Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ (тяжелые нарушения речи)

8
3
Материал опубликован 21 October 2020 в группе


Индивидуальный маршрут

психолого-педагогического сопровождения ребенка

с ограниченными возможностями здоровья (тяжелые нарушения речи)



Разработали:

Учитель – логопед Иванова А.А

Педагог-психолог Петрова В.В.

Воспитатель Сидорова А.В.


2018-2019 учебный год

_________________________________________________________________________

Содержание


Общие сведения о ребенке 3

Данные психолого-педагогического и логопедического обследования 3

Данные педагогического обследования 3

Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут 7

Характеристика команды специалистов, реализующих индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения 16

Список используемой и рекомендованной литературы 17

_____________________________________________________________________________

Общие сведения о ребенке


Ф.И.О. ХХХХХХ


Дата рождения ХХ.ХХ. 2016 г


Основные особенности ребенка, определяющие необходимость специальных условий получения образования (из заключения РПМПК)


Общее недоразвитие речи II уровня. Парциальная недостаточность вербального и регуляторного компонента деятельности. Познавательная деятельность соответствует возрасту


Рекомендации ПМПК по созданию специальных условий обучения и воспитания ребенка в образовательной организации (из заключения РПМПК)


Образовательная программа: Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи


Направления коррекционно-развивающей работы и психолого-педагогической помощи: занятия логопеда по развитию речи, психолога для успешной адаптации в ДОУ, развитию основных психических процессов.

_____________________________________________________________________________

Данные психолого-педагогического и логопедического обследования 


Данные педагогического обследования 

Усвоение программного материала

Образовательная область

Соответствует возрасту

Не соответствует возрасту

Индивидуальные особенности

Социально-коммуникативное развитие


Не соответствует возрасту


Речевое развитие


Не соответствует возрасту

Не сформировано произношение согласных звуков. В речи использует простые фразы-клише.

Познавательное развитие


Не соответствует возрасту

Скудные представления о себе, об окружающем, о предметах и социальном мире. ФЭМП отсутствуют

Физическое развитие


Не соответствует возрасту

Вестибюлярно-моторный аппарат и мелкая моторика нарушены

Художественно-эстетическое развитие


Не соответствует возрасту

Не умеет владеть кистью и карандашом, рисовать простые формы. Не пользуется ножницами. В лепке использует простые приемы.

Игровая деятельность

Соответствует возрасту

Не соответствует возрасту

Индивидуальные особенности игровой деятельности


Не соответствует возрасту

Выполняет одно действие со знакомым предметом, не может переносить одно действие на другой предмет. .Не может связывать действия с ролью. Не усидчив. С трудом выполняет дидактическую задачу в игре.

Культурно-гигиенические навыки

Соответствует возрасту

Не достаточно сформированы

Не сформированы

Индивидуальные особенности


Не достаточно сформированны


Требуется напоминание взрослого о очередности выполнения действий по самообслуживанию

Коммуникативные навыки

Соответствует возрасту

Не достаточно сформированы

Не сформированы

Индивидуальные особенности



Не достаточно сформированны


Идет на контакт со взрослыми, доброжелателен.

Темп деятельности

Соответствует возрасту

Быстрый

Медленный

Индивидуальные особенности



Медленный


Моторика

Слабо развития мелкая моторика рук и общая моторика


Данные психологического обследования

Процессы

Заключение

Круг представлений об окружающем мире

Представления достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружающим

Сформированность пространственных и временных представлений

Недостаточно сформированы временные и пространственные представления, представления об окружающем.


Особенности эмоционально-личностной сферы


а) педагог-ребенок: отношения избирательны, хотя строятся на взаимном доверии и уважении;

 б) ребенок-ребенок:   спокойные, избирательны, в совместных играх участвует по настроению

Сформированность познавательных интересов, особенности мышления


Навыки обобщения и классификации сформированы недостаточно, при сравнении и обобщении самостоятельно не выделяет существенный признак. Уровень развития аналитико-синтетической деятельности низкий. Самостоятельно не устанавливает причинно-следственные связи и зависимости в наглядной и вербальной ситуации.

Особенности внимания

Внимание не устойчивое: в ходе работы часто отвлекается; процесс переключения внимания замедленный, осуществляется при неоднократном повторении цели деятельности со стороны взрослого. Графический образ «переносит» с незначительными искажениями.

Недостаточная активность, самостоятельность, при выполнении заданий нуждается в направляющей помощи взрослого со стороны взрослого.

Особенности памяти:

Объем зрительной памяти соответствует возрасту, легко и быстро запоминает наглядный материал, воспроизведение не затруднено; уровень развития произвольной вербальной памяти снижен по сравнению с возрастной нормой, объем слухоречевой памяти недостаточный.


Особенности восприятия


Сформировано представление о цвете, форме, величине предмета, зрительный синтез и целостное восприятие предмета сформировано недостаточно. Уровень пространственного восприятия средний.

Целенаправленность, темп деятельности


Целеполагание: прерывает деятельность из-за возникающих трудностей, стимулирующая и организующая помощь эффективна. Планирование: средний уровень (действия ребенка частично соответствуют содержанию цели); Контроль: средний уровень (частичное соответствие результатов усилий ребенка и поставленной цели, самостоятельно ребенок не может видеть это полное несоответствие. Критичность: некритичен, на замечания реагирует спокойно.

Работоспособность средняя. Темп деятельности: ниже среднего



Данные логопедического обследования

Процессы

Заключение

Связная речь

Недостаточное развитие связной речи, в речи использует простые синтаксические конструкции. Рассказы по картинкам составляет при помощи взрослого и по наводящим вопросам.

Звуковая сторона речи

Нарушено звукопроизношение свистящих, шипящих, аффрикатов. Навыки звукового анализа и синтеза в стадии формирования. Трудности вызывает определения места звука в слове. Путает понятия звук, слог. Не может определить последовательность звуков в слове.


Словарный запас

Словарь беден, неточен, ограничен обиходно-бытовой тематикой и интересами ребенка. Испытывает трудности при подборе обобщающих понятий, синонимов и антонимов, однокоренных слов.


Грамматический строй речи

Испытывает трудности в образовании прилагательных от существительных, существительных от прилагательных, существительных с уменьшительно-ласкательным значением, согласовании прилагательных с существительными в роде числе и падеже, согласовании числительных с существительными, в образовании относительных прилагательных. Имеются неточности в употреблении сложных предлогов.


Общее звучание речи

Навыки звукового анализа и синтеза в стадии формирования. Трудности вызывает определения места звука в слове. Путает понятия звук, слог. Не может определить последовательность звуков в слове. Речь невнятная. Дыхание прерывистое.


Моторика

Нарушена мелкая и общая моторика.


___________________________________________________________________________

Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут


Пояснительная записка

Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики.

У детей с тяжелой речевой патологией отмечается недоразвитие всей познавательной деятельности (восприятие, память, мышление, речь), особенно на уровне  произвольности и осознанности. Интеллектуальное отставание имеет у детей вторичный характер, поскольку оно образуется вледствие недоразвития речи, всех ее компонентов. Внимание детей с речевыми нарушениями характеризуется неустойчивостью, трудностями включения, переключения,  и распределения. У этой категории детей наблюдается  сужение объема внимания, быстрое забывание материала, особенно вербального (речевого), снижение активной направленности  в процессе припоминания последовательности событий, сюжетной линии текста. Многим из них присущи недоразвитие  мыслительных операций, снижение способности  к абстрагированию, обобщению. Детям с речевой патологией легче выполнять  задания, представленные не в речевом, а в наглядном виде. Большинство детей с нарушениями речи имеют  двигательные расстройства. Они моторно неловки, неуклюжи, характеризуются импульсивностью, хаотичностью движений. Дети с речевыми нарушениями быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность. Они долго не включаются  в выполнение задания.

Отмечаются отклонения и в эмоционально-волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками.

Полноценная речь ребенка является одним из основных условий его  развития.

В соответствии с ФГОС ДО, документом, регулирующий отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования, среди важнейших принципов выступает учет индивидуальных потребностей ребенка, связанных с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья.

Стандарт направлен на решение широкого спектра задач, актуальных для образования всех детей дошкольного возраста. Приоритетными для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) являются задачи:

Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка дошкольного возраста независимо от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, ограниченных возможностей здоровья;

Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования; (ФГОС ДО часть 1.6. п. 7) возможность формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.


Цели и задачи коррекционно-развивающей работы

Цель: создание условий для всестороннего развития ребенка посредством создание системы комплексной помощи в освоении основной дошкольной образовательной программы, коррекцию недостатков в речевом и психическом развитии воспитанника и его социальную адаптацию.


Задачи:

Формировать у ребенка знания о самом себе и элементарные навыки для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе.

Развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, мыслительных операций, коррекция внимания, развитие пространственно-временных представлений, общей и мелкой моторики

Коррекция звукопроизношения

Формировать навыки владения языком в его коммуникативной функции – развитие речевого общения – диалога и монолога.

Помочь освоению различных видов художественной деятельности;

Обучение игровым навыкам, навыкам произвольного поведения.

Снижение эмоционального и мышечного напряжения, развитие коммуникативных навыков.

Форма занятий: групповые и индивидуальные (коррекционно-развивающие занятия с учителем-логопедом, педагогом-психологом)


Ожидаемые результаты

У ребенка формируется положительное отношение к самому себе и окружающим, и активная жизненная позиция.

Повышение познавательной активности, повышение работоспособности, развитие произвольности и устойчивости внимания.

Сформированы умения связно и самостоятельно высказывать свои мысли, составлять рассказы, пересказывать. и вести диалоги.

Ребенок легко вовлекается во все виды детской деятельности, способен поддержать диалог.

Снижение психоэмоционального и мышечного напряжения.

_____________________________________________________________________________

Содержание коррекционно-развивающей деятельности


С целью осуществление индивидуальной психолого-педагогической помощи ребёнку; развития высших психических функций, создание условий для усвоения ребёнком общеобразовательной программы педагогом- психологом 1 раз в неделю проводятся индивидуальные занятия длительностью 25 минут.


п\п


Задачи

Содержание

Кол-во

№1


- научиться внимательно слушать задание и группировать предметы по основным признакам;

- тренировать восприятие и внимание;

- составлять небольшие рассказы по картинкам;

- правильно оценивать свои поступки и поведение окружающих.

- Приветствие

- Игровое задание «Назови всех насекомых»

- Игра «Оцени поступок»

- Игра «Всё наоборот»


2

№2


- научиться объединять предметы в группы по их функциям;

- научиться находить у предметов общие признаки и группировать их;

- научиться внимательно определять из группы одинаковые предметы.

- Приветствие

- Игра «Что здесь лишнее?»

- Игровые упражнения «Найди похожие предметы», «Раздели предметы на группы»

- Игра «Всё наоборот»


2

№3


- научиться находить в группе одинаковые предметы

- научиться находить парные предметы

- научиться чётко и ясно формулировать правильный ответ при выборе пары одинаковых предметов

- Приветствие

- Игровое задание «Найди 2-х одинаковых»

- Игра «Всё наоборот»

- Игровое задание «Найди такой же»


2

№4

- закрепить умение подбирать пару в группе других предметов

- научиться находить сходный предмет по определённым признакам

- тренировать восприятие и внимание

- научиться чётко и ясно формулировать правильный ответ при выборе пары одинаковых предметов

- Приветствие

- Игровое задание «Найди пару»

- Игра «Найди такого же»

- Игровое упражнение «Найди 3-х одинаковых бабочек»

- Игра «Найди троих близнецов»


2

№5

- научиться концентрировать внимание и находить среди нескольких предметов заданный объект»

- научиться быстро находить 3 пары картинок

- научиться находить заданные предметы в окружающей обстановке

Закреплять умение находить отличия у похожих предметов

- Приветствие

- Игровое задание «Покажи такой же»

- Игровое задание «Покажи те же»

- Игра «Где такие?»

- Игра «Найди такие же»


2

№6

- научиться концентрировать внимание и находить среди нескольких предметов заданный объект

- тренировать зрительную память

- научиться находить на рисунках похожие предметы и определять их количеств- закреплять знания о домашних животных

- Приветствие

- Игровое задание «Найди такие же»

- Игра «Домашние животные»

- Игра «Кошки и мышки»


2

№7

- научиться замечать отличия в парных картинках

- составлять небольшие рассказы по картинкам

- работать дружно в парах и оказывать друг другу помощь

- Приветствие

- Игровое задание «Чем отличаются?»

- Игра «Найди 6 отличий»

- Игровое задание «Помоги животным найти их хвостики»


2

№8

- научиться находить в группе части одного предмета

- научиться соотносить предметы по цвету, форме и размеру, подбирать детали, подходящие друг к другу

- работать дружно в парах и оказывать друг другу помощь

- Приветствие

- Игровое задание «Где, чья половинка?»

- Игровое задание «Найди нужный фрагмент»

- Игра «Найди такой же»



2

№9

- научиться находить сходные предметы среди 3 -4 контурных образцов

- тренировать восприятие и внимание

- стараться аккуратно и правильно по образцу раскрашивать цветными карандашами силуэты предметов

- Приветствие

- Игровое задание «Найди тень льва»

- Игровое задание «Найди тень гнома»

- Раскрашивание фигур


2

№10

- научиться подбирать к контурному рисунку его цветной оригинал

- различать в путанице контуры различных предметов, тренируя зрительное восприятие

- научиться ориентироваться на листе бумаги

- стараться оказывать помощь при необходимости и быть добрым

- Приветствие

- Игровое задание «Подбери такой же»

- Игровое задание «Путаница»

- Игровое задание «Проведи ёжика к домику»


2

№11

- назвать известные цветы, опираясь на наглядный материал

- отгадать загадки об известных цветах

- научиться подбирать к контурному рисунку его цветной оригинал

- научиться легко различать предметы по форме

- Приветствие

- Игровое задание «Угадай цветок»

- конкурс «Отгадай загадку»

- Игровое задание «Подбери такой же»


2

№12

- научиться распознавать по контуру предметы на общем рисунке

- научиться проходить лабиринт

- тренировать умение аккуратно и красиво раскрашивать узкие линии


- Приветствие

- Игровое задание «Кто спрятался?»

- Игровое задание «Кто здесь?»

- Игра «Лабиринт»

2


С целью развития всех сторон речи и создания условий для усвоения ребёнком общеобразовательной программы учителем- логопедом 2 раза в неделю проводятся индивидуальные занятия длительностью 25 минут.

,

п/п

Разделы

коррекционной работы

Задачи

обучения

Содержание

коррекционной

работы

Период обучения : сентябрь-декабрь

1.

Диагностика

речевого развития

Выявление состояния

структурных

компонентов речевого

развития и уровня их

сформированности

1.Обследование структурных компонентов

речевого развития.

2. Заполнение речевой карты.

3. Составление перспективного плана

коррекционной работы.

2.

Звукопроизношение

Развитие органов

артикуляции и

подготовка их к

постановке

отсутствующих звуков

1. Уточнение гласных звуков;

2. Уточнение согласных звуков;

3. Дифференциация гласных и согласных

звуков.

4. Постановка звуков, их закрепление: к, кь, г, гь, х, с, сь, з, зь, ц

5. Автоматизация поставленных звуков.

3.

Слоговая структура слова

Упорядочение слоговой

структуры слов с

закрытым слогом, слов

со стечением согласных

звуков

1Слова длинные и короткие (кот –трактористы).

2. Отстукивание ритмических рисунков слов.

3. Воспроизведение слогового ряда типа:

па-по-пу.

4.Воспроизведение слогового ряда стечением

согласных звуков типа: пта-хто-вту.

4.

Фонематический слух

Развитие

фонематического

восприятия, обучение

определению места

звука в слове

1. Выделение заданного звука в слоге, слове

2. Выделение ударного гласного звука в слове.

3. Запоминание и воспроизведение количества

гласных звуков: а, о, у, ы.

4.Определение количества произнесенных

звуков, их последовательности в слогах, словах.

5.Нахождения места в слове заданного звука,

различения звуков мягких и твердых, глухих и

звонких, выделения звука из ряда других: с, з, л,

п, в.

6. Подбор картинок с заданным звуком.

7. Придумывание слов с изучаемым звуком.

5.

Лексико-грамматические категории

1.Обучение умению

выделять названия

предметов, действий,

признаков

2. Практическое

овладение способами

словообразования и

согласования

прилагательных с

существительными

1.Практическое усвоение некоторых приемов

словообразования:

- образование существительных

уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- образование глаголов с разными приставками

(уехал, приехал, отъехал).

2. Практическое овладение существительными

единственного и множественного числа (стол –

стулья).

3. Употребление глаголов во множественном

числе настоящего времени (поем, стоим).

1.Практическое усвоение относительных

прилагательных проводится в процессе

ознакомления с предметным словарем (мой

зонт, моя шапка).

2. Уточнение знаний о различных материалах,

их свойствах (мех, дерево и др.).

3. Образование слов с помощью суффиксов

(бумага – бумажный).

4.Изучение обобщающего значения слов

(пластмассовые игрушки).

5.Образование прилагательных от заданных

слов (береза – березовый).

6.Составление простых предложений с однородными членами.

7. Составление слов с союзами «и», «или».

8. Составление сложноподчиненных

предложений с союзом «потому что».

9.Обучение употреблению предлогов «в», «на»,«под», «из».

6.

Связная речь

Развитие разных форм

связной речи:

диалогической,

монологической

Знакомство со

структурой составления

рассказа

1.Пересказ литературных произведений

(выборочный, по плану).

2. Обучение описанию предмета:

- рассматривание игрушки, предмета;

- выделение его качеств (цвет, форма,

величина);

- назначение предмета;

- выражение своего отношения к предмету.

3. Составление рассказа по картинке и серии

сюжетных картинок:

- «Мы играем», «Новенькая», «Зимние забавы»;

- рассматривание картины;

- словарная работа;

- уточнение содержания с помощью вопросов.

4. Составление плана к рассказу.

5. Составление рассказа по плану.


7.

Мелкая и общая моторика

Формировать тонкие движения пальцев; координацию и пространственную ориентацию.

По Ткаченко Т.А.+ картинки по графомоторике;

Упражнения с Су-Джок

Рисование в воздухе рукой, затем указательным пальцем букв

Период обучения (январь – май)

8.

Звукопроизношение

Автоматизация

поставленных звуков

Развитие навыков

звукового анализа

Постановка звука Р

Автоматизация звука: р

2. Дифференциация звуков: л-ль; р-л; с-з; с-ш; ш-ж; з-ж;

3. Развитие навыков звукового анализа.

4. Определение места звука в слове.

5. Выделение из слов гласных и согласных

звуков.

6.Анализ односложных слов типа «кот», «суп»,

«мак».

7.Анализ двусложных слов типа «каша», «Миша», «кошка»

9.

Лексико-грамматические категории

Закрепление

антонимов и синонимов

Формирование

лексико-

грамматических

категорий

1.Образование относительных прилагательных

(лисий хвост).

2. Употребление притяжательных прилагательных.

3. Образование существительных с

уменьшительно-ласкательными суффиксами

(стульчик, диванчик).

4. Усвоение антонимов и синонимов.

5. Расширение значений предлогов.

6. Составление распространенных предложений

(4-5 слов).

7. Составление сложноподчиненных

предложений с союзом «чтобы», «потому что».

10.

Связная речь

Составление

несложных рассказов

Составление структуры

построения рассказа

1.Составление простейших рассказов о

любимой игрушке, домашних животных

(4 занятия).

2. Пересказ художественных произведений по

Программе детского сада (6 занятий).

3. Составление рассказа по сюжетным

картинкам (5 занятий).

4. Рассказы из личного опыта (3 занятий).

5. Рассказы на заданную тему (4 занятия).

11.

Мелкая и общая моторика

Формировать тонкие движения пальцев; координацию и пространственную ориентацию.

По Ткаченко Т.А.+ картинки по графомоторике;

Кинезиологические упражнения

«Колечко»

«Кулак-ребро-ладонь»

Зеркальное рисование

«Ухо-нос»



С целью формирования у ребенка знания о самом себе и элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе воспитателям ведется работа по всем образовательным областям с учетом индивидуальных возможностей воспитанника.


Образовательная область

Задачи

Содержание работа

Социально-коммуникативное развитие

Формировать у ребенка знания о самом себе и элементарные навыки для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе

Вовлечение ребенка в сюжетно-ролевые и театрализованные игры со сверстниками; привлечение внимания детей к друг к другу для оказания помощи; участие в коллективных мероприятиях; привлечение к хозяйственно-бытовому труду.

Речевое развитие

Формировать навыки владения языком в его коммуникативной функции – развитие речевого общения – диалога и монолога;




Осуществлять во всех видах деятельности: игры, занятия (по физическому развитию, ИЗО, развитию речи, познавательному развитию и др.) в свободной деятельности, в общении со всеми, кто окружает ребенка, чтение художественной литературы.

Познавательное развитие

Совершенствование перцептивных действий и мыслительных процессов

Упражнения, дидактические игры, занятия по познавательному развитию, индивидуальная помощь,

Физическое развитие

Стимулировать двигательную активность, развивать физические качества и способности.



Занятия по физическому развитию, индивидуальная работа на прогулке, подвижные игры, вовлечение в спортивные праздники и мероприятия.

Художественно-эстетическое развитие

Помочь освоению различных видов художественной деятельности



Лепка из соленого теста, из пластилина; рисование разными материалами; аппликация,

вырезывание, оригами, слушание музыки, игра на музыкальных инструментах, танцы.

Предполагаемые результаты


У ребенка формируется положительное отношение к самому себе и окружающим, и активная жизненная позиция.

Способен использовать в изучении окружающего мира в се виды восприятия, а также мыслительные процессы (анализ, сравнение, обобщение, классификация).

Ребенок легко вовлекается во все виды детской деятельности, способен поддержать диалог.

Способен к созданию творческих работ с помощью разных видов художественной деятельности.

Активно и свободно двигается, выполняет основные виды движений, играет в подвижные игры.

У ребенка формируется положительное отношение к самому себе и окружающим, и активная жизненная позиция.

Способен использовать в изучении окружающего мира в се виды восприятия, а также мыслительные процессы (анализ, сравнение, обобщение, классификация).

Ребенок легко вовлекается во все виды детской деятельности, способен поддержать диалог.

Способен к созданию творческих работ с помощью разных видов художественной деятельности.

Активно и свободно двигается, выполняет основные виды движений, играет в подвижные игры.


_____________________________________________________________________________

Возможные риски и сбои при реализации индивидуальной коррекционно-развивающей и образовательной деятельности: Медицинский аспект, психофизическое состояние ребенка, низкая работоспособность ребенка, низкий самоконтроль, инертность.


Характеристика команды специалистов, реализующих индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения

Специализация

Ф.И.О.

Стаж работы в должности

Квалификационная категория

Учитель-логопед

Иванова А.А

20 лет

высшая

Педагог-психолог

Петрова В.В.

21 год

высшая

Воспитатель

Сидорова А.В.

20 лет

высшая


Список используемой и рекомендованной литературы

Баскакова, И. И. Внимание дошкольника, методы изучения и развития / И. И. Баскакова.- М.: Институт практической психологии, 1995. - С.34

Годовикова, Д. Б. Роль предварительного зрительного ознакомления с условиями задачи в формировании двигательного навыка у детей дошкольного возраста: хрестоматия по вниманию / Д. Б. Годовикова.- М.: Наука, 1999. - С.301-331

Джемс, У. Внимание: хрестоматия по вниманию [/ У. Джемс.- М.: ЧеРо, 2009. - С. 51-52

Добрынин, Н.Ф. О теории и воспитании внимания / Н.Ф Добрынин.- М.: ЧеРо, 2001.- С. 253 - 259

Дормашев, Ю. Б. Психология внимания / Ю. Б. Дормашев, В.Я. Романов.- М.,1999- С. 215

Земцова О.Н. Развиваем внимание. – М: Издательство «Махаон» 2012г.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР. № уровень.- М.: Гном-Пресс, 1999.- 88с.

Кравченко И.А. Игры и упражнения со звуками и буквами. – М.: Издательство «Гном-Пресс», 1999. – 64с.

Марцинковская, Т.Д. Диагностика психического развития детей [Текст] / Т.Д. Марцинковская.- М.: Наука, 1997 -176с.

От  рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования  / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. —4-е изд., перераб.— М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2018.

Павлова Н.Н. Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду. Комплект материалов для педагогов-психологов. - М.: Генезис , 2017

Поваляева М.А. Справочник логопеда – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. -448с.

Селиверстов В.И., Шаховская С.Н. Практикум по детской логопедии. – М.: Владос, 1995.-272с.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.- 224с.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за полезный ресурс!

21 October 2020

Интересная работа!

22 October 2020

Похожие публикации