12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Габова Полина Николаевна1261
Интересуюсь всем новым в сфере педагогики, психологии, неврологии, педиатрии, психиатрии. Люблю фотографировать обыденные, но такие интересные вещи, упущенные нами в быстром темпе жизни.
Россия, Коми респ., Сыктывкар

ГУ РК «Сыктывкарский специализированный дом ребенка»






                                               УТВЕРЖДАЮ:

Главный врач ГУ РК

«Сыктывкарский

специализированный дом ребенка»

_________________Кузнецова Г.В.


«____» _____________  2018 г.



«Индивидуальный образовательный маршрут»


(Женя Б., возраст 2 года 3 месяцев, срок реализации – 3 месяца)



Составитель: Габова П.Н.,

логопед










                                                                             






Сыктывкар, 2018




СОДЕРЖАНИЕ



    Пояснительная записка…………………………………………………………………...….......3

- нормативно-правовая база…….…………………………………….……………………….....3

- введение…………………………………………………………………………………………4

-целевые ориентиры…….………………………………………………………………………..4

- направления, задачи и структура деятельности.……………………………………………...4

-ожидаемые результаты коррекционно-развивающей работы………………….…………....10- - перечень оборудования и дидактического материала…………………………………………9

    Основные направления коррекционно-развивающей работы………………………………………………………….……………………… ………...10

3. Список литературы…………………………………………………………….…………...…....15

4. Приложения…………………………………………………………………………..………….17



Пояснительная записка

Данный индивидуальный маршрут рассчитан на 3 месяца коррекционно-развивающего обучения и составлен с учетом пятидневной недели. Настоящий индивидуальный маршрут является интегративанным и объединяет в себе цели и содержание таких программ как: Архипова Е.Ф. «Логопедическая работа с детьми раннего возраста»; Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта»; программа «Каролина» для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями/Под ред. Н.Ю. Барановой; Нищева Н.В. «Программа коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада»; Фрухт Э.Л., Янпольская Р.В. «Программа воспитания и обучения детей в доме ребенка».


Нормативная база

«…Содержание образования и условия организации обучения и воспитания, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида…»

-Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» гл. 11, статья 79

-«…Создать условия для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов в случаях их пребывания в учреждении…» -Нормы СанПиН 2.4.1. 3049-13 распространяются на все дошкольные учреждения, независимо от их вида.

СанПиН 2.4.1. 3049-13, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05 2013г. № 26.

-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, приказ министерства образования и науки Российской Федерации №1155 от 17.10.2013 г. (ред. от 21.01. 2019 г.).

-Письмо Министерства образования Российской Федерации от 3.04.2003 г. № 27/2722-6 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект».

- Письмо зам. министра МИНОБРНАУКИ Российской Федерации от 7.06.2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».

-«О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями)» (Письмо минобразования РФ от 16.04.2001 № 29/1524-6).

- Нормативно-правовые акты, регулирующими деятельность логопеда образовательного учреждения.

- Локальные акты учреждения.


Введение


Настоящий индивидуальный маршрут носит коррекционно-развивающий характер. В индивидуальном маршруте определены основные направления работы логопеда, условия и средства формирования и коррекции нервно-психического развития ребенка с ОВЗ, с учетом особенностей личности и сложившихся представлений о структуре дефекта при органическом поражении ЦНС. Разработанный маршрут представляет собой попытку обобщить накопленные психолого-педагогические разработки отечественных и зарубежных авторов (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Е.А. Стребелевой, А.Р. Маллера, Ф. Фребеля и др.), теоретические подходы к воспитанию и обучению таких детей в контексте моделей социального развития, формирования регуляции социального поведения с позиций общих закономерностей формирования личности (Л.С. Выготский, С.Р. Рубенштейн, В.Г. Петрова), т.е. не столь важно дать информацию ребенку, сколь важно научить ее использовать в своей повседневной деятельности, в общении с другими.

Обучение и развитие детей с ОВЗ предполагает их подготовку к взрослой жизни с максимальной самостоятельностью в обслуживании и удовлетворении собственных потребностей, а также возможной самореализацией в доступных видах деятельности. работу.
Цель: создание условий для развития социально адаптированной личности ребенка с ОВЗ,с учетом компенсаторных механизмов, проживающего в условиях дома ребенка. Личностное развитие ребенка (М. И. Лисина, Л.И. Божович, Т.А. Репина, Г.Г. Кравцов и др.) обеспечивается успешным и комфортным осуществлением коммуникации в системе «ребенок – мир». Учитывая особенности развития личности ребенка с ОВЗ (нарушения эмоционально-волевой сферы, мотивационного компонента различных видов деятельности, инертность и тугоподвижность психических процессов, дети не выделяют себя из окружающего «Я сам», не осознают своих возможностей, эмоциональная нестабильность) и трудности усвоения норм адаптивного поведения, приоритетными направлениями индивидуального маршрута считаются:

    Формирование механизмов адаптивного поведения;

    Формирование основ сенсорно-перцептивной деятельности (познание начинается с непосредственного контакта органов чувств с окружающими предметами, явлениями, вещами. К серсорно-перцентивным процессам относятся ощущения и восприятие, представления и воображение) как базы для формирования системы представлений об окружающем мире и самом себе.

     В документах, положенных в основу программы коррекционной работы понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья» - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. 
      
По классификации, предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся:

    Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

    Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

    Дети с нарушением речи;

    Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

    Дети с умственной отсталостью;

    Дети с задержкой психического развития;

    Дети с нарушением поведения и общения;

    Дети с сочетанными нарушениями психофизического развития, т.е. со сложной структурой дефекта (дети, имеющие нарушение одного или нескольких анализаторов (зрительного, слухового, двигательного, речевого), возможно в сочетании с ЗПР, умственной отсталостью.

 В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка,  другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться.

Таким образом, индивидуальный маршрут коррекционной развивающей работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности ребенка с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Характеристика ребенка: Женя Б. – девочка со сложной структурой дефекта (грубая ЗРР на фоне органического поражения ЦНС смешанного генеза, ДЦП спастический тетрапарез средней степени тяжести), поэтому в основе реабилитации лежит своевременная и адекватная диагностика имеющихся нарушений, осуществляемая в режиме сравнительного сопоставления с нормативами нервно-психического развития здоровых детей (Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни. - М., 1979). Такой подход позволяет определить «зону ближайшего развития», направления коррекционно-логопедической, психологической и педагогической работы (создание индивидуальной коррекционно-развивающей программы с соблюдением принципа единства диагностики и коррекции, с учетом структуры дефекта, картиной дизонтогенеза, возрастом ребенка, характерологических черт ребенка, особенностей вторичных отклонений в развитии, соматического и психического состояния, рекомендациями врачей и узких специалистов).

Женя Б. поступила в «Сыктывкарский специализированный дом ребенка» в возрасте 8 месяцев. За время пребывания в доме ребенка отмечается положительная динамика в нервно-психическом развитии. В настоящее время девочке 2 года 3 месяца, настроение спокойное, эмоции бедные, однообразные. Эмоциональные реакции в основном наблюдаются на раздражители, воздействующие непосредственно на нее (улыбается). В активе певучее гуление. Все психические процессы тугоподвижные, инертные. Познавательный интерес резко снижен. Лежа в манеже приподнимает голову и наблюдает за другими детьми, переворачивается со спины на живот. Стала проявлять интерес к игрушкам, низко висящим над грудью, рассматривает, протягивает руку, пытается захватить. Внимание непроизвольное, неустойчивое, объем сужен. Память кратковременная. Замедленное, затрудненное восприятие. Общение не инициирует.

Ест из бутылочки, но руками ее не придерживает.

По уровню нервно-психического развития соответствует

следующим показателям:


    Активная речь – на 5 месяцев;

    Понимаемая речь –нет;

    Игра (движения руки) – на 4 месяцев;

    Сенсорное развитие – нет;

    Движения общие – на 5 месяцев;

    Эмоции – на 1 месяц;

    Зрительные ориентировочные реакции – на 3 месяца;

    Слуховые ориентировочные реакции – на 3 месяца;

    Навыки –нет.

Ниже V группы развития. Заключение: Грубая ЗРР на фоне органического поражения цнс смешанного генеза, ДЦП.


ДЦП – совокупность разнообразных хронических симптомов, обладающих не прогрессирующим течением, которые касаются нарушений двигательной сферы человека. Ведущими в клинической картине ДЦП являются двигательные нарушения, которые часто сочетаются с психическими и речевыми расстройствами, нарушениями функций других анализаторных систем (зрения, слуха, глубокой чувствительности), судорожными припадками. Патология зрения, слуха, мышечно-суставного чувства существенно сказывается на восприятии в целом. При всех формах ДЦП имеют место глубокая задержка и нарушение кинестетического анализатора (тактильное и мышечно-суставное чувство), нарушено восприятие себя («образ себя») и окружающего мира. Выраженность тонических рефлексов повышает тонус языка, затрудняет дыхание, голосообразование, произвольное открывание рта, движения языка вперед и вверх. Основной целью коррекционной работы при ДЦП является оказание детям медицинской, педагогической, психологической, логопедической и социальной помощи; обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, общего и профессионального обучения.

Основной формой организации работы с ребенком, страдающим тяжелыми психо-физиологическими расстройствами является индивидуальное занятие, продолжительностью 7-15 минут. Занятия проводятся ежедневно.

Реализацию данной программы обеспечивают следующие принципы организации коррекционной работы: онтогенетический подход, этиопатогенетический принцип, принцип учета симптоматики и структуры речевого дефекта, принципы системности, конкретности, доступности и комплектности, а также общедидактические принципы.

Коррекционные задачи определяют комплекс мероприятий, направленных на создание компенсаторных механизмов, развитие потенциальных возможностей, устранения имеющихся дефектов развития. Важно развитие скоординированной системы межанализаторных связей, опора на все анализаторы с обязательным включением двигательно-кинестетическиго анализатора. Желательно опираться одновременно на несколько анализаторов.




Задачи обучения:
1. Развитие эмоционального общения со взрослым (стимуляция «комплекса оживления», стремления продлить эмоциональный контакт со взрослым);

    Нормализация состояния и функционирования артикуляционного аппарата;

    Стимуляция и вызывание первых слогов лепета;

    Развитие дыхания (вокализация выдоха);

    Развитие устойчивости фиксации, плавности прослеживания;

    Формирование умения локализовать звуки в пространстве;

    Нормализация кистей и пальцев рук;

    Развитие хватательной функции рук;

    Стимуляция кинестетических ощущений;

    Развитие крупной моторики (стимуляция переворота с живота на спину, подползания);

Ожидаемые результаты коррекционно-развивающей работы:

- в активе появились первые слоги лепета;

- ребенок оживляется при виде взрослого, проявляется весь комплекс коммуникации, стремления общаться;

- фиксирует взгляд на лице взрослого, предметах;

- плавно прослеживает во всех направлениях за предметами, лицом взрослого;

- прислушивается к звучанию музыкальных инструментов, находит взглядом звучащий предмет в группе;

- формируется зрительно-моторная координация, ребенок может четко провести руку к предмету и «захватить» его;

- поворачивается с живота на спину, пытается ползать.


Вся логопедическая работа в Доме ребенка строится на рекомендациях специалистов, логопед тесно контактирует с неврологом, педиатром, психологом, инструктором ЛФК, музыкальным руководителем, массажистом и другими специалистами. Реабилитация, профилактика состояния ребенка проводится комплексно. Для работы с Женей Б. составлен индивидуальный маршрут, в которой выделяются приоритетные направления на определенный период. Таким образом, создается коррекционное пространство, где целенаправленно совершенствуются умения и навыки вне зависимости от характера занятий. То есть программа составлена по уровням нервно-психического развития ребенка на данный момент, определена основными направлениями и задачами, которые реализуются поэтапно (корректируется в эпикризные сроки с учетом динамики).
Работа по различным направлениям ведется с учетом потребностей данного ребенка, Вместе с тем, в занятия включается разнонаправленный материал, поскольку основной целью всегда служит комплексное развитие ребенка.

Перечень оборудования и дидактического материала

Кабинет оборудуется мебелью в соответствии с росто-возрастными особенностями детей и оснащается игрушками и пособиями, безвредными для здоровья детей (СанПиН №2.4.3259-15). Основное назначение логопедического кабинета – создание рациональных условий для коррекционного обучения детей, имеющих ОВЗ. Это предполагает, во-первых, предметную среду с корригирующим, развивающим и оздоравливающим компонентами; во-вторых, научно- методическое (технологическое) сопровождение коррекционного процесса; в-третьих, наличие логопедической документации и, в-четвертых, информативный блок для педагогов и родителей.

В нашем случае необходимо:

Медицинский инструментарий (набор шпателей, стерильные салфетки, стерильные перчатки, лоток эмалированный, детский крем, щетки – различные по фактуре).

Специальная мебель и оборудование (позиционные кресла, мягкие пуфы-сидения (для придания позы эмбриона), поворотное сиденье Fisher-Prise, оборудованное музыкальным центром (развитие ориентировочно-познавательных реакций, зрительно-моторной координации), сухой бассейн (нормализация тонуса).

Стимульный материал: схематическое изображение человеческого лица, картинки с черно-белым геометрическим изображением, музыкальные игрушки, тряпичные браслеты с бубенцами на руки ребенку, погремушки, игрушки на тактильное восприятие, крупные игрушки для демонстрации, игровые центры, мягкие книжки, игрушки для игр в воде и песке.

Документация: коррекционно-логопедическая программа, паспорт логопедического кабинета, нормативные документы, перспективное планирование на календарный год, логопедические карты сопровождения детей (по возрастным группам), журнал посещаемости, журнал движения детей, записи в истории развития ребенка, логопедические характеристики для передачи под опеку; освидетельствования МСЭ и Республиканской ПМПК, портфолио научно-методических достижений педагога.


Основные направления коррекционно-развивающей работы:

- Формирование социального развития ребенка (формирование мотивационно-потребностной сферы общения и первичных навыков самообслуживания).

- Развитие сенсорного восприятия:

- зрительного восприятия и внимания, подражания, формирование целостного образа предметов.

- слухового внимания и восприятия (неречевого и речевого слуха), слухоречевой памяти (при восприятии произведений художественной литературы и народного творчества);

- тактильно-двигательного восприятия;

- мелкой моторики.

- Развитие речевой активности:

- стимуляция лепета.

- Коррекционно-логопедическая работа по развитию речевой моторики, формированию произносительной стороны речи (нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата, мышц мимической мускулатуры:

- дифференцированный массаж,

- пассивная артикуляционная гимнастика (с подключением сохранных анализаторов);

- развитие дыхания и коррекция его нарушений (дыхательная гимнастика).

- Формирование функциональных возможностей кистей и пальцев рук. Развитие зрительно-моторной координации.

- Формирование эмоций, коммуникативных способностей.

Коррекционно-развивающее обучение и воспитание осуществляем посредством реализации коррекционно-развивающих программ, внедрение в работу всего нового, направленного на улучшение работы с детьми, установления взаимосвязи и преемственности в работе всего медико-психолого-педагогического коллектива (логопеда, невролога, психолога, воспитателей, музыкального руководителя, преподавателя физкультуры, медицинских сестер, массажиста).






СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

(период формирования ориентировочно-познавательных реакций в доречевом периоде)

Учитывая, что начиная с первых дней жизни под влиянием патологических тонических рефлексов (характерный симптом детского церебрального паралича) у ребенка формируются патологические установки рук, ног, положения туловища и головы (кривошея), необходимо подбирать для каждого ребенка индивидуальные положения тела, при которых патологические тонические рефлексы не проявлялись бы вовсе, либо проявлялись минимально. Эти положения туловища, конечностей, головы, носящие название «рефлексо-запрещающие позиции», необходимо придавать ребенку до начала проведения логопедического занятия и сохранять во время занятия.

Выбор позы для занятий «рефлексо-запрещающие позиции».

Цель: выбрать для занятия положение ребенка, в котором патологические тонические рефлексы проявлялись бы минимально или не проявлялись вовсе.

1. Поза эмбриона - в положении на спине следует приподнимать и опускать голову ребенка на грудь, руки и колени согнуть и привести к животу. В этой позе производятся плавные покачивания до 6-10 раз, направленные на достижение максимально возможного мышечного расслабления (метод, предложенный Б. и К. Бобат).

2. В положении на спине под шею ребенка подкладывается валик, позволяющий несколько приподнять плечи и откинуть назад голову, ноги при этом согнуты в коленях.

3. В положении на спине с обеих сторон голову ребенка фиксируют валиками, позволяющими удерживать ее на средней линии.

4. В положении на боку ребенок помешается в «позу эмбриона».

5. В положении на животе под грудь ребенка подкладывается валик, а ягодицы фиксируются поясом с грузом.


    Развитие артикуляционного аппарата.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ

Цель: нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата, стимуляция кинестетических ощущений.

В данный период развития массаж направлен на расслабление артикуляционной мускулатуры.

Проводятся сл. приемы:

    Расслабление лицевой и губной мускулатуры методом разглаживания:

-в направлении от середины лба к вискам;

-от бровей к волосистой части головы;

-от линии лба через все лицо к шее;

-от мочек уха по щекам к крыльям носа;

-по верхней губе от угла рта к середине;

- по нижней губе от угла рта к середине.

2. Расслабление языка:

-точечный;

-движения от периферии к центру, от кончика к корню языка;

-поглаживание: продольное плоскостное, в поперечном направлении, боковых краев;

- надавливание на язык;

-перетирание-продольное и поперечное (очень легко).

Все приемы чередуются с поглаживанием.

3. Расслабление оральной мускулатуры. Методом постукивания, поглаживания мышц лба, шеи, губ, языка. Движения проводятся двумя руками от периферии к центру по 6-8 раз:

-расслабление губ: поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ, поглаживание верхней и нижней губы к центру, постукивание губ, точечный массаж губ.

-расслабление мышц шеи: рука логопеда под головой ребенка и медленными, плавными движениями поворачивать голову ребенка в одну и в другую сторону, покачивать вперед (3-5 раз). Поглаживать шею от подбородка вниз, по бокам шеи.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

    Пассивные движения губ:

-собрать верхнюю губу с углов рта к середине, то же с нижней губой;

-опускать верхнюю губу с одновременным нажатием на точки прикрепления верхней квадратной мышцы;

-попеременное перетягивание углов рта влево-вправо, поместив пальцы в углы губ;

-смыкание губ для выработки кинестетического ощущения закрытого рта;

-пассивное открывание рта, поместив указательные пальцы на верхнюю губу, а большие пальцы обеих рук на нижнюю, производят раздвигающие движения (4-6 раз);

-создание укладов губ для дальнейшего произнесения звуков: а,о,у,и.

2. Пассивные движения языка:

-прижимание шпателем кончика языка ко дну ротовой полости;

-пассивное приподнимание кончика языка шпателем к твердому небу или к верхней губе (4-6 раз);

-язык захватывается салфеткой, осторожно подтягивается вперед на нижнюю губу и отводится в стороны (2-3 раза).

Эти приемы повторяют ежедневно перед кормлением.

    Развитие дыхания.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

Цель: увеличение объема и силы выдоха с последующей вокализацией, тренировка глубины и ритмичности дыхания.

    Поместив ребенка в «рефлексо-запрещающей позиции», с легким потряхиванием разводят руки в стороны и поднимают их вверх-вдох, затем опускают руки, прижимая их к грудной клетке-выдох.

    Одновременно с поворотом головы ребенка в одну из сторон отводится в соответствующую сторону и его рука-вдох. Слегка потряхивая руку и голову, возвращают их в исходное положения-выдох. Эти движения способствуют выработке ритмичности движения и дыхания.

    Осторожно потряхивая ноги ребенка, их вытягивают, разгибают, при этом происходит вдох, а сгибание ног в коленях и приведение к животу усиливает выдох.

    Ребенка кладут на живот, его руки опираются на стол. Поднимая плечи и голову, при опоре на руки, способствуют осуществлению вдоха, а опуская голову и плечи усиливают выдох.

Движения проводятся по 3-4 раза.

    Стимуляция эмоциональных реакций.

    Создание эмоционально-положительного фона общения, занятия.

    Вызывание «комплекса оживления».

    Поддержание интереса ребенка к лицу взрослого, к его голосу.

    Стимуляция эмоциональных возгласов, смеха, интонационной и голосовой активности.

    Развитие зрительно-моторной координации, правильного захвата.

    Совершенствование слежения за игрушкой из различных положений.

    Демонстрация различных по форме и цвету предметов.

    Соединение поля зрения и поля действия (взгляд направляет руку).

    Вызывание рефлекторного разжимания кулачка.

    Массаж пальцев и тыла ладони.

    Вкладывание в ладонь различных по физическим свойствам предметов, для усиления тактильных ощущений.

    Формирование единых тактильно-кинестетических условных связей.

    Противопоставление большого пальца.

    Методом пассивных упражнений побуждать к повторному действию с предметом.

    Развитие начальных этапов формирования активной речи.

    Стимуляция лепета:

а) В момент выдоха ребенка произнесение звуков а, у, слогов па, бу; во время вдоха-пауза.

б) Произносится один и тот же звукокомплекс через определенные интервалы, побуждая ребенка к ответным реакциям по принципу «звук-прислушивание».

в) Повторяя за ребенком его звука, формировать возможность переклички.

г) Пассивное произнесение слогов на, ма, ба (смыкание губ на активном голосовом фоне).

д) Дальнейшее совершенствование речеслухового анализатора для возможности многократного произнесения новых слогов.

VI. Развитие слухового восприятия.

    Стимулировать возможность локализации звука в пространстве.

    Развивать элементарную звуковую дифференцировку: высокий-низкий, тихий-громкий.

    Голос-игрушка.

VII. Развитие зрительного восприятия.

    Стимуляция способности длительно следить за движущимся предметом (удержание в поле зрения приближающийся-удаляющийся предмет; наклоняющееся вправо-влево лицо).

    Совершенствовать зрительное восприятие в различных плоскостях

( горизонтально-лежа на животе, вертикально-в специальном кресле, по кругу-лежа на спине, под разным углом -при различной удаленности).

VIII. Развитие крупной моторики.

    Формировать умение длительно удерживать голову при выкладывании на живот.

    Стимуляция переворота с живота на спину.

    Стимуляция подползания.

IX. Формирование простейших навыков самообслуживания.

    Стимуляция протягивания рук к бутылочке при кормлении и попытка ее удержания.



Литература

1. Блохина С.И., Яковлев В.И., Рапацкая Е.Н. Психолого-педагогическая технология предупреждения и коррекции задержки речевого развития у детей преддошкольного возраста с врожденной расщелиной гуды и неба. / Под ред. З.А. Репиной. Методические рекомендации. – Екатеринбург: Бонум, 1999.

    Выготский Л.С. Психология. – М.: Апрель пресс-эксмо-пресс, 2000.

    Галигузова Л.Н. Развитие игровой деятельности. Игры-занятия с детьми раннего возраста. – М.: «Мозайка-Синтез», 2008.

    Гасникова Т.В. Профилактика речевых нарушений у детей с резидуально-органическим поражением центральной нервной системы // Пра7.

    Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. Методическое пособие. – М.: Мозайка-синтез, 2000.

    Грэйс Крайг. Психология развития. – СП - Москва – Харьков – Минск.: Седьмое международное издание, 2002.

    Данилова Л. Игры с водой. Школа раннего развития. – СП: Нева, М.: Олма-пресс, 2003.

    Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Полиграф сервис, 1998.

    Дефектология. Словарь – справочник / Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Новая школа, 1996.

    Джеки Кук. Раннее сенсорное развитие малышей. – М. 1997.

    Дошкольная педагогика / Под ре. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М.: просвещение, 1983.

    Романов А. Игры с указательным пальцем для детей. – М. «Плейт», 2005.

    Бадалян Л.О. Детская неврология.- М.: Медицина, 1975.

    Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка. – М.: Владос, 2000.

    Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами до трех лет.- Ярославль: Академия развития, 1996.

    Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Г.Б. Логопедия. – Екатеринбург: АР ДЛТД, 1999.

    Жукова О.С. Первые уроки для новорожденных от 0 до 6 месяцев. – СП: Школа раннего развития. Издательский дом Нева, 2001.

    Инновационные технологии развития личности воспитанника дома ребенка – М. Центр коррекционных технологий, 2008.

    Истоки. Базисная программа развития ребенка- дошкольника / 2-е издание. – М.: Карапуз, 2001.

    Как организовать общение с неговорящим ребенком в семье? Аналитический научно-методический центр «Развитие и коррекция» - М.,2007.

    Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. Учебник для ВУЗов. – М.: Владос, 1998.

    Колосова С.Л. Психокоррекция. Учебное пособие. – Сыктывкар.: МОРФ КГПИ, 2001.

    Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания – М.: Полиграф сервис, 2003.

    Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушением речи. Методическое пособие. – М.: РОН, 2000.

    Лалаева Р.И. Нарушение речи у детей с задержкой психического развития – Санкт-Петербург, 1992.

    Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986.

    Логопедия. Лекции. Дедюхина Г.В., 2004.

    Лямина Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста – М. Айрис пресс, 2005.

    Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст. Советы педагогам и родителям по подготовке и обучению с особыми проблемами в развитии. – М.: Владос, 1997.

    Мухина В.С. Детская психология. Второе издание. – М.: Апрель-пресс эксмо-пресс, 1999.

    Основы организации воспитания и реабилитации детей-инвалидов 0-4 лет со сложной структурой дефекта– М. Центр коррекционных технологий, 2008.

    Игровая деятельность детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. – М., 1984 №7.

    Павлова Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром. Книга для работников дошкольных учреждений. – М.: Просвещение, 1987.

    Павлова Л.Н., Пилюгина Э.Г. Волосова Е.Б. Раннее детство: познавательное развитие. – М.: Мозайка-синтез, 2000.

    Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста . –М.: ВУНМЦ, 1996.

    Печора К.Л. Особенности развития детей в раннем возрасте и задачи воспитания. – М.: Министерство здравоохранения СССР, 1981.

    Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Владос, 2002.

    Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Сещерякова. – М., 1997.

    Помощь детям с недостатками развития. Маллер А.Р. – М. Коррекционная педагогика, 2006.

    Программа воспитания и обучения детей в Доме ребенка. – М., 1987.

    Программа воспитания и социализации детей со сложной структурой дефекта– М. Центр коррекционных технологий, 2008.

    Психологический словарь-М. Педагогика пресс, 1998.

    Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1984.

    Репина З.А., Обухова Н.В. Формирование психологической базы речи у детей с врожденной расщелиной губы и нёба в младенческом возрасте. Учебное пособие для педагогов, логопедов, психологов и родителей. - Екатеринбург, Бонум, 1999.

    Розенкова Ю.А. Игры с детьми младенческого возраста. – М.: Школьная пресса, 2000.

    Руководство для врачей Домов ребенка / Под ред. Л.В. Дружининой. –М.: Медицина, 1987.

    Система коррекционно-воспитательной работы в логопедическом дошкольном учреждении: методическая разработка / Сост. Е.Б. Агеева.- Самара: СамГПУ, 1997.

    Современные реабилитационные технологии / Под ред. Лильина Е.Т. – М. ОДИ international, 2000.

    Страковская В.Л., Ладыгина В.Е. Физическое воспитание недоношенных детей. – М.: Медицина, 1990.

    Теплюк С.Н., Лямина Г.М., Зацепина М.Б. Дети раннего возраста в детском саду – М.: «Мозайка синтез», 2005.

    Токарь И.Е. Почему возникают речевые проблемы у детей и как их своевременно выявить? // Практическая психология и логопедия. – М., 2003 №3, 70.

    Тонкова-Ямпольская Р.В. Формирование второй сигнальной системы у детей – М., 1970.

    Филиппова Ю.В., Общение. Дети до 5 лет – Ярославль: Академия развития. Академия Холдинг, 2001.

    Фонарев А.М. развитие ориентировочных реакцией у детей. – М., 1977.

    Шаховская С.Н., Худенко Е.Д., Кудрявцева И.И. Коррекционно-развивающие занятия с детьми раннего возраста. – М.: Развитие и коррекция, 1998.

Приложения



Приложение 1


Первичное логопедическое обследование ребенка со сложной структурой дефекта.

Дата______________________________________________Возраст_____________________________________

Анамнез________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

Данные доречевого и предречевого развития_________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

Состояние слуха (по заключению специалистов)_____________________________________________________

Состояние зрения (по заключению специалистов)___________________________________________________

Преобладающее эмоциональное состояние________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

Стигмы дизэмбриогенеза________________________________________________________________________

По органам артикуляции

- лицевая мускулатура_____________________________- губы _________________________________________

- небо__________________________________________________________________________________________

- язык__________________________________________________________________________________________

- саливация________________________- рефлексы орального автоматизма______________________________

- синкинезии_________________________- наличие пареза, паралича, атрофии мышц______________________

Дыхание________________________________________________________________________________________

Звуковые безусловно-рефлекторные реакции

- крик ___________________________________________________________________________________________

- плач (со слезотечением с двухмесячного возраста)__________________________________________________

- кряхтение_________________________________- причмокивание_______________________________________

- наличие голосовых модуляций (с 4-5-месячного возраста)_____________________________________________

- смех (с 4-месячного возраста)_____________________________________________________________________

Активная речь__________________________________________________________________________________

- звуки гуления ___________________________________________________________________________________

- певучее гуление ________________________________________________________________________________

- лепет _________________________________________________________________________________________

- слова-обозначения______________________________________________________________________________

Понимаемая речь_______________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

Ориентировочно-познавательные реакции (слуховые, зрительные)_________________________________

________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

Эмоции и социальное поведение __________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

Движения руки и действия с предметами__________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

Мышечный тонус рук_____________________________________________________________________________

Положение пальцев рук____________________________________________________________________________

Положение кисти рук______________________________________________________________________________

Зрительно-моторная координация рук_______________________________________________________________

Формирование дифференцированных захватов и противопоставлений пальцев рук________________________

________________________________________________________________________________________________

Развитие общей моторики_______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

Навыки_________________________________________________________________________________________

По уровню нервно-психического развития соответствует следующим показателям:

- зрительные ориентировочные реакции –

- слуховые ориентировочные реакции –

- эмоции и социальное поведение –

- движения руки и действия с предметами –

- движения общие –

- активная речь –

- понимаемая речь –

- навыки и умения в процессах –

Соответствует группе развития _____________________

Заключение:____________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

Рекомендации:__________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

Логопед _______________________________




Обследование после периода адаптации

Дата_________________________________________Возраст___________________________________________

Соматическое состояние_________________________________________________________________________________

Преобладающее эмоциональное состояние, настроение_______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

Контактность (со взрослыми и сверстниками)_______________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________

Используемые средства общения___________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________

Особенности поведения___________________________________________________________________________________

Наличие динамики в нервно-психическом развитии____________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

Отношение к занятиям, продуктивность деятельности _____________________________________________________

Уровень развития познавательной активности и мотивации к различным видам деятельности____________________________________________________________________________________________

Аппетит________________________________________________________________________________________________

Сон______________________________________________________________________________________________________



По уровню нервно-психического развития соответствует следующим показателям:

- Активная речь (предпосылки формирования) –

- Понимаемая речь –

- Зрительные ориентировочные реакции –

- Слуховые ориентировочные реакции –

- Эмоции и социальное поведение

- Сенсорное развитие –

- Игра и действия с предметами –

- Конструирование –

- Изобразительная деятельность –

- Движения общие –

- Навыки –

Соответствует группе развития_________________________________


Заключение:__________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Логопед_________________________



Текущие обследования в динамике и планирование

Дата: Возраст:

Данные обследования:



Текущее обследование ребенка первого года жизни в динамике

Дата__________________________________________Возраст_________________________________


Динамика в нервно-психическом развитии за прошедшее время (положительная / незначительная / нет динамики)

Преобладающее эмоциональное состояние, характер бодрствования_____________________________

_______________________________________________________________________________________

Предпосылки формирования активной речи:

- звуки гуканья, гыканья (с 1 мес)____________________________________________________________________

- звуки гуления (с 2 мес)____________________________________________________________________________

- певучее гуление (с 5 мес)_________________________________________________________________________

- лепет (с 6 мес) __________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

- первые лепетные слова (с 11 мес)__________________________________________________________________

Предпосылки формирования понимания речи (7-12 месяцев):_________________________________________

________________________________________________________________________________________________

Слуховые ориентировочные реакции (10 дней-12 месяцев)____________________________________________

________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

Зрительные ориентировочные реакции (10 дней-12 месяцев)__________________________________________

________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

Эмоции и социальное поведение (1-12 месяцев)_____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

Движения руки и действия с предметами (с 3 мес)___________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

Мышечный тонус рук______________________________________________________________________________

Положение пальцев рук____________________________________________________________________________

Зрительно-моторная координация рук________________________________________________________________

Развитие общей моторики________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

Навыки и умения в процессах_____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

Аппетит____________________________________Сон__________________________________________________

Что не удалось сформировать, вызвать, развить, нормализовать (причины)________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По уровню нервно-психического развития соответствует следующим показателям:

- зрительные ориентировочные реакции –

- слуховые ориентировочные реакции –

- эмоции и социальное поведение –

- движения руки и действия с предметами –

- движения общие –

- подготовительные этапы развития активной речи –

- подготовительные этапы развития понимаемой речи –

- навыки и умения в процессах –

Соответствует группе развития _____________________


Заключение:___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Логопед___________________________









Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.