Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения обучающегося с ОВЗ (умственной отсталостью)

4
0
Материал опубликован 18 April 2020 в группе



















ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

обучающейся 6 «Б» класса

Натальи Г.

предназначен для реализации в 2019 – 2020 учебном году
















г. Елец

Пояснительная записка

Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения разработан с учетом психофизического развития обучающейся Г. Натальи, 18.10.2006 г.р.

Данный индивидуальный образовательный маршрут (далее ИОМ) сопровождения обучающегося с ОВЗ (умственной отсталостью) создан для решения проблемы психолого-педагогического сопровождения данного ребенка. ИОМ позволяет организовать воспитание, обучение и социализацию ребенка с учётом его психофизиологических особенностей, заданных характером нарушения его развития и оценить полученные результаты. Под сопровождением понимается комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации детей с ОВЗ. Технология педагогического сопровождения опирается на скоординированное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса. Обучение, воспитание и образование являются основными путями её развития, реабилитации, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуального образовательного маршрута сопровождения образования ребенка с ОВЗ. Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения направлен на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации. Обучение проходит в классе.

Цель: создание системы комплексной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью) в развитии, обучении, воспитании, социальной адаптации.

Задачи определены с учетом этапов коррекционно-развивающей работы с ребенком и включенности участников психолого-педагогического сопровождения:

1) помощь (содействие) ребенку с ОВЗ в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями);

2) развитие психолого-педагогической компетентности ребенка с ОВЗ в соответствии с его индивидуальными психофизическими возможностями;

3) психологическое обеспечение образовательных программ;

4) развитие учебной и познавательной мотивации;

5) развитие самостоятельности и самоорганизации.

Содержание индивидуального образовательного маршрута сопровождения определяют следующие принципы:

Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования ребенком, имеющим недостатки в физическом и психическом развитии.

Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) ребенка с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения ребенком образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями).

Адресат данной программы: обучающаяся 6 «Б» класса Г. Наталья

Общие сведения о ребёнке

Ф.И.О ребёнка: Г. Наталья

Возраст ребёнка: 12 лет (18.10.2006).

Место жительства: г. Елец, ул……………д. 15, кв. 14

Год обучения в МБОУ «Школа №19 г. Ельца»: шестой.

Протокол ЦПМПК № ______ от ________.

Рекомендации ЦПМПК: воспитание и обучение по общеобразовательной программе коррекционно – развивающей направленности 8 вида с умственной отсталостью умеренной.

Психолого-педагогическая характеристика ребёнка.

Г. Наталья воспитывается в полной, благополучной семье. Наталья - инвалид детства. В школе обучается с подготовительного класса (2013г.).

На основании представленного заключения врачебной комиссии ОКУ «Елецкий психоневрологический диспансер» № ____ от _______ обучение Г. Натальи, ученицы 6 «Б» класса, в 2019-2020 учебном году организовано индивидуально на дому.

Общий вид ребенка: физически крепкая, осанка правильная.

Общий двигательный облик: ловкая, чаще двигательно-возбужденная, иногда бывает заторможена в действиях.

У Натальи системное нарушение речи тяжелой степени. Произносит простые слова, фразы. Словарь пассивный, фразовая речь нераспространенная. Тип речи: иногда отрывистый (криклива), иногда медленная, шепотная.

Настроение изменчивое (от возбуждения до безразличия), меняется без видимых причин. Впечатлительная. Проявление чувств сильное, продолжительное.

Девочка самолюбива, своенравна. Старается добиваться желаемого криком, истерекой, падает на пол, иногда проявляет агрессию, самоагрессию. Часто кричит, плачет, кружится, хохочет.

Представления об окружающем мире сформированы в рамках дефекта.

Наташа понимает обращенную речь и смысл доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений). С помощью учителя и иногда самостоятельно использует доступные средства коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.

Составляет слова из букв и слогов разрезной азбуки. Читает по слогам слова, предложения, тексты. Смысл прочитанного понимает с помощью учителя. Узнает по написанию знакомые слова. Отвечает на вопросы по тексту – по настроению, с помощью учителя. Списывает слова, предложения с доски, букваря, печатных карточек (часто не соблюдает размер, иногда строку).

Знает устную и письменную нумерацию в пределах 10, счет прямой и обратный. Узнает и называет геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Умеет сравнивать числа по величине в пределах 10, способна самостоятельно решать примеры и простые задачи на счетном материале, с опорой на числовую прямую.

Во время уроков часто проявляет негативизм к учебным заданиям, отказывается выполнять задания (протест проявляется криками, перечеркиванием и разрыванием тетрадей, целенаправленным падением на пол). Вместе с тем, при настойчивом руководстве учителя Наталья способна выполнять задания, работая в высоком темпе.

В учебной деятельности девочка проявляет интерес к изобразительной деятельности. Предпочитаемый вид ручного труда – аппликация и лепка.

Наталья не способна к волевому усилию. Раздражительна, «живет в совеем мире». Самостоятельна в своих поступках. Проявляет упрямство, противодействие мнению окружающих под влиянием своего принятого решения, даже если оно заведомо нецелесообразно.

Работоспособность девочки зависит от настроения. Внимание привлекается лишь интересными для нее предметами, фиксируется не долго. Доводит до конца только интересное для нее начатое дело. Нестарательна, допускает неряшливое исполнение заданий. Требует только индивидуального подхода и постоянного контроля со стороны взрослых.

Приоритетные направления обучения и воспитания:

Формирование личностных результатов;

базовых результатов;

предметно-практические действия;

навыков самообслуживания.

Личностные результаты освоения ИОМ:

1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";

2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

4) формирование уважительного отношения к окружающим;

5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


3.Индивидуальный учебный план.

п/п

Предметные области

Учебные предметы

Количество часов в неделю

I

Обязательная часть

1.

Язык и речевая практика

1.1. Речь и альтернативная коммуникация

2

2.

Математика

2.1. Математические представления

2

3.

Окружающий мир

3.1. Окружающий природный мир

1

3.2. Домоводство

1

3.3. Окружающий социальный мир

1

4.

Искусство

4.1. Изобразительная деятельность

2

5.

Коррекционно-развивающие занятия

5.1. Коррекционно-развивающее занятие

1


Количество часов в неделю

10

4. Содержание.

4.1.Базовые учебные действия.

1. Формирование положительной мотивации пребывания в образовательной организации и эмоционального конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками:

спокойное пребывание в новой среде;

принятие контакта, инициированного взрослым;

ориентация в учебной среде (пространство, материалы, расписание) класса: нахождение индивидуального шкафа для хранения личных вещей; нахождение своего (рабочего) места за столом; нахождение места для отдыха; нахождение места, предназначенного для игровой деятельности

2. Формирование учебного поведения:

умение выполнять инструкции педагога;

использование по назначению учебных материалов

3. Формирование умения выполнять задание:

в течение определенного периода времени,

выполнение задания полностью от начала до конца.

4.2. Содержание учебных предметов.


Речь и альтернативная коммуникация

Содержание

1 полугодие

2 полугодие

Коммуникация

Коммуникация с использованием вербальных средств. Задавание вопросов предложением. Поддержание диалога на заданную тему. Рассказ о себе, прошедших событиях и т.д. Экспрессивная речь. Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки и буквы. Различение звонких и глухих согласных (б-п, в-ф, г-к, ж-ш, з-с). Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Слово

Называние (употребление) простых по звуковому составу слов Называние собственного имени. Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса). Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Называние (употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении(в, на, под, из, из-за и др.).

Называние (употребление) простых предложений. Называние (употребление) сложных предложений. Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление рассказа по одной сюжетной картинке. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях. Составление рассказа о себе. Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии, рисунки, пиктограммы).

Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова . Сообщение имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) посредством напечатанного слова . Использование графического изображения для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Использование графического изображения для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Использование графического изображения для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма и др.). Использование графического изображения для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).

Использование графического изображения для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Использование напечатанного слова для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).

Закрепление знаний о словах, обозначающих название предметов, умение выделять в тексте слова, отвечающие на вопрос кто это? что это? (с помощью учителя). Расширение круга собственных имен: названия городов, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях.

Предлоги (на, в). Умение с помощью учителя находить предлоги и писать их раздельно со словами.

Предложение

Называние (употребление) простых предложений. Называние (употребление) сложных предложений. Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление рассказа по одной сюжетной картинке. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Упражнения в составлении предложений по вопросу, картинке, опорным словам, на заданную тему. Запись их. Составление с помощью учителя предложений из слов, данных в разбивку (не более трех слов). Заканчивание начатого предложения с помощью картинки, опорных слов.

Письмо под диктовку слов и простых по структуре предложений из двух-трех слов, написание которых не расходится с произношением.

Умение написать свой домашний адрес, подписать тетрадь, написать свое имя и фамилию, адрес школы (детского дома).

Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях. Составление рассказа о себе. Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии, рисунки, пиктограммы).






Математические представления


Содержание

1 полугодие

2 полугодие

Количественные представления.

Счет равными числовыми группами (по 2 по3). Узнавание цифр, Знание отрезка числового ряда1-8. Определение места числа (от 0 до 8) в числовом ряду Счет в прямой (обратной) последовательности. Состав числа (7-8) из двух слагаемых. Сложение (вычитание) предметных множеств в пределах 8.Запись арифметического примера на увеличение (уменьшение) на одну (несколько) единиц в пределах 8.Решение задач на увеличение на одну (несколько) единиц в пределах 8. Различение денежных знаков (монет, купюр). Узнавание достоинства монет (купюр). Решение простых примеров с числами, выраженными единицей измерения стоимости. Размен денег.

Представления о величине. Узнавание линейки (шкалы делений), ее назначение.

Представление о форме. Узнавание (различение) геометрических фигур: квадрат, прямоугольник. Составление геометрической фигуры (квадрат, прямоугольник) из счетных палочек. Обводка геометрической фигуры. Построение геометрической фигуры: (квадрат, прямоугольник) по точкам, по шаблону, трафарету, контурной линии.

Временные представления. Узнавание (различение) дней недели. Знание последовательности дней недели. Определение времени по часам: целого часа, с точностью до получаса.




Окружающий природный мир

Содержание

1 полугодие

2 полугодие

Растительный мир

Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Узнавание (различение) кустарников (орешник, шиповник, крыжовник, смородина, бузина, боярышник). Знание особенностей внешнего строения кустарника. Узнавание (различение) лесных и садовых кустарников. Знание значения кустарников в природе и жизни человека. Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. Знание значения фруктов в жизни человека. Знание способов переработки фруктов. Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей овоща. Знание значения овощей в жизни человека. Знание способов переработки овощей.

Животный мир

Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр). Знание питания диких животных. Знание способов передвижения диких животных. Объединение диких животных в группу «дикие животные». Знание значения диких животных в жизни человека. Узнавание (различение) детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок). Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах холодного пояса (белый медведь, пингвин, олень, песец, тюлень, морж). Установление связи строения животного с его местом обитания. Знание питания животных. Знание способов передвижения животных.

Объекты природы

Узнавание изображения Земли из космоса. Узнавание глобуса - модели Земли. Знание свойств воздуха. Знание значения воздуха в природе и жизни человека. Различение земли, неба. Определение месторасположения земли и неба. Определение месторасположения объектов на земле и небе.

Временные представления

Узнавание (различение) дней недели. Представление о неделе как о последовательности 7 дней. Различение выходных и рабочих дней. Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности.





Домоводство

Содержание

1 полугодие

2 полугодие

Покупки

Ориентация в расположении отделов магазина, кассы и др. Нахождение нужного товара в магазине. Соблюдение последовательности действий при взвешивании товара: складывание продукта в пакет, выкладывание товара на весы, нажимание на кнопку, приклеивание ценника к пакету с продуктом. Соблюдение последовательности действий при расчете на кассе: выкладывание товара на ленту, ожидание во время пробивания кассиром товара, оплата товара, получение чека и сдачи, складывание покупок в сумку.

Обращение с кухонным инвентарем

Обращение с посудой. Соблюдение последовательности действий при мытье и сушке посуды: очищение посуды от остатков пищи, замачивание посуды, намыливание посуды моющим средством, чистка посуды, ополаскивание, сушка. Раскладывание столовых приборов и посуды при сервировке стола. Обращение с бытовыми приборами. Различение бытовых приборов по назначению (тостер, электрический чайник, холодильник). Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором. Соблюдение последовательности действий при пользовании электробытовым прибором.

Приготовление пищи

Приготовление блюда. Выбор инвентаря, необходимого для приготовления блюда. Обработка продуктов. Мытье продуктов. Чистка овощей. Резание ножом. Нарезание продуктов кубиками (кольцами, полукольцами). Натирание продуктов на тёрке. Соблюдение последовательности действий при приготовлении бутерброда: выбор продуктов (хлеб, колбаса, помидор, масло), выбор кухонного инвентаря (тарелка, доска, нож), нарезание хлеба, нарезание колбасы, нарезание помидора, намазывание хлеба маслом, сборка бутерброда (хлеб с маслом, колбаса, помидор). Соблюдение последовательности действий при варке продукта: включение электрической плиты, набирание воды, закладывание продукта в воду, постановка кастрюли на конфорку, установка таймера на определенное время, выключение электрической плиты, вынимание продукта. Соблюдение последовательности действий при варке яйца: выбор продуктов (яйца), выбор кухонного инвентаря (кастрюля, шумовка, тарелка), мытьё яиц, закладывание яиц в кастрюлю, наливание воды в кастрюлю, включение плиты, постановка кастрюли на конфорку, установка времени варки на таймере, выключение плиты, вынимание яиц.Соблюдение последовательности действий при приготовлении салата: выбор продуктов (вареный картофель, морковь, кукуруза, соленый огурец, лук, масло растительное, соль, зелень), выбор кухонного инвентаря (салатница, ложка, нож, доска, открывалка, тарелки), очистка вареных овощей, открывание банок (кукуруза, огурцы), нарезка овощей кубиками, нарезка зелени, добавление соли, растительного масла, перемешивание продуктов.

Уход за вещами

Ручная стирка. Соблюдение последовательности действий при ручной стирке: наполнение емкости водой, выбор моющего средства, определение количества моющего средства, замачивание белья, застирывание белья, полоскание белья, выжимание белья, вывешивание белья на просушку. Глажение утюгом. Различение составных частей утюга (подошва утюга, шнур, регулятор температуры, клавиша пульверизатора). Соблюдение последовательности действий при глажении белья: установка гладильной доски, выставление температурного режима, подключение утюга к сети, раскладывание белья на гладильной доске, смачивание белья водой, движения руки с утюгом, складывание белья. Уход за обувью. Соблюдение последовательности действий при чистке обуви: открывание тюбика с кремом, нанесение крема на ботинок, распределение крема по всей поверхности ботинка, натирание поверхности ботинка, закрывание тюбика с кремом.

Уборка помещений

Уборка мебели. Соблюдение последовательности действий при мытье поверхностей мебели: наполнение таза водой, приготовление тряпок, добавление моющего средства в воду, уборка предметов с поверхности, вытирание поверхности, вытирание предметов интерьера, раскладывание предметов интерьера по местам, выливание использованной воды. Уборка пола. Соблюдение последовательности действий при подметании пола: сметание мусора в определенное место, заметание мусора на совок, высыпание мусора в урну. Различение основных частей пылесоса. Подготовка пылесоса к работе. Чистка поверхности пылесосом.

Уборка территории

Уборка бытового мусора. Подметание территории. Сгребание травы и листьев. Уборка снега: сгребание, перебрасывание снега. Уход за уборочным инвентарем.





Окружающий социальный мир

Содержание

1 полугодие

2 полугодие

Школа

Узнавание (различение) помещений школы. Знание назначения помещений школы. Нахождение помещений школы. Знание профессий людей, работающих в школе. Узнавание (различение) участков школьной территории. Узнавание (различение) зон класса. Узнавание (различение) школьных принадлежностей: школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, пластилин, альбом для рисования. Знание назначения школьных принадлежностей. Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду.

Квартира, дом, двор

Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). Узнавание (различение) типов домов (одноэтажный (многоэтажный), каменный (деревянный), городской (сельский, дачный) дом). Узнавание (различение) мест общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт). Соблюдение правил при пользовании лифтом: ждать закрытия и открытия дверей, нажимать кнопку с номером нужного этажа, стоять во время движения лифта и др. Соблюдение правил безопасности, поведения в местах общего пользования в доме: не заходить в лифт с незнакомым человеком, не залезать на чердак, не трогать провода и др. Узнавание (различение) помещений квартиры (комната (спальная, детская, гостиная), прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон). Знание функционального назначения помещений квартиры. Узнавание (различение) частей территории двора (игровая площадка, спортивная площадка). Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во дворе. Знакомство с коммунальными удобствами в квартире: отопление (батарея), канализация (вода, унитаз, сливной бачок), водоснабжение (вода, кран, трубы (водопровод), электроснабжение (розетка, свет, электричество). Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во время аварийной ситуации в доме. Узнавание (различение) вредных насекомых (муравьи), грызунов (крысы), живущих в доме. Представление о вреде, который приносят вредные насекомые. Узнавание (различение) часов (механические, электронные). Знание строения часов (циферблат, стрелки). Узнавание (различение) аудио, видеотехники и средств связи (телефон, компьютер, плеер). Знание назначения технического устройства (сотовый телефон, компьютер, плеер). Соблюдение последовательности действий при пользовании телефоном (компьютером, плеером, и др.): включение, использование (связь), выключение.

Предметы быта

Узнавание (различение) электробытовых приборов (телевизор, утюг, лампа, электрический чайник, фен). Знание назначения электроприборов. Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором. Узнавание (различение) предметов мебели (стол, стул, диван, шкаф, кровать). Знание назначения предметов мебели. Различение видов мебели (кухонная). Узнавание (различение) предметов посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, чайник. Знание назначения предметов посуды. Узнавание (различение) кухонного инвентаря (терка, половник, разделочная доска). Знание назначение кухонного инвентаря. Узнавание (различение) предметов интерьера (зеркало, штора, ваза). Знание назначения предметов интерьера. Узнавание (различение) светильников (настольная лампа). Узнавание (различение) часов (механические, электронные). Узнавание (различение) частей часов: стрелки, циферблат. Знание назначения часов.

Продукты питания

Узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок, кофе) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с напитком. Узнавание (различение) молочных продуктов (молоко, масло, мороженое, творог, сметана) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с молочным продуктом. Знание правил хранения молочных продуктов. Узнавание (различение) мясных продуктов: готовых к употреблению (колбаса), требующих обработки (приготовления) (мясо (птица), сосиска, котлета). Знание правил хранения мясных продуктов. Узнавание (различение) рыбных продуктов: готовых к употреблению (консервы, рыба (копченая, соленая), требующих обработки (приготовления) (мясо (филе рыбы), рыбная котлета, рыбный фарш). Знакомство со способами обработки (приготовления) рыбных продуктов. Знание правил хранения рыбных продуктов. Узнавание (различение) муки и мучных изделий: готовых к употреблению (хлеб, булочка, пирожок), требующих обработки (приготовления) (макаронные изделия (макароны, вермишель). Знание правил хранения мучных изделий. Узнавание (различение) круп и бобовых: готовых к употреблению (консервированная кукуруза, горошек), требующих обработки (приготовления) (греча, пшено). Знание правил хранения круп и бобовых. Узнавание (различение) кондитерских изделий (конфета, шоколад, торт). Знание правил хранения кондитерских изделий.

Предметы и материалы, изготовленные человеком

Узнавание свойств бумаги (рвется, мнется). Узнавание (различение) видов бумаги по плотности (альбомный лист, папиросная бумага). Узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, книга, газета). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с бумагой (ножницы). Знание свойств дерева (твёрдость, дает тепло, когда горит).Узнавание предметов, изготовленных из дерева (стол, двери). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых обрабатывают дерево (молоток). Узнавание предметов, изготовленных из стекла (стакан, оконное стекло).Соблюдение правил безопасности при обращении с предметами, изготовленными из стекла. Знание свойств резины (водонепроницаемость). Узнавание предметов, изготовленных из резины (резиновые перчатки, сапоги). Узнавание предметов, изготовленных из металла (ведро, кастрюля). Знание свойств ткани (мягкая, мнется). Узнавание предметов, изготовленных из ткани (одежда, постельное бельё). Узнавание предметов, изготовленных из пластмассы (игрушки).

Город

Узнавание (различение) элементов городской инфраструктуры (улицы, площади (Победы), парки). Узнавание (различение), назначения зданий: вокзал (железнодорожный), службы помощи (поликлиника, парикмахерская, больница), магазин (одежда, продукты), театр, жилой дом. Узнавание (различение) профессий (врач, продавец, повар, парикмахер).Знание особенностей деятельности людей разных профессий. Знание (соблюдение) правил поведения в общественных местах. Узнавание (различение) частей территории улицы (проезжая часть, тротуар).Узнавание (различение) технических средств организации дорожного движения (дорожный знак («Пешеходный переход»), разметка («зебра»), светофор).Знание (соблюдение) правил перехода улицы. Знание (соблюдение) правил поведения на улице. Узнавание (различение) достопримечательностей своего города (Вознесенский собор, Стела «Город воинской славы»).

Транспорт

Узнавание (различение) наземного транспорта (рельсовый, безрельсовый). Знание назначения наземного транспорта. Узнавание (различение) составных частей наземного транспортного средства. Узнавание (различение) воздушного транспорта. Знание назначения воздушного транспорта. Узнавание (различение) составных частей воздушного транспортного средства. Узнавание (различение) общественного транспорта. Знание (соблюдение) правил поведения в общественном транспорте. Знание места посадки и высадки из автобуса. Пользование общественным транспортом (посадка в автобус).

Традиции, обычаи

Знание традиций и атрибутов праздников (Новый год, 8 Марта). Знание школьных традиций.

Страна

Знание названия государства, в котором мы живем. Знание (узнавание) государственной символики (флаг, гимн).Знание названия столицы России. Знание (узнавание) основных достопримечательностей столицы (Кремль) на фото, видео. Знание названий городов России (Санкт-Петербург.). Знание достопримечательностей города. Знание (различение) документов, удостоверяющих личность гражданина России (паспорт).





Изобразительная деятельность

Содержание

1 полугодие

2 полугодие

Подготовительный период обучения

Формирование организационных умений: правильно сидеть, правильно держать и пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками), правильно располагать изобразительную поверхность на столе.

Сенсорное воспитание: различение формы предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки; узнавание и показ основных геометрических фигур и тел (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб); узнавание, называние и отражение в аппликации и рисунке цветов спектра. Ориентировка на плоскости листа бумаги.

Развитие моторики рук: формирование правильного удержания карандаша и кисточки; формирование умения владеть карандашом; формирование навыка произвольной регуляции нажима; произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), прекращения движения в нужной точке; направления движения.

Обучение приемам работы в изобразительной деятельности (лепке, выполнении аппликации, рисовании):

Приемы лепки: отщипывание кусков от целого куска пластилина и разминание; скатывание, раскатывание, сплющивание; размазывание по картону; примазывание частей при составлении целого объемного изображения.

Приемы выполнения аппликации из бумаги: приемы работы ножницами; раскладывание деталей аппликации на плоскости листа относительно друг друга в соответствии с пространственными отношениями: внизу, наверху, над, под, справа от …, слева от …, посередине; приемы наклеивания деталей аппликации с изобразительной поверхностью с помощью клея.

Приемы рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой): рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу); рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий; рисование линий замкнутого контура (круг, овал); рисование по клеткам предметов несложной формы с использованием этих линии (по образцу); рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменения силы нажима на карандаш; упражнения в рисовании линий.

Рисование предметов несложных форм (по образцу); штрихование внутри контурного изображения; правила штрихования; рисование карандашом линий и предметов несложной формы двумя руками.

Приемы работы красками: приёмы рисования руками: точечное рисование пальцами, рисование ладонью, кулаком, ребром ладони; приемы трафаретной печати: печать тампоном, карандашной резинкой, смятой бумагой и т.п.; приемы кистевого письма: примакивание кистью; наращивание массы; рисование сухой кистью и т.д.

Обучение действиям с шаблонами и трафаретами: правила обведения шаблонов; обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных форм, букв, цифр.

Обучение композиционной деятельности.

Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию.

Формирование понятий: «предмет», «форма», «фигура», «силуэт» «деталь», «часть», «элемент», «объем», «узор» и т.п. Разнообразие форм предметного мира. Геометрические фигуры. Природные формы. Трансформация форм. Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для передачи в рисунке. Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения).

Передача пропорций предметов. Строение тела животных и др. Передача движения различных предметов. Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных деталей и целого куска пластилина; составление целого изображения из деталей, рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам, самостоятельное рисование формы объекта и т. п.

Сходство и различия орнамента и узора. Виды орнаментов по форме: в полосе, замкнутый; по содержанию: геометрический, растительный. Принципы построения орнамента в полосе, квадрате.

Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в рисунке с помощью красок. Понятия: «цвет», «краски», «акварель», «гуашь», «живопись» и т.д. Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные). Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния (радость, грусть).

Обучение восприятию произведений искусства

Беседы: «Изобразительное искусство в повседневной жизни человека», «Виды изобразительного искусства», «Рисунок, живопись, декоративно-прикладное искусства»; «Как и о чем создаются картины», «Пейзаж, портрет», «Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства»; «Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюмы)»





Коррекционно-развивающее занятие

Содержание

1 полугодие

2 полугодие

Вводное занятие

Давайте познакомимся. Формирование эмоционального отношения к занятиям. Диагностика уровня знаний детей о себе. Диагностическое занятие.

Развитие восприятия, воображения.

Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом. Раскладывание, перекладывание предметов различной величины. Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур. Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). Пространственное ориентирование в схеме собственного тела (верх– сверху, перед – спереди и т. п.). Ориентирование в помещение по инструкции педагога. Пространственная ориентировка на листе бумаги. Сутки. Части суток. Утро. День. Вечер. Ночь. Понятия: вчера, сегодня, завтра. Формирование умения слушать, прислушиваться, сосредоточиваться на звуке.

Развитие внимания

Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания. Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах. Активизация внимания путем сличения предмета с его силуэтом, игра «Найди тень», «Чем похоже, а чем отличается».

Развитие памяти

Развитие объема и устойчивости слуховой, зрительной, двигательной памяти. Запоминание свойств предметов, узнавание их на основе названных свойств. Запоминание и воспроизведение наглядного и словесного материала. Зарисовка картинок.

Развитие аналитико-синтетической сферы

Развитие наглядно-действенного мышления. Описание различных свойств окружающих предметов. Выделение элементов, из которых состоит данный объект. Выделение основных признаков предмета. Нахождение конкретных различий предметов. Сравнение предметов по заданному признаку. Выделение общего признака. Классификация предметов по заданному признаку.

Развитие личностно-мотивационной сферы

Знакомство с правилами общения. Обучение приѐмам общения со сверстниками. Знакомство с понятиями «радость», «страх», «удивление», «злость». Развитие умения адекватно выражать своѐ эмоциональное состояние.

Итоговое занятие.


Комплексное занятие. Проверка имеющихся знаний и умений учащихся.




4.3. Нравственное развитие.

Мероприятия

I полугодие

II полугодие

Любите книгу-источник знаний.

«Дружба начинается с улыбки».

О чём говорят дорожные знаки.

Елец – исторический центр.

«Культура общения».

Наша Родина – Россия.

Участие в Дне здоровья «Мир глазами равных возможностей».

Классное родительское собрание: «Семейные ценности в современном обществе».

Участие в праздничном концерте «Покуда стучат сердца, помните!».




4.4. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Мероприятия

I полугодие

II полугодие

«Я - ребенок, я - человек». Мой режим дня.

Мой внешний вид.

Знай и люби свой край.

Зимние забавы.

Времена года.

Основы ОБЖ.

Беседы: «Хочу быть здоровым! Гигиенические навыки, мытьё рук, стрижка ногтей. Болезни грязных рук», «Гигиена внешней среды.

Классное родительское собрание: «Итоги учебного года. Организация безопасного и полезного летнего отдыха».




5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре.

В уходе и присмотре не нуждается. На протяжении нахождения ребёнка в школе девочке оказывается необходимая помощь при гигиенических процедурах, посещении туалета учителями ___________________________________.


6. Сотрудничество с семьёй обучающегося.

Задачи

Возможные мероприятия

Психологическая поддержка семьи

индивидуальные консультации с психологом

Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка

индивидуальные консультации родителей со специалистами: классный руководитель, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед



Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР

посещение родителями уроков/занятий;

отработка с ребёнком навыков, полученных на учебных занятиях


Обеспечение единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации

консультирование специалистами школы;

посещение родителями уроков/занятий;

соблюдение режима дня




Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения

ведение дневника наблюдений (краткие записи);

личные встречи, беседы


Организацию участия родителей во внеурочных мероприятиях

анонсы запланированных внеурочных мероприятий;

посещение классных и школьных родительских собраний;

участие обучающегося и родителей в конкурсах и мероприятиях


7. Специалисты, участвующие в реализации СИПР

Учителя: ___________________, педагог-психолог _________________, учитель-дефектолог ________________, учитель-логопед ___________________, классный руководитель 6 «Б» класса _________________.


8. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов

Наглядные средства обучения: предметные и сюжетные картинки, пиктограммы, графическое изображение объектов, различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного), пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10), мозаики, карточки с изображением цифр, денежных знаков и монет, макеты циферблата часов, калькулятор, весы, рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания, вырезания, их признаков, состояний, действий, карточки с напечатанными словами, натуральные объекты, муляжи, макеты, счётный материал, геометрические (формы) фигуры, пластичные материалы, инструменты и приспособления для работы с пластичными материалами: стека, нож, скалка, валик, форма, подложка, штамм, разные виды бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка и др., инструменты и приспособления для изготовления аппликации: ножницы, шило, войлок, трафарет, дырокол; материалы и инструменты для рисования: краски, карандаши, палитра, кисти, емкость для воды, альбом для рисования; лыжи и лыжные палки, мячи для настольного и большого тенниса, гимнастическая стенка, кубики, баскетбольные мячи.


Средства мониторинга

Уровни освоения (выполнения) действий/операций


1. Пассивное участие / соучастие.

- действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним)


2. Активное участие. Действие выполняется ребенком:


- со значительной помощью взрослого,

ДД

- с частичной помощью взрослого

Д

- по последовательной инструкции (изображения или вербально)

ДИ

- по подражанию или по образцу

ДО

- самостоятельно с ошибками

СШ

- самостоятельно

С


Сформированность представлений


1. Представление отсутствует

0

2. Не выявить наличие представлений

?

3. Представление на уровне:


- использование по прямой подсказке;

1

- использование с косвенной подсказкой;

2

- самостоятельное использование.

3


Участники образовательного процесса:

учитель __________

учитель __________

классный руководитель ___________

педагог-психолог ________________

учитель-дефектолог _____________

учитель-логопед _________________


родитель _______________



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации