«Комплексный подход к организации работы по развитию речи дошкольников»
Презентацию подготовила:
Воспитатель Бугрова С.Д.
Пед. совет
январь 2018 г.
Согласно закону об образовании речевое развитие включает:
владение речью как средством общения и культуры;
развитие всех компонентов устной речи детей;
развитие речевого творчества;
знакомство с детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров;
создание предпосылок у детей к обучению грамоте.
Проблема
Проблема развития речи дошкольников приобретает в последнее время все большее значение. Это связано с тем, что уровень владения речью у детей, поступающих в школу, часто не соответствует предъявляемым требованиям и возрастным возможностям, что, в свою очередь, обуславливает возникновение у детей трудностей в освоении школьной программы.
Комплексный подход к развитию устной речи включает в себя:
– понимание речи, привлечение внимания и интереса детей к собственной речи и речи окружающих;
– развитие связной диалогической и монологической речи;
– обогащение и уточнение словаря;
– развитие грамматического строя речи;
– развитие речевого аппарата, звукопроизношения;
– развитие мелкой моторики
Меры, предпринимаемые педагогами
Работа над речью обозначена в образовательной программе ДОУ, однако осуществление педагогической деятельности лишь в рамках программы не обеспечит речевого развития детей в полной мере.
Требуется комплекс мер, включающий в себя организацию речевой развивающей среды ДОУ, продуктивную работу и воспитателей и воспитанников не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, но и в ходе организации режимных моментов, а также активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, включая общение родителей с ребенком дома.
Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает:
Систематическая Непосредственно Образовательная Деятельность воспитателями
Правильная организация речевой развивающей среды
Использование в свободной деятельности детей игр, потешек, чтение художественной литературы и т.д.
повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;
участие родителей в речевом воспитании детей.
Систематическая Непосредственно Образовательная Деятельность воспитателями
Работая над развитием речи в рамках непосредственно образовательной деятельности, нужно стараться вызвать у детей интерес к предстоящей деятельности. НОД носит продуктивный характер и включает в себя:
обучение различным видам монолога – описанию, пересказу, рассказу – с использованием традиционных методик;
использование речевых игр и упражнений; интерактивных программ; игр-инсценировок; методов наглядного моделирования; проектной деятельности и др.
При моделировании занятий по развитию речи тесно использовать различные разделы речевой работы:
Обогащение и активизация словаря.
Работа над смысловой стороной слова.
Формирование грамматического строя речи.
Воспитание звуковой культуры речи.
Развитие элементарного осознания языковых явлений.
Речевая развивающая среда
Под развивающей средой мы понимаем естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. Помимо предметного окружения используем такие способы организации развивающей среды, которые влияют на формирование разных сторон речевого развития детей
Требования к организации речевой развивающей среды
размещение оборудования по центрам развития (книжные уголки; центры театрально-игровой деятельности – театры разных видов, атрибуты для игр-драматизаций; центры речевой деятельности – дидактические и развивающие игры речевой направленности, что обеспечит объединение детей по общим интересам;
динамичность среды;
учет возрастных особенностей детей;
учет гендерной специфики развития детей;
функциональность предметного обеспечения;
обеспечение эмоциональной комфортности в разных видах деятельности.
Профессиональное общение педагогов ДОУ по вопросам речевого развития дошкольников проходит в следующих формах:
взаимные консультации;
совместные мероприятия;
методические объединения;
педагогические советы;
мастер-классы;
семинары и др.
Работа с родителями:
Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребенка в детский сад. Уже на этом этапе (и во время последующих встреч) педагоги стараются убедить родителей в том, что именно их роль в речевом развитии ребенка значима; что все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны.
Воспитатели объясняют родителям, что их участие в речевом развитии ребенка не должно быть разовым. Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребенком и пр. – это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устранятся от этой работы, то нарушится целостность педагогического процесса. В результате пострадает их ребенок.
Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития осуществляется через:
1. различные консультации по развитию речи ребёнка в семье,
2.папки-передвижки дидактических игр и упражнений «Домашняя игротека»,
3.открытые занятия,
индивидуальные беседы,
4.родительские собрания,
5.памятки для родителей,
6.подготовка детей к праздникам и досугам,
6.выставки поделок, которые были сделаны детьми дома,
7. сочинение сказок и загадок, рисование к ним картинок.
Вывод:
Таким образом, только комплексный подход (с привлечением всех субъектов образовательного процесса в ДОУ) к развитию речи дошкольников обеспечит разносторонний характер речевого развития детей, позволит повысить уровень владения необходимыми умениями и навыками и создаст необходимые предпосылки для успешного школьного обучения.
Спасибо за внимание!