компетенций; 2) помочь учащемуся в формировании 2.1) умений и навыков научающей деятельности; 2.2) отчетливых представлений о предметах и явлениях окружающей действительности; 2.3) личностных компонентов познавательной деятельности; 2.4) теоретического самоконтроля, культуры речи и поведения; 2.5) основ личной гигиены; 3) продолжить работу 3.1) по развитию у учащегося психофизиологических функций: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно-моторной координации; 3.2) осуществить коррекцию индивидуальных отклонений и т.д. |
3. СОЗДАНИЕ «БЕЗБАРЬЕРНОЙ» СРЕДЫ
Потребности учащегося | • обогащение предметными и социальными компетенциями; • индивидуальный подход; • проявление педагогического такта и т.д. |
Направления деятельности «сопровождающей среды» в совершенствовании «незавершенной природы» учащегося | 1) развитие зрительного восприятия и узнавания, памяти и внимания; 2) развитие слухового внимания и памяти; 3) развитие фонетико-фонематических представлений, формирование навыков звукового анализа; 4) развитие основных мыслительных операций (соотносительный анализ, группировка и классификация, работа по словесной и письменной инструкции, алгоритму и т.д.); 5) развитие видов мышления (наглядно-образное, словесно-логическое и т.д.); 6) развитие пространственных представлений и ориентации; 7) совершенствование движений и сенсомоторного развития (развитие мелкой моторики пальцев, навыков каллиграфии и т.д.); 8) коррекция 8.1) отдельных сторон психической деятельности; 8.2) нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы; 8.3) нарушений речи; 8.4) всех деятельностей. |
«Сопутствующие» Продукты научения, воспитания и социализации (оборудование, литература, тренажеры и т.д.) | • Пространство научения, созвучное современной тенденции эко-архитектуры; • стол, стул - в соответствии с индивидуальными особенностями развития и здоровья ребенка; • технические средства научения (компьютер, мультимедийный проектор, экран и т.д.); • научающая литература, дидактические материалы с достаточным количеством иллюстраций, таблиц, опорных сигналов, облегчающих восприятие, понимание и «присвоение» материала; • культурологический фон научения (плакатная живопись, фотоматериалы, музыкальные фрагменты и т.д.); • практико-ориентированные тренажеры и т.д. |
4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
Направления деятельности | Режим и формы деятельностей | Показатели достижений | Необходимые специалисты | Формы оценки деятельностей и результатов деятельностей | |
Развитие познавательных интересов | Организация желаемого и успешного научения, воспитания, активной социализации | Использование релевантных методов, приемов и моделей научения, воспитания, социализации | Наличие атмосферы поддержки и доверия; достижения учащегося относительно прошлых успехов | Учитель-предметник Учитель-логопед Педагог-психолог | Динамика продвижения учащегося в образовательном поле; общая динамика развития |
Обращение к непосредственному опыту учащегося | Использование дополнительного материала | ||||
Активизация действий и деятельностей учащегося | Опора на наглядность, применение игровых форм, разнообразие заданий/упражнений | ||||
Формирование оптимальной самооценки | Знакомство учащегося с критериями оценок | «Овеществление» школьных правил, которым учащийся должен следовать | Создание атмосферы поддержки; достижения учащегося относительно прошлых успехов; нестандартные достижения | Учитель-предметник Учитель-логопед Педагог-психолог | Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями |
Подробная и конструктивная интерпретация выставленных оценок | Возможность говорить с учащимся на темы, которые его интересуют (беспокоят) | Использование системы оценок достижений учащихся | |||
Включение ученика в оценку результатов собственной деятельности и деятельности одноклассников | Оценка деятельностей и результатов деятельностей учащегося; признание усилий ребенка; непризнание конкуренции | Учитель-предметник Учитель-логопед Педагог-психолог | Использование системы оценок достижений учащегося | ||
Безотметочное оценочное суждение | Оптимистическое суждение - суждение относительно возможностей учащегося получить «желаемую» оценку, выстроить стратегию получения «желаемой» оценки | Учитель-предметник Учитель-логопед Педагог-психолог | Акцентирование внимания на хороших оценках; разрешение «забыть» задание, с которым учащийся не справился | ||
Формирование эмоционального благополучия | Преодоление страха перед предстоящей деятельностью | «Овеществление» приемов «подкрепления» персональной исключительности учащегося | Показатели психо-эмоционального состояния (уровень тревожности, агрессивности, самооценки и т.д.) | Учитель-предметник Учитель-логопед Педагог-психолог Соц. педагог Родители учащегося | Динамика развития учащегося; самоанализ деятельностей специалистов |
Развитие веры в собственные силы | Создание ситуаций успеха; определение «предпочтительного» знания | Навыки и достижения, самооценка деятельностей и результатов деятельностей, большие успехи по всем предметам | |||
Создание положительной атмосферы доброжелательности и взаимопомощи | |||||
Установление личностно- доверительного общения педагогов и учащегося | Вербальное общение на любые темы, которые учащегося интересуют или беспокоят | Показатели психо-эмоционального состояния (уровень тревожности, агрессивности, самооценки) | |||
Формирование социальной компетентности | Формирование адекватного поведения в учебной ситуации (на уроке, во внеурочное время) | Помощь ребенку в «присвоении» и соблюдении школьных правил | Формирование ответственного поведения в группе сверстников | Учитель-предметник Учитель-логопед Педагог-психолог Соц. педагог Родители учащегося | Наблюдения на уроках и переменах, коррекционно-развивающих занятиях Специально созданные диагностические ситуации на занятиях; беседа с родителями учащегося и педагогами |
Формирование умения планировать и контролировать свою деятельность | Формирование самостоятельности |
и т.д.
Примечание.
Материалы выполнены коллективом авторов (Ганчев Г.И., Ганчева Н.В., Ганчева С.Н., Воронкова Д.К.) и являются составной частью ряда конкурсных работ и методик, представленных в 2018, 2019 годах на всероссийские и международные конкурсы профессионального мастерства.
Материалы получили оценку, а их авторы награждены Дипломами и удостоены медалей.
Все права защищены.
Использование материалов и цитат - со сноской на авторов.