Индивидуальное логопедическое занятие «В поисках Кроша»
Организационно-методическая информация
Ф.И.О. педагога: Куликова Елена Робертовна
Тема занятия: В поисках Кроша
Форма занятия: индивидуальная (средняя группа)
Цель: вызвать изолированно звук «ф», закрепить произношения изолированного звука «ф»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-вызвать звукопроизношение Ф;
-автоматизировать звук в изолированном положении;
-совершенствовать фонематический слух (выделение данного звука из ряда предложенных);
-закрепить словарь по теме «Зимние забавы»;
-обучать выполнению движений по подражанию, словесной инструкции;
Коррекционно-развивающие:
-развивать и совершенствовать артикуляционную и мелкую моторику;
-формировать правильный речевой выдох и направленную воздушную струю;
-формировать умения концентрировать внимание на предложенном материале
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать чувства гордости за достижения;
- воспитывать желание помогать;
- воспитание стремления овладеть правильной речью
Оборудование: картинки «Смешарики», картинка артикуляционной гимнастики, «поддувалочка», игрушки «Смешарики», «снежки»- 2 шт, зеркало, салфетка, домик, 3 стола)
Время проведения: 15 минут
Планируемое время проведения занятия: второй период обучения -конец декабря
Ход занятия
Водная часть
(На столе игрушки Смешарики, картинка Нюша с Лосяшем и «поддувалочка».)
Л: -Посмотри кто к тебе пришёл? Смешарики. Поздоровайся с ними. Скажи: здравствуйте. Давай вспомним их имена.
-Однажды Крош поспорил с остальными Смешариками, что сможет спрятаться так, что его не найдут. Видишь, нет Кроша? Крош спрятался. А остальные Смешарики даже не заметили! На улице стояла прекрасная погода, и они ушли гулять (переложить их на кровать).
2. Основная часть:
Упражнение 1: (общая и мелкая моторика)
Ты хочешь найти Кроша? А сейчас какое время года? (Зима.) Надо одеться потеплее (ребенок одевает воображаемую одежду). В путь. (Обойти вокруг стола высоко поднимая ноги.) Пальчики замерзли, давай потрем.
Зимние денечки очень холодны,
Снежная метелица заметет дворы.
Детворе не выйти в стужу из домов
Сколько б ни одели те шапок и шарфов.
Упражнение 2: (дыхательная гимнастика)
Нам на пути попалась горка. Удивились- «О» -подняли брови, обрадовались- «А». На чём можно съехать с горки? (показываю картинку- на санках). Правильно, на санках. Что делают Смешарики? Катаются на санках. Повтори: катаются на санках. Поможем Смешарикам съехать с горки? Тогда давай подуем на снег, чтобы расчистить им дорогу. Щеки не надувай. Дуй медленно, плавно. Здесь нет Кроша. Съехали (дойти до другого стола).
Упражнение 3: (артикуляционная гимнастика)
(Подходим к зеркалу. На столе 4 картинки Нюша, Ёжик, Бараш и Ёжик на лыжах, картинки артикуляционной гимнастики, «снежок», салфетка)
Смотри, Нюша катается на льду. (Показываю картинку Нюша на льду.) Лед как зеркало, гладкий, блестящий (потрогать). Что нужно, что бы кататься на льду? Правильно, коньки. На чём Нюша катается? (катается на коньках) Пока Нюша делает упражнения на коньках, мы тоже поупражняемся.
«Улыбка» -Ребенок широко улыбается, растягивая губы, зубы не видны, удерживает до 7 секунд.(картинка Нюши)
Нюша наша знакома всем детям,
Она тебя улыбкой встретила.
«Лосяш просит кушать»-открывать рот, опуская и поднимая нижнюю челюсть.(картинка Лосяш)
Кушать хочется Лосяшу
Будет кушать Лосяш кашу
Ой, смотри. Чья фотография? Кроша.
«Расчешем нижнюю губу»- Ребенок проводит верхними зубами по нижней губе 6 – 8 раз, массируя ее.(картинка Крош)
Посмотри, расческа – зубы
Крошу причесывает губы.
«Спрячем зубки»-верхнюю губу поднять так, что бы обнажились верхние зубы, затем губа возвращается обратно. Повторить несколько раз, увеличивая время показа верхних зубов до 7 секунд
Губу верхнюю поднял,
Зубки верхние показал.
А теперь наоборот
Плотно закрываю рот.
На льду тоже нет Кроша, только фотография.
Упражнение 4: (физминутка)
Посмотри, Ёжик лепит снеговика. Что делает Ёжик? (Лепит снеговика.) Давай ему поможем. (Мнём колобок и катаем его по полу)
Ты видишь Кроша? Нет, его и здесь нет.
Упражнение 5: (постановка звука)
(Садимся за стол перед зеркалом)
К нам подошёл Бараш. Спроси его, видел ли он Кроша. (Ты видел Кроша?) Нет. Не видел. Он говорит, что катается с Ёжиком. На чём они катаются? Катаются на лыжах. Ёжик катается на лыжах и фыркает. Вот так: Ф. Давай пофыркаем как Ёжик.
А) Попробуй, повтори :Ф
Нижняя губа приближена к краям верхних резцов, посередине остается узкая щель для прохода воздуха; верхняя губа слегка приподнята
Верхние резцы видны, нижние резцы закрыты нижней губой
Язык принимает положение следующего гласного звука
Мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость
Голосовые связки раскрыты, голос не звучит
Воздушная струя идёт через рот
Б) Ребенок дует сблизив верхнюю и нижнюю губу. В этот момент логопед пальцем поднимает верхнюю губу ребенка, тогда нижняя губа рефлекторно поднимается к верхним резцам
В) Логопед поднимает нижнюю губу ребенка двумя пальцами к верхним резцам.
Скажи как фыркает Ёжик: Ф. Но мы опять не нашли Кроша. Идём дальше.
Упражнение 6: (фонематическое восприятие)
(На столе картинка Лосяша и Совуньи; домик, внутри которого Крош)
Тут пошёл снег (показываю картинку). Снег идёт тихо. Вот так ф, ф, ф.
Давай половим снежинки вместе с Совуньей и Лосяшем. Если услышишь как падает снежинка (произношу ф), лови её ладошками, хлопай. Если услышишь другие звуки, то говори «Нет»
-рот не прячу: а, и, ф, ф, м
-рот прикрыть: о, ф, н, б, ф, ф, у
-рот прикрыт: ф, ф, ш, ф, к, с
Спроси, видели ли Смешарики Кроша? Не видели.
3. Заключительная часть
Упражнение 7: (закрепление)
Смотри, домик. Давай проверим, может Крош прячется в домике? Ура. Мы его нашли. Здравствуй, Крош. Пока мы тебя искали, встретили всех твоих друзей. Кого мы встретили? Что делали Смешарики? На чём они катались? Крош, ты прятался в домике, а на улице пошел снег.
Как падают снежинки?
Как ты с Ёжиком разговаривал?
Давай попрощаемся со Смешариками. До свидания.
Кого мы сегодня искали? Какое задание было самое сложное? Мы помогли найти Кроша, сделали доброе дело.
Кияйкина Наталья Федоровна