Индивидуальный образовательный маршрут учащихся начальной школы

2
0
Материал опубликован 6 November 2021

Индивидуальный образовательный маршрут

учащихся начальных классов


Ещё древние мудрецы говорили: «Увидеть и понять проблему – наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом». Актуальная проблема школы – «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями.

Актуальность проблемы состоит в том, что низкая успеваемость учащихся есть и остается наиболее острой в современной педагогике. Число таких детей из года в год возрастает, так как увеличиваются факторы риска, среди которых наиболее опасны: отягощенная наследственность, патология беременности или родов у матери, хронические заболевания у родителей, неблагоприятные экологические ситуации, алкоголизм родителей, неполная семья, неблагоприятный психологический микроклимат в семье и т. п.

Чтобы наметить пути коррекционной работы с такими учащимися нужно более подробно познакомиться с отклонениями в развитии ребенка: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально – волевой сферы личности происходит замедленно с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребенку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общества.

У такого ребенка гораздо дольше остается ведущая игровая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные процессы. Слабо развитая произвольная сфера (умение сосредоточиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задания, работать по образцу) не позволяет младшему школьнику полноценно осуществить напряженную учебную деятельность: он очень быстро устает, истощается. 

Из-за недостаточного для его возраста умения сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать учащиеся не в состоянии самостоятельно, без специальной педагогической помощи, усвоить содержательный минимум школьной программы и быстро попадает в ряды хронически неуспевающих.

Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из–за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребенок либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей. Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, ребенок самостоятельно, без индивидуальной педагогической помощи выйти не может

В нашей школе в рамках внеурочной деятельности организована групповая работа с учащимися 3-4 классов. Из параллели выбраны одаренные дети, так называемая группа «Сириус» с ними проводят работу учителя. Слабоуспевающие дети тоже не остаются без внимания. С данной группой детей, а называется она «Учись учиться», проводят развивающую работу психологи и учителя. Остальная часть детей из параллели занимается творческой деятельностью – хореография, хор, изо.

Я провожу занятия 2 раза в неделю со слабоуспевающими учениками по программе Языкановой «Учись учиться».

В связи с этим был разработан индивидуальный образовательный маршрут учеников с трудностями обучения. (слайд 3)

t1636187935aa.png

Цель: помощь обучающимся, испытывающим затруднения при усвоении учебной программы. (слайд 4)

Задачи:

коррекция отклонений в развитии познавательной сферы;

психокоррекция поведения ребенка;

социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.

Принципы и подходы: 
Принципы реализации - создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности; - выстраивания ребенком совместно со  взрослыми индивидуального пути развития.
 


Этапы индивидуального сопровождения отстающих учащихся (слайд 5)

Содержание 

Формы занятий 

Ответственные

1

Выявление учащихся, испытывающих затруднения в усвоении ЗУН на основе срезов и контрольных работ учащихся. 

Контрольные работы, контрольные срезы, педагогическая диагностика

Учителя

2

Анализ причин не усвоения программ на основе комплексной диагностики

Анкета учителя по А.Ф. Ануфриеву, С.Н. Костроминой

Диагностика психолога

Педагог-психолог

3

Заключение и рекомендации психолога по коррекции психофизических и познавательных возможностей учащихся. 

Индивидуальные консультации 

Педагог-психолог

4

Определение образовательного маршрута для учащегося. 

Консилиум

Педагог-психолог,учителя

5

Реализация индивидуальных программ и плана коррекционных мероприятий с ребенком. 

Групповые и индивидуальные занятия. 

Педагог-психолог


6

Отслеживание динамики в развитии, оценка динамики обучения и коррекции; назначение дополнительных обследований. 

Обсуждение, беседы с родителями и учителями рекомендации

Педагог-психолог учителя


Алгоритм работы со слабоуспевающими учениками (слайд 6)

Ознакомление родителей с результатами тестирования

Составление диагностической карты

Мониторинг уровня развития высших психических функций

Составление плана индивидуальной и групповой работы (с указанием соответствующих упражнений)

Составление графика консультаций

Подбор и разработка дидактического материала

На каждого ученика, испытывающего трудности обучения заполняется карта ИОМ учителем и психологом

1 страница ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОБУЧАЮЩЕМСЯ (слайд 7)

Фамилия _____________________________________________________________

Имя__________________________________________________________________

Отчество______________________________________________________________

Класс_________________________________________________________________

Дата рождения________________________________________________________

Домашний адрес____________________________________________________________________

Состояние здоровья и развития учащегося:

Общая оценка здоровья учащегося______________________________________

Признаки повышенной нервозности: отсутствуют, повышенная, утомляемость, пониженная работоспособность, подавленное настроение, повышенная возбудимость, вспышки гнева, агрессивность по отношению к сверстникам и учителям, отказ от контактов, общих дел, склонность к разрушительным действиям, другие признаки________________________________________________________

2 страница (слайд 8-9)

 Анкета ученика ______________________________________________________________

Я считаю, что основные проблемы и трудности в моем обучении состоят в том, что:

Мне трудно понять объяснения учителя на уроке.

На уроке я просто не успеваю делать то, что нужно.

В школе очень много задают.

Если я не понял что-либо на уроке, я просто не делаю д/з.

Мне трудно организовать себя для выполнения д/з, потому что я не понимаю, за что браться в первую очередь.

Учителя не требовательные.

Я не могу получить от учителя дополнительные объяснения, если чего-то не понял на уроке.

Не могу сосредоточиться на уроке, потому что в классе плохая дисциплина.

Я часто не могу вспомнить, о чем говорилось на уроке.

Я невнимателен, постоянно отвлекаюсь.

Из-за того, что я сильно нервничаю, не могу сосредоточиться на уроке, не могу хорошо ответить.

У меня много пробелов в знаниях. (многое не помню, или не знаю)

Некоторые учителя плохо объясняют материал.

Родители не интересуются моей учёбой (как успехами, так и неудачами).

Я часто не высыпаюсь, поэтому на уроке не могу быть сосредоточенным.

У меня нет времени на учебу, я занимаюсь спортом (творчеством).

Я не умею думать.

У меня слабая сила воли, не могу себя заставить взяться за учебу.

Я не верю в то, что смогу хорошо учиться.

Программа обучения слишком сложная.

Учиться — скучно.

В школе для меня важнее общение, а не учёба.

Я не хочу учиться.

У меня проблем нет, это учителя придираются.

Чем могут помочь родители?_______________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________


Чем могут помочь учителя?__________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________ 

3 страница ( слайд 10) Анкета учителя по А.Ф. Ануфриеву, С.Н. Костроминой

Феноменология трудностей

Возможные психологические причины

Рекомендации

психолога

1.В письменных работах допускает ошибки



2. Неразвитость орфо­графической зоркости.



3. Невнимателен и рассеян.



4. Испытывает трудности при решении математических задач.



5. Испытывает затруднения при пересказывании текста.



6. Неусидчив.



7. Трудно понимает объяснение с первого раза.



8. Постоянная грязь в тетради.



9. Плохое знание таблицы сложения (умножения).



10. Не справляется с заданиями для самостоятельной работы.



11. Постоянно забывает дома учебные предметы.



12. Плохо списывает с доски.



13. Домашнюю работу выполняет отменно, а в классе справляется плохо.



14. Любое задание необходимо повторить несколько раз, прежде чем ученик начнет его выполнять.



15. Постоянно переспрашивает учите­ля.



16. Плохо ориентируется в тетради.



17. Поднимает руку, а при ответе молчит.



18. Опаздывает на уроки.



19. Постоянно отвлекается на уроках, залезает под парту, играет, ест



20. Испытывает страх перед опросом учителя



21. При проверке тетради после проведенного урока оказывается, что письменная работа полностью отсутствует



22. Во время урока выходит и отсутствует продолжительное время





4 страница ( слайд 11)

Индивидуальные критерии развития высших психических функций____________________класс

Параметры развития ВПФ


Сентябрь

Январь

Май

Развитие мышления

(владение приемами понятийного мышления. Выполнение логических операций

Осведомленность




Классификация




Аналогии




Обобщение




Уровень развития




Развитие памяти

Слуховая




Зрительная




Моторно-слуховая




Комбинированная




Долговременная опосредованная




Логическая память




Развитие внимания

Объем внимания




Устойчивость внимания




Особенности свойств нервной системы

Гибкость мышления




Сила нервных процессов




(слайд 13)

t1636187935ab.png


5 Страница (слайд 14)

Это позволяет отследить динамику развития каждого ученика, а значит своевременно оказать ему практическую помощь

t1636187935ac.png


Психолог, учитель находится на постоянной связи с родителями детей


6 страница (слайд 15) Мониторинг результативности обучающихся

(ознакомление родителей с результатами развития учащегося)

Психолог_____________________________________

Месяц/дата

Тема консультации

Рекомендации

Роспись

родителей













(Слайд 17)















Приложение 1

Рекомендации

для педагогов при оказании помощи слабоуспевающим ученикам на уроке

Условия предупреждения и преодоления неуспеваемости:

Привлекать неуспевающего к работе на уроке – во время проверки выполнения домашнего задания, объяснения и закрепления нового материала. Важ

но при этом так поставить дело, чтобы неуспевающий работал пусть медленно, пусть с ошибками, но самостоятельно, а не списывал задания у одноклассников.

Учитель не должен спешить ставить неудовлетворительную оценку, чтобы не снизить мотивацию к учению. Слабоуспевающий ученик вначале болезненно переживает плохие оценки, если они с его точки зрения, несправедливы, а потом становится равнодушным к учению.

Учитель обязательно должен вызывать слабоуспевающих учащихся к доске при этом методически грамотно организовывать работу класса в этот момент, дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения – это необходимое условие для успешного обучения

Учащихся следует ставить перед посильными трудностями. Учение не должно даваться слишком легко, потому что легкость учения не вырабатывает у учащихся привычки работать с напряжением и преодолевать трудности, а это одно из важнейших человеческих качеств

Если требования, предъявляемые к учащимся, для них непосильны, то они начинают искать обходные пути (списывание, шпаргалки), некоторые пытаются вызубрить наизусть недостаточно понятный материал. Это и есть формализм, который делает полученные «знания» непрочными, неприменимыми, бесполезными. Тогда учащийся теряет интерес к предмету или даже приобретает отвращение к нему.

Слабоуспевающим учащимся надо давать посильные для них задания, не выходя за рамки «обязательных результатов обучения»



Для того, чтобы добиться успеха в обучении необходимо:

Жесткий контроль над выполнением всех заданий, особенно у слабоуспевающих учащихся

Следить за тем, чтобы каждый учащийся положительно сдал каждую тему (обязательные результаты обучения)

Осуществлять дифференцированный подход к учащимся при опросе

Домашнее задание должно содержать дополнительную часть и необязательную

Дифференцированные задания должны быть и на самостоятельных и на контрольных работах

Не допускать отставания учащихся, для этого систематически проводить консультации и дополнительные занятия

Не каждый раз ставить «двойку», а уметь терпеливо ждать учащиеся с замедленным восприятием

Не унижать ученика и постараться найти к нему подход



В процессе контроля за подготовленностью учащихся.

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

Предложение учащемуся примерного плана ответа.

Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

Стимулирование оценкой, подбадривание, похвала.

При изложении нового материала.

Применение мер поддержания интереса к усвоению темы.

Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.

В ходе самостоятельной работы на уроке.

1.Разбивка заданий на дозы, этапы.

2.Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.

3.Напоминание приема и способа выполнения задания.

4.Ссылка на правила и свойства.

5.Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающего.

6.Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления.

При организации самостоятельной работы.

Выбор наиболее рациональной системы упражнений.

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.

Рекомендации для родителей слабоуспевающих детей.

Для успешной учебной деятельности детей необходимо учить жить в коллективе.

Приучайте детей к преодолению трудностей.

Организуйте чёткий распорядок жизни ребёнка. Невыспавшийся ребёнок – грустное зрелище на уроке.

В воспитании предъявляйте единые требования к ребёнку, не унижайте, не вымогайте обещаний.

В отношениях с ребёнком не допускайте подавления личности, угрозы, физические наказания, чрезмерной опёки!

Не оправдывайте своё неучастие в школьных делах сына или дочери отсутствием времени. Пусть ребёнок видит ваш интерес.

Родители должны контролировать процесс научения своего ребёнка и учитывать индивидуальные особенности.

Родителям необходимо иметь постоянный контакт со школой и интересоваться требованиями, предъявляемыми к учащимся.

Несмотря ни на что – приучайте ребёнка готовить домашнее задание.

Ребёнок должен иметь постоянное место для приготовления уроков. Никто и ничто его не должно отвлекать.

Учите ребёнка управлять собственным поведением.

Опирайтесь на сильные стороны ребёнка.

Проявляйте веру в ребёнка, сочувствие к нему, уверенность в его силах.

Создайте дома обстановку уважения и дружелюбия.

Помните! Успех - вскармливает успех. Лучший источник мотивации неуспевающего ученика- сознание того, что у него что-то получается.

Рекомендации для учащихся по изучению нового материала.

Приступая к изучению материала, нужно поставить перед собой цель – запомнить надолго, лучше навсегда. Установка на длительное запоминание информации обеспечит условия для лучшего запоминания. Осознай, для чего требуется запомнить изу4чаемый материал. Чем важнее поставленная цель, тем быстрее и прочнее происходит запоминание.

Внеси в интерьер своей комнаты жёлтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность.

Откажись от зубрёжки и для запоминания текста опирайся на осмысленное запоминание. Последовательность работы примерно такова: 1) понять; 2) установить логическую последовательность; 3) разбить материал на части и найти в каждой части опорный пункт; 4) запомнить именно его и использовать как ориентир.

Лучше два раза прочесть и два раза воспроизвести изученный материал, чем пять раз читать без воспроизведения.

Заданный учебный материал лучше повторять по «горячим следам». Эффективно повторение перед сном и с утра.

Давно замечено, что лучший способ забыть только что выученное – постараться сразу же запомнить что – нибудь похожее. Поэтому не стоит учить информатику после математики, а кубановедение после обществознания.

Настоящая мать учения не повторение, а применение. Чем больше будет найдено возможностей включить запоминаемый материал в практическую деятельность, поработать с ним, тем глубже и надёжней будет изучение предмета



















Приложение 2

Ф. И._____________________________________________________

Феноменология трудностей

Возможные психологические причины

Рекомендации

1.В письменных работах допускает ошибки

-Низкий уровень развития фонематического слуха

-Слабая концентрация внимания

-Низкий уровень объема и распределения внимания

- Индивидуально-типологические особенности личности

- Упражнения на развитие звуко-буквенного анализа

- Упражнения 13, 14, 15, 16

- Упражнения 62, 63, 64, 65


- Коррекция межличностных отношений

2. Неразвитость орфо­графической зоркости.

-Низкий уровень произвольности

-Несформированность приемов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу)

-Низкий уровень объема и распределения внимания

-Низкий уровень развития кратковременной памяти

- Слабое развитие фонематического слуха

- Упражнения 68, 69, 70, 71, 72

- Упражнения 59-72




- Упражнения 9, 26, 27, 28, 29

- Упражнения 40, 41, 42


- Упражнения на развитие звуко-буквенного анализа

3. Невнимателен и рассеян.

-Низкий уровень развития произвольности.

- Низкий уровень объема внимания

-Преобладающая мотивация учения — игровая

- Упражнения 68-72

- Упражнения 9, 10

- Упражнения 13, 14, 15, 16

- Стимуляция познавательной активности

4. Испытывает трудности при решении математических задач.

-Низкий уровень развития общего интеллекта

-Низкий уровень развития образного мышления

-Слабое понимание грамматических конструкций

- Необходимо дополнительное обследование у психоневролога

- Упражнения 38-42

- Упражнение 61

- Упражнения 47-52

5. Испытывает затруднения при пересказывании текста.

-Слабое развитие логического запоминания.

-Низкий уровень речевого развития

-Низкий уровень разви­тия логических опера­ций (анализа, обобще­ния, систематизации)

-Заниженная самооценка

- Упражнение 60

- Упражнения 40, 41, 42

- Упражнение 31

- Упражнения 47-52

- Упражнения 53-58

- Коррекция личностно-мотивационной сферы

6. Неусидчив.

-Низкий уровень развития произвольности

-Индивидуально-типологические особенности личности

-Низкий уровень развития волевой сферы

- Упражнения 68-72

- Щадящий режим, учет при обучении индивидуальных особенностей

Упражнения 59, 60


7. Трудно понимает объяснение с первого раза.

-Несформированность приемов учебной деятельности

-Слабая концентрация внимания

-Низкий уровень развития восприятия

-Низкий уровень развития произвольности

-Низкий уровень развития общего интеллекта

- Упражнения 59-72

- Упражнения 13, 14, 15, 16

- Упражнения 1-8

- Упражнения 68-72

- Необходимо дополнительное обследование у психоневролога

-


8. Постоянная грязь в тетради.

-Слабое развитие тонкой моторики пальцев рук

-Несформированность приемов учебной деятельности

-Недостаточный объем внимания

-Низкий уровень развития кратковременной памяти


- Упражнения на развитие тонкой моторики

- Упражнения 59-72

- Упражнения 9, 10, 11

- Упражнения 26, 27, 28

9. Плохое знание таблицы сложения (умножения).

-Низкий уровень развития механической памяти

-Низкий уровень развития долговременной памяти

-Развитие общего интеллекта ниже возрастной нормы

-Низкий уровень развития произвольности

-Слабая концентрация внимания

-Несформированность приемов учебной деятельности

- Упражнения 38, 40

- Упражнения 31-38, 42-46

- Упражнения 31-38, 42-46





- Упражнения 13-16

- Упражнения 59-72

10. Не справляется с заданиями для самостоятельной работы.

-Несформированность приемов учебной деятельности

-Низкий уровень развития произвольности

- Упражнения 59-72

- Упражнения 68-72

-

11. Постоянно забывает дома учебные предметы.

- Высокая эмоциональная нестабильность, повышенная импульсивность

- Низкий уровень развития произвольности

- Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания

- Учет при обучении индивидуально-типологических особенностей

- Упражнения 68-72

- Упражнения 13-16

12. Плохо списывает с доски.

- Несформированность предпосылок учебной деятельности

- Низкий уровень развития произвольности

- Низкий уровень переключения внимания

- Недостаточный объем внимания

- Низкий уровень развития кратковременной памяти

- Упражнения 59-72

- Упражнения 68-72

- Упражнения 17, 18, 19, 20, 21

- Упражнения 9, 10, 11, 12

- Упражнения 26, 27, 28

13. Домашнюю работу выполняет отменно, а в классе справляется плохо.

-Несформированность приемов учебной деятельности

- Несформированность приемов учебной деятельности

- Низкий уровень развития произвольности

- Упражнения 59-72

- Учет при обучении индивидуально-типологических особенностей

- Упражнения 68-72

14. Любое задание необходимо повторить несколько раз, прежде чем ученик начнет его выполнять.

-Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания.

-Низкий уровень развития произвольности

- Нессрормированность умения выполнять задания по устной инструкции взрослого

- Нессрормированность предпосылок учебной деятельности

- Упражнения 13-16

- Упражнения 68-72

- Упражнения 62, 63

- Упражнения 59, 60-72

15. Постоянно переспрашивает учите­ля.

-Низкий уровень объема внимания. --Слабая концентрация и устойчивость внимания.

- Низкий уровень развития переключения внимания

- Низкий уровень развития кратковременной памяти

- Низкий уровень развития произвольности

- Упражнения 9-12

- Упражнения 13-16

- Упражнения 17-20, 21, 22

- Упражнения 23-30

- Упражнения 68-72

16. Плохо ориентируется в тетради.

- Низкий уровень развития восприятия и ориентировки в пространстве

- Низкий уровень развития произвольности

- Слабое развитие мелкой мускулатуры кистей рук

- Упражнения 1-8



- Упражнения 68-72


- Упражнения на развитие мелкой моторики

17. Поднимает руку, а при ответе молчит.

- Несформированность отношения к себе как к школьнику

- Заниженная самооценка

- Низкий уровень развития произвольности

- Стимуляция познавательной активности

- Коррекция личностно-мотивационной сферы

- Упражнения 68-72

18. Опаздывает на уроки.

- Несформированность приемов самоконтроля

- Низкий уровень развития концентра­ции и устойчивости внимания

- Низкий уровень развития произвольности

- Низкий уровень развития произвольности

-. Упражнения 62-67

- Упражнения 13-16




- Упражнения 68-72

19. Постоянно отвлекается на уроках, залезает под парту, играет, ест

- Несформированность отношения к себе как к школьнику

- Преобладающая мотивация учения — игровая

- Низкий уровень развития концентрации и устойчивости внимания

- Низкий уровень развития роизвольности

- Несформированность приемов учебной деятельности


- Коррекция личностно-мотивационной сферы

- Учет индивидуальных особенностей в учебном процессе

- Упражнения 13-16

- Упражнения 59-72

20. Испытывает страх перед опросом учителя

-Заниженная самооценка

-Возможные трудности в семье.

-Внутреннее стрессовое состояние

- Индивидуально-типологические особенности личности

Коррекция личностно-мотивационной сферы

- Снятие тревожных состояний через терапевтическое воздействие

Учет индивидуальных особенностей в учебно-воспита­тельном процессе -

21. При проверке тетради после проведенного урока оказывается, что письменная работа полностью отсутствует

- Несформированность отношения к себе как к школьнику

- Преобладающая мотивация учения — игровая

- Низкий уровень развития произвольности

- Несформированность приемов учебной деятельности

- Коррекция личностной направленности школьника

- Стимуляция познавательной активности

- Упражнения 68-72

- Упражнения 59-67

22. Во время урока выходит и отсутствует продолжительное время

- Отсутствует учебная мотивация

Стимуляция познавательной активности



t1636187935ad.gif

t1636187935ae.gif

Использованные методики:

1.«Исследование словесно-логического мышления детей (Э.Ф. Замбацявичене).

2. Диагностика различных типов памяти

3. Проба на внимание (П. Я. Гальперин и С. Л. Кабыльницкая)

4. Методика экспресс-диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям Е. П. Ильина

5. Методика А. С. Лачинса «Гибкость мышления»



18


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.